Конструирование
занимательные факты по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Татьяна Николаевна Рябова

«Конструирование как средство развития мышления у детей дошкольного возраста»

Конструирование является одним из ведущих видов деятельности, это творчество дает ребенку возможность не только познавать окружающий мир, а также помогает развивать его способности. Конструктивная деятельность с латинского переводится, как построение. Это та деятельность, в которой дети самостоятельно создают из различных материалов (бумага, картон, дерево, конструктор и т.д.) различные поделки и постройки. Каждый ребенок- это настоящий изобретатель. Заложено это в ребенке от природы, реализовать и совершенствовать это умение у него получается из-за его сообразительности, фантазии, смекалки, творчества и любознательности. Существуют следующие виды конструирования в детском саду: Конструирование из строительных материалов. Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек, палочек и других материалов. Конструирование из природного материала (шишки, желуди, деревянные спилы, листья, и др.). Конструирование из игровых строительных материалов наиболее доступно для ребенка. Для этого есть большое количество наборов для любого возраста детей: настольные игры, игры на полу, на улице. Наборы конструкторов необходимы для развития у детей логического мышления, моделирования, сенсорного развития, любознательности, творческих способностей, математического мышления воображения, и исследовательских навыков. В чем заключается структура деятельности? Сначала ребенок определяет замысел, потом решает зачем и для чего или кого будет строить, далее выбирает подходящий материал для деятельности, создаёт постройку тем способом, который предложит педагог или самостоятельно, и в заключении происходит обыгрывание постройки и ее презентация.

Существуют определенные формы детского конструирования:

1.Конструирование по образцу (в этом случае передаются готовые знания, которые служат основой для ознакомления детей со свойствами материала, происходит освоение техники постройки, ребенок может планировать свою деятельность. Но здесь нет развития творчества ребенка.)

2.Конструирование по модели (воспитатель ставит перед детьми конкретную задачу, но не показывает способ ее решения.)

3.Конструирование по доступным чертежам и наглядным схемам (детей сначала обучают построению простых схем — чертежей, а затем создают условия для создания конструкций с опорой на схему — чертеж.)

4.Конструирование по замыслу. (Эта форма конструирования обладает высоким потенциалом для поддержки самостоятельности, инициативы, индивидуальности ребенка и развития детского творчества.)

5.Конструирование по теме (Ставится общая задача, и каждый ребенок должен найти свой собственный замысел, он сам выбирает способ или технику конструирования)

6.Конструирование по условиям (В этом случае перед детьми ставится условие, которым должна соответствовать постройка.)

7.Каркасное конструирование. (Ребенка знакомят с каркасом, а затем учат способам преобразования его в задуманную постройку.)

Конструирование является детской деятельностью. Благодаря ей ребенок особенно быстро совершенствуется в навыках и умениях, в умственном и эстетическом развитии. При опыте он познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты. У детей, которые любят конструировать очень богатая фантазия и воображение, у них очень хорошо развито мышление логика и память. Развитая моторика рук быстрее развивает речь и дает возможность легче овладеть техникой письма в школе.

Конструктивная деятельность для ребенка будет интереснее, если использовать во время деятельности разные стихотворения, песни, потешки. Обучая ребенка конструированию нужно воспитывать у них умения и навыки это делать, дать им понятия из чего сделаны и как работают эти предметы, об их внешнем виде, форме. Ребенок должен уметь группировать предметы по их общим признакам, понимать какие функции выполняет этот предмет. Правильно называть материалы: кубики квадратные, пластины- прямоугольные, узкие или широкие. Уметь различать их по величине и размеру. Знать, что такое молоток или киянка (деревянный молоток, гаечный ключ, отвертка, гвозди, винты, правильно пользоваться ими и знать их назначение.) Ребенок должен знать природные материалы (кору сосны, шишки ели и сосны, семена клена и т. д.), определять фактуру бумаги (ватман, глянцевая цветная, писчая, картон). Дети должны уметь пользоваться клейстером, канцелярским и столярным клеем. При работе нужно правильно планировать свою деятельность, ребенок должен быть самостоятельным и проявлять творческую инициативу. Ребенок должен получать знания и навыки, а также уметь работать в коллективе. Существует несколько приемов в обучении конструирования. Воспитатель показывает, как изготовить конструкцию, весь порядок работы. Перед началом работы нужно рассмотреть образец, продумать процесс изготовления, выбрать необходимые материалы и затем приступать к работе. Другой способ когда происходит объяснение задачи и условий, но ребенок должен выполнить все самостоятельно, либо показ отдельных приемов конструирования. Оценка процесса также является приемом обучения. Если работа коллективная, воспитатель должен оценить не только готовый результат, но и сам процесс совместной деятельности. Давайте больше возможностей ребенку проявить себя в этой деятельности!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Конструированию объёмных коллажей для инсценирования сказок., конструированию объёмных коллажей»

Для оформления стен групп, я использую как детские работы, так и коллажи на темы сказок.  При изготовлении коллажей можно использовать различный упаковочный материал для подарков и цветов: фетр,...

Конспекты занятий по конструированию "Домики для зверюшек", "Веселая улица", "Построение разных зданий", сюжетно- ролевая игра с элементами конструирования Мы заботливые мамы и папы!"

Конспекты занятий по конструированию "Домики для зверюшек", "Веселая улица", "Построение разных зданий", сюжетно- ролевая игра с элементами конструирования Мы заботливые мамы и папы!"...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия по конструированию "Дом, который построю Я» (образовательная область «Познание» (конструирование)) Для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по конструированию "Дом, который построю  Я» (образовательная область «Познание» (конструирование)для детей старшего дошкольного возраста...

Виды конструирования и формы обучения конструированию дошкольников.

В работе с дошкольниками применяется два вида конструирования - это техническое и художественное....

Конспект комплексного НООД по конструированию и развитию речи в первой младшей группе. «Теремок». Конструирование «Домик».

Хочу поделиться своим опытом по разработке конспекта комплексного занятия по развитию речи и конструированию  в первой младшей группе детского сада. Цель моего конспекта: учить малышей слушать ск...

Конструирование оригами из бумаги с элементами художественного конструирования для детей старшего дошкольного возраста

Тема занятия  «Наши любимые питомцы»Интеграция образовательных областей: познавательное, художественно-эстетическое, речевое, физическое, социально-коммуникативное развитие.Познавател...