Речь на тему «Освоение детьми дошкольного возраста основ программирования и алгоритмизации в процессе использования интерактивного набора «Робомышь» и авторских игровых полей»
консультация по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Сегодня расскажу вам об ОСВОЕНИИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ И АЛГОРИМИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО НАБОРА «РОБОМЫШЬ» И АВТОРСКИХ ИГРОВЫХ ПОЛЕЙ»

Мы стараемся не просто усадить детей за новые программируемые игровые пособия, а научить с ними двигаться. И решать с их помощью различные задачи ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_kray.docx29.59 КБ

Предварительный просмотр:

Своё выступление я бы хотела начать с вопроса к аудитории.

Сейчас очень часто мы слышим такое словосочетание как современный мир, современные дети. Почему мы так говорим? Чем наше детство отличается от детства современных детей?

Соглашусь, что это компьютерные игры (на телефоне, планшете и др. гаджетах) вытесняют простые игрушки. Даже если эта игра, игрушка и она электронная и программируемая (машина на пульте управления, руль с командами и др.) она привлечёт внимания детей больше, чем простая машина, кукла и др.

Почему так важно научить детей новым технологиям программированию и алгоритмике.

Ответ кроется в 21 веке, веке котором мы живём (СЛАЙД 2.)

Наш текущий век, он очень быстрый, кол-во информации, которое доступно каждому человеку каждый год удваивается. Современный мир ставит перед образованием не простые задачи: учиться должно быть интересно, знания должны применяться на практике, обучение должно проходить по игровой и занимательной форме. Поэтому высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемой частью современного общества

Мы должны рассказать о профессиям 21 века и должны развивать навыкам которыми должен обладать ребёнок в 21 веке. Именно под эти две концепции и подходит программирование (алгоритмика). Ни для кого не секрет, что уже сейчас человеку, не знающему основы программирования и простые навыки работы с информационными технологиями очень сложно найти престижную работу.

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. А сейчас это направление наиболее ценно и важно. Теперь функционально грамотный человек считается не тот, кто пишет, читает, считает, но и умеет пользоваться персональными программируемыми средствами.

Какими же навыками должны обладать современные дети: (СЛАЙД 3)

мыслительные операции какую бы профессию ребёнок не выбрал ЛОГИКА ему всегда пригодится.

Следующий навык это проектное мышление – задумал, разбил на мелкие шажки выполняя каждый шаг идём к цели. Дети придумывают проекты тем самым развивают свою мотивацию так как видят к чему идут, делятся своими идеями и проектами, учатся доказывать их значимость и ценность.

Следующие навыки — это креативное мышление и работа в команде. Любой грандиозный проект не может создать 1 человек, ему всегда нужны помощники, нужна команда. Умение креативно творчески мыслить и работать в команде один из главных навыков для человека 21 века.

Таким образом мы понимаем, что без гаджетов и программирования мы не сможем, но именно телефоны, планшеты и другие программируемы игрушки усаживают наших детей, обездвиживают.

Мы пониманием что здоровье детей надо сберегать (не сидеть, а двигаться) Ведь – движение — это жизнь.

Как это можно сделать в условиях ДО не усаживать детей за программируемы игры, но в тоже время с помощью них развивать навыки детей? Через интерактивный набор «РОБОМЫШЬ»

Сегодня расскажу вам об ОСВОЕНИИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ И АЛГОРИМИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО НАБОРА «РОБОМЫШЬ» И АВТОРСКИХ ИГРОВЫХ ПОЛЕЙ»

Мы стараемся не просто усадить детей за новые программируемые игровые пособия, а научить с ними двигаться. И решать с их помощью различные задачи ФГОС ДО, СЛАЙД

На современном этапе для системы обучения в России свойственна модернизация всех ее уровней, характеризующаяся созданием единого образовательного пространства, направленного на развитие личности каждого ребенка. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) СЛАЙД прописаны целевые ориентиры - социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования, которые обусловливают формирование у детей предпосылок к учебной деятельности.

Проанализировав труды и научно теоретические основы педагогического опыта педагогов, мы стали придерживаться в своей работе идеи двух педагогов.

Василий Васильевич Давыдов и Даниил Борисович Эльконин анализируя проблему формировании учебной деятельности у дошкольников, они пришли к выводу, что ребенок готов к обучению, когда он умеет принимать и удерживать цель предстоящей деятельности, планировать последовательность действий, выбирать средства для ее выполнения, осуществлять контроль и самоконтроль своей деятельности. Алгоритмы и формирование у дошкольников алгоритмических умений- эффективное средство развития предпосылок к учебной деятельности у детей в процессе обучения в ДОУ.

Алгоритм является древнейшим, фундаментальным понятием математики. В связи с информатизацией и технологизацией современного общества понятие «алгоритм» проникло в различные сферы жизни человека (в образовании, медицине, сельское хозяйство, машиностроение и др.).

Определение этого понятия ввел Абрам Аронович Столяр

Столяр Абрам Аронович (20.02.1919-06.05.1993) – известный методист по проблемам развития логического мышления школьников,

который понимает алгоритм как определённая последовательность действий, которая приводит к достижению того или иного результата.

В настоящее время над данной темой работают: А. В. Копаев, С.Е. Царева

Существует три вида алгоритмов.

Линейный алгоритм - когда последовательность действий выполняется однократно, в строго определенном порядке.

Разветвляющийся алгоритм - если в последовательности действий присутствует условие, после проверки которого выполняется или одна последовательность шагов, или другая.

Циклический алгоритм содержит действия, которые необходимо повторить несколько раз, пока не будет реализовано заданное условие.

И две формы работы с алгоритмами:

словесная (вербально последовательно указания и инструкции)

наглядные (схемы и формулы)

Основываясь на анализе психолого-педагогической и методической литературы, мы пришли к выводу, что у дошкольников в процессе игровой деятельности, особенно используя игры с правилами, необходимо формировать представления о последовательности действий, о понятиях, «алгоритм».

Алгоритмические умения дошкольников - это способность планировать свои действия, работать по правилу, образцу, понимать, исполнять, применять и составлять алгоритмы, анализировать, корректировать свою деятельность, направленную на получение результата, переносить усвоенные способы действий, алгоритмы в новые ситуации, описывать их понятным другим людям языком и средствами.

Екатерина Александровна Утюмова описала Структуру алгоритмических умений детей дошкольного возраста и выделила 5 её компонентов:

процессуальный - отвечает за изучение свойств, видов, способов записи алгоритмов, за их исполнение и составление

личностный - направлен на осознание значимости новых знаний или способов деятельности

регулятивный - способствует формированию умения планировать, осуществлять контроль, самоконтроль и коррекцию своей деятельности

коммуникативный - развивает умения у дошкольников, взаимодействовать со взрослыми и между собой в процессе алгоритмической деятельности

творческий - обусловливает перенос полученных алгоритмических знаний в новые, нестандартные ситуации.

И цель нашей работы по данной теме: формирование у детей дошкольного возраста всех компонентов алгоритмических умений.

Для осуществления поставленной цели нами были определены следующие задачи:

1) создать и внедрить в образовательную среду дошкольного учреждения модель формирования всех компонентов алгоритмических умений у детей 5-7 лет;

2)

3) построить комплекс игр, направленный на формирование алгоритмических умений у дошкольников;

4) использовать современные формы и методы обучения детей, необходимые для вовлечения ребенка в деятельность, которая поставит дошкольника в позицию активного субъекта алгоритмической деятельности;

5) обеспечивать индивидуальные условия для формирования алгоритмических умений у дошкольника и предоставлять ему возможность осуществлять свои познавательные потребности в свободном выборе действий в соответствии со своими интересами, стремлениями и уровнем развития.

А теперь отойдём от теоретической части и посмотрим, как это происходит на практике.

Первое знакомство детей дошкольного возраста с основами алгоритмики и программирования у нас в детском саду происходит благодаря интерактивному набору «Робомышь». Данный набор входит в основу STEM – образования, которое активно набирает популярность. Робомышь – это обучающая игрушка нового поколения, движущийся робот с функциями программирования. Занятия с робомышью формируют у детей умение самостоятельно выстраивать алгоритмы действий. Этот набор разработан для того чтобы увлечь детей такими науками как инженерия и математика с юных лет. Робомышь помогает освоить пошаговое программирование развивает навыки критического мышления и логику, развивает навыки социализации. Набор соответствует ФГОС ДО, он эстетичен, безопасен для ребёнка, создаёт условия как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельно игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности.

Первые трудности с которыми мы столкнулись – это то что набор рассчитан на 1-2 детей. Хотелось бы привлечь одновременно больше детей потому что в детских садах группы, наполняемость которых превышает 20, а в некоторых и 30 детей в группе.

Полный набор приобретать накладно не каждый детский сад сможет в раз приобрести несколько данных наборов. Но это не проблема, так как возможно приобретение лишь самих робомышей с карточками направления.  Встаёт вопрос в игровом поле. В полном наборе он имеется - это 16 секций которые соединяются между собой в различные лабиринты. Первоначально для новичков, детей 4-5 лет вполне приемлемо, далее хочется большего размера игрового поля.

Применив ранее полученный опыт работы с напольными игровыми полями заимствованный у Кондрашовой А.С. (применила напольные авторские игровые поля по работе с фрутокрышками) и здесь применили данную технологию создания игровых полей на баннерном полотне. Любой размер, любой формат. Ваша задача нарисовать и указать точные размеры, а типография сделает всё остальное.

Так для первоначальной работы были созданы простые игровые поля 6*6, оно больше стандартного выкладываемого из секций 4*4. И второе поле по типу игры морской бой 10*10 СЛАЙД согласитесь, что вокруг таких полей можно собрать большее кол-во детей, данные поля размещаются на полу, что позволяет детям не сидеть, а перемещаться вместе с программируемой робомышью. Тем самым выполняется задача ФГОС ДО об охране и укреплении физического здоровья.

Обучение программированию и алгоритмизации происходит по принципу от простого к сложному. Так дети осваивают все три вида алгоритмов.

Проработав с данным игровым пособием 2 года, мы выстроили 3 модуля освоения алгоритмизации и освоения алгоритмических умений, а также разработали комплекс игр и упражнений.

1 Модуль: средняя группа, дети 4-5 лет.

«Я действую последовательно» знакомство с программированием и освоение линейного алгоритма.

В этом модуле знакомятся с программированным управлением «Робомыши», закрепляя пространственные понятия «лево-право, вперёд –назад», это цветные стрелочки на спине у мыши, а также кнопа действия и сброса команды. Таким образом ребёнок осваивает первые правила по работе с программируемым устройством, то есть чтобы игрушка выполнила то что ты задумал, ты ей должен сказать, только на специальном языке алгоритмическом (последовательно указать её действия).

Начинаем с простых действий вперёд, назад. Доводится до автоматизма такие навыки как число – действие. В этом возрасте у детей присутствует торопливость в пересчёте и действии. Они быстро считают не отсчитывая чётко предметы. В данном случае шаги «Робомыши». Для это водятся карточки направления, которые помогают не только развивать навык счёт-действие, но и развивать зрительное восприятие и концентрацию внимания. Плюс ко всему соблюдать правила: карточки направления выкладываются линейно «слева - направо», «Робомышь» нельзя передвигать по полю для счёта шагов, она должна строго стоят на указанном месте.

Данный модуль хорош тем, что осваивая линейный алгоритм можно закрепить любые темы вашего календарно-тематического планирования, и развивать воспитанников в таких образовательных областях как: познавательное развитие, речевое развитие и социально-коммуникативное развитее.  

Например:

Тема: «Домашние животные»

Первоначально используем малые игровые поля (секционные из набора или созданные на баннерном полотне).

Игровая задача: сколько шагов должна сделать «Робомышь», чтобы прийти в гости к собаке?

Ребёнок отсчитывает клетки, выкладывая карточки направления, отмечу каждую карточку пальцем программирует «Робомышь». Некоторым детям не хочется выкладывать алгоритм карточками направления, но мы ставим это одно из условий (почему? об этом чуть позже).

Начинаем с малых игровых полей и естественно переходим на большое игровое поле, на котором одновременно могут играть 3 детей. Развивается регулятивный компонент алгоритмических умений (планирование, контроль, самоконтроль и коррекция своей деятельности). Личностный компонент (интерес к программированию, мотивация (соревновательный момент).

Можно взять и другие темы: цифры, геометрические фигуры, фрукты, овощи и др. Благодаря программируемой игрушке ребёнок играет, развивает свои познавательные способности и осваивает первые азы программирования. Если обыграть игровую задачу с элементом ролевой игры: то эмоции детей и желание прийти к поставленной цели повышается в разы.

Например: игра «Кот и мыши». Перед мышками (вертикально) на определённых расстояниях расставлены кусочки сыра. Горизонтально стоят мыши-коты (наклеены мордочки котов). Задача запрограммировать робомыши вперёд до сыра и назад вместе с сыром в норку. А котов только вперёд. Задача запустить мышей так, чтобы они не столкнулись с котами, задача котов наоборот столкнуться с мышами и помешать им утащить сыр.

После освоения понятия вперёд-назад, водим понятие лево – право. Здесь уже необходимо развивать зрительно-пространственное восприятие, концентрацию внимания и мыслительные операции. И продолжать учиться выкладывать карточками действия алгоритмы.

Игровые задачи также на любую тему вашего КТП, идём от простого к сложному, то есть вначале один поворот, затем два и три для детей, обладающих высоким алгоритмическим мышлением.

Например. Играем на большом игровом поле, «Лифт» нужно попасть в гости к слонёнку, на каком этаже необходимо выйти (4 прямо, одна на лево и 1 прямо).

«Сапёр» добраться до сыра не попав в мышеловки.

Если использовать подобные игровые задачи 2-3 раза в неделю на различных видах учебной деятельности, то дети достаточно в полном объёме осваивают линейных алгоритм, до 5-6 алгоритмических шагов.

2. Модуль: старшая группа, дети 5-6 лет.

«Я умею соблюдать правила и выбирать» закрепление линейного алгоритма, освоение разветвлённого и циклического вида алгоритмов.

На следующий год осваиваем разветвлённый алгоритм. Дети учатся не только выстраивать алгоритм по заданным условиям, но и путём проверки и коррекции доходить до поставленной цели.

Развиваются такие компоненты алгоритмических умений как:

процессуальный, регулятивный, коммуникативный.

Например, ребёнку выдают ранее заготовленный алгоритм, проверив его зрительно он выбирает необходимы маршрут, который доведёт его до цели. Продолжаем развивать пространственное и зрительное восприятие, концентрацию внимания и мыслительные операции. Анализировать чужие и составлять свои разветвленные алгоритмы.

Можно учить детей находить самый длинный маршрут, самый коротки сравнивать (развивать математические умения). Выполнять условия задания (проехать через ворота, перекусить и др.)

Длинна линейного алгоритма увеличивается до 10-12 шагов. Проводятся первые соревнования как индивидуальные, так и командные. Так в марте этого года у нас проходили соревнования м/у воспитанниками группы старшего возраста и учащимися 1 класса ранее не посещавшие д/с и осваивая первые шаги алгоритмики в 1 классе как доп образование. Победу конечно же одержала одна из команд 1 класса, почётное 2 место присуждено воспитанникам д/с. И лучшей участницей в индивидуальном многобории стала воспитанница д/с.

3. «Алгоритмы в творчестве»

Применение ранее полученных знаний в творческих конкурсах и международном чемпионате по алгоритмике с игровым пособием «Робомышь».

И воспитанники подготовительных групп, дети 6-7 лет осваивают последний модуль «Алгоритмы в творчестве»

Здесь на основе ранее полученных знаний воспитанники участвуют в международных календарно тематических конкурсах: «Праздник урожая», «Новогодний бал», «Робо-масленница», «Робо-парад» и др. Развивается творческий компонент алгоритмических умений. Дети учатся синхронно программировать робомышек, придумываю замысел композиции, костюмы, подбирают музыкальное сопровождение. Здесь в работу включаются, и третьи участники образовательного процесса РОДИТЕЛИ. Помогают оформлять и придумывать оформление для сьёмки, помогают с материалами для костюмов, декорациями и др. Так формируется команда и развиваются навыки творчества и команд образования о которых я говорила в начал.

Так как мы работаем в данном направлении всего 2 года это третий, то только в этом году мы начали участвовать в данных конкурсах. Отправили работу на конкурс, подведение итогов только 9 мая. Вы можете о них узнать из соц.сетей или если вас заинтересовала тема моего выступления вступить во все группы и сообщества и быть в курсе всех событий данного направления.

Ну и последний и, наверное, самый заинтересованный вопрос. Зачем покупать полный набор данного игрового пособия. Если первые два этапа, мы могли прекрасно обходиться и без него.

Для участия в международном чемпионате в номинации РОБОМЫШЬ.

В котором 3 этапа:

1. Выложить из секций игровое поле, с обязательным соблюдением правил: сверху-вниз, слева-направо и расположением соединительных элементов. Время не более 3-х минут.

В свободное время от конкурсов успешные в данном направлении воспитанники учатся выкладывать лабиринты разного уровня сложности. С соблюдением правил: собирается игровое поле строго сверху вниз.

Предугадать игровое поле, не возможно их тысяча вариантов.

Для тренировок мною сначала разработались карточки, которые в телеграмм канале пользовались большой популярность. Создались в программе ворд (в которой все умеют работать. Создавай поле, поворачивай секции в любом направлении и тренируйся). Согласна накладно каждый раз печатать игровое поле, трата бумаги, краски. На помощь пришло увлечение «Игры на липучках» Распечатала игровое поле и секции, прикрепила липучки и создавайте, собирайте, тренируйтесь, развивайтесь.

2. Выложить из карточек направлений алгоритм, так же с соблюдением правила линейно и слева-направо не более 2-х минут.

Вот где пригождается умение быстро выкладывать алгоритм из направляющих карточек.

3. Запрограммировать робомышь, не более 2-х минут.

Без системной работы с данными наборами выиграть не возможно.

В этом году впервые проходил не всероссийский, а международный чемпионат, где наша воспитанница приняла участие и стала лучшей среди новичков.

Теперь мы знаем тонкости и уровень подготовки к данному чемпионату, будем усиленно готовиться к следующему чемпионату.

В результате реализации данной практики в нашем учреждении мы получили следующие результаты.

РЕБЁНОК

развивает навыки программирования и алгоритмическое мышление, учится составлять свои и читать чужие алгоритмы, находить ошибки и исправлять.

развивается пространственное восприятие

благодаря напольным игровым полям ребёнок находится в движении развиваем двигательную активность

развитие творческих способностей (придумывает свои игры с данным набором), участвуют в конкурсах.

сотрудничество со взрослыми и сверстниками.

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

вовлечение в образовательный процесс ребёнка.

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

обогащение игрового пространства группы

возможность разрешения образовательных задач (познавательное развитие, социально коммуникативное развитие и физическое развитие) и задач ФГОС ДО.

Не останавливаюсь на достигнутом, в дальнейшем планирую

- создание новых игровых напольных полей

- обмен опытом.

Взаимодействие с начальной школой для дальнейшего развития алгоритмического мышления и основ программирования с другими игровыми пособиями конструктором «Кубройд» и «Лего ведл 2.0), и подготовка к международным чемпионатам и конкурсам в возрастной категории 7-8 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка уровня освоения детьми дошкольного возраста основной общеобразовательной программы (диагностика и мониторинг)

В соответствии с ФГТ изменились требования к оценке уровня освоения детьми дошкольного возраста основной общеобразовательной программы. Данная презентация позволит педагогам  уточнить представлен...

Методика освоения детьми дошкольного возраста форм предметов и геометрических фигур с учетом требования ФГОС ДО

Выпускная работа для курсов переквалификации по специальности дошкольная педагогика и психология...

Консультация для воспитателей "Особенности освоения детьми дошкольного возраста размеров предметов и величин".

Особенности освоения детьми дошкольного возраста  размеров предметов и величин.Последовательность освоения величин в младшем и среднем дошкольном возрасте....

Методическая разработка освоения детьми дошкольного возраста прыжковых упражнений и игр со скакалкой на физкультурных занятиях в дошкольной образовательной организации (ДОО)

Данная методическая разработка будет полезна инструкторам и педогогам ДОО, в целях развития физических качеств и двигательных навыков у детей дошкольного возраста, посредством комплексного  приме...

Методическая разработка освоения детьми дошкольного возраста основ плавания

Методическая разработка освоения детьми дошкольного возраста основ плавания...

Практико-значимый проект "Методическая разработка освоения детьми дошкольного возраста скольжения по воде, при плавании кролем."

Этот материал был написан мною, когда я училась в Московском Областном Педагогическом  Университете . Он является моей итоговой работой....

Представление опыта работы по теме: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни в процессе проектной деятельности»

Представляю вашему вниманию опыт работы по теме «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни в процессе проектной деятельности» Актуальность данной темы заключаетс...