«Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях изобразительной деятельности посредством игровых технологий»
статья по рисованию (подготовительная группа)

Копченко Татьяна Николаевна

Статья на тему развития творческих способностей у дошкольников посредством приминения игровых технологий в изобразительной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях изобразительной деятельности посредством игровых технологий»

 Творчество (креативность) - целенаправленная, активная деятельность, в  результате которой ребенок создает что-то новое, оригинальное, проявляя свое воображение, самостоятельно находя средства для воплощения своего творческого замысла.

Дошкольный возраст - самый благоприятный период для развития творчества. Именно в это время совершенствуются все психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе - способности и склонности ребенка.

Чем активнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие личности ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Именно поэтому занятия по изобразительной деятельности с применением игровых технологий имеют значительные преимущества. Как средство развития творческих способностей дошкольников, они:

- формируют познавательный интерес, что способствует повышению уровня обучаемости и воспитанности ребенка;

- способствуют развитию художественных и музыкальных умений и навыков, помогают выразить чувства изобразительными средствами, а также объяснить художественные понятия словом;

- позволяют систематизировать полученные знания;

- способствуют развитию воображения, эстетического восприятия, внимания, памяти, мышления (логического, художественно-образного, творческого); 

- формируют общие учебные умения.

        Для проведения данных занятий используются следующие методы: 

- наблюдение;

- перенос наблюдаемого в художественную форму (рисунок, конструкцию, музыку, литературное изложение);

- собственное творчество ребенка (самостоятельное создание творческого продукта);
- умение самому составить свой художественный образ объекта через собственное «Я», опираясь на разнообразие освоенных навыков работы с инструментами и материалами.
        Все эти методы являются ступенями в развитии творческой личности, индивидуальных качеств детей в изобразительной деятельности. 

        Используются следующие  художественные техники:

- рисование (в различных видах и жанрах),

- аппликация,

- лепка,

- нетрадиционные техники рисования.

        Формы организации учебного процесса: индивидуальная работа, самостоятельная творческая деятельность, комплексные занятия, экскурсии в художественный музей, выставки детских работ, разработанные дидактические игры (как целое занятие или его часть).

        Учитываются также и возрастные особенности детей: их подвижность, быстрая утомляемость, нагрузка. 

        Результат работы ребенка во многом зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов, которыми могут быть:

- игра, которая является основным видом деятельности дошкольников;

- сюрпризный момент (любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие);

- просьба о помощи (ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми);

- музыкальное сопровождение.

        Такие занятия не должны носить форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный, творческий процесс взаимодействия педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала. Эти занятия становятся для детей источником фантазии, творчества, самостоятельности.

        Как показывает опыт работы, необходимым условием эффективности развития творческих способностей детей является введение в структуру занятий по  изобразительному искусству отдельных игровых элементов и художественно-дидактических игр и использование элементов соревнования.         В игровой деятельности интенсивно развиваются наблюдательность, зрительная память, глазомер, воображение. На занятиях изобразительной деятельности активно применяются следующие виды игр:

- сюжетно-ролевые («Следствие ведут знатоки», «Помоги художнику подобрать краски», «Художественный салон»),

- дидактические игры и упражнения («Нарисуй теплую картинку», «Кони расписные», «Волшебный пейзаж», «Матрешкин сарафан», «Морское дно» и другие).

Художественно-дидактические игры влияют на развитие у детей мышления и образных представлений, поскольку в них требуется выполнить логические операции анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения и т.п.

В художественно-дидактических играх дети также знакомятся с основами симметрии, конструкции, пропорциями, цветом и формой предметов, их пространственным расположением.

Эти игры, активизируя эмоциональную сферу детей, способствуют их общему развитию через развитие детского изобразительного творчества:

- «Элемент ожидания и неожиданности»: у детей вызывает особый интерес появление, исчезновение, непредусмотренное действие в игре и т.п.;

- «Элемент загадки»: стимулирует творческую фантазию детей, создает проблемную ситуацию;

- «Элемент движения»: смешивать, выкладывать, переставлять;

- «Элемент поиска и находки»: детям очень интересно находить что-то неизвестное, схожее по форме, цвету, величине, определять свойства этих предметов;

- «Элемент соревнования»: способствует повышению творческого интереса у детей.  Эти и другие движения с художественными материалами увлекают детей.

        Игры и упражнения способствуют пониманию конструктивных особенностей формы предметов, формируют умение сопоставлять, находить оптимальные решения, развивают мышление, внимание, воображение, например:

- игры на развитие мелкой моторики рук,

- игры и упражнения на выполнение изображений из готовых фигур геометрической и произвольной формы («Чья композиция лучше?», «Фантастическое животное, птица, рыба»).

   Большой интерес у детей вызывают тестовые задания, которые помогают реализовать личностно-ориентированный подход к обучению. Для развития творческой и познавательной активности, создания возможностей для самореализации ребят, можно использовать тесты «Неоконченный рисунок» и «Автопортрет».

        Тест-упражнение «Неоконченный рисунок»: этот тест наряду с воображением диагностирует целостность восприятия и характеризует интенсивность воссоздающего воображения у детей. Его можно предлагать детям от пяти лет. Дети с удовольствием выполняют задание: дорисовывают заданное изображение и оформляют его на свое усмотрение.

        Таким образом, использование игровых технологий на занятиях изобразительной деятельности развивают творческие способности дошкольников, повышают мотивацию обучающихся к усвоению материала, что, в свою очередь, приводит к качественному результату, а воспитательно-образовательный процесс делает интересным и непринужденным.

Литература:

Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М., 1987.

Выготский Л.С. Роль игры в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии.-1966.-№6.

Григорьева Г.Г. Игра и обучение детей изобразительной деятельности. - М., 2009. - С.18.

Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности: книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1995.- С.65.

Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 1999. - 344с.

Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. - М., 1963.

Изобразительная деятельность. Задачи художественно-творческого развития детей 5-7 лет.//Лыкова И.А. Цветные ладошки. - 2007г.

Круглова Л.Ю. Развитие познавательных потребностей личности в творческой деятельности.

Лыкова И.А. Проектирование образовательной области. Художественно эстетическое развитие. ФГОС ДО. - 2014г.

Никитин Б.П. Развивающие игры. - М.: Педагогика, 2001. - 124с.

Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. - М., 1990.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.

Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. - М.: Т.Ц. Сфера, 2011. - 128 с.

http://festival.1september.ru/articles/412551/

http://festival.1september.ru/articles/412551/

http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98701843


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей через изобразительную деятельность и ручную умелость

Изобразительный  труд,  включающий  рисование,  лепку,  аппликацию,  способствует  разностороннему  развитию  детской  личности.Формирование  худ...

«Развитие творческих способностей у детей методами изобразительной деятельности»

«Развитие творческих способностей у детей методами изобразительной деятельности»...

Научно – методическая статья на тему: «Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях изобразительной деятельности с использованием монтессори-материалов»

Дошкольная пора - это то время в жизни маленького человека, когда ему все интересно. Именно в этом возрасте дети с большим интересом занимаются творчеством и через творчество  эмоционально  ...

«Реализация проблемно-игровых ситуаций в развитии творческих способностей дошкольников на занятиях татарского языка»

Раньше, мы не задумывлись над тем, как проходит формирование и развитие творческих способностей. Сейчас ситуация изменилась, жизнь в современном мире, в эпоху научно-технического процесса стала сложно...

Развитие творческих способностей дошкольников с ЗПР в процессе обучения нетрадиционным технологиям по изобразительной деятельности

В статье рассказывается, что залогом успешной работы в первую очередь являются: систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения рисованию;  создание условий для свободн...