Головоломки в образовательной деятельности
статья (старшая группа)
Данная статья предназначена для педагогов и родителей старшей возрастной группы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Дети просто обожают играть – посредством игр они учатся,
развиваются и познают мир. Одними из самых развивающих
игрушек, как для детей, так и для взрослых, по праву считаются
головоломки. А все потому, что они стимулируют мозг, предлагая
необычные задачи, которые решить не так уж и просто.
Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного развития. Наблюдения из практики показывают, что дошкольники испытывают затруднения в умении делать умозаключения, выводы, принимать логические решения, у части детей слабо развиты конструктивное, пространственное мышление. Поэтому проблема интеллектуального развития и воспитания детей является одной из самых актуальных проблем педагогики. У дошкольников с хорошо развитым интеллектом больше уверенности, высокий объем памяти и внимания, они лучше подготовлены к школе.
В соответствии с целевыми ориентирами современный ребенок должен не только много знать и уметь применять знания на практике, но и быть интеллектуально развитым, инициативным, самостоятельным, способным на творческий подход к любому делу. Доказано и подтверждено временем: для сохранения работоспособности мозга на долгие годы, необходимо его тренировать. Как известно, с самого рождения ребенок видит, реагирует на звуки, но, чтобы ребенок развивался, его необходимо учить рассматривать, слушать и понимать то, что он воспринимает; анализировать, делать выводы, умозаключения. Из множества заданий и упражнений, которые предлагает взрослый ребенку, головоломки – одно из действенных средств умственного развития.
Что вообще такое головоломки и откуда они берут своё начало? Головоломки — это задачи и загадки, для решения которых требуются сообразительность, умение нестандартно мыслить и знания в определённой области. Многие головоломки созданы народной мудростью в незапамятные времена. В течение тысячелетий человека сопровождали предметы, применение которых требовало не только физических навыков, но и интеллектуальных усилий. Это сейчас мы их можем назвать играми-головоломками, а в ту пору они предназначались зачастую совсем не для игры, а носили утилитарный или сакральный (культовый, ритуальный) характер. Кто-то использовал головоломки, как запор для сундуков, кто-то как средство занять жену, чтобы она не скучала, пока муж на войне. Благодаря изобретателям и современным технологиям история головоломок не окончена. Они были и остаются показателем культуры человечества. В чем же польза головоломок? Они обладают рядом характерных особенностей:
∙ Во-первых, головоломка – это интересная игра.
∙ Во-вторых, ребенок, выбирая варианты решения головоломок, невольно становится самостоятельным, целеустремленным, наблюдательным.
∙ В-третьих, ребенок, который умеет играть с головоломками, научится быстро читать, писать, считать и решать задачи.
∙ В-четвертых, головоломки способствуют интеллектуальному развитию, а именно таких качеств, как сообразительность, находчивость, а также развитию математических способностей.
∙ Головоломки формируют умения рассуждать, делать умозаключения, строить причинно-следственные связи, развивают коммуникативные навыки и связную речь.
∙ Так как решения головоломок чаще всего нестандартные, это позволяет развивать воображение и творческие способности ребенка, формирует умение находить выход из любой ситуации, в то же время мыслить последовательно и системно.
Работая в группе с тяжелыми нарушениями речи, мы можем использовать интерактивные головоломки в разных образовательных областях: познавательное развитие, речевое, социально-коммуникативное и решать с их помощью различные образовательные задачи. Использование интерактивных головоломок позволяет сделать занятия более разнообразными, интересными, увлекательными, они дают возможность найти индивидуальный подход к каждому ребенку, подобрать задание по его возможностям и интересам, развивать умственные способности параллельно с речью. Используя интерактивные головоломки можно параллельно решить достаточно много и логопедических задач: автоматизация или дифференциация звуков, закрепление и обобщение материала по лексическим темам, совершенствование грамматического строя речи и т.д.
Во время интерактивных игр – головоломок активизируется работа всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). А также они способствуют развитию у дошкольника активизации речи. Дошкольники сопровождают речью свои действия, подводят итог – дают словесный отчет.
Материал интерактивных головоломок, разработанный с учетом различной степени трудности и с различным объемом помощи взрослого, - идеальный вариант для формирования навыков самостоятельной работы, умения организовывать, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль.
«Самое замечательное свойство головоломок в том, что они доказывают человеку: безвыходных ситуаций не бывает. Выход всегда есть, и зачастую даже не один! Поэтому головоломки – это не только умное развлечение. Решение головоломок укрепляет веру человека в свои силы, в могущество
Но сегодня мы хоти вам рассказать о других головоломках, с которыми мы познакомились, когда наше учреждение стало инновационной площадкой «Мир головоломок». Они дали возможность еще больше разнообразить наши занятия и сделать их более интересными.
Головоломка - это один из наиболее интересных и доступных способов заниматься вместе с ребёнком «зарядкой для ума».
Игры – головоломки привлекают внимание дошкольников, не вызывают пресыщения, повышают познавательную мотивацию, что очень важно в обучении и воспитании дошкольников с задержкой психического развития, задержкой речевого развития. Это занимательный материал, который обеспечивает дошкольнику ситуацию успешности, воспитывает чувство уверенности в себе и своих возможностях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос
Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокровищ» Доминирующая образовательная деятельность: «Познават
План-конспектнепосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокров...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему:"Весёлые клубочки для скучающих котят" интегрированная организационная образовательная деятельность по образовательным областям "Творческая деятельность", "Художественно-эстетическое развитие"
Конспект предназначен для педагогов,работающих в среднем дошкольном возрасте по таким областям,как "Творческая деятельность", "Художественно-эстетическое развитие" на тему "Ве...

Конспект образовательной деятельности Тема: Квест – игра «В поисках сокровищ» Образовательная область: «Познавательное развитие» Форма организации деятельности: образовательная деятельность Возрастная группа: Средняя группа
Конспект образовательной деятельностиТема: Квест – игра «В поисках сокровищ»Образовательная область: «Познавательное развитие»Форма организации деятельности: ...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием математической головоломки «Монгольская игра». На тему «Знатоки».
Программное содержание: Формировать представления детей о форме и размере, развивать творчество, смекалку и сообразительность; Развивать пространственное мышление; Способствовать воображению при рассм...

Головоломки в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст — это период активного познания мира, когда дети начинают развивать свои мыслительные способности, креативность и навыки самостоятельной деятельности. Одним из наиболее эффект...

