Выступление на методическом объединении для педагогов города «Плоскостное моделирование в формировании предпосылок к инженерно – техническому мышлению у дошкольников»
методическая разработка по конструированию, ручному труду
Зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого
раннего детства он находится в окружении техники, электроники и даже роботов.
Жизнь наших детей протекает в быстро меняющемся мире, в эпоху активной
информатизации, компьютеризации и роботостроения. Современное общество требует
воспитывать человека творческого и креативного, способного нестандартно мыслить и
самостоятельно создавать новые технические формы, а значит владеющего основами инженерного мышления.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 110»
Методическое объединение для педагогов города
«Плоскостное моделирование в формировании предпосылок к инженерно – техническому мышлению»
Воспитатель высшей квалификационной категории Шарова Олеся Викторовна |
г. Оренбург, 2025
1 слайд Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляю опыт работы по теме: «Плоскостное моделирование в формировании предпосылок к инженерно – техническому мышлению»
2 слайд Зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники и даже роботов. Жизнь наших детей протекает в быстро меняющемся мире, в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Современное общество требует воспитывать человека творческого и креативного, способного нестандартно мыслить и самостоятельно создавать новые технические формы, а значит владеющего основами инженерного мышления.
3 слайд Инженерное мышление – это системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с разных сторон, видеть связи между ее частями, усваивать обобщенные знания и применять их при решении новых мыслительных задач.
Плоскостное моделирование – это построение на плоскости изображений предметов из различных плоских геометрических фигур, предметов, палочек, кубиков, камешков и т.п.
4 слайд Технология плоскостного моделирования в детском саду - это один из видов познавательного развития дошкольников, направлена на:
- развитие математических способностей — ребёнок отбирает, отсчитывает необходимые по размеру, цвету, конфигурации детали;
- развитие речевых и коммуникационных способностей — ребёнок пополняет словарь новыми словами, в процессе конструирования общается со взрослыми, задаёт конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства.
- на развитие всех когнитивных процессов, логического и пространственного мышления, творческих способностей.
Работу по направлению плоскостного моделирования нужно начинать уже с детьми младшего дошкольного возраста с постепенным усложнением, так как они многоуровневые, и в зависимости от возраста и способностей ребенка усложняются поставленные задачи игры.
5 слайд Общеизвестно, что РППС определяет развитие ребёнка, она активно строит его деятельность, является источником информации, создаёт интерес к познанию, оказывает влияние на формирование основ технического мышления ребенка.
6, 7, 8 слайд Для развития инженерного мышления в группах оборудованы центры «Конструктивно – модельной деятельности» - передвижные модули, стеллажи, на которых расположены контейнеры с различными видами конструкторов: магнитный, геометрический, металлический, деревянные кубики, Лего, Тико, крупный конструктор для детей младшего возраста, а дети старшего возраста любят конструировать из мелкого.
9 слайд Наиболее востребованы в этом направлении «Плоскостное конструирование их палочек» - их называют задачами на смекалку геометрического характера, это очень интересное и занимательное занятие. В процессе игр у детей развивается мелкая моторика рук, пространственное восприятие, фантазия, воображение, внимание.
10 слайд Игры на воссоздание образных и сюжетных изображений «Плоскостное моделирование из геометрических фигур» – способствуют закреплению знаний о геометрических фигурах, их свойствах, развитию зрительного восприятия, пространственных представлений. Используется как фабричные наборы с фигурами, так и игры изготовленные своими руками «Собери картинку по образцу», «Придумай сам» и др.
11 слайд Главная идея технологии ТИКО-моделирования заключается в том, чтобы вести ребенка от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задач возрастающей трудности. Активизируется развитие левого и правого полушария головного мозга за счет управления работой кистей рук и необходимости пространственного мышления при сборе фигур.
12 слайд Геометрический пазл «Палочки и кольца» представляют собой не просто игру, а мощный образовательный инструмент, который настроит на стимуляцию и возможность для творчества и развития детей.
13 слайд Мозаика пазл «Игры в клеточку» - целью игры является получение единой картины из отдельных ее элементов. Можно выполнять задание по карточке как на специальной дощечке с окошками, так и на столе по замыслу.
14 слайд Развивающие игровые технологии Никитиных «Сложи узор», «Сложи квадрат» - на развитие логического мышления, пространственного воображения, умения анализировать, синтезировать и комбинировать.
15 слайд Также в группах имеются геометрические конструкторы: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Тетрис» и др.,
16, 17, 18 слайд Эти наборы состоят из плоских геометрических фигур, где требуется создать сюжетное изображение на основе силуэтного, контурного образца или по замыслу.
19 слайд Логические блоки Дьенеша являются наиболее эффективным пособием для подготовки мышления детей к усвоению математики на протяжении всего дошкольного детства. С логическими блоками ребёнок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися» игрушками и т.д., а по ходу действия рассуждает.
20 слайд палочки Кюизенера – развивают все когнитивные процессы и творческие способности детей, рекомендованы для обучения детей основам математики. Также стимулируют воображение, приучают к порядку.
21 слайд В старшем дошкольном возрасте мы добавляем моделирование на базе «Оригами». На первых занятиях по Оригами демонстрируется процесс складывания без схем, лучше использовать сказочный сюжет. Постепенно приучаются дети к условным знакам, схемам, затем могут выполнить самостоятельно и по схеме.
22 слайд так же для развития плоскостного моделирования и развития мелкой моторики пальцев рук используем нетрадиционное конструирование из бросового материала, например - поролоновых губок – где дети самостоятельно создают плоскостную композицию развивая чувство композиции и фантазию .
23 слайд инновационная технология камни Марблс - развивается меткость, скорость, точность и моторика, а красивые оттенки стеклянных камушков пробуждают в ребенке чувство прекрасного.
24, 25 слайд Детям интересны игры «Повтори путь», «Выложи по контуру», «Лабиринт» и др.
26 слайд Далее от плоскостного моделирования переходим к конструированию из строительных материалов. Прежде чем перейти к самостоятельной конструкторской деятельности, даем детям образец постройки, чтобы они поняли назначение каждой детали, способы их соединения.
27 слайд Позже переходим к более сложному этапу - конструированию по простейшим чертежам и наглядным схемам, через которое развивается наглядное моделирование, так как надо соотнести размер, цвет, форму деталей и скомбинировать их. В процессе конструирования дети учатся работать по инструкции, по схеме, учатся работать в коллективе.
28 слайд В практике нашего детского сада используется не просто научить детей строить по образцу или схеме, но и самим спроектировать постройку и зарисовать чертеж. Для того чтобы узнать как выглядит та или иная деталь помогают упражнения «Расставь по контуру детали», «Начерти свою схему»
29 слайд Далее учим зарисовывать чертеж отдельных строительных деталей в трех проекциях (вид спереди, вид сверху, вид сбоку) тем самым дети мысленно овладевают умением делать повороты деталей вокруг своей оси, а далее дети смогут уже выполнить чертеж уже всей постройки. В результате в процессе целенаправленного обучения дети получают конструкторские навыки, учатся читать чертежи и схемы, создавать их. Способны разбираться в планах, схемах; самостоятельно делать зарисовки будущих построек, поделок. Развивается воображение, фантазия детей.
30 слайд У детей формируется умение узнавать реальный предмет по его видам, создавать возможный вариант конструкции в трех проекциях или наиболее информативному ее изображению (виду спереди), а также чертить две или три проекции объемного объекта — виды спереди, сверху и сбоку.
Таким образом, из всего выше сказанного следует сделать вывод, что знакомство дошкольников с миром моделирования на основе применения плоскостных конструкторских игр, является наиболее интересным, увлекательным и является эффективным инструментом в формировании предпосылок для развития инженерно-технического мышления у детей. Все это будет способствовать успешному обучению в будущем и развитию карьеры в области науки и техники.
Практическая часть с педагогами.
Д/И «Чудесный мешочек» - на ощупь определить строительную деталь и назвать (куб, полукуб, брусок, кирпич, цилиндр, шар, треугольная призма, пластина, конус)
Игровое упражнение «Детали в ряд» - необходимо услышать в стихотворении название строительной детали и поставить друг за другом в ряд – оно направлено на развитие зрительного и слухового восприятия, логического мышления, знания строительных деталей.
Как-то Куб в лес пошел,
Там Кирпичик он нашел,
Взялись за руки детали,
По тропинке побежали,
А навстречу – скок-поскок –
Подбежал к друзьям Брусок.
И спросил Брусок детали:
«Вы Цилиндра не видали?»
Повернулся Куб бочком:
«Я с Цилиндром не знаком»,
А Кирпичик удивился:
«Нам навстречу он катился?
Ну, теперь пора идти,
Нужно Призму треугольную нам найти.
Видел я ее – без дела
Она с Конусом сидела
У друзей Пластин в гостях
И со схемою в руках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении «Самооценка педагога. ее влияние на воспитательно – образовательный процесс в ДОУ».
Влияние самооценки педагога на воспитательный процесс в детском саду....

Возможности моделирования из бумаги в процессе развития технического мышления старших дошкольников
Возможности моделирования из бумаги в процессе развития технического мышления старших дошкольников...

Выступление на методическом объединении. Мастер - класс "Детское экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей дошкольного возраста»
Выступление на методическом объединении. Мастер - класс "Детское экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей дошкольного возраста»...

Выступления на методическом объединение музыкальных руководителей города Оренбурга
Тема выступления: Организация дошкольной образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий Игра: «Угадай мелодию»...

Презентация к выступлению на методическом объединении для педагогов города «Плоскостное моделирование в формировании предпосылок к инженерно – техническому мышлению дошкольников»
Работу по направлению плоскостного моделирования нужно начинать уже с детьми младшего дошкольного возраста с постепенным усложнением, так как они многоуровневые, и в зависимости от возраста и способно...

Презентация на конференцию "Конструирование как средство формирования инженерно-технического мышления у дошкольников"
Презентация представляет вспомогательный материал для доклада на конференции....

Доклад на районной практической конференции на тему: «Конструирование как средство формирования инженерно-технического мышления у дошкольников»
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью развития инженерного образования, что отмечено в перечне поручений по итогам заседания Совета при Президенте по науке и образованию от 8 февраля 2...
