Игры с кубиками с детьми раннего возраста.
статья по конструированию, ручному труду
В возрасте 1-3 года у детей начинается активное развитие мелкой моторики и умственных способностей. В процессе игры с кубиками у детей развивается: крупная и мелкая моторика; пространственное мышление; чувство баланса; взаимосвязь действия и результата; эмоциональное развитие.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры с кубиками с детьми раннего возраста
В возрасте 1-3 года начинается активное развитие мелкой моторики и умственных способностей ребенка: он как губка поглощает информацию об окружающем мире и задает первые вопросы «Кто? Что? Почему?». Очень хорошей игрушкой в этом возрасте являются кубики. Еще в начале XIX века немецкий педагог Фридрих Фребель отмечал роль кубика в развитии детей. «Первым даром» ребенку он считал мяч, а «вторым даром»- кубик.
В процессе игры с кубиками у детей развивается :
- крупная и мелкая моторика. Дети берут кубики в руки, поворачивают и кладут на другое место, учатся удерживать пальцами предметы, тренируют силу и ловкость.
- пространственное мышление. Дети учатся одновременно использовать два органа чувств - зрение и осязание. Берут предметы в руки, переставляют на другое место, ставят друг на друга.
- чувство баланса. Дети ставят кубики друг на друга, при этом примеряются к нижнему предмету и координируют движение руки.
-взаимосвязь действия и результата. Сначала дети строят башни, затем сами же их рушат. Если ставят кубики неправильно, башня падает. Таким образом, они невольно осознают, какие действия приводят к возведению башни, а какие к разрушению.
- умение принимать решения. Дети сами выбирают, куда поставить кубик. Могут экспериментировать с геометрическими формами, цветами, количеством и размером кубиков.
Дети, которые в 1,5–2,5 года часто играют с кубиками, быстрее начинают говорить.
- эмоциональное развитие. Дети получают удовлетворение и неповторимые эмоции, если постройки удались.
Кубики необходимо подбирать в соответствии с возрастом ребенка. Основное условие - это размер кубика. Чем меньше размер кубика, тем проще малышу обхватить его ладонью одной руки. Начинать играть необходимо с самых простых кубиков, одноцветных без рисунка, которые помогают развивать тактильные ощущения. По мере взросления кубики обрастают дополнительными функциями - картинками, буквами, цифрами, разными формами.
Наиболее популярны 3 вида кубиков : деревянные, пластмассовые, мягкие. У всех кубиков есть положительные и отрицательные характеристики.
У деревянных кубиков тяжелый вес, приятная шероховатая текстура, которая хорошо развивает тактильные ощущения, натуральный состав, который не вызывает аллергии, высокая прочность.
Пластиковые кубики - легкие, гладкая и холодная текстура, которая мало развивает тактильные ощущения. Не вызывает аллергий, но допускает личную непереносимость. Товар непрочный, может сломаться или получить вмятину.
Мягкие кубики - легкие, приятные на ощупь, хорошо развивают тактильные ощущения, но непрочные, могут порваться и испачкаться.
Чтобы игра с кубиками была интересней, необходимо ребенка заинтересовать. Для этого можно использовать небольшой рассказ или короткую сказку. Педагог может рассказать сказку, разыграть ее с помощью конструктора и мелких сюжетных игрушек, ребенку будет интересно и он начнет помогать героям сказки строить дороги, мосты и города. Например: «Тучка плывет по небу и проливает дождь на крыши домов, деревья и
дорожки. Смотри, смотри, зайка и мышка гуляют под дождем. Они сейчас промокнут и заболеют. А, давай построим для них грибок!»
Проблемная ситуация заставляет задуматься, вызывает сочувствие и желание помочь, поддерживает у ребенка интерес к новой для него деятельности - конструированию.
Возможно, малыша заинтересуют сюжет про курочку, от которой убежали все цыплята, или рассказ о неуклюжем медвежонке, наступившем на шишку, которого нужно увезти в больницу, а для этого надо сделать из кубиков машину или построить дорогу.
Игры, в которые можно играть с ребенком раннего возраста :
• Строим башню простую; можно строить более сложные башни: первый ряд из трех кубиков, второй – из двух и третий – один кубик;
• Определи на ощупь (отыскать в мешочке кубики);
• Доставка товара (грузом будут кубики. Можно грузить по цвету, по размеру);
• Покажи такой же (по цвету, по размеру);
• Найди кубик (в сухом бассейне). Ребенок достает кубик, проговаривает цвет;
• Разноцветная полянка (квадрат 4 цвета). Рассели кубики по цвету на полянку (по 3 кубика каждого цвета). Можно построить башни на поляне;
• Игра «Какого кубика не стало?» Выставляем 4 кубика - 4 цвета. Проговариваем цвета кубиков. Закрой глаза, убираем один кубик. Какого кубика не стало. Играем, пока все кубики по очереди не спрятались;
• 2 кубика одного цвета взять в руки (со словами, тихо - громко стучим и произносим слова);
Молотком стучу, стучу,
Сто гвоздей заколочу
Буду строить дом, дом,
Будем жить в нем, в нем.
Тук, тук, Молоток,
Забей гвоздиков пяток.
Тук, тук, Тук, тук,
И в подметку, и в каблук.
• Строим поезд. Сажаем сверху пассажиров. Везем (толкаем вагончики) произносим как едет поезд: «Чух-чух-чух-чух-ту-ту!»;
• Кубики могут выполнять роль не только строительного материала, но и предметов - заместителей: мебели (диван для куклы, трон для короля, стол и стулья для гостей, машины, овощей или даже праздничного торта;
• Разложить в разные контейнеры : красные кубики в красный, желтый в желтый и т. д.
• Дом для мышки и жирафа. Играя в кубики, можно познакомить ребенка с понятиями выше — ниже, длиннее — короче;
• Экспериментирование с предметами: сравнение кубика и шарика (катится - не катится);
• Построй бусы для мамы (чередование цветов);
• Кубики с картинками – это всегда интересная игра, малыши могут складывать изображение из 4 кубиков;
• Кубиками можно еще и «рисовать» : можно выложить из них зверюшку, фигуру, человечка, дерево;
Используя кубики, можно провести занятие по физкультуре или зарядку:
• ОРУ по одному кубику в каждой руке
• Попади в цель (забрасываем кубики в корзину)
• Перешагни через препятствие (через кубики)
• Пробеги змейкой между кубиками
• Иди осторожно. Ребенку в руку дается кубик, сверху ставится еще один, получилась башенка. Надо пройти с кубиками, не уронив их.
Кубики – незаменимая во все времена игрушка, позволяющая развивать у ребенка: восприятие, пространственное мышление, внимание, логику, наблюдательность, фантазию, мелкую моторику. С кубиками можно строить, конструировать, заниматься физкультурой. Для педагогов и родителей кубики послужат прекрасным методическим пособием во время развивающих занятий с ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Тема: «Игры на коленках с детьми раннего возраста»
Дети раннего возраста очень любят сидеть на коленках у взрослых и радуются, когда педагог (родитель) начинает их подкидывать, как бы ронять....

Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. .Пособие для воспитателей дет. садов. Под ред. С.Л. Новоселовой
Пособие для воспитателей детских садов под редакцией Новоселовой...

Конспект развивающей игры головоломки Тангром с детьми раннего возраста По теме:"Зайчик"
Цель:способствовать развитию абстрактивного,логического и пространственного мешления,внимания,вооброжения,а так же понимания цвета,величины и формы.Материалы: игрушка зайчик,наборы из 7 геометрических...
Мастер-класс для родителей с детьми «Игры с водой с детьми раннего возраста»
Важнейшей характеристикой и показателем развития предметной деятельности является познавательная активность ребенка, которая появляется в любознательности, стремлении к получению новых впечатлен...

Консультация для родителей «Игры с кубиками с детьми раннего возраста»
Консультация расскажет зачем и как играть с детьми в кубики...

Консультация для родителей " «От игры в кубики к конструированию» (ранний возраст)
Рекомендации родителям по обучению конструированию для детей раннего возраста....

Игры с кубиками с детьми раннего возраста
Конструирование – одно из самых любимых детских занятий. Оно является не только увлекательным, но и полезным для малыша. Конструирование создает необходимый фундамент всестороннего развития ребенка....
