Представление собственного инновационного педагогического опыта по лего конструированию
методическая разработка по конструированию, ручному труду
Данный опыт расширяет, и обогащает содержание конструкторской деятельности в образовательном учреждении за счёт внедрения конструкторов нового поколения. Игры с Лего - конструктором помогают проявлять инициативу, практически использовать знания, полученные детьми в образовательной деятельности. Исходя из этого, ФГОС дошкольного образования одним из принципов определил принцип «реализации Программы в формах, специфических для детей, прежде всего в форме игры».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление собственного инновационного педагогического опыта
В связи с этим было принято решение активизировать процесс в развитии данных способностей, среди воспитанников, с активным привлечением родителей. Пришло время познакомить детей с Лего - конструированием, развить терпение и усидчивость.
Актуальность, данного педагогического опыта представлена поиском более эффективных, современных методов для развития познавательных способностей детей, описанием работы по применению Лего - конструкторов в образовательном процессе. Актуальность проблемы развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста, обусловлена требованиями ФГОС дошкольного образования. Одним из основных принципов дошкольного образования является «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности».
Данный опыт расширяет, и обогащает содержание конструкторской деятельности в образовательном учреждении за счёт внедрения конструкторов нового поколения. Игры с Лего - конструктором помогают проявлять инициативу, практически использовать знания, полученные детьми в образовательной деятельности. Исходя из этого, ФГОС дошкольного образования одним из принципов определил принцип «реализации Программы в формах, специфических для детей, прежде всего в форме игры».
Наше общество в данный период времени испытывает острую потребность в хорошо подготовленных, высококвалифицированных специалистах, которые обладают, прежде всего, высокими познавательными способностями.
Возможности дошкольного возраста в развитии познавательных способностей на сегодняшний день используются недостаточно. Развитие и обучение в образовательных организациях, однако, можно реализовать с помощью Лего - конструирования.
Однако отсутствие необходимых условий не позволяет решить данную проблему в полной мере. Анализ работы образовательного учреждения, позволил выявить противоречия, которые и были положены в основу данного опыта, в частности противоречия между;
- требованиями ФГОС, где говорится о активном применении конструктивной деятельности дошкольников, как деятельности, способствующей развитию познавательных способностей детей и недостаточным оснащением Лего - конструкторами, а также отсутствием в организации целенаправленной систематической образовательной деятельности с их использованием;
- отсутствием программы работы с детьми с конструкторами нового поколения, необходимостью создания современной предметно-развивающей среды, способствующей формированию познавательных способностей, первоначальных технических навыков детей дошкольного возраста;
Реализация данного опыта позволит решить возникшие противоречия. Учреждение внедрит в образовательный процесс более эффективную форму развития познавательных способностей, углубит изучение педагогами данной проблемы.
Решением противоречий является разработанная с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования образовательная программа: Программа по техническому творчеству для детей старшего дошкольного возраста «LEGO - конструирование» разработана на основе парциальной программы интеллектуального и творческого развития дошкольников «LEGO в детском саду» авторов: Марковой В. А., Житняковой Н. Ю. с учетом модульный парциальный программы дошкольного образования «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» авторов: Т.В. Волосовец, В.А. Марковой, С.А. Аверина, направленной на развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество в рамках реализации муниципального проекта «Внедрение доброжелательных технологий в образовательное пространство дошкольных образовательных организаций Шебекинского городского округа» («Приоритетное детство»).
«Развитие познавательных способностей посредством использования Лего - конструирования». Дополнение развивающей предметно - пространственной среды прежде всего современными наборами образовательных конструкторов, для дальнейшего их использования в непосредственной образовательной деятельности и свободном творчестве детей.
Ведущая педагогическая идея заключается в том, чтобы повысить уровень развития познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством использования Лего – конструирования.
Длительность работы над данным актуальным педагогическим опытом составила 5 года:
С сентября 2021 года по март 2026 года. Работа проводилась поэтапно.
I этап - констатирующий: 2021 – 2022 г.
II этап - формирующий: 2022 – 2026г.
III этап - контрольный: сентябрь 2025г. – март 2026г.
1.5 Диапазон педагогического опыта раскрывает продуманную систему работы с детьми по развитию познавательных способностей детей посредством использования Лего - конструирования. Работа проводится в процессе проведения непосредственной образовательной деятельности, посредством реализации, разработанной с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования программы по техническому творчеству для детей старшего дошкольного возраста «LEGO - конструирование», в свободной деятельности детей посредством использования Лего - центра, современно оборудованной совместно с родителями развивающей образовательной среды детского сада.
Новизна опыта заключается в создании системы работы по развитию познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством использования Лего – конструирования.
Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта.
Данный опыт работы может быть реализован в дошкольных образовательных организациях всех видов при организации образовательной деятельности с дошкольниками, в свободной деятельности детей. Материалы могут быть использованы в организациях, занимающихся семейным воспитанием и в организациях дополнительного образования.
Технология описания опыта
Работа осуществлялась поэтапно. На первоначальном этапе своей работы автор опыта изучила методическую литературу по использованию лего-конструкторов в соответствии с требованиями ФГОС, пополнена развивающая предметно- пространственная образовательная среда в группе, пополнен Лего-центр: картотекой игр; Лего раскрасками, сборниками «Лего-сказок». Разработана программа по «LEGO - конструированию» для детей средней - подготовительных групп.
С детьми начала работу со знакомства с Лего-центром и лего - конструктором. Ознакомление детей с конструктором LEGO происходило в следующей последовательности: спонтанная коллективная игра детей с конструктором ознакомление с содержанием и правилами работы с конструктором с цветом, формой и размером деталей, названиями деталей, различными способами скрепления деталей.
Цель данного педагогического опыта: Обеспечить положительную динамику развития познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством использования Лего-конструирования.
Задачи:
- Повысить у детей интерес к Лего-конструированию посредством организации активных форм работы с родителями и детьми.
- Создать в развивающей среде Лего-центр с использованием конструкторов Лего для занятий в условиях образовательной организации в свободной игровой деятельности.
- Организовать целенаправленную работу по применению Лего-конструирования в непосредственной образовательной деятельности по конструированию (1 раз в месяц) начиная со средней группы.
- Разработать с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования и апробировать дополнительную образовательную программу технической направленности: «LEGO - конструирование»
Для более глубокого знакомства детей и родителей с Лего-конструированием в учреждении оборудован Лего-центр, где подобраны согласно возрастным особенностям современные наборы нового поколения образовательных конструкторов: «LEGO Duplo», «LEGO Citi», «LEGO Education», «LEGO Technic».В детском саду в каждой группе созданы центры конструирования в соответствии с возрастом дошкольников. Для детей младших групп хорошо подходит «LEGO Duplo», так как серия детских конструкторов «LEGO Duplo», разрабатывается специально для детей в возрасте от 2-х лет. Эта серия характерно отличается от других тематических серий детских конструкторов Лего. У конструкторов Лего Дуплo основные строительные элементы значительно больше по размерам, чем детали других серий конструкторов Лего, а также не содержат мелких деталей или аксессуаров. Что сделано специально для того, чтобы избежать попадания мелких деталей лего в дыхательные пути ребенка. Для детей подготовительных групп и младших школьников отлично подходят лего-конструкторы с большим количеством мелких деталей такие как, «LEGO Education», «LEGO Technic».
Чтобы в дальнейшем использовать данную развивающую среду на занятиях, у детей была возможность потрогать, поиграть с элементами, попробовать самостоятельно варианты их удивительного скрепления, привыкнуть к яркой пестроте деталей. Дети с помощью педагога организуют строительство предметов мебели, архитектуры, техники, свободно, самостоятельно ориентируются среди элементов, находящихся в Лего - центре.
Действия дошкольников с разнообразными Лего-конструкторами направлены на развитие познавательных способностей. В ходе данной игровой деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
Конструкторы Лего – это уникальные специально разработанные конструкторы. Наборы спроектированы таким образом, что дети в процессе занимательной игры имеют возможность приобрести максимум информации о технике, науке, освоить знания. Некоторые универсальные наборы содержат простейшие увлекательные механизмы, для дальнейшего изучения на практике законов физики.
Разработанная с учетом примерной основной образовательной программы дошкольногообразования образовательная программа технической направленности:
«LEGO - конструирование», реализуется в учреждении начиная со среднего дошкольного возраста (возрастная категория с 4 до 7 лет).
Системность и направленность данного процесса обеспечивается включением Лего-конструирования в регламент образовательной деятельности учреждения, реализуется в рамках образовательного раздела «Конструирование». Обязательная часть разработана на основе парциальной программы интеллектуального и творческого развития дошкольников «LEGO в детском саду» авторов: Марковой В. А., Житняковой Н. Ю. с учетом модульной парциальный программы дошкольного образования «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» авторов: Т.В. Волосовец, В.А. Марковой, С.А. Аверина.
Освоение Лего-конструирования, в образовательном учреждении проводится последовательно, планомерно, от простого к сложному. Интегрированные занятия по развитию познавательных способностей проводятся по 15-20 минут в средней группе, 20-25 минут в старшей группе; по 25-30 минут в подготовительной группе.
Чтобы ребенок захотел сам построить что-то в процессе проведения интегрированных занятий, педагоги создают проблемные ситуации, и условия для успешного решения поставленных задач.
На первых занятиях отрабатываются умения построения несложных объектов и простейших форм, прочного, надёжного скрепления частей конструкции. Дети приобретают умение различать и называть строительные детали, использовать Лего- конструктор с учётом его конструктивных свойств (форма, устойчивость, величина).
Дети свободно экспериментируют с предложенным строительным материалом «LEGO Duplo». Они знакомятся с основными деталями конструктора, способами скрепления деталей, у детей формируется умение соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта.
Начиная со средней группы, дошкольники учатся не только работать по плану, но и самостоятельно определять этапы будущей постройки, учатся ее анализировать. Добавляется такая форма работы как конструирование по замыслу.
Дошкольники данного возраста на занятиях учатся анализировать создаваемые постройки: соотносить их по форме и величине, выделять основные части, самостоятельно измерять (по высоте, ширине и длине), устанавливать пространственное расположение частей относительно друг друга.
От конструирования по образцу и замыслу, в средней группе дети плавно переходят к конструированию по простейшим схемам. Данная деятельность предполагает воссоздание отдельных и внешних особенностей реальных объектов. В результате такого обучения формируются познавательные способности, мышление.
Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных интегрированных, игровых, тематических занятий дети развивают свои познавательные способности, развивается умение пользоваться схемами, чертежами, инструкциями, развиваются коммуникативные навыки, логическое мышление.
В процессе деятельности ребенка с Лего-конструктором развивается:
- Мышление: умение обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать.
- Мелкая моторика.
- Концентрация внимания.
- Умение следовать образцу.
- Способность видеть разные способы создания образов и построек, пространственное воображение.
- Добиваясь необходимого результата, дети развивают целенаправленность собственных действий.
- Активная включенность в процесс игры, положительная мотивация к обучению, создаёт основу для формирования учебных навыков.
У дошкольников возникла заинтересованность в Лего-конструировании. Оснащенность развивающей среды конструкторами нового поколения позволяет повысить качество достигнутых результатов, определить эффективность работы в развитии познавательных способностей. Процесс реализации образовательной программы «Развитие познавательных способностей посредством использования Лего- конструирования» направлен на достижение положительного результата.
Образовательные Лего-конструкторы развивают познавательные способности, успешно помогают дошкольникам воплощать в жизнь свои оригинальные идеи, фантазировать, строить задуманное. Ребята увлечённо работают над созданием технической постройки, и оценивают конечный результат. Успех пробуждает у детей желание учиться, а это, несомненно, способствует подготовке в будущем специалистов с инженерными знаниями. Так же проводилась работа с родителями, были проведены консультации, разработаны буклеты по Лего- конструированию, для ознакомления родителей с различными видами Лего- конструкторов.
Благодаря внедрению в образовательный процесс Лего-конструирования современная обновляющаяся экономика России приобретёт так необходимые для неё новые кадры, которые в первую очередь понимают, что такое программирование.
III. Результативность опыта
Результатами реализации данного опыта являются достижение детей, заданных в образовательной программе целевых ориентиров, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики достижений ребенка. На основании карт наблюдений за деятельностью детей, а также диагностики познавательных способностей можно отметить следующие результаты:
•у детей сформирован устойчивый интерес к Лего-конструированию, желание изобретать, творить, экспериментировать;
•у детей развита крупная и мелкая моторика; они владеют основными движениями, выносливы, подвижны, могут управлять и контролировать свои движения;
•у детей развита способность к самоанализу сооружений, чертежей, конструкций, схем с точки зрения практического назначения объектов;
• дети самостоятельно используют готовые схемы, чертежи и вносят свои изменения в созданные конструкции;
• дети овладевают приёмами совместного и индивидуального конструирования;
• дети могут следовать социальным правилам и нормам поведения в разных видах деятельности, способны к волевым усилиям, во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, могут соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
• дети овладевают умением использовать разнообразные конструкторы, создавая из них сооружения, как по предполагаемым рисункам, так и придумывая свои;
• дети обладают устойчивым положительным отношения к миру, обладают чувством собственного достоинства. Дошкольник способен учитывать интересы и чувства окружающих, договариваться.
• дети достаточно хорошо владеют устной речью, могут использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр...

Представление собственного инновационного педагогического опыта.
Актуальность этого опыта заключается в том что именно игра выступает ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Существует множество причин помимо удовольствия, по которым игровую деятел...

Представление собственного инновационного педагогического опыта
Представление собственного инновационного педагогического опыта по теме «Художественно-речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной литературой»...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта старшего воспитателя МБДОУ Д/с № 102 «Подснежник» Степановой О.И.
Тема инновационного опыта: Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьиАктуальность и перспективность опытаВ условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем эконо...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта старшего воспитателя МБДОУ Д/с № 102 «Подснежник» Степановой О.И. Тема инновационного опыта: Проектная деятельность в детском саду
Актуальность и перспективность опытаВсесторонне развитый человек должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность каждого человека,...

Представление собственного инновационного педагогического опыта «Развитие представлений об истории цивилизации и культуре древней мордвы у старших дошкольников в процессе использования метода проектов»
Условия современной жизни, ее темп и информационная насыщенность предъявляют к людям высокие требования. Люди хотят знать о мире, истории цивилизации все больше, понимать языки, ориентироваться в исто...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта старшего воспитателя МБДОУ д/с «Чэчир» с.Ынахсыт Антоновой Е.Н.
Публичное представлениесобственного инновационного педагогического опыта старшего воспитателя МБДОУ д/с «Чэчир» с.Ынахсыт Антоновой Е.Н....
