Игры с кубиками с детьми раннего возраста.
статья по конструированию, ручному труду

Силкина Екатерина Александровна

В возрасте 1-3 года у детей начинается активное развитие мелкой моторики и умственных способностей. В процессе игры с кубиками у детей развивается: крупная и мелкая моторика; пространственное мышление; чувство баланса; взаимосвязь действия и результата; эмоциональное развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_kubikami_statya.docx18.68 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с кубиками с детьми раннего возраста

В возрасте 1-3 года начинается активное развитие мелкой моторики и умственных способностей ребенка: он как губка поглощает информацию об окружающем мире и задает первые вопросы «Кто? Что? Почему?». Очень хорошей игрушкой в этом возрасте являются кубики. Еще в начале XIX века немецкий педагог Фридрих Фребель отмечал роль кубика в развитии детей. «Первым даром» ребенку он считал мяч, а «вторым даром»- кубик.

В процессе игры с кубиками у детей развивается :

- крупная и мелкая моторика. Дети берут кубики в руки, поворачивают и кладут на другое место, учатся удерживать пальцами предметы, тренируют силу и ловкость.

- пространственное мышление. Дети учатся одновременно использовать два органа чувств - зрение и осязание. Берут предметы в руки, переставляют на другое место, ставят друг на друга.

- чувство баланса. Дети ставят кубики друг на друга, при этом примеряются к нижнему предмету и координируют движение руки.

-взаимосвязь действия и результата. Сначала дети строят башни, затем сами же их рушат. Если ставят кубики неправильно, башня падает. Таким образом, они невольно осознают, какие действия приводят к возведению башни, а какие к разрушению.

- умение принимать решения. Дети сами выбирают, куда поставить кубик. Могут экспериментировать с геометрическими формами, цветами, количеством и размером кубиков.

Дети, которые в 1,5–2,5 года часто играют с кубиками, быстрее начинают говорить.

- эмоциональное развитие. Дети получают удовлетворение и неповторимые эмоции, если постройки удались.

Кубики необходимо подбирать в соответствии с возрастом ребенка. Основное условие - это размер кубика. Чем меньше размер кубика, тем проще малышу обхватить его ладонью одной руки. Начинать играть необходимо с самых простых кубиков, одноцветных без рисунка, которые помогают развивать тактильные ощущения. По мере взросления кубики обрастают дополнительными функциями - картинками, буквами, цифрами, разными формами.

Наиболее популярны 3 вида кубиков : деревянные, пластмассовые, мягкие. У всех кубиков есть положительные и отрицательные характеристики.

У деревянных кубиков тяжелый вес, приятная шероховатая текстура, которая хорошо развивает тактильные ощущения, натуральный состав, который не вызывает аллергии, высокая прочность.

Пластиковые кубики - легкие, гладкая и холодная текстура, которая мало развивает тактильные ощущения. Не вызывает аллергий, но допускает личную непереносимость. Товар непрочный, может сломаться или получить вмятину.

Мягкие кубики - легкие, приятные на ощупь, хорошо развивают тактильные ощущения, но непрочные, могут порваться и испачкаться.

Чтобы игра с кубиками была интересней, необходимо ребенка заинтересовать. Для этого можно использовать небольшой рассказ или короткую сказку. Педагог может рассказать сказку, разыграть ее с помощью конструктора и мелких сюжетных игрушек, ребенку будет интересно и он начнет помогать героям сказки строить дороги, мосты и города. Например: «Тучка плывет по небу и проливает дождь на крыши домов, деревья и

дорожки. Смотри, смотри, зайка и мышка гуляют под дождем. Они сейчас промокнут и заболеют. А, давай построим для них грибок!»

Проблемная ситуация заставляет задуматься, вызывает сочувствие и желание помочь, поддерживает у ребенка интерес к новой для него деятельности - конструированию.

Возможно, малыша заинтересуют сюжет про курочку, от которой убежали все цыплята, или рассказ о неуклюжем медвежонке, наступившем на шишку, которого нужно увезти в больницу, а для этого надо сделать из кубиков машину или построить дорогу.

Игры, в которые можно играть с ребенком раннего возраста :

• Строим башню простую; можно строить более сложные башни: первый ряд из трех кубиков, второй – из двух и третий – один кубик;

• Определи на ощупь (отыскать в мешочке кубики);

• Доставка товара (грузом будут кубики. Можно грузить по цвету, по размеру);

• Покажи такой же (по цвету, по размеру);

• Найди кубик (в сухом бассейне). Ребенок достает кубик, проговаривает цвет;

• Разноцветная полянка (квадрат 4 цвета). Рассели кубики по цвету на полянку (по 3 кубика каждого цвета). Можно построить башни на поляне;

• Игра «Какого кубика не стало?» Выставляем 4 кубика - 4 цвета. Проговариваем цвета кубиков. Закрой глаза, убираем один кубик. Какого кубика не стало. Играем, пока все кубики по очереди не спрятались;

• 2 кубика одного цвета взять в руки (со словами, тихо - громко стучим и произносим слова);

Молотком стучу, стучу,

Сто гвоздей заколочу

Буду строить дом, дом,

Будем жить в нем, в нем.

Тук, тук, Молоток,

Забей гвоздиков пяток.

Тук, тук, Тук, тук,

И в подметку, и в каблук.

• Строим поезд. Сажаем сверху пассажиров. Везем (толкаем вагончики) произносим как едет поезд: «Чух-чух-чух-чух-ту-ту!»;

• Кубики могут выполнять роль не только строительного материала, но и предметов - заместителей: мебели (диван для куклы, трон для короля, стол и стулья для гостей, машины, овощей или даже праздничного торта;

• Разложить в разные контейнеры : красные кубики в красный, желтый в желтый и т. д.

• Дом для мышки и жирафа. Играя в кубики, можно познакомить ребенка с понятиями выше — ниже, длиннее — короче;

• Экспериментирование с предметами: сравнение кубика и шарика (катится - не катится);

• Построй бусы для мамы (чередование цветов);

• Кубики с картинками – это всегда интересная игра, малыши могут складывать изображение из 4 кубиков;

• Кубиками можно еще и «рисовать» : можно выложить из них зверюшку, фигуру, человечка, дерево;

Используя кубики, можно провести занятие по физкультуре или зарядку:

• ОРУ по одному кубику в каждой руке

• Попади в цель (забрасываем кубики в корзину)

• Перешагни через препятствие (через кубики)

• Пробеги змейкой между кубиками

• Иди осторожно. Ребенку в руку дается кубик, сверху ставится еще один, получилась башенка. Надо пройти с кубиками, не уронив их.

Кубики – незаменимая во все времена игрушка, позволяющая развивать у ребенка: восприятие, пространственное мышление, внимание, логику, наблюдательность, фантазию, мелкую моторику. С кубиками можно строить, конструировать, заниматься физкультурой. Для педагогов и родителей кубики послужат прекрасным методическим пособием во время развивающих занятий с ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Тема: «Игры на коленках с детьми раннего возраста»

Дети раннего возраста очень любят сидеть на коленках у взрослых и радуются, когда педагог (родитель) начинает их подкидывать, как бы ронять....

Конспект развивающей игры головоломки Тангром с детьми раннего возраста По теме:"Зайчик"

Цель:способствовать развитию абстрактивного,логического и пространственного мешления,внимания,вооброжения,а так же понимания цвета,величины и формы.Материалы: игрушка зайчик,наборы из 7 геометрических...

Мастер-класс для родителей с детьми «Игры с водой с детьми раннего возраста»

Важнейшей характеристикой и показателем развития предметной деятельности является познавательная активность  ребенка, которая появляется в любознательности, стремлении к получению новых впечатлен...

Консультация для родителей «Игры с кубиками с детьми раннего возраста»

Консультация расскажет зачем и как играть с детьми в кубики...

Консультация для родителей " «От игры в кубики к конструированию» (ранний возраст)

Рекомендации родителям по обучению конструированию для детей раннего возраста....

Игры с кубиками с детьми раннего возраста

Конструирование – одно из самых любимых детских занятий. Оно является не только увлекательным, но и полезным для малыша. Конструирование создает необходимый фундамент всестороннего развития ребенка....