Мастер – класс на тему: «Театр-оригами, как средство развития мелкой моторики»
материал по конструированию, ручному труду

Репина Людмила Викторовна

Цель: Развитие мелкой моторики у детей, посредством использования техники оригами в работе с педагогами.

Задачи мастер-класса:
 1. Раскрыть  значимость техники оригами для развития мелкой моторики  детей.

2. Познакомить воспитателей с историей возникновения  искусства «оригами».

3. Обучить  воспитателей базовым приемам   техники оригами.

4. Создать фигурки  техникой оригами для драматизации русских-народных сказок.

7.  Заинтересовать воспитателей  оригами, как видом декоративно-прикладного творчества.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_origami.docx22.74 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс на тему:

«Театр-оригами, как средство развития мелкой моторики»

Цель: Развитие мелкой моторики у детей, посредством использования техники оригами в работе с педагогами.

Задачи мастер-класса:
 1. Раскрыть  значимость техники оригами для развития мелкой моторики  детей.

2. Познакомить воспитателей с историей возникновения  искусства «оригами».

3. Обучить  воспитателей базовым приемам   техники оригами.

4. Создать фигурки  техникой оригами для драматизации русских-народных сказок.

7.  Заинтересовать воспитателей  оригами, как видом декоративно-прикладного творчества.  

Методические приемы:

- использование ИКТ (слайдпрезентация);

- показ готовых сказочных героев - «оригами»;

- использование художественного слова (загадка);

- пальчиковая гимнастика;

-физкультурная пауза:

- демонстрация  альбомов с работами техникой оригами;

- использование педагогических принципов «от простого к сложному»;

            - использование метода «сказкотерапия»;

            - драматизация сказки фигурками  оригами.

           - музыкотерапия.

 Оборудование:

Раздаточный материал: карты - схемы изготовления ( схемы без письменного пояснения), квадраты из цветной бумаги (соответственно цвету шерсти животных), фломастеры, ножницы.

1.Вводная часть.

Добрый день, уважаемые педагоги!

Тема моего мастер-класса «Театр-оригами, как средство развития мелкой моторики», и она выбрана не случайно, потому что в  наше время я отметила, что у многих  детей наблюдается  отставание   развития мелкой моторики: дети не могут застегнуть пуговицы, молнии;  завязать шапки и тому  подобное. У этих же детей наблюдается проблема и в продуктивной деятельности: они с трудом раскатывают  пластилин; не правильно держат карандаш, кисть, ножницы; отсутствует сила   нажима  при рисовании и штриховке. Причина этого – плохая тренировка пальцев или ее отсутствие.   То есть когда родители стараются все сделать сами за ребенка (одевают, раздевают) и не предлагают ему занятий, способствующих развитию моторики.   Давайте вспомним, примерно 20-30 лет  назад, когда вы были такими, ведь вам   приходилось постоянно завязывать шнурки, застегивать много пуговиц, заплетать  косички, конструировать из бумаги самолетики, кораблики; и т.д., а к подгот.группе у детей были сформированы умения пришивать  пуговицы, вышивать. Этому способстовали любовь к рисованию, лепке.

Сегодня в  ХХI - веке многие полезные для развития моторики  занятия ушли в прошлое, а дети все чаще свое свободное время проводят с  телефоном, компьютером, к сожалению.  А ведь  мы должны подготовить руку ребенка к письму.

Современные ученые  (нейробиологи, психологи),  занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей,  доказали что двигательные и речевые центры в коре головного мозга  находятся рядом, то есть между ними существует прямая связь, из этого следует что, чем лучше мы с вами разовьём  мелкую моторику у детей, тем успешнее у них будет развиваться  речь  и  все остальные   психические процессы:  память, мышление, внимание, воображение, восприятие … и тем успешнее мы подготовим детей к школе.

Для моторного развития руки существует множество средств, методик,  игр, многие из которых я  использую в своей  работе с детьми:  это различные пальчиковые игры, Су-джок – терапия, палочки Кюизенера; игры с семенами,  бусами, крышками; всевозможные мозайки, конструкторы,  пазлы.

В вечерние часы активно использую  раскраски по теме недели, которые  дети затем  вырезают, наклеивают  (создаем коллективные коллажи).

Еще наши дети, очень любят играть в пальчиковый театр, который тоже является хорошим тренажёром для моторики.

А однажды  я показала детям спектакль «Заюшкина избушка»  фигурками  театра-оригами.  Ребятам очень понравился  этот необычный бумажный театр на палочках,   каждому хотелось поиграть в него. 

(показ театра-оригами) 

Оригами является очень  эффективным средством развития мелкой моторики и поможет решить  целый  спектр задач:

- Развивается мелкая моторика пальцев благодаря многократному сгибанию, проглаживанию, складыванию.

- развивается память, внимание, слуховое и зрительное восприятие при работе с устной или наглядной инструкцией;

расширяется  словарный запас, посредством  общепринятой терминологии (угол, сторона,  диагональ,  вершина);

- развивается усидчивость; интерес;

- прививается художественный вкус и творческие способности.

Еще один не маловажный момент, оригами - это абсолютно не дорогое, малозатратное, но увлекательное  занятие, также  театр-оригами  не будет занимать много места.

Театр-оригами  можно использовать в разных вариантах: на палочках, на магнитах, настольным, пальчиковым.

А сейчас мне хочется немного вам рассказать об истории искусства оригами:

Родиной «оригами» считается Япония. (может не случайно она является развитой страной). В переводе с японского «ори» означает  - бумага, «ками »- складывать.  

То есть оригами – это изготовление поделок из бумаги квадратной формы приемами многократного складывания и сгибания, а людей, увлекающихся  этим искусством, называют оригамистами.

Первыми  оригамистами были монахи в японских   монастырях, они складывали  необычные фигурки богов, животных.

  Позже оригами увлеклась японская  знать при императорском дворе. Умение создавать оригами считалось показателем образованности, тонкого вкуса,  изысканных манер. Поэтому знатные и богатые родители нанимали учителей-оригамистов для обучения своих детей.  Поделки-оригами использовались в качестве подарков, украшений в домах, на свадебных церемониях, праздниках.

Вторая жизнь оригами в Японии началась в  начале ХХ-века – здесь открылась сеть детских садов, где основой воспитания были идеи немецкого педагога Ф.Фребеля, который настоятельно рекомендовал детям занятия оригами. Ведь  еще Аристотель говорил«Рука - это инструмент всех инструментов».

Всем известна история о больной девочке в г.Нагасаки,  смастерившей  662 журавлика.  С тех пор в Японии журавлик - оригами считается символом жизни,  долголетия, счастья. 

В наше  время  в Японии мимо оригами не проходит не один ребенок: в стране широко издается литература об этом искусстве; продаются красочная бумага квадратной формы всевозможных сортов и цвета. Повсюду работают  международные центры «ОРИГАМИ», проходят выставки, конференции.

Оригами давно перешагнуло границы своей родины и популярно во многих странах, в том числе и в России, им увлекаются не только дети, но и взрослые.

Занятия оригами  с детьми начинать необходимо со сложения самых простейших фигур – по принципу  от «простого к сложному», чем мы и начали заниматься с детьми. Можно изготавливать фигурки из цветной или из белой бумаги, а потом их  раскрасить в нужный цвет. Образцы фигурок оригами и схемы их складывания сейчас можно легко найти в интернете, необязательно покупать специальную литературу для обучения.

Практическая часть:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, я принесла обычный лист бумаги. А как вы думаете что из бумаге можно сделать?

А скажите счастье можно создать?

Я бы хотела вместе с вами создать сказку из обычной бумаги.

А какую сказку мы сегодня создадим вы узнаете отгадав загадку:

Поселились в той избушке
Очень разные зверушки.
Попросился к ним и мишка,
Только ведь медведь — не мышка,
Влезть и так и сяк пытался,
Сверху сел — и дом сломался.
("Теремок")

Ну, что, тогда примемся за дело? Занимайте свое рабочее место, сегодня мы будем работать с картами- схемами, у вас на столах есть ножницы, фломастеры, и бумага квадратной формы разных цветов. Если вам понадобиться помощь, можете обращаться к друг другу за помощью. Перед тем, как приступить к работе нужно распределить кто из вас какого героя будет делать. (раздает воспитатель карты – схемы по желанию детей)

А теперь мы разомнем наши руки – чтобы пальчики были послушными.

 Вспоминайте пальчиковую гимнастику «Ладошки»

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу,

Затем руки я помою,

Пальчик в пальчик я вложу

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Выпущу я пальчики,

Пусть бегут как зайчики.

Воспитатель: Рассмотрите карты – схемы своего сказочного персонажа, всем ли понятны этапы складывания зверюшек? Рома, расскажи как ты будешь складывать свою поделку? Даша из какого цвета ты будешь складывать  свою поделку?

Воспитатель: Я вам напомню главное правило оригами – линии сгиба проглаживать тщательно и аккуратно.  Будьте внимательны, когда работаете со схемой. Ваши действия с бумагой должны быть последовательны и соответствовать схеме. Медвежонок очень ждет своих друзей в теремке. Пожалуйста, все за работу.

(По ходу выполнения работы, индивидуально помогаю ребяткам работать со схемами, оформить мордочку животного – глазки, рот, нос).

Воспитатель:  Герои сказки у вас готовы, теремок ждет своих жильцов! А теперь можно и показать сказку.

Воспитатель: Теремок стоит в лесу не пустой, в нем живет Медвежонок со своими друзьями. И Медвежонку от этого стало весело и радостно.

Заключение

-Проведём заключительную часть нашей мастерской. Перед нами «Корзина Рефлексии». Наполним её плодами. Выразите своё отношение к работе нашей мастерской.

- Яблоки - символизируют работу нашей мастерской.  Насколько для Вас была полезна эта работа? Выберите любое яблоко, напишите свои мысли, пожелания. Положите яблоки в корзину, можно озвучить написанное.

- Закончить работу нашей мастерской хотелось бы словами Бернарда Шоу

«Если у Вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у Вас и у меня останется по одному яблоку.

А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи…»

ПРИТЧА ОБ ЯБЛОКАХ

Закончить нашу встречу я хочу такими словами: «Оригами, оригами-это мир фантазий, волшебства! Это радость, это сказка, это детство рядом с нами навсегда!»

Смогла ли я вас увлечь совим мастер – классом?

На что вдохновил мой мастер – класс?

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс по теме:" Салфеточная аппликация как средство развития мелкой моторики"

  «Истоки  способностей  и  дарования  детей - на  кончиках  пальцев. От  пальцев, образно  говоря, идут  тончайшие  нити - руч...

Мастер класс на тему: «Салфеточная техника, как средство развития мелкой моторики рук у дошкольников»

Цель мастера класса: Распространение педагогического опыта; расширение представления о средствах развития мелкой моторики рук у дошкольников; формирование индивидуального стиля творческой педагогичес...

Мастер-класс для родителей: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей младшего возраста»

Работая и наблюдая за детьми, была выявлена  такая закономерность: у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. При обслед...

Мастер-класс на тему: «Роль нестандартного оборудования в развитии мелкой моторики дошкольников»

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Поэтому, одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развит...

Мастер-класс для родителей «Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики и сенсорики у детей 4-5 лет»

Мастер-класс для родителей «Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики и сенсорики у детей 4-5 лет»Цели:1.Повысить педагогическую  компетентность родителей о роли м...

Конспект мастер класса на тему: «Роль нестандартного оборудования в развитии мелкой моторики дошкольников»

развивать мелкую моторику рук у дошкольников?Мастер-класс предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей дошкольников.В настоящее время актуальной проблемой становится по...