«Использование технологии пластилинография в художественно-эстетическом развитии дошкольников»
методическая разработка по конструированию, ручному труду

Светлана Александровна Секмар

Слайд №1

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Секмар Светлана Александровна. Сегодня я хочу представить наш опыт работы по теме: «Использование технологии пластилинографияв художественно- эстетическом развитии дошкольников».

                               Слайд №2

(слова Л.С.Выготского)         

В истории и теории педагогики многие авторы подчёркивали важность воздействия художественно-эстетической  деятельности на личностное развитие ребёнка. Они утверждают, что художественно - творческая деятельность способствует эстетическому воспитанию – воспитанию чувств, на которых основано сознание, а, следовательно, интеллект.

В соответствии с Федеральнымгосударственнымобразовательным стандартом дошкольного образования и образовательной программы МБДОУ №35, разработанной  с учётом программы «От рождения до школы» под редакцией Николая Евгеньевича Вераксы. Одно из направлений содержания образовательной области «Художественно эстетическое развитие», направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности,удовлетворение потребности детей в самовыражении и развитиядетского творчества.

       Центральным моментом нашей работы по развитию творческих способностей является развитие у детей умения выделять и при помощи особых средств оформлять, воплощать в пластичном материале различные образы окружающего мира.

Слайд3

 

      Рисование имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и пластилином. Рисование пластилином – это пластилиновая живопись (пластилинография). В пластилиновой живописи пластилин используется в виде «краски», как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребенка. Пластилинография – один из видов декоративно-прикладного искусства, редко практикующихся в дошкольном учреждении. В пластилиновой живописи заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие художественно-эстетического и образно - пространственного восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста.

 

  Техника пластилиновой живописи в лепке уникальна. Дети с удовольствием придумывают новые, интересные темы для картин. Первые успехи обязательно вызовут  у детей желание создавать композиции в собственном, самостоятельном творчестве, с удовольствием принимать участие  в конкурсах и побеждать, так как эта техника является необычной, привлекающей к себе внимание и интерес.

      Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит новизну в творчество воспитанников, делает его более увлекательным и полезным.

Увлекательное – так, как позволяет сделать картину из пластилина рельефной, а, следовательно, более живой. А полезное – так, как дает детским пальчикам хорошую мышечную тренировку. Особенно, когда приходится размазывать пластилин по поверхности или отщипывать мелкие кусочки. На занятиях «пластилинографии»,  формируются и закрепляются умения и навыки, необходимые в будущей учебной деятельности дошкольников,  а именно умение слушать и запоминать задание, выполнять его в определенной последовательности, укладываться в определенный отрезок времени, умение оценить свою работу,   найти ошибки и исправить их, планировать свою деятельность, умение довести дело до конца, содержать в порядке рабочее место, инструменты и материалы, организованность. В то же время использование «пластилинографии»  в работе с дошкольниками позволяет развить их творческое мышление, а значит, способствует всестороннему развитию личности ребенка.

Нами была разработана система работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ, через развитие творческих способностей старших дошкольников посредством пластилинографии.

Перспективные планы по изобразительной деятельности в технике

пластилинография составили в соответствии с комплексно – тематическим планом, отражённым в образовательной программе МБДОУ №35 по каждой возрастной группе, пластилинографию включили в работу подготовительной к школе группе в  часть программы формируемой участниками образовательных отношений, где отражается представленный нами  опыт.

 При составлении плана опора делалась на методические пособия: Галины Николаевны Давыдовой по нетрадиционной технике рисования пластилином – пластилинографии. Галина Николаевна Давыдова разработала методику создания лепных картин из пластилина с изображением выпуклых, полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности. Использовали методическое пособие ТатяныЯковлевой «Пластилиновая живопись», так же руководствовались Программой художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой Ирины Александровны..

     Слайд №7

 

В своей работе мы выделили цели и  задачи пластилинографии как вида продуктивной деятельности дошкольников:

  • Цель: Развивать  художественно – творческие способности и мелкую  моторику рук  у детей  старшего дошкольного возраста средствами пластилинографии.
  • Задачи:
  • Формировать у детей изобразительные навыки. Развивать у них интерес  к художественной деятельности.
  • Познакомить с более сложными приёмами  изображения  в технике пластилинография.
  • Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе.
  • Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Воспитывать усидчивость, терпение,  самостоятельность, эстетический вкус, аккуратность в работе.
  •  

Следует отметить, что проведение занятий в большей части не подменяют непосредственно – образовательную деятельность по разделу «Художественно – эстетическое развитие», а дополняют образовательный процесс, представляют широкие возможности для самостоятельной и совместной со взрослым образовательной деятельности.

Техника рисования пластилином проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Дети очень быстро усваивают новые приемы, быстро достигают хорошего качества работ и занимаются с удовольствием. Детям очень нравится смешивать цвета для получения нужного оттенка. Этот процесс особенно привлекает детей, так как они очень любят экспериментировать.
Пластилин – материал волшебный и любую ошибку можно исправить. Неудачное изображение просто счищается стекой, потом снова добавляется фон. Возможность легко исправить ошибку, особенно привлекательна для детей. Необходимо, чтобы ребенок радовался полноценному творческому процессу, чтобы ему было психологически комфортно во время занятия.

В своей работе используем разнообразные формы взаимодействия  с детьми

 

 Групповая – основная форма работы по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Технология проведения таких занятий может быть разной. Для своих занятий мы определили один день в неделю. Проводятся они во второй половине дня.  Главное, чтобы дети сидели компактно, но на некотором расстоянии, не мешая, друг другу. Внутри подгруппы дети могут переговариваться, общаться, делиться опытом. Каждое занятие содержит: тему, задачи, последовательность выполнение работы.

Этапы создания картин:

1. Подбор эскиза.

2. Подготовка основы (перенос эскиза на основу).

3. Подбор материала, цвета пластилина, смешивание цвета.

 4. Создание картин начинаем с дальнего плана, постепенно приближаясь к ближнему.

5. Лепка мелких деталей. Декорирование.

   Обучать пластилинографии начали с выполнения простых картин, постепенно перешли к созданию более сложных. Создавая лепные картины, знакомили детей со свойствами пластилина (мягкий, твердый, пластичный, может принимать разную форму). В процессе занятий пластилинографией не ограничиваем детей с выбором цвета, фона, например, дети самостоятельно выбирают цвет фона и цвет пластилина в творческих работах.     В процессе обучения детей созданию картин из пластилина не ставим перед ними сложные задачи, подкрепляя их уверенность в собственных силах, избегая переутомления. Поощряем даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха.

 

 

 

Слайд №17

При выполнении картины из пластилина нужно научить дошкольников правильно обращаться с бруском пластилина. Объяснить, что брусок будет выполнять роль тюбика с красками. И мы будем от целого куска отделять маленькие кусочки для работы. Так быстрее идёт процесс изготовления картины, а сам пластилин долгое время сохраняет аккуратный вид.

       Работа с цветом в пластилиновой технике – явление новое. Этому моменту следует уделить достаточно времени. Новый цвет можно получить, смешивая пластилин разных цветов, принцип смешивания такой же,  как в красках.  Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется. Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами. Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать. Подмешивание белого пластилина ослабляет влияние ярких цветов, делает их более тусклыми, пастельными. При смешивании матовых и флуоресцентных сортов получается пластилин нового качества. Составление пластилина нужного цвета - процесс трудоёмкий, но очень интересный. Руки на протяжении всей работы должны быть чистыми и теплыми.  

 

Овладение техникой пластилинографии предполагает применение в процессе работы разнообразных приемов. С некоторыми из них дети уже познакомились на занятиях традиционной лепкой.

   Это раскатывание -  кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.

    При скатывании кусочек пластилина кругообразными движениями ладоней или пальцами скатывается в шарик.

    Оттягивание – слегка потянув щепоткой часть пластилина можно сформировать часть изображения.

    Заглаживание – требуется при изображении плоских и гладких поверхностей – выполняется кончиками пальцев.

   Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик сдавливают до формы лепёшки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов - трубочек, зубчатых колесиков и т. п.

Прищипывание- осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.

    Надавливание и размазывание - важно научить детей прилагать усилия пальчиками.

 

Слайд №18

       Существует несколько видов нетрадиционной техники работы с пластилином:

 Прямаяпластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.

 

Особенности выполнения работы:

  1. Сделать рисунок простым карандашом.
  2. Мелкими кусочками пластилина заполнить пространство рисунка, разглаживая поверхность пальцами, предварительно смоченными водой.
  3. Пластилин можно смешать, добавляя нужные оттенки цвета в рисунок.
  4. Чтобы  контур рисунка сделать объемнее, нужно раскатать тонкие колбаски, выложить их по контуру.
  5. Можно нанести рельефный рисунок с помощью стеки.

 

Слайд №19

Обратнаяпластилинография(витражная) - изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура). В дошкольном учреждении для этих целей обычно используется пластик либо оргстекло (поскольку применения обычного стекла для дошкольников небезопасно). Перенести рисунок на стекло при помощи маркера, заполнить элементы рисунка пластилином, подобрать нужный по размерам кусочек пластилина и хорошо размять его в руках и размазать по стеклу. Размазывать можно пальцами или стеком, тщательно придавливая его к поверхности, чтобы получился тонкий слой. Новый цвет нужно нанести последовательно и отдельно. После того как аппликация закончена, нужно снять скотч с краев и наложить на пластилиновую поверхность фон из цветной бумаги, а сверху плотный картон.

Слайд №20

Контурнаяпластилинография - изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков».

Особенности выполнения работы:

1. Нарисовать рисунок карандашом или маркером.

2. Скатать из пластилина колбаски или тонкие жгутики.

3. Последовательно выкладывать длинный жгутик по контуру изображения.

4. Можно заполнить жгутиками другого цвета внутреннюю поверхность изображения.

                                               Слайд №21

Многослойнаяпластилинография–объемное изображение лепной картины на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев.

1. Для начала взять разные цвета пластилина.

2. Зделать из них пластинки. Заготовки наложить одна поверх другой. Получим так называемый «слоеный пирог», при изготовлении которого желательно идти от темных цветов - к светлому. Только не стоит прижимать слои очень сильно друг к дружке, просто положить один слой на другой.

3. А теперь можно очень аккуратно согнуть нашу заготовку по средней линии - она проходит там, где заканчивается верхний, самый маленький слой. Или скатать колбаску и разрезать ее.

Многослойная пластилинография подразумевает последовательное нанесение не поверхность нескольких слоев. Такая техника более всего подходит для пейзажных композиций — изображения неба, леса, гор, когда слои накладываются друг на друга. Элементы иногда прикрепляются к основе с помощью тоненьких валиков — получается своего рода 3-Д эффект. Отметим, что подобные работы довольно сложны для дошкольников и уместны только в подготовительной к школе группе.

Слайд №22

Модульная пластилинография– изображение лепной картины на

горизонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков. Это более сложная техника, требующая от детей овладение всеми приемами лепки.

                                                    Слайд №23

Мозаичная пластилинография- изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.

    Особенности выполнения работы:

1. Скатать мелкие шарики, нужного цвета.

2. Располажить их на горизонтальной поверхности, заполнить поверхность изображаемого объекта, соответствующим цветом.

3. Слегка прижать.

Это наиболее простая техника, главное здесь — красиво подобрать цвета и аккуратно заполнить пространство, не выходя при этом за контур.

Слайд №27

В  работе используются различные виды лепки: предметная, сюжетная, декоративная.

  • Предметная лепка- такие работы как: «Ёжик», «Танк».Предназначена для воссоздания отдельных предметов. Перед воспитателями появляется задание обучить детей способности изображать ключевую форму предметов в лепке и наиболее яркие, свойственные им признаки.

Слайд №28

Сюжетная лепка- это  «Петушок с семьей», «Пингвины на льдине». Сопровождается большим объемом работы, потому что необходимо вылепить каждый отдельный предмет, включенный в композицию, придать ему нужное положение на подставке или без, после чего дополнить лепку некоторыми деталями.

 

Слайд №29

 

  • Декоративная лепка – это «Дымковская барыня», «Хохломской  узор». Знакомство дошкольников с народным прикладным искусством является одним из способов эстетического воспитания, в процессе познания различных его видов, в частности и мелкой декоративной пластики народных умельцев (филимоновская, фымковская и различные виды росписи), дети могут приобрести много полезных навыков.

 

 

коллективные

Пластилинография открывает прекрасные возможности для создания коллективных работ. Коллективная, художественная деятельность формирует положительную мотивацию к ней и углубляет интерес к творчеству. Общие усилия, направленные на решение творческой задачи, раскрывают индивидуальность, детей, корректируют межличностные отношения. Коллективная форма творчества сближает детей, у них развиваются навыки культуры общения, возникают эмоционально теплые отношения, формируется чувство ответственности друг перед другом. Любуясь результатами своей работы, дети получают эмоциональное удовлетворение. Это способствует их самовыражению, повышает их самооценку.

Коллективную работу очень тщательно продумывали. С ребятами обговаривали тему работы. Выслушивали все предложения, выбирали самые  интересные. Рассматривали различные  образцы картин выполненных по этой теме.  Обсуждали каким будет фон работы, какой будут использовать цвет пластилина, какими материалами будут пользоваться. По своему желанию дети выбирают детали которые им хотелось бы раскрасить пластилином. Ребята не только повторяли по образцу но и проявляли творчество в своих работах. С детьми были выполнены такие работы как «Масленица», «Красные яблочки на веточках», «Путешествие в космос».

 

 Одним из важных средств поощрения, работ выполненных детьми, являются выставки. В группе организуются тематические выставки. В эти минуты ребенок лучше видит свою работу и лучше понимает другие.В группе отведено специальное место, где дети располагают свои работы.  И в течении нескольких дней они имеют возможность рассмотреть свои работы сравнить с работами своих сверстников. Воспитатель предлагает индивидуально подойти к выставке. Выбрать работу которая больше всего понравилась. Обсудить с ребёнком почему она ему понравилась, чем интересна эта работа, чтобы он изменил, добавил.

 

Когда дети уже освоили приемы пластилинографии, они самостоятельно выбирают рисунок по сложности и сюжету, подбирают необходимые цвета и материалы, которые доступны детям для самостоятельного творчества в уголке изобразительной деятельности.

 

 

 

Слайд №16    Работая  техникой «Пластилинография» используем  материалы, оборудования  и  инструменты.

Пластилин. В настоящее время существует большое разнообразие пластилина по качеству и цветовой гамме. Качеству пластилина надо уделить особое внимание. Некоторые виды пластилина очень мягкие и от этого плохо держат заднюю форму, некоторые, наоборот, очень твёрдые – с ним трудно работать, пальцы быстро устают, времени затрачивается на работу больше, учащиеся не получают удовлетворения от работы.

  Традиционный пластилин: к группе традиционного пластилина относится тот самый материал для лепки, который знаком всем с детства. Детям дошкольного возраста иногда не хватает сил и терпения, чтобы размять его до нужного состояния.

   Восковой пластилин: восковой пластилин можно назвать разновидностью традиционного пластилина с усовершенствованной формулой. Основа из природного воска обеспечивает материалу повышенную пластичностью, поэтому идеально подходит для начинающих мастеров. Мягкий пластилин быстро разминается до рабочей консистенции, детали поделки легко склеиваются между собой. Восковой пластилин изготовлен из натуральных компонентов, поэтому безопасен для детей.

   Шариковый пластилин: необычный пластилин состоит из мелких шариков, соединенных специальным клеевым раствором. Самостоятельно справиться с шариковым пластилином могут даже маленькие дети. Особая структура материала отлично скрывает неровности детских поделок. Кроме того, для создания мельчайших деталей, например глаз, достаточно отсоединить один шарик нужного цвета. К недостаткам шарикового пластилина можно отнести непрочность созданных из него поделок.

   Пластилин с дополнительными свойствами: в поисках новых предложений для потребителей производители создают оригинальные материалы, которые помогают разнообразить занятия лепкой. В ассортименте представлен необычный пластилин: флуоресцентный, перламутровый, прыгающий, светящийся в темноте и т. д. Такой материал позволяет воплощать в реальность любые творческие замыслы.

 

 Стеки. Стеки бывают деревянные, пластмассовые, самой разнообразной формы. Иногда вместо стеки мож­ноиспользовать деревянную палочку, зубочист­ку. К набору пластилина часто прилагается одна стека.

Подкладная доска. Чтобы во время работы не ис­пачкать свое рабочее место, необходима подкладная доска. Примерный размер доски 30 X 25. Она должна хорошо отмываться теплой водой с использованием обезжиривающих средств. Подкладную доску можно купить в магазине, или сделать самостоятельно. Для этого подойдет кусок линолеума. Работать на клеенке не удобно, т.к. она будет подниматься за пластилином, кататься по столу и заворачиваться.

Бумажная или полотняная салфетка.Для того что­бы вытирать руки и рабочее место после окончания ра­боты или во время лепки, необходима бумажная или полотняная салфетка.

Картон. Картину из пластилина можно делать на картоне. Луч­ше пользоваться лакированным картоном, в этом слу­чае жирные составляющие пластилина не будут высту­пать. Но при его отсутствии можно воспользоваться и любым другим, обклеив его бумагой нужного цвета. Для обратной можно пользоваться прозрачным пластиком  (пластиковыми крышками, коробками).

Дополнительный материал. Для украшения картины можно использовать разнообразный природный и бросовый материал (бисер, бусины, фантики, палочки, трубочки, колпачки, стержни и др.).

Шаблоны предметные и сюжетные. Изготовленные самостоятельно и покупные.

Простой карандаш.

Наглядные средства:

Коллекция альбомов с иллюстрациями, альбомы народных росписей, раскраски, репродукции картин, образцы работ, фотографии.

Для получения детьми ярких впечатлений от произведений искусств и расширения знаний и впечатлений детям показывали  слайд-шоу, презентации  такие как хохломская роспись, городецкая, дымковская.

         Особое внимание уделяем  предметно – развивающей среде: украшения интерьера, разнообразие игрушек, детские поделки.

Ведь всё, что окружает детей, во многом определяет их настроение, эстетические переживания и впечатления.

Предметно – пространственная развивающая среда группы организована с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В нашей группе отведено место самостоятельной художественной - эстетической деятельности детей - это уголок изодеятельности, который оснащен всем необходимым для творчества.Создание предметно-пространственной среды, уголка творчества в групповой комнате способствует развитию у дошкольников самостоятельности. Детям предложен разнообразный

- материал : цветной пластилин, картон, пластиковая основа.
- Природный материал: семена клена, арбуза, тыквы, подсолнуха, крупы: фасоль, греча, рис, перловка, пшено.
- Инструменты: стеки, палочки; возможно использование зубочисток, паст от шариковых ручек, трубочек для коктейлей, формочек, крышечек разного размера.
- Оборудование: тканевые салфетки, доски для лепки, набор дополнительных аксессуаров для творчества: глазки, бусинки, бисер, пайетки, колечки.
- Демонстрационный материал: образцы пластилиновых картин, поэтапное изображение, анимационные работы художников.

 

Мотивацией для работы детей в этом уголке может быть и само желание рисовать, клеить, мастерить, создавать работы для участия в выставках, выполнять поделку, чтобы порадовать близких.

 

 

Для закрепления работы в технике пластилинография мы собрали картотеку

дидактических игр.«Зиночкины косы», (детям предлагается контур лица.Нужно нарисовать пластилином красивую причёску для своей мамы.)Выложи узор» «Лабиринт» (детям предлагается выложить лабиринт по заданию на картинке пластилиновыми жгутиками), «Пластилиновые буквы» (детям предлагается отщипнуть кусочек пластилина, надавить и размазать на изображении буквы.Произнести вслух нарисованную букву).

 

 Одним из важнейших условий развития творчества является взаимодействие и сотрудничество педагогов и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка. С этой целью активно привлекаем к совместной работе всех родителей. Для них проводятся беседы, консультации. («Что такое пластилиновая живопись?», «Влияние пластилиновой живописи на развитие детей», «Как сохранить детские работы»), оформлены памятки («Рисование пластилином», «Рассматриваем и оцениваем детские работы») по работе с пластилином.Был проведен мастер-класс « Самая красивая новогодняя игрушка»,?????????????????????????????????(как расписать

Для родителей придумали интересное объявление

Результатом проведённой работы, мастер-класса, консультаций, бесед, явились выставки совместных работ родителей с детьми .

• «Осень золотая в гости к нам пришла» 
• «Зимняя сказка»
• « Мамочка любимая» 
• «Я люблю свою станицу». Работы наших детей  принимали участие в конкурсе посвящённому «Дню станицы»
Все формы работы с родителями создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка. А чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок. Важно, чтобы родители поняли: через изобразительную деятельность ребенок самовыражается как личность.

 

Слайд №36

Мы считем, что развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ к развитию творческих способностей, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.

Проводимая нами работа показывает, что системность и  поэтапность деятельности с использованием нетрадиционной  техники «Пластилинографии», способствуют формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста.

•      У детей появился повышенный интерес, творческая активность.

•      В работах детей преобладают новизна и оригинальность.

•      Дети свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами.

•      Умеют планировать свою работу, выбирают выразительные средства изображения, доводят начатое дело до конца.

Спасибо за внимание!

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы педагогического коллективва по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников

В статье представлены основные виды органиации детской деятельности по художесственно- эстетическому развитию, работа педагогов дополнительного образования по изодеятельности, ритмике и в компьютерном...

Инновационная педагогическая технология в художественно – эстетическом направлении развития дошкольников.

Развитие и совершенствование личности ребенка невозможно представить без реализации ее эстетических и творческих потребностей. Этим целям созвучна природа творческого развития в системе эстетического ...

Мастер - класс «Использование технологии сотрудничества в социально-личностном развитии дошкольников с особыми образовательными потребностями»

Дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в стенах нашего дошкольного образовательного учреждения. Вы выбрали не простую профессию - воспитатель. Профессия эта не только сложная, но и ответственная, ...

Консультация для воспитателей ДОУ "Использование технологии ТРИЗ в логико-математическом развитии дошкольников"

В консультации описаны основные средства педагогичесокго воздействия в ТРИЗ-педагогике, раскрыты дидактические принципы....

Мастер - класс с использованием технологии сотрудничества по художественно - эстетическому развитию (лепке) в старшей группе "Подарок на новоселье"

В данном мастер - классе использована структура ООД с использованием технологии сотрудничества для достижения детьми быстрого положительного результата в совместной деятельности. В коррекционной логоп...

Использование технологии «Кубик Блума» в познавательном развитии дошкольников.

Использование технологии «Кубик Блума» в познавательном развитии дошкольников....