Педагогический проект «Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник рисования»
проект по рисованию (старшая группа)

Зотова Елена Юрьевна

Данный проект предназначен для детей старшего возраста. С помощью проекта дети в игровой форме освоят нетрадиционные техники рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon netrad_tehn.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 9 «Теремок»

МО «Барышский район»

Педагогический проект

«Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник рисования»

(для детей старшего возраста)

Выполнила:

воспитатель МДОУ Д/С №9

«Теремок» МО «Барышский район»

Ульяновской области

Зотова Елена Юрьевна

Пояснительная записка

     Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной работы.

Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированы творческие возможности человека в различных видах деятельности. Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и прежде всего рисование

В процессе рисования у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Ведь сколько бы ни было в изобразительном искусстве течений, каждое по-своему прекрасно, так как в каждом есть линия и цвет, в каждом они гармонично сочетаются.

     Актуальность проекта в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Цель: развитие творческих способностей каждого ребенка средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.

Задачи проекта:

1. Вызвать у детей интерес к творческой деятельности.

2. Помочь детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка.

3. Развивать чувство композиции, световосприятие и зрительно-двигательную координацию.

4. Развивать творческое мышление.

5. Формировать практические навыки работы с бумагой и гуашью.

6.Разнообразить изобразительную деятельность детей, внести новые и необычные для детей способы выполнения работы.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Сроки реализации проекта: июль – сентябрь 2016г.

Гипотеза: Творческие способности детей будут эффективно развиваться при условии, если будет разработана система работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала.

Участники проекта

-  Дети;

-  Педагоги;

-  Музыкальный руководитель;

-  Родители

Этапы реализации проекта:

 I этап – Организационно-подготовительный - создание педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и интересов детей.

 II этап - Диагностический - выявление у детей доминирующих склонностей к различным видам изобразительной деятельности.

III этап - Практический - апробация и внедрение в практическую деятельность с детьми новых изобразительных технологий; повышение уровня родительской компетентности в области художественно-эстетического воспитания.

IV этап - Заключительный – подведение итогов.

1. Организационно подготовительный:

Изучение методической литературы, публикаций в журналах «Дошкольное воспитание», посещение сайтов по теме проекта.

Анализ многообразия художественных техник рисования, выявление нетрадиционных подходящих для старшего дошкольного возраста, оформление наглядных пособий, организация предметно-развивающей среды.

2.Диагностический

Стартовая диагностика уровня развития творческих способностей детей. Разработка тематического перспективного плана.

Создание словаря по данной теме.

3. Практический

Работа с детьми.

Совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность детей; рассматривание образцов, фотографий, иллюстраций; чтение и обсуждение художественной литературы; продуктивная деятельность под музыку, рисование иллюстраций; игры и упражнения под тексты стихотворений; наблюдение за природой; рассматривание и обсуждение привлекательных предметов; физкультминутки; оформление выставки, просмотр видео презентаций

В работе с детьми старшего дошкольного возраста рекомендуется использование следующих техник рисования:

- набрызг;

- техника рисования с использованием трафарета;

- монотипия;

- монотипия предметная;

- монотипия пейзажная;

- рисование мятой бумагой;

- пластилинография,

- рисование ладошкой,

- рисование тычком

- оттиск печатками из ластика, листьев.

Работа с родителями

Знакомство родителей с нетрадиционными способами рисования, привлечение их к совместному с детьми творчеству. Пополнение уголков по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (зубные щетки, ватные палочки, нитки, свечи, пробки т. д.). Оформление уголка для родителей по данной теме.

Целесообразны следующие формы работы с родителями:

- беседы, консультации;

- мастер класс;

- выставки детских работ для родителей;

-конкурсы совместных работ родителей и детей на различные темы с использованием нетрадиционного рисования;

- анкетирование;

- рекомендации.

№/№

Месяц

Направления работы

Содержание деятельности

1.

Июль

Работа с детьми

1.Презентация «Дикие животные»

2. ООД «Лесные жители» (рисование тычком белочки и медведя)

3. Пластилинография «Дорожные знаки»

4. Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса».

5. Пластинография «Петушок»

Сотрудничество  с родителями

1.Организация выставок детских работ.

2. Консультация «Рисуйте вместе с ребенком»

Методическое сопровождение

1.Консультационный материал для родителей.

 2. Организация предметно-развивающей среды, связанной с художественно-эстетическим развитием детей.

3.Подборка художественной литературы «Сказки про краски» и оформление библиотечки юного художника.

Самообразование

1.Обзор периодических изданий, новинок методической литературы

2. Использование Интернет ресурсов

2.

Август

Работа с детьми

1. ООД «Осенний букет» (оттиск листьями)

2. Чтение стихотворений об осени.

3. ООД «Прощай, лето» (рисование тычком)

4. Показ развивающего видео «Рассказываем детям о насекомых»

5. Монотипия «Стрекоза»

Сотрудничество  с родителями

1. Организация выставки детских рисунков.

2. Консультация

Методическое сопровождение

1.Консультационный материал для родителей.

 2. Организация предметно-развивающей среды, связанной с художественно-эстетическим развитием детей.

Самообразование

1.Обзор периодических изданий, новинок методической литературы

2. Использование Интернет ресурсов

3.

Сентябрь

Работа с детьми

1. Презентация «Занимательный мир насекомых»

2. Рисование ладошками «Бабочка».

3. Рассматривание иллюстраций из альбома «Осень»

4. Рисование мятой бумагой «Осень к нам пришла»

Сотрудничество  с родителями

1.Консультация для родителей "Рисуем штрихами вместе с детьми".

2. Выставка детских рисунков

Методическое сопровождение

1.Консультационный материал для родителей.

 2. Организация предметно-развивающей среды, связанной с художественно-эстетическим развитием детей.

Самообразование

1.Обзор периодических изданий, новинок методической литературы

2. Использование Интернет ресурсов

4. Заключительный.

Подведение итогов.

Изготовление презентации "Маленькие художники".

Проведение мастер – класса для родителей по нетрадиционному рисованию «Чему мы научились». Выставка детских рисунков и совместных работ родителей и детей на заданную тему.

Разработка «Методических рекомендаций» для педагогов и родителей по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста.

Проведение диагностики развития художественно- творческих способностей детей.

Средства диагностики результатов.

Предлагается диагностирование детей по следующим методикам:

1) Для исследования образной креативности (воображения, творческого мышления) использовался тест на основе методики «Дорисовывание» Е. П. Торренса. Он позволит изучить параметры творческого мышления.

Материал:

1. «Дорисуй» Испытуемому предлагают лист бумаги с нарисованными двумя рядами одинаковых контурных изображений (2 ряда по 4 кружка) и просят придумать и изобразить как можно больше предметов и вещей.

2) «Налей воду в кувшин». Оценивалось умение работать кистью (правильно держать, набирать краску, соблюдение последовательности работы с краской) .

3) «Составь букет для Снегурочки и Солнышка» (Подбери тёплые и холодные цвета)

4) «Собери радугу» (знание основных и вспомогательных цветов, умение смешивать цвета) .

Так же проводился анализ детских работ с целью  оценки творчества в рисунке (оценивалась по критериям):

1. Самостоятельность замысла;

2. Оригинальность изображения;

3. Стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

4. Разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

а) многоцветная или ограниченная гамма – цветовое решение соответствует замыслу и характеристики изображаемого;

б) преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;

в) безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).

5. Уровень самостоятельности:

а) выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;

б) требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;

в) необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.

Ожидаемые результаты:

для детей:

сформирован интерес к изобразительной деятельности, дети умеют применять усвоенные нетрадиционные техники рисования, получают эстетические удовлетворение при восприятии своих работ;

для педагогов:

созданы условия для активизации интереса к изобразительной деятельности у детей группы, для различных способов воплощения своих замыслов;

для родителей:

повышена компетенция родителей, сформирована у родителей позиция «активных участников» в реализации проекта;

Принципы, лежащие в основе проекта:

• - От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

• - Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

• - Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

• - Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.

• - Принцип доступности материала.

Продукты проекта:

- для детей: коллективные и индивидуальные творческие работы, альбом «Маленькие художники».

-      для педагогов: картотека дидактических игр по изобразительной деятельности, конспекты мероприятий;

-       для родителей: консультации, выставки детского творчества.

Перспектива дальнейшего развития

Продлить проект на более длительный срок с целью изучения и освоения новых техник нетрадиционного рисования.

Список использованных источников:

1. Е. Н. Лебедева «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников»

2. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки».

3. О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко «Волшебные ладошки»«Волшебные краски».

4. Мэри Энн, Ф. Колль «Рисование красками».

5. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка»

6. А. М. Страунинг «Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей детей при помощи нетрадиционных техник рисования»

В статье говорится о влиянии нетрадиционных техник рисования на развитие детей и развитие творческих способностей. Представлены примеры . которые помогут в работе....

Статья на тему: "Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционной техники рисования"

Одной из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе является формирование творческой личности. Решение ее начинается в дошкольном возрасте. И изобразительная деятельность яв...

Развитие творческих способностей детей при помощи нетрадиционной техники рисования

«Развитие творческих способностей детей при помощи нетрадиционной техники рисования в рамках реализации ФГОС ДО»«Общение с искусством – одна из больших радостей жизни»В.А. Сухомлинский...

Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник рисования

Стремление к новизне и разнообразию помогают приобретать не только навык, но и личностный опыт труда и эмоциональных переживаний, что способствует более глубокому и тонкому развитию эмоциональной сфер...

Презентация: "Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник рисования"

Развитие творческих способностей с использованием нетрадиционных техник рисования....