статья "Формирование творческих способностей дошкольников на занятиях по бисероплетению"
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Дьякова Елена Александровна

В данной статье описывается опыт педагога по дополнительному образованию по формированию творческих способностей дошкольников на занятиях по бисероплетению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_k_gorodskomu_seminaru.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1.

«Формирование творческих способностей дошкольников

на занятиях по бисероплетению»

 Слайд 2.

Добрый день, уважаемые коллеги. Своё выступление я хочу начать со слов  великого педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Источник творческих способностей и дарования детей – на кончиках пальцев, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

     Слайд 3.  

Нашему современному миру нужны креативные, творческие, разносторонне развитые люди. Задачу развития творческих способностей детей берут на себя учреждения дошкольного и дополнительного образования, где ребёнку не предоставляют знания в готовом виде, а помогают вести самостоятельный поиск нужной информации, побуждают к действию, (ведь не секрет – если не развивать способности и возможности ребёнка, то они останутся на том же уровне или вовсе угаснут). Перед педагогом стоит задача – увидеть эти задатки, развить способности каждого ребенка, заложенные в нем от природы, помочь ребёнку максимально раскрыться в своей творческой деятельности.

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, потому что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. 

Слайд 4.

 В нашем детском саду в рамках дополнительного образования вот уже третий год работает кружок по бисероплетению «Волшебные бусинки», руководителем которого я являюсь.

Бисероплетение - это разновидность творчества, с помощью которого формируются     творческие способности детей старшего дошкольного возраста. Какими бы задатками ни обладал бы ребенок от природы, его творческие способности могут развиваться только в процессе труда, так как в процессе труда необходимо напрягать внимание, преодолевать некоторые препятствия, запоминать последовательность тех или иных операций. Все это развивает волю, укрепляет внимание и память. Очень важно развивать интерес к познанию и творчеству.

Немалую роль имеет личная заинтересованность педагога, умение организовать самостоятельную художественную деятельность детей, знание специфики детского творчества. Работы по бисероплетению привлекают детей своими результатами.  Поделки ребенка, который  вкладывает  в них  выдумку, фантазию и любовь, особенно дороги ему и  являются не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности.

 Техника бисероплетения требует тонкого понимания красоты, безукоризненного вкуса, художественного такта, фантазии и, конечно, мастерства; воспитывает усидчивость, терпение.

 Бисероплетение - достаточно сложное и кропотливое занятие, оно требует большого внимания и аккуратности.

          Этот вид творчества воспитывает навыки самостоятельности, умение работать сосредоточенно, не отвлекаясь, длительное время повторять бесконечный ряд одних и тех же движений, находя в этом своеобразную красоту и ритмику.

          Данный вид творчества на сегодняшний день является востребованным, так как он имеет долгосрочную направленность, при дальнейшем его совершенствовании и материальной поддержке, он окажет содействие по возрождению народного творчества.

       Слайд 5.

  Бисероплетение - это удивительное занятие, несущее в себе много пользы. Во-первых, разбираясь с бусинками бисера, нанизывая их на проволоку, выкладывая их ровно на столе, ребенок развивает мелкую моторику рук и пальчиков. Во-вторых, разглядывая цветные мелкие детали, ребенок учится тонко различать оттенки и тренирует зрение. В-третьих, создавая фигурки из бисера, ребенок развивает свои творческие способности, фантазию и пространственное мышление, развивает мелкую моторику рук. За нас сегодня практически все делают машины. Мало кто стирает руками, а тем более вышивает и вяжет. Единственное, что способны освоить современные дети, — это кнопки компьютерной клавиатуры. И родители никак не реагируют на эту опасную безрукость. А зря! Потому что нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук: ввиду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию.

           Занимаясь бисероплетением,  дети развивают органы чувств, особенно зрительное восприятие, разглядывая цветные бусинки, дети учатся тонко различать оттенки, и тренирует зрение. Развитое восприятие, в свою очередь, способствует развитию мышления, совершенствованию умений наблюдать, анализировать, запоминать.

            В ходе выполнения программы дети изготавливают сувениры животных, птиц, пресмыкающихся, насекомых. Дошкольники изготавливают новогодние игрушки, подарки для мамы, цветы на праздники.

         Слайд 6.

   Программа «Волшебные бусинки» рассчитана на 2 года обучения на 36 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятия 25-30 минут, с минутами на отдых (гимнастика для глаз, гимнастика для пальчиков). Занятия строятся по определенной схеме и состоят из теоретической и практической части.

Слайд 7 - 8 -  9

 На занятиях по бисероплетению воспитанники выполняют простейшие изделия по схемам, определив тему работы вместе с педагогом. Результатом   изучения каждой темы станет оригинальная творческая работа. Все поделки функциональны:  ими  можно  играть,  их  можно  использовать  в  быту,  их  можно  подарить  друзьям  и  родным, показывать театральную постановку.

На занятиях кружка дети знакомятся с национальной культурой своего родного края.

Слайд 10.

  Большое значение при реализации программы уделяется выполнению правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.  На занятии должно быть правильно организовано рабочее место ребенка.   При организации работы с дошкольниками важно соблюдать правила охраны труда при работе с проволокой - острым металлическим предметом. Бисер необходимо хранить в баночках, лучше набором, проволока не более 0,3 мм, у каждого ребенка должен быть коврик для бисероплетения. 

 

Слайд 11.

Индивидуальный подход под руководством педагога позволяет детям самостоятельно выполнить задания. Тематика, содержание, сложность и трудоемкость этих заданий подбираются с учетом обученности дошкольников и возможностей обеспечения их всем необходимым для выполнения этих заданий. Каждый ребенок имеет разный темп и возможности и это требует дифференцированного подхода в обучении. 

Детям нужно создавать что-либо своими руками: это самый простой и естественный способ развития, потому что развитие происходит в деятельности. Джон Локк считал, что «Лучшей игрушкой для ребёнка будет та, которую он создал своими руками».

Слайд 12.

Существует немалое число способов творческого самовыражения. Вместе с тем, очень важно предоставлять ребёнку возможность выбора того творческого направления, которое наиболее ему подходит. Для многих детей именно бисероплетение становится тем направлением, в котором они с удовольствием творят.

Я рекомендую данный вид творчества всем педагогам.

Слайд 13.           Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта на тему: "Активизация познавательных и творческих способностей дошкольников на занятиях по математике".

Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития различных видов...

Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях по изодеятельности

Изодеятельность  для ребенка – это игра. Дети с удовольствием и интересом чертят на бумаге каракули. Дай детям возможность, они изрисовали бы все вокруг. Как только ребенок поймет, что карандаш, ...

Консультация «Активизация познавательных и творческих способностей дошкольников на занятиях по математике»

Вопросам развития познавательной и творческой активности дошкольников в последнее время уделяется особенное внимание....

Активизация познавательных и творческих способностей дошкольников на занятиях по математике

Активизация познавательной и творческой деятельности немаловажное значение приобретает в процессе формирования и развития элементарных математических представлений.Занятие математикой приобретает особ...

«Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях начального технического моделирования при работе с бумагой»

laquo;Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях начального технического моделирования при работе с бумагой»«Творчество – особый вид деятельности,Он в самом деле несе...

Консультация для родителей « Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях по ручному труду»

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста, путём создания условий для удовлетворения потребности в самовыражении....