«Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях начального технического моделирования при работе с бумагой»
статья (старшая группа) на тему

Пресман Юлия Михайловна

«Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях начального технического моделирования при работе с бумагой»

«Творчество – особый вид деятельности,

Он в самом деле несет удовлетворение» (С.Моэм)

Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой  потребности в овладении  творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.

 В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Преобразования во всех сферах российского общества, ускорение темпов научно-технического и социального прогресса актуализируют потребность в людях инициативных, творческих, независимых от штампов и стереотипов мышления. Вместе с тем, креативный потенциал личности не формируется сам по себе, спонтанно; развитие его должно быть перманентным и начинаться уже с первых дней жизни ребенка.

В Концепции модернизации дошкольного образования подчеркивается первостепенность решения задач, направленных на создание творческой атмосферы и условий для инновационной деятельности. Авторы Концепции указывают, что ребенок, прежде всего, приобщается к вечным общечеловеческим ценностям (красоте, добру, истине). В результате этого у него рождаются и развиваются такие стержневые качества личности, как самостоятельность, инициативность, произвольность в виде стремления к преодолению трудностей, а также потребность в активном освоении и созидательном преобразовании окружающей действительности.

Стимулирование  творческого развития в дошкольном возрасте способствует повышению  обучаемости  детей, активизации их готовности к обучению в школе, что играет огромную роль в формировании всестороннего развития личности. Высокий уровень интеллектуального развития, способности к творчеству, умению самостоятельно познавать – всё это является основными  факторами успешного обучения и предупреждения школьной дезадаптации.  По мнению российских и зарубежных исследователей в области детской психологии (Д. Гилфорда, Е. Торренса, Е.Богоявленской и др.), именно период от рождения ребенка до 6 лет имеет решающее значение для его будущей самостоятельной жизни. Считается, что творческий потенциал, заложенный до 6 лет, является самым действенным, и его трудно превзойти. Период дошкольного детства – это период общего развития личности, активного формирования мыслительных процессов: от наглядно – действенных форм мышления к образным, затем к логическим и творческим формам мышления. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности.

Сегодня перед нашим государством, школой, воспитателями, родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый из тех, кто ходит сегодня в детский сад, вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и обязательно инициативным, думающим, познающим, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы не взялся. Но, как известно сами по себе пытливость, понятливость и интеллект не развиваются. Таким образом, перед дошкольным учреждением встает вопрос о создании таких условий, при которых ребенок будет развиваться и сможет подняться до самых больших высот творческой деятельности.

И одним из инструментов познания и развития может стать моделирование. Оно развивает у детей такие качества как креативность, инициативность и самостоятельность, пространственное нестандартное мышление, а так же видение результата своей деятельности через небольшой промежуток времени.

Известно, что моделирование является довольно сложным видом деятельности для детей. И его сложно уместить в рамки образовательной деятельности с детьми. И сегодня стандарт дошкольного образования дает широкую возможность самостоятельного выбора воспитателем разнообразных форм организации детской деятельности. И одной из таких форм является организация дополнительного образования детей.

Преимущество дополнительного образования заключается в том, что оно не является строго регламентированным видом деятельности, и оно может осуществляться в свободное время без ограничения временных рамок.

Все это способствовало организации кружка для старшего дощкольного возраста «Начальное техническое моделирование» (технической направленности). Цель которого развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через проведение обучающей, развивающей, игровой деятельности в изготовлении поделок из различных материалов.

Ребёнок как личность развивается тогда, когда мы учим его, строить и рисовать, и когда читаем ему книги. Важно чтобы всё это было понятно и близко ребёнку. Много должен знать и уметь ребёнок, вступая в незнакомую, но такую притягивающую жизнь. Подготовить ребёнка к этому моменту в жизни поможет бумагопластика. Бумагопластика – это искусство работы с бумагой. Доступность бумаги как материала, простота её обработки привлекают детей. Они овладевают различными приёмами и способами действия с бумагой, такие как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание, сминание.

В чём значение бумагопластики в развитии детей?

Бумагопластика:

- развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точное движение пальцев, - происходит развитие глазомера. - работа с бумагой способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Бумагопластика имеет огромное значение:

- в развитии конструктивного мышления детей их творческого воображения, художественного вкуса - она стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. - знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. - активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка, возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словами и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий). Оно совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

С учетом развития словесно-логического мышления дошкольников (ребенку очень сложно сразу начать выполнять полноценные работы) работа в кружке была разбита на этапы.

На первоначальном этапе работы было выделено время для знакомства детей с материалом. И основной вид деятельности с воспитанниками на этом этапе был исследовательский, совместно с детьми мы изучали свойства различных видов бумаги,  способы сборки, крепежей деталей друг к другу.

Следующим этапом работы стало знакомство детей с готовыми схемами и изготовление по ним модели.

Например, при изготовлении зимней птички – снегирька, мы с детьми рассмотрели схему, рассмотрели из скольких деталей нужно сделать модель, потом сравнили схему с деталями, обсудили, как они крепятся и что должно получиться в результате. После этого дети приступила к выполнению модели.

Когда у детей сформировались навыки работы по готовой схеме, предложила им смоделировать предмет из бросового материала. Хочется отметить, что детям не предлагалась готовая схема моделирования, им необходимо было самостоятельно продумать последовательность работы, составить план действий с целью получения готового результата, разработать схему будущей модели. Парковка для автомобиля (из картонных коробок) для мальчиков и ажурная шляпка из салфеток для девочек.

Очень интересной и увлекательной оказалась работа по мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка». Ребятам было предложено изготовить избушки сказочным персонажам из разных видов бумаги. Вот где проявляется творчество! Дети предложили разные способы, а самих зверьков придумали вырезать из старых ненужных книжек. Работы получились необычные, порой даже забавные. Работу Петровой Валерии мы отправили на конкурс и получили диплом участника всероссийского детского творческого конкурса для дошкольников «Иллюстрация к русской народной сказке».

В развитии творческих способностей у воспитанников происходит переход от создания отдельных образов предметов к их детализации. Они уже не просто придумывают поделки, но и дополняют выдуманное различными деталями. Старшие дошкольники владеют достаточно широким кругом общих сведений об окружающей их действительности, у детей усложняется и обогащается художественно-творческая деятельность. Так, при изготовлении летающих браслетиков дети узнали, что первые браслеты появились более 2,5 лет назад. Изначально их плели из кожи и коры деревьев, затем стали делать  из кости, камня и металла. Наши ребятки предложили сделать летающие браслетики в виде насекомых. По шаблону вырезали детали, украсили стразами, наклеили на картон, степлером прикрепили липучки. Все, необычное украшение готово. Хочешь сам носи, а хочешь - подари другу или мамочке любимой!

В гости дружно мы идем

И подарочки несем!

Вот для всех аксессуары,

Рассчитайся-ка по парам.

Есть браслеты для руки:

Всех мальчишек ждут жуки,

 И девчонки не зевают,

Бабочек все выбирают.

 

     К концу старшей группы  дети уже  хорошо знают, что они хотят сделать, следуют к своей цели, преодолевая препятствия, становятся  способным изображать всё, что вызывает у них интерес. Дети овладели приемами создания художественного образа. Могут  использовать выразительность линий, цветовой ритм, создавать усложненные  композиции. Это отразилось при создании композиции «Жили у бабуси…». Дети скопировали и вырезали из картона детали бабуси и гусей, склеили их между собой. С помощью шнурков соорудили лапки, с обратной стороны прикрепили деревянные шпажки. Вот и кукольный театр готов!

    В подготовительной группе мы перешли к  творческому синтезу различных фрагментов в целостное изображение, символизирующее отношение ребенка к миру. Дети готовы к созданию серьезных композиций. Огромный восторг у детей вызвало изготовление очень необычной поделки «Привидение идет на вечеринку». Здесь использовались различные виды бумаги (картон, калька, гофрированный картон). Работа была сложная, но очень увлекательная.

            Сколько искренней радости, восторга  приносят детям поделки, сделанные своими руками. При создании любой поделки у детей формируются нравственно-волевые качества: усидчивость, терпение, аккуратность, ответственность, активность, целеустремленность, самостоятельность.  

           Атмосферу детского творчества поддерживают и родители. Все чаще у детей появляется желание заниматься любимым делом в детском саду и дома. Они подолгу, увлеченно могут «творить», применяя нередко свои оригинальные приемы решения творческих заданий. Для родителей  мы провели консультации по вопросам организации этой деятельности. Работы своих детей  родители могли видеть на выставках нашего кружка. Дети и  взрослые видели плоды своей деятельности, что  давало им толчок к новым поискам, открывало простор для творческой деятельности.

Организация работы по начальному техническому моделированию с детьми старшего дошкольного возраста активизировала творческий потенциал детей: выполняемые поделки обогатились новыми оригинальными образами, закрепились навыки и умения, полученные в процессе изготовления поделок из бумаги, также способствовала развитию ручной умелости, самостоятельности, усидчивости, созданию возможности использовать продукты собственного творчества  в игровой, театральной деятельности в группе.

           В целом, подводя итоги проделанной работы, следует отметить, что система развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством начального технического моделирования, является исключительной возможностью развивающих, творческих занятий ручным трудом  в педагогической работе с дошкольниками, позволяет развивать способности воспитанников к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявлять отступления от образца, проявляя индивидуальность, художество,  развивать детскую фантазию, воображение, особое видение мира, высказывать  свою точку зрения на окружающую действительность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях начального технического моделирования при работе с бумагой»

«Творчество – особый вид деятельности,

Он в самом деле несет удовлетворение» (С.Моэм)

Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой  потребности в овладении  творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.

 В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Преобразования во всех сферах российского общества, ускорение темпов научно-технического и социального прогресса актуализируют потребность в людях инициативных, творческих, независимых от штампов и стереотипов мышления. Вместе с тем, креативный потенциал личности не формируется сам по себе, спонтанно; развитие его должно быть перманентным и начинаться уже с первых дней жизни ребенка.

В Концепции модернизации дошкольного образования подчеркивается первостепенность решения задач, направленных на создание творческой атмосферы и условий для инновационной деятельности. Авторы Концепции указывают, что ребенок, прежде всего, приобщается к вечным общечеловеческим ценностям (красоте, добру, истине). В результате этого у него рождаются и развиваются такие стержневые качества личности, как самостоятельность, инициативность, произвольность в виде стремления к преодолению трудностей, а также потребность в активном освоении и созидательном преобразовании окружающей действительности.

Стимулирование  творческого развития в дошкольном возрасте способствует повышению  обучаемости  детей, активизации их готовности к обучению в школе, что играет огромную роль в формировании всестороннего развития личности. Высокий уровень интеллектуального развития, способности к творчеству, умению самостоятельно познавать – всё это является основными  факторами успешного обучения и предупреждения школьной дезадаптации.  По мнению российских и зарубежных исследователей в области детской психологии (Д. Гилфорда, Е. Торренса, Е.Богоявленской и др.), именно период от рождения ребенка до 6 лет имеет решающее значение для его будущей самостоятельной жизни. Считается, что творческий потенциал, заложенный до 6 лет, является самым действенным, и его трудно превзойти. Период дошкольного детства – это период общего развития личности, активного формирования мыслительных процессов: от наглядно – действенных форм мышления к образным, затем к логическим и творческим формам мышления. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности.

Сегодня перед нашим государством, школой, воспитателями, родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый из тех, кто ходит сегодня в детский сад, вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и обязательно инициативным, думающим, познающим, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы не взялся. Но, как известно сами по себе пытливость, понятливость и интеллект не развиваются. Таким образом, перед дошкольным учреждением встает вопрос о создании таких условий, при которых ребенок будет развиваться и сможет подняться до самых больших высот творческой деятельности.

И одним из инструментов познания и развития может стать моделирование. Оно развивает у детей такие качества как креативность, инициативность и самостоятельность, пространственное нестандартное мышление, а так же видение результата своей деятельности через небольшой промежуток времени.

Известно, что моделирование является довольно сложным видом деятельности для детей. И его сложно уместить в рамки образовательной деятельности с детьми. И сегодня стандарт дошкольного образования дает широкую возможность самостоятельного выбора воспитателем разнообразных форм организации детской деятельности. И одной из таких форм является организация дополнительного образования детей.

Преимущество дополнительного образования заключается в том, что оно не является строго регламентированным видом деятельности, и оно может осуществляться в свободное время без ограничения временных рамок.

Все это способствовало организации кружка для старшего дощкольного возраста «Начальное техническое моделирование» (технической направленности). Цель которого развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через проведение обучающей, развивающей, игровой деятельности в изготовлении поделок из различных материалов.

Ребёнок как личность развивается тогда, когда мы учим его, строить и рисовать, и когда читаем ему книги. Важно чтобы всё это было понятно и близко ребёнку. Много должен знать и уметь ребёнок, вступая в незнакомую, но такую притягивающую жизнь. Подготовить ребёнка к этому моменту в жизни поможет бумагопластика. Бумагопластика – это искусство работы с бумагой. Доступность бумаги как материала, простота её обработки привлекают детей. Они овладевают различными приёмами и способами действия с бумагой, такие как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание, сминание.

В чём значение бумагопластики в развитии детей?

Бумагопластика:

- развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точное движение пальцев, - происходит развитие глазомера. - работа с бумагой способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Бумагопластика имеет огромное значение:

- в развитии конструктивного мышления детей их творческого воображения, художественного вкуса - она стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. - знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. - активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка, возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словами и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий). Оно совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

С учетом развития словесно-логического мышления дошкольников (ребенку очень сложно сразу начать выполнять полноценные работы) работа в кружке была разбита на этапы.

На первоначальном этапе работы было выделено время для знакомства детей с материалом. И основной вид деятельности с воспитанниками на этом этапе был исследовательский, совместно с детьми мы изучали свойства различных видов бумаги,  способы сборки, крепежей деталей друг к другу.

Следующим этапом работы стало знакомство детей с готовыми схемами и изготовление по ним модели.

Например, при изготовлении зимней птички – снегирька, мы с детьми рассмотрели схему, рассмотрели из скольких деталей нужно сделать модель, потом сравнили схему с деталями, обсудили, как они крепятся и что должно получиться в результате. После этого дети приступила к выполнению модели.

Когда у детей сформировались навыки работы по готовой схеме, предложила им смоделировать предмет из бросового материала. Хочется отметить, что детям не предлагалась готовая схема моделирования, им необходимо было самостоятельно продумать последовательность работы, составить план действий с целью получения готового результата, разработать схему будущей модели. Парковка для автомобиля (из картонных коробок) для мальчиков и ажурная шляпка из салфеток для девочек.

Очень интересной и увлекательной оказалась работа по мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка». Ребятам было предложено изготовить избушки сказочным персонажам из разных видов бумаги. Вот где проявляется творчество! Дети предложили разные способы, а самих зверьков придумали вырезать из старых ненужных книжек. Работы получились необычные, порой даже забавные. Работу Петровой Валерии мы отправили на конкурс и получили диплом участника всероссийского детского творческого конкурса для дошкольников «Иллюстрация к русской народной сказке».

В развитии творческих способностей у воспитанников происходит переход от создания отдельных образов предметов к их детализации. Они уже не просто придумывают поделки, но и дополняют выдуманное различными деталями. Старшие дошкольники владеют достаточно широким кругом общих сведений об окружающей их действительности, у детей усложняется и обогащается художественно-творческая деятельность. Так, при изготовлении летающих браслетиков дети узнали, что первые браслеты появились более 2,5 лет назад. Изначально их плели из кожи и коры деревьев, затем стали делать  из кости, камня и металла. Наши ребятки предложили сделать летающие браслетики в виде насекомых. По шаблону вырезали детали, украсили стразами, наклеили на картон, степлером прикрепили липучки. Все, необычное украшение готово. Хочешь сам носи, а хочешь - подари другу или мамочке любимой!

В гости дружно мы идем

И подарочки несем!

Вот для всех аксессуары,

Рассчитайся-ка по парам.

Есть браслеты для руки:

Всех мальчишек ждут жуки,

 И девчонки не зевают,

Бабочек все выбирают.

     К концу старшей группы  дети уже  хорошо знают, что они хотят сделать, следуют к своей цели, преодолевая препятствия, становятся  способным изображать всё, что вызывает у них интерес. Дети овладели приемами создания художественного образа. Могут  использовать выразительность линий, цветовой ритм, создавать усложненные  композиции. Это отразилось при создании композиции «Жили у бабуси…». Дети скопировали и вырезали из картона детали бабуси и гусей, склеили их между собой. С помощью шнурков соорудили лапки, с обратной стороны прикрепили деревянные шпажки. Вот и кукольный театр готов!

    В подготовительной группе мы перешли к  творческому синтезу различных фрагментов в целостное изображение, символизирующее отношение ребенка к миру. Дети готовы к созданию серьезных композиций. Огромный восторг у детей вызвало изготовление очень необычной поделки «Привидение идет на вечеринку». Здесь использовались различные виды бумаги (картон, калька, гофрированный картон). Работа была сложная, но очень увлекательная.

            Сколько искренней радости, восторга  приносят детям поделки, сделанные своими руками. При создании любой поделки у детей формируются нравственно-волевые качества: усидчивость, терпение, аккуратность, ответственность, активность, целеустремленность, самостоятельность.  

           Атмосферу детского творчества поддерживают и родители. Все чаще у детей появляется желание заниматься любимым делом в детском саду и дома. Они подолгу, увлеченно могут «творить», применяя нередко свои оригинальные приемы решения творческих заданий. Для родителей  мы провели консультации по вопросам организации этой деятельности. Работы своих детей  родители могли видеть на выставках нашего кружка. Дети и  взрослые видели плоды своей деятельности, что  давало им толчок к новым поискам, открывало простор для творческой деятельности.

Организация работы по начальному техническому моделированию с детьми старшего дошкольного возраста активизировала творческий потенциал детей: выполняемые поделки обогатились новыми оригинальными образами, закрепились навыки и умения, полученные в процессе изготовления поделок из бумаги, также способствовала развитию ручной умелости, самостоятельности, усидчивости, созданию возможности использовать продукты собственного творчества  в игровой, театральной деятельности в группе.

           В целом, подводя итоги проделанной работы, следует отметить, что система развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством начального технического моделирования, является исключительной возможностью развивающих, творческих занятий ручным трудом  в педагогической работе с дошкольниками, позволяет развивать способности воспитанников к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявлять отступления от образца, проявляя индивидуальность, художество,  развивать детскую фантазию, воображение, особое видение мира, высказывать  свою точку зрения на окружающую действительность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях по изодеятельности

Изодеятельность  для ребенка – это игра. Дети с удовольствием и интересом чертят на бумаге каракули. Дай детям возможность, они изрисовали бы все вокруг. Как только ребенок поймет, что карандаш, ...

Консультация для родителей « Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях по ручному труду»

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста, путём создания условий для удовлетворения потребности в самовыражении....

«Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях изобразительной деятельности посредством игровых технологий»

Статья на тему развития творческих способностей у дошкольников посредством приминения игровых технологий в изобразительной деятельности....

" Развитие творческих способностей дошкольников в разных видах деятельности" ( из опыта работы)

Творческое начало заложено по природе в каждом человеке, очень важно,  как можно раньше приступить к его развитию....

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник работы с бумагой»

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе и работая с бумагой. В процессе работы с этим материалам дети познают свойства, возможности её преобразования и использование в различных компо...