Мастер – класс на тему: «Театр-оригами, как средство развития мелкой моторики»
материал по конструированию, ручному труду
Цель: Развитие мелкой моторики у детей, посредством использования техники оригами в работе с педагогами.
Задачи мастер-класса:
1. Раскрыть значимость техники оригами для развития мелкой моторики детей.
2. Познакомить воспитателей с историей возникновения искусства «оригами».
3. Обучить воспитателей базовым приемам техники оригами.
4. Создать фигурки техникой оригами для драматизации русских-народных сказок.
7. Заинтересовать воспитателей оригами, как видом декоративно-прикладного творчества.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс на тему:
«Театр-оригами, как средство развития мелкой моторики»
Цель: Развитие мелкой моторики у детей, посредством использования техники оригами в работе с педагогами.
Задачи мастер-класса:
1. Раскрыть значимость техники оригами для развития мелкой моторики детей.
2. Познакомить воспитателей с историей возникновения искусства «оригами».
3. Обучить воспитателей базовым приемам техники оригами.
4. Создать фигурки техникой оригами для драматизации русских-народных сказок.
7. Заинтересовать воспитателей оригами, как видом декоративно-прикладного творчества.
Методические приемы:
- использование ИКТ (слайдпрезентация);
- показ готовых сказочных героев - «оригами»;
- использование художественного слова (загадка);
- пальчиковая гимнастика;
-физкультурная пауза:
- демонстрация альбомов с работами техникой оригами;
- использование педагогических принципов «от простого к сложному»;
- использование метода «сказкотерапия»;
- драматизация сказки фигурками оригами.
- музыкотерапия.
Оборудование:
Раздаточный материал: карты - схемы изготовления ( схемы без письменного пояснения), квадраты из цветной бумаги (соответственно цвету шерсти животных), фломастеры, ножницы.
1.Вводная часть.
Добрый день, уважаемые педагоги!
Тема моего мастер-класса «Театр-оригами, как средство развития мелкой моторики», и она выбрана не случайно, потому что в наше время я отметила, что у многих детей наблюдается отставание развития мелкой моторики: дети не могут застегнуть пуговицы, молнии; завязать шапки и тому подобное. У этих же детей наблюдается проблема и в продуктивной деятельности: они с трудом раскатывают пластилин; не правильно держат карандаш, кисть, ножницы; отсутствует сила нажима при рисовании и штриховке. Причина этого – плохая тренировка пальцев или ее отсутствие. То есть когда родители стараются все сделать сами за ребенка (одевают, раздевают) и не предлагают ему занятий, способствующих развитию моторики. Давайте вспомним, примерно 20-30 лет назад, когда вы были такими, ведь вам приходилось постоянно завязывать шнурки, застегивать много пуговиц, заплетать косички, конструировать из бумаги самолетики, кораблики; и т.д., а к подгот.группе у детей были сформированы умения пришивать пуговицы, вышивать. Этому способстовали любовь к рисованию, лепке.
Сегодня в ХХI - веке многие полезные для развития моторики занятия ушли в прошлое, а дети все чаще свое свободное время проводят с телефоном, компьютером, к сожалению. А ведь мы должны подготовить руку ребенка к письму.
Современные ученые (нейробиологи, психологи), занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, доказали что двигательные и речевые центры в коре головного мозга находятся рядом, то есть между ними существует прямая связь, из этого следует что, чем лучше мы с вами разовьём мелкую моторику у детей, тем успешнее у них будет развиваться речь и все остальные психические процессы: память, мышление, внимание, воображение, восприятие … и тем успешнее мы подготовим детей к школе.
Для моторного развития руки существует множество средств, методик, игр, многие из которых я использую в своей работе с детьми: это различные пальчиковые игры, Су-джок – терапия, палочки Кюизенера; игры с семенами, бусами, крышками; всевозможные мозайки, конструкторы, пазлы.
В вечерние часы активно использую раскраски по теме недели, которые дети затем вырезают, наклеивают (создаем коллективные коллажи).
Еще наши дети, очень любят играть в пальчиковый театр, который тоже является хорошим тренажёром для моторики.
А однажды я показала детям спектакль «Заюшкина избушка» фигурками театра-оригами. Ребятам очень понравился этот необычный бумажный театр на палочках, каждому хотелось поиграть в него.
(показ театра-оригами)
Оригами является очень эффективным средством развития мелкой моторики и поможет решить целый спектр задач:
- Развивается мелкая моторика пальцев благодаря многократному сгибанию, проглаживанию, складыванию.
- развивается память, внимание, слуховое и зрительное восприятие при работе с устной или наглядной инструкцией;
- расширяется словарный запас, посредством общепринятой терминологии (угол, сторона, диагональ, вершина);
- развивается усидчивость; интерес;
- прививается художественный вкус и творческие способности.
Еще один не маловажный момент, оригами - это абсолютно не дорогое, малозатратное, но увлекательное занятие, также театр-оригами не будет занимать много места.
Театр-оригами можно использовать в разных вариантах: на палочках, на магнитах, настольным, пальчиковым.
А сейчас мне хочется немного вам рассказать об истории искусства оригами:
Родиной «оригами» считается Япония. (может не случайно она является развитой страной). В переводе с японского «ори» означает - бумага, «ками »- складывать.
То есть оригами – это изготовление поделок из бумаги квадратной формы приемами многократного складывания и сгибания, а людей, увлекающихся этим искусством, называют оригамистами.
Первыми оригамистами были монахи в японских монастырях, они складывали необычные фигурки богов, животных.
Позже оригами увлеклась японская знать при императорском дворе. Умение создавать оригами считалось показателем образованности, тонкого вкуса, изысканных манер. Поэтому знатные и богатые родители нанимали учителей-оригамистов для обучения своих детей. Поделки-оригами использовались в качестве подарков, украшений в домах, на свадебных церемониях, праздниках.
Вторая жизнь оригами в Японии началась в начале ХХ-века – здесь открылась сеть детских садов, где основой воспитания были идеи немецкого педагога Ф.Фребеля, который настоятельно рекомендовал детям занятия оригами. Ведь еще Аристотель говорил: «Рука - это инструмент всех инструментов».
Всем известна история о больной девочке в г.Нагасаки, смастерившей 662 журавлика. С тех пор в Японии журавлик - оригами считается символом жизни, долголетия, счастья.
В наше время в Японии мимо оригами не проходит не один ребенок: в стране широко издается литература об этом искусстве; продаются красочная бумага квадратной формы всевозможных сортов и цвета. Повсюду работают международные центры «ОРИГАМИ», проходят выставки, конференции.
Оригами давно перешагнуло границы своей родины и популярно во многих странах, в том числе и в России, им увлекаются не только дети, но и взрослые.
Занятия оригами с детьми начинать необходимо со сложения самых простейших фигур – по принципу от «простого к сложному», чем мы и начали заниматься с детьми. Можно изготавливать фигурки из цветной или из белой бумаги, а потом их раскрасить в нужный цвет. Образцы фигурок оригами и схемы их складывания сейчас можно легко найти в интернете, необязательно покупать специальную литературу для обучения.
Практическая часть:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, я принесла обычный лист бумаги. А как вы думаете что из бумаге можно сделать?
А скажите счастье можно создать?
Я бы хотела вместе с вами создать сказку из обычной бумаги.
А какую сказку мы сегодня создадим вы узнаете отгадав загадку:
Поселились в той избушке
Очень разные зверушки.
Попросился к ним и мишка,
Только ведь медведь — не мышка,
Влезть и так и сяк пытался,
Сверху сел — и дом сломался.
("Теремок")
Ну, что, тогда примемся за дело? Занимайте свое рабочее место, сегодня мы будем работать с картами- схемами, у вас на столах есть ножницы, фломастеры, и бумага квадратной формы разных цветов. Если вам понадобиться помощь, можете обращаться к друг другу за помощью. Перед тем, как приступить к работе нужно распределить кто из вас какого героя будет делать. (раздает воспитатель карты – схемы по желанию детей)
А теперь мы разомнем наши руки – чтобы пальчики были послушными.
Вспоминайте пальчиковую гимнастику «Ладошки»
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу,
Затем руки я помою,
Пальчик в пальчик я вложу
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики,
Пусть бегут как зайчики.
Воспитатель: Рассмотрите карты – схемы своего сказочного персонажа, всем ли понятны этапы складывания зверюшек? Рома, расскажи как ты будешь складывать свою поделку? Даша из какого цвета ты будешь складывать свою поделку?
Воспитатель: Я вам напомню главное правило оригами – линии сгиба проглаживать тщательно и аккуратно. Будьте внимательны, когда работаете со схемой. Ваши действия с бумагой должны быть последовательны и соответствовать схеме. Медвежонок очень ждет своих друзей в теремке. Пожалуйста, все за работу.
(По ходу выполнения работы, индивидуально помогаю ребяткам работать со схемами, оформить мордочку животного – глазки, рот, нос).
Воспитатель: Герои сказки у вас готовы, теремок ждет своих жильцов! А теперь можно и показать сказку.
Воспитатель: Теремок стоит в лесу не пустой, в нем живет Медвежонок со своими друзьями. И Медвежонку от этого стало весело и радостно.
Заключение
-Проведём заключительную часть нашей мастерской. Перед нами «Корзина Рефлексии». Наполним её плодами. Выразите своё отношение к работе нашей мастерской.
- Яблоки - символизируют работу нашей мастерской. Насколько для Вас была полезна эта работа? Выберите любое яблоко, напишите свои мысли, пожелания. Положите яблоки в корзину, можно озвучить написанное.
- Закончить работу нашей мастерской хотелось бы словами Бернарда Шоу
«Если у Вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у Вас и у меня останется по одному яблоку.
А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи…»
ПРИТЧА ОБ ЯБЛОКАХ
Закончить нашу встречу я хочу такими словами: «Оригами, оригами-это мир фантазий, волшебства! Это радость, это сказка, это детство рядом с нами навсегда!»
Смогла ли я вас увлечь совим мастер – классом?
На что вдохновил мой мастер – класс?
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс по теме:" Салфеточная аппликация как средство развития мелкой моторики"
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - руч...

Мастер класс на тему: «Салфеточная техника, как средство развития мелкой моторики рук у дошкольников»
Цель мастера класса: Распространение педагогического опыта; расширение представления о средствах развития мелкой моторики рук у дошкольников; формирование индивидуального стиля творческой педагогичес...

мастер класс для родителей оригами как основное средство развития мелкой моторики
мастер класс оригами...

Мастер-класс для родителей: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей младшего возраста»
Работая и наблюдая за детьми, была выявлена такая закономерность: у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. При обслед...
Мастер-класс на тему: «Роль нестандартного оборудования в развитии мелкой моторики дошкольников»
В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Поэтому, одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развит...

Мастер-класс для родителей «Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики и сенсорики у детей 4-5 лет»
Мастер-класс для родителей «Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики и сенсорики у детей 4-5 лет»Цели:1.Повысить педагогическую компетентность родителей о роли м...

Конспект мастер класса на тему: «Роль нестандартного оборудования в развитии мелкой моторики дошкольников»
развивать мелкую моторику рук у дошкольников?Мастер-класс предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей дошкольников.В настоящее время актуальной проблемой становится по...
