Программа по развитию творческих способностей при помощи нетрадиционных методов рисования «Рисовашки».
рабочая программа по рисованию (средняя группа)

Гребнева Дарья Владимировна

Развитие творческих способностей детей при помощи нетрадиционных методов рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risovashki.docx27.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №16 «Аннушка» города Смоленска

Программа  по развитию творческих способностей при помощи нетрадиционных методов рисования

«Рисовашки».

2020-2021 учебный год

Руководитель: Гребнева Дарья Владимировна

Время проведения : четверг , 15:30

Место проведения :групповая комната.

Средняя группа «Муравьишки»

Смоленск, 2020

Пояснительная записка

Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. 

Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира.

Дети воспринимают художественные занятия, как новый, необычный и интересный опыт. Их, по началу, мало интересует результат, а интересен сам процесс. Тем не менее, даже совсем крошки способны понять по-своему оценить прекрасное и готовы создать собственное произведение искусства. Детский рисунок привлекает своей непосредственностью, своеобразной выразительностью, неожиданностью образов.

Актуальность

Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Одним из приёмов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребёнка, является организация работы с детьми в нетрадиционных техниках рисования.

 Нетрадиционные техники для детей – это деятельность, в результате которой они создают новое, оригинальное, проявляют самостоятельность, учатся сотрудничать. Совместный творческий опыт уберегает от разочарований в собственных силах, способствует повышению авторитета среди сверстников.

Цель:

Развитие у детей мелкой моторики, художественно - творческих способностей, через различные виды изобразительной деятельности, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

  1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними.
  2. Побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе нетрадиционные техники.
  3. Развивать у детей художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание, устойчивый интерес к художественной деятельности.
  4. Формировать у детей умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
  5. Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом и творческую самореализацию.

Ожидаемые результаты:

Дети будут знать:
- о разнообразии техник нетрадиционного рисования
- о свойствах и качествах различных материалов;
- о технике безопасности во время работы.

Дети будут уметь:
 - планировать свою работу;
- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
- анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;
- создавать индивидуальные работы;
- использовать различные техники и способы создания рисунков;
- аккуратно и экономно использовать материалы.

Режим программы:

В реализации программы участвуют дети 4-5 лет, посещающие ДОУ.

Программа предполагает проведение одного занятия в месяц( четверг, 15.30)

Общее количество занятий в год -10.

Количество детей- 8.

Продолжительность занятий -20  минут.

Срок реализации-1 год.

Диагностика проводится 2 раза в год( на начало года- вводная, в конце года-итоговая)

Принципы организации программы

1. Принцип целенаправленности

2. Принцип систематичности и последовательности

3. Принцип доступности

4. Принцип наглядности

5. Принцип интегрированного подхода

6. Принцип воспитывающего и развивающего обучения

7. Принцип адаптивности

Методы работы

– словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ);

– наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки);

– игровые (дидактические, развивающие, подвижные);

– метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание)

Нетрадиционные методы рисования

1.Пальцевая живопись .
Этот способ можно предлагать детям же в младшей группе при использовании метода сотворчества. Дети дополняют предложенный воспитателем сюжет, рисуют: дождь, снег, почки на деревьях, бусы, елочные игрушки, салют (каждый палец – разная краска) и т.д.

2. Рисование ладонью (кулачком) .
На ладонь (кулачок) наносится краска, ребенок отпечатывает на листе, а затем дорисовывает изображение.

3. Ниткография 

Разновидность декоративно-прикладного творчества, которая позволяет создавать великолепные картины, используя разнообразные по толщине и цвету нитки.

4. Рисование свечей или мылом
На чистом листе бумаги рисуется предмет (свечей или мылом), затем наносится фон, дополнительные детали по сюжету.

5.  Рисование мазками .
С помощью мазка, используя только форму кисти, за считанные минуты можно изобразить то, что зачастую требует долгого и трудоемкого вырисовывания.
Мазки – цветовая мозаика, когда каждый мазок (пятнышко цвета) укладывается отдельно от других, не смешиваясь с ними. Плавные переходы складываются из цветных пятнышек. Рисунок, сделанный таким способом, похож на витраж или мозаичное панно.
Если кистью двигать по-разному, оставляемые его следы тоже могут быть разные (вытянутый мазок, конусообразный, прямоугольный).
Кисть может оставлять и многоцветный след, если на кисти несколько оттенков краски.

6.  Рисование штампами: губкой, мятой бумагой, крышками, листиками, ластик, пучок соломы и т.д.
Краска должна быть густой.  Фон для работы лучше выполнять в техниках по сырому или заливка. Краску брать лучше  с палитры. На ней  удобно смешивать цвета. Штампы, измазанные двумя красками, оставляют двухцветные оттиски.

7.  Метод: пастель. 
Рисовать на листе цветными мелками (можно использовать принцип мозаики).

8. Рисование листьями.
Такое рисование хорошо проводить осенью. Соберите опавшие листья. Нанесите на листья краску со стороны прожилок и аккуратно приложите к бумаге, прижмите и снимите листик, взяв его за черешок.

9. Рисование смятой бумагой.
Приготовьте  тонкий поролон, пропитанный гуашью, лист бумаги, на котором будете рисовать и мятую бумагу.  Прижмите сначала смятую бумагу к поролону, а затем нанесите оттиск на рисунок.

10. Рисование по мокрой бумаге.
Бумагу смочите поролоном, а под низ подложите влажную салфетку. Рисовать надо красками, получается очень интересный «размытый» эффект.

Дидактический материал

• акварельные краски, гуашь;
• восковые и масляные мелки, свеча;
• ватные палочки;
• поролон;
• матерчатые салфетки;
• стаканы для воды;
• подставки под кисти;
• кисти.

Календарно-тематическое планирование

Месяц

№ п/п

Тема

Количество часов

всего

Кол-во занятий

Мин.

Сентябрь

1

«Листья в вазе»

1

20 мин.

Октябрь

2

«Белочка кушает орешки»

1

20 мин.

Ноябрь

3

«Разноцветный зонтик»

1

20 мин.

Декабрь

4

«Зимний пейзаж»

1

20 мин.

Январь

5

«Вьюга-завируха»

1

20 мин.

Февраль

6

«Берёзка»

1

20 мин.

Март

7

«Волшебные цветы»

1

20 мин.

Апрель

8

«Пасхальное яйцо»

1

20 мин.

Май

9

«Салют»

1

20 мин.

10

Подведение итогов

1

20 мин

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Задачи

Нетрадиционные методы

Оборудование

1

«Листья в вазе»

-Познакомить детей с натюрмортом.

 -Учить рисовать натюрморт с помощью отпечатка листьев, яблок.

 -Познакомить с новым материалом – пастель.

-Учить создавать фон пастелью.

Отпечаток листьями, яблоками. Фон – пастель.

Листы бумаги, гуашь, кисти, листья деревьев, яблоки (половинки), пастель.

2

«Белочка кушает орешки»

-Учить рисовать ладошкой,пальчиком.

- Развивать композиционные умения.

- Воспитывать аккуратность.

Рисование ладошкой, пальчиками.

Листы бумаги, гуашь, кисти, салфетки.

3

«Разноцветный зонтик»

-Развивать чувство цвета, мелкую моторику.

- Воспитывать аккуратность.

Рисование ватными палочками

Силуэты зонтиков, гуашь, ватные палочки.

4

«Зимний пейзаж»

-Воспитывать аккуратность.

Отпечатывание салфеток

Цветной картон (черный, синий), белая гуашь, салфетки.

5

«Вьюга-завируха »

-Познакомить с техникой ниткография, учить рисовать в данной технике.

- Развивать воображение, ассоциативное мышление.

Ниткография.

Листы бумаги, гуашь, нитки.

6

«Берёзка»

-Познакомить детей с техникой рисования свеча+акварель данной технике.

-Развивать чувство композиции

Свеча + акварель

Листы бумаги, акварель, свеча.

7

«Волшебные цветы»

-Совершенствовать умение в данной технике.

- Развивать воображение, ассоциативное мышление

Ниткография.

Листы бумаги, нитки, гуашь, кисти.

8

«Пасхальное яйцо»

-Воспитывать интерес к народной культуре.

- Учить элементам декора, цветовосприятия.

Рисование ватными палочками.

Листы бумаги, гуашь, ватные палочки.

9

«Салют»

-Учить изображать салют, используя восковые мелки, акварель для фона.

Восковые мелки, акварель.

Листы бумаги, восковые мелки, акварель, кисти.

10

Подведение итогов


ДИАГНОСТИКА

 

   Разделы

Уровни развития

                 Средний

                     Высокий

Техника работы с материалами

Дети знакомы с необходимыми навыками нетрадиционной техники рисования и умеют использовать нетрадиционные материалы и инструменты, но им нужна незначительная помощь.

Самостоятельно используют нетрадиционные материалы и инструменты. Владеют навыками нетрадиционной техники рисования и применяют их. Оперируют предметными терминами.

Предметное и сюжетное изображение

Передают общие, типичные, характерные признаки объектов и явлений. Пользуются средствами выразительности. Обладает наглядно-образным мышлением. При использовании навыков нетрадиционной техники рисования результат получается недостаточно качественным.

Умеет передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержание сюжета. Умело передает расположение частей при рисовании сложных предметов и соотносит их по величине.  Применяет все знания в самостоятельной творческой деятельности. Развито художественное восприятие и воображение. При использовании навыков нетрадиционной техники рисования результат получается  качественным. Проявляют самостоятельность, инициативу и творчество.

Декоративная деятельность  

Различают виды декоративного искусства. Умеют украшать предметы простейшими орнаментами и узорами с использованием нетрадиционной техники рисования.

Умело применяют полученные знания о декоративном искусстве. Украшают силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи с помощью нетрадиционных материалов с применением нетрадиционной техники рисования. Умеют украшать объемные предметы различными приемами.

Список литературы

1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду - М. ,2012 г.

2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.- М.: «Издательство Скрипторий 2003»,2010.- 72с.

3. Комарова Т. С. Детское художественное творчество, М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.

4. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду, М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.

5. Кихтева Е. Ю. Рисуют малыши - М-С 2008 г.

6. Лыкова И. А. Цветные ладошки - авторская программа М.: «Карапуз-Дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования метода рисования песком

Актуальной проблемой, остро стоящей на сегодняшний день, является отсутствие необходимых изобразительных умений у дошкольников. Это приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так ...

Развитие творческой активности с помощью нетрадиционных техник рисования

На сегодняшний день перед обществом возникает важный вопрос о воспитании личности нового типа: уникальной, с креативным мышлением, творческой, хорошо разбирающейся в реалиях сегодняшней, постоянно мен...

Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования метода рисования песком

Актуальной проблемой, остро стоящей на сегодняшний день, является отсутствие необходимых изобразительных умений у дошкольников. Это приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так ...

Творческий отчет (из опыта работы) «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования»

На организованной деятельности по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эсте...

Развитие творческих способностей с помощью нетрадиционных техник рисования

Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразит...

Творческий проект по теме: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования»

Основы личности закладываются еще в дошкольном возрасте, поэтому необходимо начиная с дошкольного возраста развивать творческий потенциал подрастающего поколения. Развитие творческих способностей возм...