Проект для детей старшего дошкольного возраста: «Роботы в жизни человека»
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Хохлова Ольга Владимировна
Проект направлен на формирование интереса к техническим видам творчества через знакомство дошкольников с роботами помощниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационная карта проекта.

Проект: «Роботы в жизни человека»

Базисный компонент: проект инициирован воспитателями группы для приобщения дошкольников к детскому научно-техническому творчеству и в поддержку детской инициативы – интерес к конструированию в рамках темы Космос.

Актуальность проекта: Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Дети очень любят играть игрушками роботами. Они хотят иметь робота у себя дома, чтобы он помогал маме или папе, а может быть и ему – ребёнку. Но дети даже и не догадываются, какую пользу человечеству приносят роботы, которых мы не видим в повседневной жизни и даже не догадываемся об их существовании. Поэтому мы (педагоги и дети) выбрали эту тему, чтобы познакомить детей с роботами помощниками человека.

Тип проекта: групповой

Вид проекта: познавательно- творческий

Продолжительность: 05.04 – 09.04. 2021, краткосрочный

Возраст детей: старшая группа

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Итоговое мероприятие: Презентация «Роботы вокруг нас»

Итоговый продукт с детьми: Конструкторское бюро «Роботы»

Итоговый продукт с родителями: Витрина поделок совместного творчества родителей и детей из бросового материала «Робот – друг и помощник»

Цель проекта: Формирование интереса к техническим видам творчества через знакомство дошкольников с роботами помощниками.

Задачи проекта:

Образовательные:

1.Познакомить детей с разнообразными роботами, показать их значимость для человека.

2. Развивать умения и навыки конструировать роботов помощников из разного вида конструктора.

3. Формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности.

4. Формирование у дошкольников интереса к техническим видам творчества.

Развивающие:

1. Развитие творческой активности, самостоятельности в принятии оптимальных решений в различных ситуациях.

2. Формирование внимания, оперативной памяти, воображения, мышления;

3. Развитие мелкой моторики рук, эстетического вкуса, конструктивных навыков и умения пользоваться схемами, инструкциями, чертежами.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, желание сделать его более интересным и увлекательным.

2. Воспитание культуры умственного труда, умения работать в паре, коллективе.

3. Воспитывать бережное отношение к предметам бытовой техники и соблюдение техники безопасности. 

4. Поощрять самостоятельность, инициативность, упорство при достижении цели

        

Планируемый результат по проекту:

1. У детей расширятся представления о роботах, их значении в жизни человека, о профессиях, в будущем связанных с изобретением и производством технических средств;

2. У детей разовьются инженерно-технические способности при использовании конструкторов Лего, Тико и др.

3. Дети будут более инициативны, любознательны и смогут самостоятельно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

4. Будет положительная динамика в развитии мелкой моторики рук, эстетического вкуса, конструктивных навыков и умений пользоваться схемами, инструкциями, чертежами.

5. Дети будут, более внимательно и осторожно относится к предметам бытовой техники и соблюдать правила техники безопасности.

6. Повысится уровень знаний родителей о техническом конструировании, видах конструктора, а также передовом направлении науки -  робототехнике.

Этапы реализации проекта:

Этапы

Цель

Деятельность участников проекта

педагог

дети

родители

1 этап – мотивационный

 Мотивировать детей и родителей на новый проект.

Создание проблемной ситуации, общение с детьми на основе проблемных вопросов.

Поиск решения в проблемной ситуации, участие в обсуждении, принятие решения по проекту в группе.

Проблемный вопрос:

  • Что помогает человеку исследовать планеты солнечной системы?
  • Живут ли роботы вокруг нас? 
  • Нуждается ли человек в роботах?
  • Может ли робот заменить человека?

Анкетирование

«Значение конструирования в развитии ребёнка»

 (Google-форма)

        

Принятие решения по проведению проекта в группе.

2 этап - организационный

Разработать проект по теме.

Сбор и накопление информации:

  • подготовили презентации о роботах,
  • разработали технологические карты,
  • подобрали наглядно – дидактический материал «Роботы в жизни человека», художественную литературу, энциклопедии, фотографии, иллюстрации.
  • Пополнили уголки конструирования ЛЕГО, Тико, конструкторы – трансформеры, конструкторы с болтовым соединением, суставные и др.
  • Подготовили: образцы для постройки роботов;
  • Костюмы, атрибуты для сюжетно-ролевых игр о роботах будущего и профессиях будущего;
  • Подобрали видео и музыкальный материал.
  • Собрали материал для продуктивной деятельности детей.
  • Подобрали и разработали материалы по работе с родителями:
  • Изучили опыт работы по данной теме у других педагогов.

Дети принимают активное участие в разработке проекта;

высказывают предположения, где можно узнать информацию;

в каких мероприятиях ( видах деятельности) они хотели бы принять участие.

Разработка сценария  родительского  собрание и методических материалов для взаимодействия с родителями в рамках проекта.

3 этап – продуктивный (практический)

Реализация проекта через все виды детской деятельности в рамках 5 ОО.

Педагог организует совместную деятельность с детьми через разные виды детской деятельности в рамках 5ОО

Дети принимают активное участие в разных видах деятельности в рамках 5 ОО (смотреть План)

  • Конкурс совместного творчества детей и родителей «Робот – друг и помощник» (из бросового материала)
  • Создание выставки в группе «Роботы вокруг нас»
  • Изготовление элементов костюма робота для детей.
  • Консультация: «Развитие конструктивного мышления дошкольников», «Роль конструирования в развитии детей дошкольного возраста»
  • Ширма «Что такое робототехника и чем она полезна для детей»
  • Рекомендации к составлению рассказа для презентации продукта совместной деятельности сверстникам группы.

4 этап (итоговый)

Обобщение материалов проекта.

Итоговое мероприятие: Презентация продукта своей деятельности  «Роботы вокруг нас»

Итоговый продукт с детьми: Конструкторское бюро «Роботы-помощники»

Итоговый продукт с родителями: Витрина поделок из бросового материала «Роботы вокруг нас»

План совместной деятельности педагога с детьми через разные виды деятельности в рамках 5 ОО

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально - коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

 ИКТ Презентация: «Предметы-помощники»,

«Какие роботы бывают».

 Рассматривание

энциклопедий

 «РОБОТЫ», «Мир вокруг нас»

Иллюстраций

ОЭД: «Статическое электричество»

Детали конструктора Лего, Тико, Полесье и др.: «Гости из будущего» 

Развивающие игры: Программирование при помощи Блоков Дьенеша «СИНИЙ блок — робот должен сделать шаг вправо. ЖЕЛТЫЙ – шаг налево, КРАСНЫЙ цвет — робот должен сделать шаг прямо.»

Д/И: «Что сначала, что потом?», «Найди различия», «Найди, где находится».

Беседа: «Роботы – помощники в доме».

Обсуждение: «Кто важнее человек или робот?».

Связная речь: «Расскажи о своем изобретении»

 Мультфильмы: Хроника чудес (серия робот Шурупчик» «Нехочуха», «Тоботы», «Роботы Болт и Блип», «Трансформеры» и другие.

Чтение: Михаил Бруштейн «Город роботов»; Андрей Саломатов «Наш необыкновенный Гоша»

Словесные игры: Загадки о бытовых приборах.

Режиссерская игра «Случай на Луне» (использование макета)

СРИ: «Робот официант»

Пантомима «Мамины помощники», «Что делает робот»

Коммуникативная игра «Контакт».

Игры с бросовым материалом: «Спутники исследователи» (из боксов от киндер - сюрпризов),

Аппликация из геометрических фигур «Собери своего Шурупчика».

Музыкально-ритмические движения: «Танец Железяк» Прослушивание механической, космической музыки.

Раскраски картинок с изображением различных роботов.

Мульт. зарядка «Робот-танцор»,

Физ. минутка «Умный робот», «Дружелюбный робот».

Релаксация: «Замедленное движение»

Игра-эстафета «Выложи дом для робота».

Подвижные игры «Робот», 

«Пылесос»

Выводы о достижении ожидаемых (планируемых) результатов.

Вывод для педагогов:        

В группе пополнились уголки конструирования, увеличилась подборка методических и дидактических материалов по конструированию, повысились компетенции педагогов в области конструирования и робототехники.

Вывод для детей: 

В результате проведённых мероприятий, у детей значительно расширились представления о роботах, их значении в жизни человека, о профессиях, в будущем связанных с изобретением и производством технических средств; появился интерес к конструированию, желание придумывать и создавать оригинальные модели своими руками, произошло расширение коммуникативных способностей, возникло чувство радости от совместного труда, общения, игры.

Благодаря разным формам работы с детьми и использованию конструкторов разного вида активно развивалось творческое мышление детей, инженерно-технические способности совершенствовались конструкторские навыки и умения, дети с удовольствием конструируют по образцу, чертежу, заданной схеме и по замыслу; ребята в полной мере ощутили себя «изобретателями», создающими технику будущего.

Вывод для родителей:

Родители познакомились с разными видами конструкторов, узнали о роли конструирования в развитии дошкольников и правильном подборе конструктора для своего ребенка. Получили информацию о новом виде конструирования – робототехнике.

Используемая литература:

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1976. - 182 с.

Комарова Л.Г. «Строим из ЛЕГО. Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО». М. «Линка- Пресс».2001. - 312 с.

Куцакова Л.В. «Проект работы по конструированию из строительного материала и конструкторов с детьми 5-6 лет на учебный год. Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. М. МИПКРО. 1998. - 392 с.

Конструирование и художественный труд в д\саду. Программа и конспекты занятий. Куцакова Л.В. ФГОС \ Сфера

Большая Энциклопедия «Изобретения и открытия». – М.: «Эксмо», 2014.

Большая энциклопедия для дошкольника. М.: «ОЛМА –ПРЕСС», 1999.

Энциклопедия маленького эрудита «Хочу все знать». – М.: «Полиграфиздат», 2011.

Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «Лес в жизни человека»

Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста  «Лес в жизни человека»...

Презентация проекта для детей старшего дошкольного возраста "Спорт - это жизнь".

Презентация проекта для детей старшего дошкольного возраста "Спорт - это жизнь"....

Проект для детей старшего дошкольного возраста "Как устроено тело человека?"

Проект  для детей старшего дошкольного возраста "Как устроено тело человека?"...

Паспорт образовательного социального проекта для детей старшего дошкольного возраста, посвященного дню пожилого человека в России.

В Паспорте образовательного социального проекта для старших дошкольников представлена информация о цели, задачах его реализации. А так же сроки реализации проекта, его участники, этапы реализации, пла...

Реализация краткосрочного проекта для детей старшего дошкольного возраста "Во имя жизни на земле".

Реализация краткосрочного проекта для детей старшего дошкольного возраста "Во имя жизни на земле"....

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Лес в жизни человека".

В данной методической разработке представлен конспект занятия  по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....