Активизация познавательных и творческих способностей дошкольников на занятиях по математике
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Петрова Людмила Вячеславовна

Активизация познавательной и творческой деятельности немаловажное значение приобретает в процессе формирования и развития элементарных математических представлений.

Занятие математикой приобретает особое значение в связи с развитием познавательных интересов, умений проявлять волевые усилия в процессе решения обучающих задач. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_s_chislom_i_tsifroy_5.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство с числом и цифрой 5

Цели:

  • познакомить с образованием числа 5, цифрой 5;
  • закрепить знание цифр 1-4 и умение соотносить цифру с количеством предметов;
  • закрепить знания геометрических фигур и пространственные отношения: слева, справа, вверху, внизу, в середине;
  • развивать моторные навыки;
  • воспитывать чувство взаимовыручки, желания придти на помощь.

Ход занятия:

Беседа по вопросам:

Какое сейчас время года?

Какой месяц?  Какой он по счету?

Какой сегодня день недели?

Какой он по счету?

Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я шла утром на работу, почтальон передал мне письмо. Давайте посмотрим, что же в этом письме? Это письмо из лесной школы. Посмотрим, что там написано (распечатывает конверт):

«Здравствуйте дорогие ребята. Приглашаем вас на урок математики в лесную школу. Чтобы попасть в наш сказочный лес вам надо выполнить несколько заданий. Желаем удачи. До встречи, ваши лесные друзья.

Воспитатель: Ребята, принимаем приглашение?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда отправляемся в путь.

А вот и первое задание, посмотрим, что здесь!

Задание: перед нами карточки с картинками. Внизу цифры от 1 до 4. Вам необходимо оставить ту цифру, какая соответствует количество картинок на карточке. А лишние цифры надо убрать. (Дети выполняют задание)

Воспитатель: Молодцы, ребята! С первым заданием мы с вами справились. Продолжаем наш путь. Вот мы уже и в лесу.

Задание:

1. Перед нами лист бумаги с геометрическими фигурами. Назовите, какие геометрические фигуры вы видите?

2. Соберите все зеленые треугольники. Причем собирать их необходимо от  самого большого  до самого маленького. Выбрав треугольник, вы четко  должны сказать, где он находится.

Кто нашел самый большой треугольник? Где он находится? (например, в правом верхнем углу) (Работа с другими треугольниками проводится аналогично)

Воспитатель забирает треугольник и располагает на прикрепленном с обратной стороны мольберта листе бумаги (в результате получается елочка).

Воспитатель: Давайте посмотрим, что у нас получилось?

Дети: Елочка.

Воспитатель: Верно, ребята! Значит, мы с вами выполнили задание правильно, и попали в Лесную школу. Как вы думаете, какие звери могу учиться зимой в лесной школе.

Дети перечисляют животных: белка, лиса, заяц, лось, кабан.(воспитатель надевает шапочки)

Воспитатель: А почему у вас так тихо, урок еще не начался?

Белка: В нашей школе сегодня не было уроков. Вчера на уроке физкультуры наш учитель Снеговик катался с горки на санках и рассыпался.

Воспитатель: Ничего эта беда поправима. Просто надо собрать снежные комья по порядку.

Белка: Мы пробовали, но у нас не получается.

Воспитатель: Давайте все вместе подумаем, что нам делать? Итак, посмотрите внимательно на эти карточки и расставьте цифры в нужной последовательности. Цифра 1 покажет с чего надо начать (в кругах размещены цифры от 1 до 3, в четырехугольнике - 4).

Дети выполняют задание.

Воспитатель накрывает схематичное изображение снеговика белой тканью.

Физкультминутка (проводит ребенок-заяц):

Зайцу холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли  лапки.

Звук металлофона. Появляется Снеговик.

Снеговик: Здравствуйте, ребята! Вы помогли мне вернуться в школу. Спасибо вам и я приглашаю вас на урок.

Сейчас каждый из вас найдет свое место. Возьмите карточки, посчитайте количество фигур и найдите соответствующую цифру на пеньке. Это будет ваше место. Обратите внимание на цвет фигур.

Дети выполняют задание.

Снеговик: Послушайте историю, которая произошла в нашем лесу:

Жили-были белки: папа, мама, дочка и два сыночка. Пошли они как-то в лес за орехами. Папа нашел , мама – белка нашла орех, дочка- бельчонок и сыночек –бельчонок нашли по ореху. А еще один сыночек-озорник бегал, играл, про орехи совсем забыл и ничего не принес.

Вопросы:

Сколько белок? (5)

Сколько орехов? (4)

Как сделать поровну?

Сколько стало орехов? (5)

Как получили число 5?

Закрепление пройденного материала

Задание: 2 корзинки. В них  шишки еловые и сосновые. Еловых шишек – 4, сосновых – 5.

Каких шишек больше? Давайте проверим.

Как сделать поровну?

Сколько стало еловых шишек?(5)

Как получили число 5?

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, как обозначается число 5 (выставляет на доску цифру 5). Послушайте стихотворение про цифру 5:

А потом пошла плясать по бумаге цифра 5
Руку вправо потянула, ножку круто изогнула.

А сейчас встаньте, пожалуйста, посмотрите вверх и найдите каждый цифру 5 и встаньте по этой цифрой.

Задание: Выложите цифру 5 по контуру( из круп)

Подведение итогов занятия

Конспект занятия на тему: “Предприятия нашего города”

Задачи.

Образовательные. Сформировать первичные представления о заводах и фабриках города: название, выпускаемая продукция, товарный знак.

Развивающие. Развивать внимание, восприятие и наглядно-действенное мышление; развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление; развивать речь.

Воспитательные. Формировать умение давать мотивированный ответ, учить ценить результаты труда, уважительно относиться к изготовителям товаров.

Материалы и оборудование. Карточки-картинки с изображением разной продукции, фотографии предприятий, наборы разнообразных конструкторов, имеющих различные способы крепления (по количеству детей).

Ход занятия

1. Вступительная беседа.

Ребята, сегодня мы поговорим о предприятиях нашего города Мичуринска. Как вы думаете, что такое предприятие? (Ответы детей).

- Предприятие-это заводы, фабрики, на которых работают много людей разных профессий. Каждый завод выпускает свою продукцию. Скажите, пожалуйста, какие заводы и фабрики в нашем городе вы знаете? (Ответы детей.)

2. Основная часть.

Мичуринск - промышленный город. Здесь много заводов. На заводах трудятся тысячи горожан.

Приборостроительный завод “Прогресс” – одно из самых больших предприятий в городе, на нём работает очень много людей разных профессий. На этом заводе изготавливают различные приборы. (Слайд)

На хлебозаводе очень много цехов, где работают люди разных профессий: лаборанты, электрики, грузчики. А кто же главный здесь? Как называют людей, которые пекут хлеб? (Пекари.) Да, пекари. Они следят за тем, чтобы хлеб хорошо поднялся, испёкся, подрумянился. (Слайд)

В Мичуринске есть ещё много заводов: “Мичуринский локомотиворемонтный завод”, “Маслозавод”, “Мясоптицекомбинат”, и др. С ними мы познакомимся в другой раз.

3. Физкультминутка.

4Игра “Угадай товар”.

Воспитатель называет производителя, а дети показывают товар, который он выпускает. Например: кондитерская фабрика - кондитерские изделия (конфеты, печенье, вафли и т.п.); швейная фабрика – одежду (платье, пальто, брюки и т.д.);

хлебозавод – хлебобулочные изделия (хлеб, булка, торт и т.д.);

завод бытовой техники – бытовую технику (утюг, пылесос, холодильник и т.д.);

мебельный завод – мебель (стол, стул, диван и т.д.);

молокозавод – молочную продукцию (молоко, масло, сыр и т.д.);

обувная фабрика – обувь (туфли, сапоги, тапочки и т.д.).

5. Практическая часть (конструирование).

- Я предлагаю вам построить из конструктора завод, на котором трудятся рабочие и производят детали для приборостроения.

6Итог занятия.

Что нового узнали на занятии?

О каких заводах вы узнали?

На каком из этих заводов вы хотели бы работать?

Конспект занятия по познавательному развитию для старшей группы

Тема: "Зимующие птицы"

Цели и задачи:

  • Развитие внимания, зрительной и словесно-логической памяти, логического мышления;
  • Активизация глагольного словаря у детей;
  • Воспитание бережного отношения и любви к живой природе;
  • Развитие мелкой моторики

Ход занятия

Психогимнастика.

Мы с вами попали в лес. В лесу растут высокие деревья. Покажите, какие? А под ними растут кусты. Они не такие высокие. А какие? Покажите. А под кустами трава и мох. Покажите какая трава, а мох еще ниже.

В лесу надо быть очень внимательным сейчас я посмотрю, насколько вы внимательны. Встаньте у начала полянки, а двигаться будете ко мне. Когда я прокукую как кукушка - "ку-ку", вы будете прыгать на одной ноге с продвижением вперед. Когда простучу как дятел - "тук-тук", вы будете прыгать на другой ноге с продвижением вперед, а когда запою как синичка - "дзинь-дзинь-дзинь", вы будете прыгать на двух ногах с продвижением вперед. Запомнили? Приготовились! Молодцы все вы очень внимательны.

Напряжение: А сейчас представьте, что вы превратились в любопытную ворону. Ворона села на ветку дерева т смотрит по сторонам, вдруг увидит что-то интересное! Присядьте, обхватите лапками веточку. Шею вытяните в одну сторону, в другую. Посмотрите вверх, а теперь вниз. Шейка напряжена, смотрим с любопытством: что же там интересного?

Расслабление: Крутила головой ворона, так устала, что заснула на ветке. Уронила голову на грудь, голова болтается на шейке, как на ниточке. Шея расслаблена, голова тяжелая, никак не поднять.

Резко: Мимо пробежал заяц, встрепенулась ворона, встряхнула перышки. Куда он побежал? Нужно срочно посмотреть.

Молодцы! А сейчас встанем в наш "круг общения".

Беседа.

Восп. - Посмотрите в окно. Какое сейчас время года?

Дети - Зима.

Восп. -Что вы видите за окном?

Дети - Землю укрыл белый снег, деревья и кусты стоят голые, люди идут в теплой зимней одежде.

(звучит фонограмма "Голоса птиц" - ворона)

Восп. - Что это?

Дети - Это кричат вороны.

Восп. - Вороны - это какие птицы?

Дети - Зимующие.

Восп. - А каких зимующих птиц вы еще знаете?

Дети - Синица, сорока, воробей, голубь, дятел.

Восп. - Сегодня мы с вами побеседуем о зимующих птицах. Каждая птица имеет свое характерное оперение, отличительные особенности, по которым мы определяем как называется каждая птица.

В группе появляются птицы.

Восп. - Ребята, услышав наш разговор, в группу прилетели зимующие птицы. Рассмотрите их внимательно и расскажите о них.

Дети читают стихи о птицах.

1.

Чик-чирик-чирик-чирик!
Воробей сам не велик
И не очень длинный
Хвостик воробьиный.

2.

Посмотрите на вороне
Платье серое воронье
Черненькие перышки
На хвосте и горлышке

3.

На стволе уселся дятел
В черно-белом пестром платье
В красной шапке на головке
Дятел долбит елку ловко

4.

Птица синица летает проворно
В желтенькой кофточке,
В шапочке черной.
Плащик зелененький носит синица
Черненький галстук на грудке у птицы.

5.

Прилетела к нам сорока
У нее два белых бока
Черный хвостик и спина
Голова и та черна.

6.

На асфальте "Гру-гру-гру,
Много крошек соберу.
Для того чтоб мне хватило
И подружке сизокрылой.
С ней воркую про любовь,
Защищаю от врагов
Птицей мира я зовусь,
Позовите - приручусь".

Д/и "Чьи перышки"

Восп. - Птицы так спешили к нам, что обронили свои перышки. Давайте соберем их и посмотрим , чьи перышки у нас.

Дети находят перышки и становятся с ними под нужную птицу(карточки с изображением птиц закреплены на струне).

Восп. - Зимой птицам очень трудно, холодно и голодно. Расскажите мне, как птицы переживают зиму.

1 реб. - Зимой птицы стараются держаться ближе к людям, потому что им нечего есть и они надеются, что люди им помогут.

2 реб. - Люди зимой подкармливают птиц, делают им кормушки, насыпают в кормушки зернышки и крошки.

3 реб. - А мы с мамой (папой) вешаем на ветки кусочки сала, синички всегда прилетают и клюют его.

4 реб. - Ворон можно увидеть у мусорных контейнеров, на свалках, где всегда есть чем поживиться. Ворона - птица всеядная, ест все, что найдет.

5 реб. - Голуби, воробьи тоже стараются держаться рядом с человеком, люди подкармливают их кусочками хлеба и остатками еды.

6 реб. - А дятлы остаются зимовать в лесу. Они питаются семенами шишек и достают из-под коры жучков.

Игра с мячом "Подбери действие".

Дети передают мяч друг другу и называют, что умеют делать птицы: летать, клевать, прыгать, петь, чистить перышки, вить гнезда, высиживать яйца, заботиться о птенцах, спать, пить, сидеть на ветке, искать корм.

Подвижная игра "Зимующие и перелетные птицы"

Восп. - Когда я называю зимующих птиц, вы летаете вокруг меня, а когда перелетных, садитесь на корточки. Будьте внимательны.

(Соловей, ворона, скворец, воробей, дятел, жаворонок, синица, кукушка, сорока, журавль, голубь и т. д.)

Развитие мелкой моторики.

Восп. - Ребята, мы с вами лепили пластилиновыми жгутиками контуры птиц. Сегодня закончим эту работу, по пластилиновому контору выложим горох и семечки. Берите свои заготовки и приступайте к работе.

Итог занятия.

Восп. - Ребята, о ком мы сегодня разговаривали?

Дети - О зимующих птицах.

Восп. - Да мы сегодня вспомнили характерные особенности птиц, поговорили о том, как трудно приходится птицам зимой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта на тему: "Активизация познавательных и творческих способностей дошкольников на занятиях по математике".

Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития различных видов...

Консультация для воспитателей «Значение проектного метода в развитии познавательных и творческих способностей дошкольников»

Консультация для воспитателей «Значение проектного метода в развитии познавательных и творческих способностей дошкольников»...

Консультация «Активизация познавательных и творческих способностей дошкольников на занятиях по математике»

Вопросам развития познавательной и творческой активности дошкольников в последнее время уделяется особенное внимание....

Консультация для педагогов:" Развитие познавательных и творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности"!.

Развитие познавательных и творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАТеатр – это волшебный мир, в котором ребёнок радуется играм, а...

Поэтапно-творческий перспективный план педагога Бадретдиновой Рамили Салихяновны МАДОУ № 86 на 2017-2021 учебные годы по теме " Экологические игры как средство развития познавательных и творческих способностей дошкольников"

Предлагаю вашему вниманию поэтапно- творческий перспективный план на тему: "Экологические игры как средство развития познавательных и творческих способностей дошкольников". Данный материал б...

Поэтапно-творческий перспективный план педагога Бадретдиновой Рамили Салихяновны МАДОУ № 86 на 2017-2021 учебные годы по теме " Экологические игры как средство развития познавательных и творческих способностей дошкольников"

Предлагаю вашему вниманию поэтапно-творческий перспективный план на тему: " Экологические игры как средство развития познавательных  и творческих способностей дошкольников". Данный мате...