Методические рекомендации «Методика и требования к организации Ручного труда в детском саду»
методическая разработка по конструированию, ручному труду
Методические рекомендации
«Методика и требования к организации
Ручного труда в детском саду»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.docx | 24.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
«Методика и требования к организации
Ручного труда в детском саду»
Воспитатель: Богданова М.Н.
«Воспитание должно не только развивать ум,
вооружать знаниями, но и зажечь в человеке
жажду серьёзного труда…».
К.Д. Ушинский
Основная задача по ручному труду – научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы был виден процесс и результат работы.
Ручной труд в детском саду дает ребенку возможность почувствовать себя мастером, художником, творцом, формирует желание и стремление мастерить своими руками, прививает уважение к чужому труду. Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества, а ручной труд является таковым, - это разнообразие и вариативность работы на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и ещё многие другие факторы – вот что помогает не
допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребёнка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.
Методика организации работы детей дошкольного возраста основывается на
принципах построения педагогического процесса:
1. От простого к сложному.
2. Принцип систематичности.
3. Принцип тематических циклов.
4. Индивидуального подхода.
5. Принцип последовательности.
При проведении занятий необходимо учитывать специфику возраста детей и
использовать соответствующие методы и приемы обучения в зависимости от
поставленных задач:
- Объяснительно – иллюстративный,
- Репродуктивный,
- Проблемного изложения,
- Частично поисковый,
- Рефлексивные приёмы и методы,
- Игровой
Объяснительно – иллюстративные: беседа, вопросы, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы, скороговорки), объяснение, описание, напоминание, поощрение, убеждение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей. Большое место отводится наглядности (показ педагога, пример), то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В
конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла. Используются на занятиях и практические методы (самостоятельное и
совместное выполнение поделки). Изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия. Для правильной выработки навыков работы простейшими инструментами и с материалами необходимы показ и объяснение воспитателя, определенные практические действия детей под контролем взрослого, наблюдающего за правильностью выполнения операций и формированием навыка. Игровые приемы могут быть использованы в любом типе занятий и в каждой её части: в процессе постановки и мотивации задачи, в исполнительской части деятельности, в анализе детской деятельности, в анализе и оценке детских работ.
Методические приемы, применяемые в ручном труде:
Обследование (воспитатель обращает внимание на технику, орнамент, цвет,
сочетание цветов, строение);
Анализ образца, выполненного педагогом (обнаружение способа создания,
основы конструкции);
Анализ серии образцов, выполненных одним способом (вычленить
обобщенный способ их создания);
Анализ промежуточных результатов и побуждение к самоконтролю (учить
действиям сопоставления, проговаривать названия действий, обозначений);
Анализ поделки (дать заранее установку на самоконтроль выполнения
контрольных действий, взаимоконтроль).
НОД с детьми можно проводить по следующей схеме:
1. Организационный момент – сюрпризный момент, сказочный сюжет или
какая либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи,
проводятся беседы.
2. Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют
форму, обращают внимание на цвет, структуру, другие особенности.
3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.
4. Объяснение приёмов создания. Важно побудить детей к высказыванию
предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности
работы с данным материалом.
5. Пальчиковая гимнастика, разминка рук.
6. Самостоятельное изготовление поделки.
7. Анализ готовых поделок своих и товарищей.
8. Выставка работ.
9. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.
Методика организации и руководство ручным и художественным трудом в
разных возрастных группах:
Младшие группы. Необходимо вызвать интерес к «исследованию» материала и работе с ним, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить удовольствие от результата своей работы. Нужно способствовать освоению детьми пространственных отношений между предметами и некоторых физических закономерностей, познанию свойств материалов. Сформировать у детей основные
практические навыки работы с материалами и инструментами.
Средняя группа. Здесь уже проводится обучение конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы, приклеивать к основной форме детали. Можно обучать изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов. Воспитатель обучает использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки различной величины, пластиковые бутылочки.
Старшая группа. Происходит совершенствование умения работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке. Дети обучаются созданию из бумаги объемных фигур: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам. Продолжается обучение создания игрушек, сувениров из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки), прочно соединяя части. Формируются умения самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр; сувениры для родителей, сотрудников детского сада; украшения на елку. Хорошо привлекать детей к изготовлению пособий для занятий, и самостоятельной деятельности, ремонту книг, настольно-печатных игр.
Подготовительная к школе группа. Здесь уже можно разделить работу воспитателя на несколько видов:
Работа с бумагой и картоном – продолжать обучение складывать бумагу прямоугольной формы, квадратной, круглой формы в разных направлениях;
использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона;
создавать игрушки-забавы; создание предметов из полосок цветной бумаги, подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам; формирование умения использовать образец;
создание разнообразных объемных игрушек в технике оригами.
Работа с тканью – обучать вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать пуговицу, вешалку, шить простейшие изделия швом «вперед иголкой»;
обучать делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры, наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.
Работа с природным материалом – создание фигур людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек и др., передавать выразительность образа, создавать общие композиции.
Условия для самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного
возраста:
- Насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно-развивающая среда;
- Свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними;
- Наличие образцов изделий и поделок;
- Использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах;
- Создание музея детских поделок, альбомов, книг;
- Непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми.
Для успешного обучение дошкольников ручному и художественному труду
необходимо провести определенную предварительную работу:
- Создание выставок;
- Создание коллекций (фантиков, пуговиц, ракушек, камней и др.);
- Создание альбомов (образцы и схемы поделок, виды тканей, гербарий и др.);
- Экспериментирование;
- Просматривание диафильмов;
- Чтение литературы;
- Рассматривание картин;
- Экскурсии;
- Коллажи.
Материалы и инструменты, необходимые для занятий ручным и
художественным трудом в ДОУ:
- Природный материал (шишки ели, сосны, кедра, иголки хвойных деревьев, кора, листья, косточки фруктов и ягод, яичная скорлупа, камушки, крупы, семена овощей и цветов)
- Бросовый материал (коробки и баночки разных размеров, диски, крышки, трубочки, фантики и т. д.)
- Бумага (обычная, гофрированная бумага, салфетки, газеты, картон, фольга)
- Ткань, проволока, вата, целлофан, бисер, поролон, пуговицы и т . д.
- Ножницы, клей, пластилин, кисти, иглы для шитья.
Условия успешной организации ручного труда:
- насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно - развивающая среда
- свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними
- создание эмоционально-положительной творческой атмосферы в процессе совместной педагогической деятельности с детьми
- использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах; создание музея детских поделок и мини-библиотеки детских рукописных книг;
- непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми
- провоцировать родителей на оценивание результатов художественного творчества детей.
Теория и практика современного нетрадиционного детского ручного художественного творчества указывает на широкие возможности этой увлекательной и полезной, творчески продуктивной деятельности в целях всестороннего развития детей.
Требования к организации ручного труда в детском саду:
Содержание поделок обязательно должно предусматривать применение тех конструктивных (анализ образца, «прочтение» чертежа и т. п.) и технических (сгибание бумаги, соломки, перевязывание, плетение, склеивание) навыков, которые дети получают на занятии и вне занятия. Если дети придумывают новые способы соединения деталей, находят новое композиционное решение,
воспитатель поддерживает их и помогают достичь результата;
Каждая поделка должна быть интересна детям по содержанию и находить конкретное практическое применение;
В трудовом процессе необходимо предусмотреть усложнение предлагаемой детям работы;
В изготовлении поделок должен принимать участие каждый ребенок;
Используемые воспитателем педагогические приемы помогают детям осознать необходимость и значимость работы и выполнять ее с желанием;
При выполнении детьми работы следует предусмотреть место и роль воспитателя в зависимости от степени овладения детьми различных навыков, а также их самостоятельности в организации, планировании и осуществлении трудового процесса.
Трудовое воспитание формирует у дошкольников нравственные чувства:
доброжелательность, сочувствие, совесть, гордыню, стыд и т. д., а также моральные черты личности: бережливость, трудолюбие, правдивость, сознательность.
Большое место в трудовом воспитании имеет моральная сторона труда дошкольника: значимость его труда, бережное отношение к результатам труда, орудиям, материалам, заботливое отношение к природе. В художественной литературе дети знакомятся с трудом взрослых, с красотой родной природы, с сезонными изменениями в природе. Ознакомление детей с трудом взрослых осуществляется в разных формах: не только нужны наблюдения за трудом или чтение рассказов о труде, но и организация совместной деятельности со взрослыми. Детям импонирует роль помощника взрослого, но основной смысл такой организации – непосредственное общение с тружеником, во время которого ребенок «заражается» трудовым энтузиазмом, подражает действиям взрослых.
Эффективность воспитания положительного отношения к труду зависит от проявления интереса к деятельности. Это является одним из условий, обеспечивающим включение детей в труд, успешное выполнение заданий педагога.
На характер деятельности детей, их инициативу, активность, творчество влияют познавательная направленность интереса, его эмоциональная окраска. Значительное место в обучении детей ручному труду отводится вопросу положительных взаимоотношений между детьми, особенно выполнение
коллективных работ. У дошкольников формируются навыки взаимопомощи, способы согласования действий, сотрудничество на основе организации трудовой деятельности. Накапливается положительный опыт участия в коллективной трудовой деятельности. Навыки ручного труда формируются у детей как на занятиях, так и вне занятий, во время самостоятельной деятельности.
Целью обучения детей художественному труду являются изготовления предметов, имеющих значение для самого ребенка, его сверстников, близких людей. Например, дети на занятиях делают игрушку – домик. Они впервые приобретают определенные умения, получают новые знания. Педагог предлагает
сделать домики и подарить их малышам. Все его приемы направлены не на поддержания данного общественного мотива, а на реализацию главной цели занятия – сформировать навыки изготовления поделки. На занятии и вне занятий педагог формирует общие способы создания поделки по образцу, чертежу, выкройке. Для этого ставит перед детьми задачу «научиться рассматривать поделку, читать чертеж, делать выкройку».
Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способам анализа – умение определять в предмете его основные части, устанавливать их пространственное расположение, выделять детали. Это необходимо при выполнении поделок из бумаги, соломки, засушенных растений.
Усвоив последовательность рассматривания образцов, дети могут придерживаться выработанного умения, особенно если педагог на занятии подчеркивает значимость анализа (рассматривание) «научитесь рассматривать и тогда вы сами сумеете рассмотреть игрушку (картинку), которую вы захотите
сделать в уголке труда». Чтобы выдвигаемые задачи становились для детей значимыми, воспитатель
раскрывает «ближайшие перспективы» - практическое применение полученных знаний и умений. С этой целью в ходе занятий педагог показывает рисунки или образцы разных поделок, которые можно выполнить в свободное время, а после занятия помещает наглядный материал в уголке ручного труда.
Так воспитатель нацеливает детей на самостоятельный труд, подводя итоги задания, подчеркивая значимость ручного труда, и вызывает к нему интерес. Оценка детской деятельности осуществляется с позиции успешности решения поставленных задач: Что получилось хорошо и почему, чему еще следует
научиться, в чем причина неудачи. Содержание оценки зависит от конкретно поставленной задачи. Постепенно усложняя содержание занятий, активизируя детский опыт, воспитатель формирует познавательный интерес как мотив учебной деятельности. Применяя в ручном труде полученные знания и умения, дети осознают их значение в практической деятельности. Важно позаботиться о том, чтобы в уголке труда были необходимые материалы для поделок (солома, засушенные растения, разные виды нитей, веревок, шпагатов, сутажа, бумага, картон, клей, кисти). Их нужно заготовить в
большом количестве.
В основу работы воспитателя должен быть положен ряд методических условий:
Содержательная связь истории декоративно-прикладного искусства с художественно-творческой деятельностью и выходом на многовариантность исполнения творческих заданий;
«Эмоциональная методика» подачи духовно-эстетического содержания в работе с детьми, способствующая развитию увлеченности и познавательного интереса;
Использование коллективных форм художественно-творческой деятельности;
Широкое использование различных методов в подаче историко- социологических сведений о местных художественных промыслах;
Включение в художественно-творческую деятельность дошкольников работ с различными материалами, что имеет огромное значение, как в воспитательном отношении, так и в плане закрепления навыков работы с разными материалами, а также в развитии художественного вкуса;
Работа с родителями предполагает: папки - раскладушки, информационные стенды, индивидуальные консультации, мастер - классы, анкетирование, родительские встречи, семинары - практикумы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Работа с различным материалом по ручному труду в детском саду".
Ручной труд, является наиболее благоприятным для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, а также способствует познанию окружающего мира....
Презентация на тему: "Работа с различным материалом по ручному труду в детском саду".
Ручной труд, является наиболее благоприятным для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, а также способствует познанию окружающего мира....
Ручной труд в детском саду
доклад...
Ручной труд в детском саду
Педагогическая концепция «Я мастер своего дела»к районному конкурсу «Лучший педагог детского сада – 2009»...
Методика и требования к организации ручного труда в детском саду
Методика и требования к организации ручного труда в детском саду Важное значение трудовому воспитанию придавал К.Д. Ушинский – «Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями...
Л.В. Куцакова Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет
В пособии представлены программа и методические рекомендации для организации работы по конструированию и ручному труду с детьми 2–7 лет. В каждой возрастной группе выделены задачи и содержание в...
Консультация для педагогов "Организация ручного труда в детском саду"
Ручной труд в детском саду дает ребенку возможность почувствовать себя мастером, художником, творцом, формирует желание и стремление мастерить своими руками, прививает уважение к чужому труду....