«Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях изобразительной деятельности посредством игровых технологий»
статья по рисованию (подготовительная группа)
Статья на тему развития творческих способностей у дошкольников посредством приминения игровых технологий в изобразительной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях изобразительной деятельности посредством игровых технологий»
Творчество (креативность) - целенаправленная, активная деятельность, в результате которой ребенок создает что-то новое, оригинальное, проявляя свое воображение, самостоятельно находя средства для воплощения своего творческого замысла.
Дошкольный возраст - самый благоприятный период для развития творчества. Именно в это время совершенствуются все психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе - способности и склонности ребенка.
Чем активнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие личности ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Именно поэтому занятия по изобразительной деятельности с применением игровых технологий имеют значительные преимущества. Как средство развития творческих способностей дошкольников, они:
- формируют познавательный интерес, что способствует повышению уровня обучаемости и воспитанности ребенка;
- способствуют развитию художественных и музыкальных умений и навыков, помогают выразить чувства изобразительными средствами, а также объяснить художественные понятия словом;
- позволяют систематизировать полученные знания;
- способствуют развитию воображения, эстетического восприятия, внимания, памяти, мышления (логического, художественно-образного, творческого);
- формируют общие учебные умения.
Для проведения данных занятий используются следующие методы:
- наблюдение;
- перенос наблюдаемого в художественную форму (рисунок, конструкцию, музыку, литературное изложение);
- собственное творчество ребенка (самостоятельное создание творческого продукта);
- умение самому составить свой художественный образ объекта через собственное «Я», опираясь на разнообразие освоенных навыков работы с инструментами и материалами.
Все эти методы являются ступенями в развитии творческой личности, индивидуальных качеств детей в изобразительной деятельности.
Используются следующие художественные техники:
- рисование (в различных видах и жанрах),
- аппликация,
- лепка,
- нетрадиционные техники рисования.
Формы организации учебного процесса: индивидуальная работа, самостоятельная творческая деятельность, комплексные занятия, экскурсии в художественный музей, выставки детских работ, разработанные дидактические игры (как целое занятие или его часть).
Учитываются также и возрастные особенности детей: их подвижность, быстрая утомляемость, нагрузка.
Результат работы ребенка во многом зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов, которыми могут быть:
- игра, которая является основным видом деятельности дошкольников;
- сюрпризный момент (любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие);
- просьба о помощи (ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми);
- музыкальное сопровождение.
Такие занятия не должны носить форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный, творческий процесс взаимодействия педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала. Эти занятия становятся для детей источником фантазии, творчества, самостоятельности.
Как показывает опыт работы, необходимым условием эффективности развития творческих способностей детей является введение в структуру занятий по изобразительному искусству отдельных игровых элементов и художественно-дидактических игр и использование элементов соревнования. В игровой деятельности интенсивно развиваются наблюдательность, зрительная память, глазомер, воображение. На занятиях изобразительной деятельности активно применяются следующие виды игр:
- сюжетно-ролевые («Следствие ведут знатоки», «Помоги художнику подобрать краски», «Художественный салон»),
- дидактические игры и упражнения («Нарисуй теплую картинку», «Кони расписные», «Волшебный пейзаж», «Матрешкин сарафан», «Морское дно» и другие).
Художественно-дидактические игры влияют на развитие у детей мышления и образных представлений, поскольку в них требуется выполнить логические операции анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения и т.п.
В художественно-дидактических играх дети также знакомятся с основами симметрии, конструкции, пропорциями, цветом и формой предметов, их пространственным расположением.
Эти игры, активизируя эмоциональную сферу детей, способствуют их общему развитию через развитие детского изобразительного творчества:
- «Элемент ожидания и неожиданности»: у детей вызывает особый интерес появление, исчезновение, непредусмотренное действие в игре и т.п.;
- «Элемент загадки»: стимулирует творческую фантазию детей, создает проблемную ситуацию;
- «Элемент движения»: смешивать, выкладывать, переставлять;
- «Элемент поиска и находки»: детям очень интересно находить что-то неизвестное, схожее по форме, цвету, величине, определять свойства этих предметов;
- «Элемент соревнования»: способствует повышению творческого интереса у детей. Эти и другие движения с художественными материалами увлекают детей.
Игры и упражнения способствуют пониманию конструктивных особенностей формы предметов, формируют умение сопоставлять, находить оптимальные решения, развивают мышление, внимание, воображение, например:
- игры на развитие мелкой моторики рук,
- игры и упражнения на выполнение изображений из готовых фигур геометрической и произвольной формы («Чья композиция лучше?», «Фантастическое животное, птица, рыба»).
Большой интерес у детей вызывают тестовые задания, которые помогают реализовать личностно-ориентированный подход к обучению. Для развития творческой и познавательной активности, создания возможностей для самореализации ребят, можно использовать тесты «Неоконченный рисунок» и «Автопортрет».
Тест-упражнение «Неоконченный рисунок»: этот тест наряду с воображением диагностирует целостность восприятия и характеризует интенсивность воссоздающего воображения у детей. Его можно предлагать детям от пяти лет. Дети с удовольствием выполняют задание: дорисовывают заданное изображение и оформляют его на свое усмотрение.
Таким образом, использование игровых технологий на занятиях изобразительной деятельности развивают творческие способности дошкольников, повышают мотивацию обучающихся к усвоению материала, что, в свою очередь, приводит к качественному результату, а воспитательно-образовательный процесс делает интересным и непринужденным.
Литература:
Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М., 1987.
Выготский Л.С. Роль игры в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии.-1966.-№6.
Григорьева Г.Г. Игра и обучение детей изобразительной деятельности. - М., 2009. - С.18.
Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности: книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1995.- С.65.
Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 1999. - 344с.
Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. - М., 1963.
Изобразительная деятельность. Задачи художественно-творческого развития детей 5-7 лет.//Лыкова И.А. Цветные ладошки. - 2007г.
Круглова Л.Ю. Развитие познавательных потребностей личности в творческой деятельности.
Лыкова И.А. Проектирование образовательной области. Художественно эстетическое развитие. ФГОС ДО. - 2014г.
Никитин Б.П. Развивающие игры. - М.: Педагогика, 2001. - 124с.
Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. - М., 1990.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.
Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. - М.: Т.Ц. Сфера, 2011. - 128 с.
http://festival.1september.ru/articles/412551/
http://festival.1september.ru/articles/412551/
http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98701843
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей у детей через изобразительную деятельность и ручную умелость
Изобразительный труд, включающий рисование, лепку, аппликацию, способствует разностороннему развитию детской личности.Формирование худ...
«Развитие творческих способностей у детей методами изобразительной деятельности»
«Развитие творческих способностей у детей методами изобразительной деятельности»...
Научно – методическая статья на тему: «Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях изобразительной деятельности с использованием монтессори-материалов»
Дошкольная пора - это то время в жизни маленького человека, когда ему все интересно. Именно в этом возрасте дети с большим интересом занимаются творчеством и через творчество эмоционально ...
«Реализация проблемно-игровых ситуаций в развитии творческих способностей дошкольников на занятиях татарского языка»
Раньше, мы не задумывлись над тем, как проходит формирование и развитие творческих способностей. Сейчас ситуация изменилась, жизнь в современном мире, в эпоху научно-технического процесса стала сложно...
Развитие творческих способностей дошкольников с ЗПР в процессе обучения нетрадиционным технологиям по изобразительной деятельности
В статье рассказывается, что залогом успешной работы в первую очередь являются: систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения рисованию; создание условий для свободн...