Образовательный проект "Город в головоломке"
проект по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Бандурина Светлана Викторовна

Одним их эффективных средств интеллектуального развития являются игры-головоломки. Они способствуют развитию познавательного интереса и любознательности, развивают сообразительность, логико-математическое и пространственное мышление, конструкторские способности и способности к моделированию, тренируют воображение и аналитические способности. Головоломки – доступное средство для тренировки мозга, недаром их называют зарядкой для ума. Но прежде всего это – игры, они интересны детям, потому что в них можно просто играть!

Поскольку решения у головоломок чаще всего нестандартные, это позволяет создавать воображаемые образы, развивать творческие способности ребенка, его умение мыслить нестандартно, а также умение мыслить последовательно и системно. Дополнительным бонусом для любителей головоломок является тот факт, что систематическое решение логических задач способствует сохранению работоспособности мозга.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_bandurina.docx34.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 84 комбинированного вида»

660068, Красноярский край, город Красноярск, переулок Тихий, д.24

тел. +7(391)264-40-31e-mail: dou84@mailkrsk.ru

Номинация: Лучший образовательный проект

В направлении «Развитие начал технического образования детей дошкольного возраста»

Проект «Город в головоломке»

Сроки реализации проекта:

01.09.2023-30.11.2023

Автор проекта:

Бандурина Светлана Викторовна,

воспитатель подготовительной логопедической группы МБДОУ № 84

Красноярск, 2023

Описание проекта

Актуальность

Вызовы современности, технологизация общества и тренды будущего все больше указывают на потребность в получении качественных знаний в области технического образования и инновационных технологий.  В связи с этим развитие начал технического образования является одним из приоритетных направлений в Концепции развития ДО Красноярского края на период до 2025 года. Ряд требований к познавательному развитию дошкольников предъявляет и ФГОС.

Одним их эффективных средств интеллектуального развития являются игры-головоломки. Они способствуют развитию познавательного интереса и любознательности, развивают сообразительность, логико-математическое и пространственное мышление, конструкторские способности и способности к моделированию, тренируют воображение и аналитические способности. Головоломки – доступное средство для тренировки мозга, недаром их называют зарядкой для ума. Но прежде всего это – игры, они интересны детям, потому что в них можно просто играть!

Поскольку решения у головоломок чаще всего нестандартные, это позволяет создавать воображаемые образы, развивать творческие способности ребенка, его умение мыслить нестандартно, а также умение мыслить последовательно и системно. Дополнительным бонусом для любителей головоломок является тот факт, что систематическое решение логических задач способствует сохранению работоспособности мозга.

Постановка проблемы

Наблюдения из практики показывают, что у большинства современных дошкольников недостаточно развито логическое, конструктивное и пространственное мышление, в связи с чем воспитанники детских садов зачастую испытывают трудности в умении делать выводы и умозаключения, принимать логические решения.

Для детей логопедической группы эти проблемы стоят наиболее остро. В ходе педагогической диагностики было выявлено, что 50% воспитанников группы имеют снижение концентрации внимания и некоторых мыслительных процессов (анализ, синтез, обобщение). У 80% воспитанников отмечено снижение показателей развития волевых качеств (усидчивость, способность доводить начатое до конца). Ряд воспитанников логопедической группы испытывает трудности при создании конструкций по образцу (46%), а 80% воспитанников испытывают трудности в видоизменении постройки при изменении условий.

В поиске эффективных путей решения данной проблемы мой выбор пал на игры-головоломки, как средство, способное в доступной и увлекательной для детей форме повысить их умственную активность.

Новизна и практическая значимость

Новизна проекта заключается в получении детьми нового опыта в использовании технологии смарт-тренинга «Мир головоломок», а также в создании новых авторских дидактических пособий в рамках данной технологии.

Практическая значимость состоит в том, что данный формат занятий интересен детям дошкольного возраста, в нем используются доступные для детей дошкольного возраста методы (игровой, словесный, наглядный, практический). Данный формат работы направлен прежде всего на формирование умственных действий и будет уместен в работе с детьми с задержкой в психическом развитии.

Цель проекта

Задачи проекта

Развитие интеллектуальных способностей и психических процессов воспитанников логопедической группы посредством игр-головоломок

  • Учить детей понимать инструкцию и пользоваться ей при решении головоломок.
  • Развивать элементы логического, конструктивного и пространственного мышления.
  • Развивать целостное зрительное восприятие, ориентировку в пространстве.
  • Развивать воображение.
  • Формировать познавательный интерес.
  • Развивать усидчивость и произвольное внимание.
  • Воспитывать инициативность, самостоятельность.

Планируемые результаты

Дети демонстрируют устойчивый интерес к играм-головоломкам, предлагают свои «городские объекты» для постройки, самостоятельно используют их в свободной деятельности.

Наблюдается положительная динамика в развитии произвольного внимания (дети демонстрируют способность доводить начатое до конца), положительная динамика в развитии психических процессов (мыслительных процессов, внимания, зрительного восприятия, пространственных представлений), совершенствуется воображение воспитанников (придумывают новые образы, новые варианты построек, находят сходства объектов городской архитектуры с элементами головоломок и придумывают к ним схемы).

Деятельность в рамках проекта

Проект разработан на основе технологии смарт-тренинга для дошкольников «Мир головоломок», направленной на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста, их восприятия, внимания, памяти, воображения, становления мыслительных функций и мыслительных операций, их умения добиваться поставленных целей посредством игр-головоломок. Рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.

Деятельность в рамках проекта предполагает работу от простого к сложному, с поступательным усложнением заданий (составь по образцу, составь по контуру, придумай сам), расширением границ изучения городских пространств (детский сад, микрорайон, район, город).

Также при организации деятельности необходимо учитывать разные стартовые возможности воспитанников и организовывать работу таким образом, чтобы создать для каждого ребенка ситуацию успеха. Для этого важно использовать различные формы работы: фронтальную, индивидуальную (работа по схеме – контурной или расчлененной, поиск сходств с объектом, выделение основных частей объекта), работу в парах (решение проблемных ситуаций, работа со схемами) и подгрупповую работу.

Проект реализуется на фронтальных занятиях по ФЭМП, речевому развитию, ИЗО-деятельности, конструировании, в кружковой работе, свободной деятельности детей, на экскурсиях, квестах.

В процессе реализации проекта используются следующие методы:

Словесный метод

материал излагается детям в доступной для них форме

Метод «Модель трех вопросов»

Что знаете? Что хотите узнать? Где можете получить информацию?

Игровой метод

использование дидактических игр и различных компонентов игры в сочетании с постановкой проблемных ситуаций, разъяснениями; создание карт жизненных пространств и обыгрывание на них различных ситуаций («Мой детский сад», «Прогулка по городу» и т.п.

Практический метод

неоднократные пробы решения головоломок, отработка приемов

Метод моделирования

моделирование различными способами (из конструкторов, головоломок, бросовых материалов и т.п.)

Соревновательный метод

«Кто придумает…», «Кто быстрее соберет»

Виды деятельности:

Виды деятельности

Содержание

Познавательно-исследовательская

Исследование объектов культуры и достопримечательностей города Красноярска, моделирование и конструирование, решение проблемных ситуаций

Коммуникативная деятельность (беседы, рассуждения, описание, сравнение). Знакомство с достопримечательностями района, города (названия, особенности, история)

Беседы на тему: «Достопримечательности района/города» «Что такое головоломка», «Какие бывают головоломки»

Описание и сравнение объектов архитектуры г. Красноярска

Отгадывание загадок

Художественно-эстетическая (Рисование, лепка)

Рисование достопримечательностей г. Красноярска и схем к ним

Изготовление макетов достопримечательностей из бросовых материалов (совместно с родителями)

Конструирование

Конструирование и моделирование достопримечательностей и объектов архитектуры города Красноярска посредством игр-головоломок

Игровая (дидактические игры, сюжетные игры)

Использование дидактических игр в НОД и в свободной деятельности.

Режиссерская игра с использованием игр-головоломок «Экскурсия по городу Красноярску», «В музее», «Мой детский сад» и т.п.

Физическое развитие

Прогулки к достопримечательностям города, создание моделей зданий и сооружений из детей (дети – как элементы конструктора/головоломки)

Ресурсы проекта:

Кадровые

воспитатели высшей кв. категории, имеющие опыт реализации детско-взрослых проектов, педагог ИЗО-студии, педагог-психолог и учитель-логопед, обеспечивающие сопровождение детей в ходе реализации проекта, старший воспитатель, поддерживающий идею проекта.

Информационные и методические

учебные пособия, информационные сервисы сети Интернет, методическое рекомендации к использованию игр-головоломок

Материально-технические

помещения МБДОУ (группа, спортивный зал, внегрупповые пространства), дидактическое оборудование (игры-головоломки, авторские игры), материалы для конструирования, расходные материалы для продуктивной деятельности: бумага, карандаши, краски

Временные

наличие времени для реализации проекта и проведения экскурсий

План работ по проекту

Мероприятия

Участники

Результат

Подготовительный этап с 01.09.2023 по 29.09.2023

Обсуждение результатов диагностики (педагогической, психологической, логопедической) и поиск путей решения

Воспитатели группы, учитель-логопед, педагог-психолог

Принятие решения о разработке проекта с использованием игр-головоломок.

Разработка плана мероприятий

Воспитатели группы, педагог-психолог, учитель-логопед

План мероприятий

Информирование родителей о результатах диагностики и о начале реализации проекта

Воспитатели группы, учитель-логопед, педагог-психолог, родители

Согласие родителей в участии в проекте, оказание посильной помощи

Выбор воспитателями игр-головоломок для создания центра головоломок

Воспитатели группы, педагог-психолог, учитель-логопед

Перечень игр-головоломок

Создание в группе центра головоломок

Воспитатели группы, педагог-психолог, учитель-логопед

Центр головоломок в группе

Знакомство детей с играми-головоломками центра. Беседа «Что такое головоломки», «Какие бывают головоломки»

Воспитатели, дети, учитель-логопед

Дети знают, какие бывают головоломки («Слагалица, «Репка», «Уни-куб», «Танграмм», лабиринты, складушки, шарады, да-нетки, загадки, ребусы).

Мотивационный этап с 02.10.2023 по 08.10.2023

Реализация проекта началась с ситуации, когда воспитанник принес в группу раскраску Майнкрафт. После того как дети раскрасили картинки, у них возникла идея: создать персонажей раскраски из конструкторов, а один из ребят сделал героя Майнкрафт из элементов головоломки. Другие ребята оценили этот опыт и попробовали его воспроизвести.

Создание образовательной ситуации, в ходе решения которой дети сами приходят к выводу, что в решении проблемы могут пригодиться игры, имеющиеся в центре головоломок (В группу пришло письмо от героев из игры Майнкрафт, Стива и Алекса, в котором они просят помощи у наших ребят:  им очень понравился наш детский сад и город и они хотят построить такой же в своей игре, но как это сделать они не знают, ведь их мир -  кубический и очень отличается от архитектуры нашего города).

Дети, воспитатели, педагог-психолог

Желание детей помочь своим любимым героям.

Обсуждение сложившейся ситуации (Как можем помочь героям? Что для этого можно использовать?

Метод «Трех вопросов» (Какие объекты городской архитектуры знакомы?

Что хотите узнать? Где можете получить информацию?)

Дети, воспитатели, учитель-логопед

Принятие решения о необходимости познакомиться с объектами городской архитектуры и достопримечательностями города и перенести их в «кубический мир» посредством игр-головоломок и конструкторов.

Основной этап с 09.10.2023 по 10.11.2023

Экскурсия по детскому саду, рассматривание макетов детского сада и группы.

Дети, воспитатель, учитель-логопед

Представления детей об архитектуре детского сада.

Обсуждение «Как можно изобразить детский сад с помощью головоломок, имеющихся в центре».

Дети, воспитатель

Принятие решения по итогам обсуждения. Наброски схем.

Конструирование и моделирование детского сада.

Дети, воспитатель

Варианты моделей детского сада, предложенные детьми

Вечерний круг. Обсуждение полученных результатов. Выбор оптимальной модели и схемы к ней.

Дети, воспитатель, педагог-психолог

Утвержденная схема и модель детского сада для города в стиле «Майнкрафт».

Рассматривание фотографий достопримечательностей Ленинского района (Глобус, Ракета-носитель «Космос», стадион «Енисей», ДК им. 1 мая, ДК «Красцветмет», фонтан «Журавли», мемориал в честь 70-летия Победы, Стела «Город трудовой доблести»), обсуждение их особенностей.

Дети, воспитатель, учитель-логопед

Представления детей о достопримечательностях своего района.

Решение посетить с экскурсией ракету-носитель «Космос» на площади Котельникова.

Распределение между детьми маршрута выходного дня.

Экскурсия на площадь Котельникова к Ракете-носителю «Космос». Рассматривание элементов ракеты. Беседа по теме.

Дети, воспитатель, родители, инструктор по ФК

Представления детей о ракете, ее строении, назначении и т.п.

Маршрут выходного дня – выезд к достопримечательностям района.

Дети, родители

Фото и видео достопримечательностей.

Обмен информацией. Презентация детьми объектов архитектуры Ленинского района.

Дети, воспитатели, учитель-логопед

Расширение знаний о достопримечательностях района.

Рисование достопримечательностей Ленинского района и схем к ним (взгляд детей).

Дети, воспитатели

Выставка рисунков достопримечательностей Ленинского района. Схемы.

Выкладывание достопримечательностей района из игр-головоломок. Голосование за выбор оптимальных моделей.

Дети, воспитатели, педагог-психолог

Варианты моделей достопримечательностей. Утвержденные схемы.

Режиссерская игра «Стив и Алекс в Ленинском районе»

Дети, педагог-психолог, воспитатели

Условный план размещения достопримечательностей Ленинского района.

Рассматривание фотографий достопримечательностей города (Коммунальный мост, краеведческий музей, часовня Пераскевы Пятницы, заповедник «Столбы», театральная площадь, ледовый дворец «Арена-Север»,  и т.д.), обсуждение их особенностей.

Дети, воспитатель, учитель-логопед

Представления детей о достопримечательностях города.

Распределение между детьми маршрута выходного дня.

Маршрут выходного дня – выезд к достопримечательностям города.

Дети, родители

Фото и видео достопримечательностей.

Обмен информацией. Презентация детьми объектов архитектуры г. Красноярска.

Дети, воспитатели, учитель-логопед

Расширение знаний о достопримечательностях города.

Рисование достопримечательностей города и схем к ним (взгляд детей).

Дети, воспитатели

Выставка рисунков достопримечательностей города. Схемы.

Изготовление макетов достопримечательностей нашего города из бросовых материалов.

Дети, родители

Макеты достопримечательностей.

Выкладывание достопримечательностей города из игр-головоломок/конструкторов. Голосование за выбор оптимальных моделей.

Дети, воспитатели, педагог-психолог

Варианты моделей достопримечательностей. Утвержденные схемы.

Проигрывание режиссерских игр по выбору («Стив и Алекс в музее», «Стив и Алекс на Столбах», «Стив и Алекс не Енисее»).

Дети, педагог-психолог, воспитатели

Проведенные игры.

Подготовка выставки «Из мира реального в мир кубический» (фотографии – рисунки - модели объектов архитектуры и достопримечательностей города).

Педагоги, дети, родители

Выставка в детском саду «Из мира реального в мир кубический»

Подготовка картотеки схем (контурных, подетальных) к достопримечательностям города.

Педагоги

Готовая картотека схем.

Детско-взрослая квест-игра «Город в головоломке»

Дети, родители, педагоги, учитель-логопед, педагог-психолог

Обобщение и закрепление полученного опыта по созданию моделей по схемам.

Заключительный этап с 13.11.2023 по 30.11.2023

Создание карты Красноярска для кубического мира. Беседа «Расположения объектов в городе – 2 берега реки», «Как может выглядеть карта в кубическом мире»

Дети, воспитатели

Готовая карта города Красноярска в стиле «Майнкрафт» с использованием разработанных схем для игры-головоломки.

Рефлексивная беседа (Получилось ли помочь нашим героям? Чему научились в процессе? Каике выводы можем сделать?)

Дети, воспитатели

Выполненная задача (оказанная помощь героям).

Навыки моделирования и конструирования, умение ориентироваться в пространстве, способность проявлять волевые качества

Представления детей о достопримечательностях нашего города.

Диагностика по окончанию реализации проекта

Педагог-психолог, воспитатели, логопед

Результаты диагностики

Оценка результатов реализации проекта

Для оценки эффективности проекта используются следующие методы: включенное наблюдение, методика анализа продуктов деятельности детей, диагностический комплекс интеллектуального развития Л.А. Венгера, экспресс-диагностика Н.Н. Павлова Л.Г. Руденко (развитие психических процессов – восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), тест креативности Е. Торренса, диагностика уровня сформированности конструктивной деятельности В.П. Дубровой, методика Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Изучение умений представлять пространственные положения объектов при конструировании».

В ходе наблюдения отслеживаются такие показатели как умение принимать решения и делать осознанный выбор, способность разрешать проблемные ситуации, проявлять инициативу, способность доводить начатое до конца, умение собирать модели по схемам и самостоятельно создавать схемы к объектам, перенос полученных знаний и умений в свободную деятельность.

Результаты, полученные в ходе проведения диагностики, дают представление и развитии психических процессов: внимания, мышления, восприятия, памяти, воображения, сформированности пространственных представлений.

Диагностика проводится до начала реализации проекта и по его завершению с целью сравнения показателей и изучения динамики развития воспитанников. Данная информация позволить оценить выполнения целей проекта.

Распространение результатов проекта

Данный проект размещен на сайте МБДОУ № 84, будет представлен в рамках деятельности федеральной инновационной площадки АНО Воспитатели России: методический день (публикация статьи в сборнике по итогам работы инновационных площадок, апрель 2024).

При успешной реализации проекта возможно его продолжение с расширением границ (г. Красноярск - Красноярский край – Россия).

Устойчивость проекта

Риски проекта

Способы их коррекции

Снижение интереса детей в процессе реализации процесса

Использование способов поддержания детского интереса: игровые моменты, создание проблемных ситуаций, включение значимых для детей тем (персонажей, объектов, ситуаций), похвала, поддержка, ориентир на сильные стороны ребенка, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка

Низкая включенность родителей в совместной реализации проекта

Подержание авторитета педагога, выстраивание отношений в формате «Сотрудничество», а не «Наставничество». Предоставление информации о проекте родителям детьми (дети сами демонстрируют потребность в участии в проекте).

Нерегулярная посещаемость детей в сезон ухудшения эпидемиологической ситуации

Поддерживать участие детей, отсутствующих в детском саду, в проекте посредством информационных технологий (Сферум, GoogleMeet, Zoom)

Деятельность проекта не приводит к достижению ожидаемых результатов

Определение дефицитов и корректировка методов и средств, изменение сроков реализации проекта.

Бюджет проекта: не предусмотрен.

Список литературы:

  1. Казунина И.И. Мир головоломок. Смарт-тренинг для дошкольников. Методические рекомендации. Электронное издание. – Москва: ВОО «Воспитатели России», 2021.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пособие: "Схемы к головоломке "Чудесный круг" на тему: "Луговые цветы", "Насекомые".

Образцы схем могут быть полезны воспитателям и родителям в играх  с детьми с использованием головоломки: "Чудесный круг".  Образцы представлены в виде схематичного изображения в натуральную ...

Игра - головоломка со счетными палочками

Игра - головоломка  со счетными палочками в  стихах...

Игры и головоломки

игровой материал для детей...

Головоломки со спичками

Данная презентация содержит задания- головоломки со спичкамидля старших дошкольников....

Краткосрочная образовательная практика "Занимательный квадрат-головоломка""

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №384» г.Перми...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием математической головоломки «Монгольская игра». На тему «Знатоки».

Программное содержание: Формировать представления детей о форме и размере, развивать творчество, смекалку и сообразительность; Развивать пространственное мышление; Способствовать воображению при рассм...