Доклад на районной практической конференции на тему: «Конструирование как средство формирования инженерно-технического мышления у дошкольников»
материал

Ерёменко Татьяна Николаевна

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью развития инженерного образования, что отмечено в перечне поручений по итогам заседания Совета при Президенте по науке и образованию от 8 февраля 2022 года. Главой государства В.В. Путиным отмечено, что экономика страны сегодня нуждается в модернизации, которая кажется невозможной без высококвалифицированных кадров для промышленности и развития инженерного образования. И начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше – в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_konstruirovanie.docx203.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад№7 «Радуга»

Кулундинского района Алтайского края

Доклад

на районной практической конференции

на тему:

«Конструирование

как средство формирования

инженерно-технического мышления

у дошкольников»

C:\Users\Win8\Downloads\Screenshot (5).png

Воспитатель : Еременко Т.Н.

                                                                 Кулунда 2025г


«Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного потенциала» Ж. Пиаже

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью развития инженерного образования, что отмечено в перечне поручений по итогам заседания Совета при Президенте по науке и образованию от 8 февраля 2022 года. Главой государства В.В. Путиным отмечено, что экономика страны сегодня нуждается в модернизации, которая кажется невозможной без высококвалифицированных кадров для промышленности и развития инженерного образования. И начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше – в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству.

ФГОС устанавливает для дошкольного образования особую задачу - обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней.

 Жизнь наших детей протекает в быстро меняющемся мире, в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Современное общество требует воспитать человека творческого и креативного, способного нестандартно мыслить и самостоятельно создавать новые технические формы, а значит владеющего основами инженерного мышления

Конструирование в детском саду было всегда, но в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход, который будет способствовать развитию исследовательской, творческой активности детей, умению наблюдать, экспериментировать, а значит формировать и развивать элементы инженерного мышления детей.

Сегодня я хочу вам рассказать, какие методы для развития инженерного мышления детей использую я в своей работе.

Цель: создание условий для развития у детей познавательных интересов, инженерного мышления, технического творчества через разные виды конструкторов.

Задачи:

  • Развить умение работать с различными материалами для конструирования;
  • Развить умение составлять конструкцию по словесной инструкции, описанию, условиям, схемам;
  • Пробуждать у детей исследовательский интерес при использовании электронного конструктора;
  • Учить детей читать схемы и по ним собирать рабочие механизмы.

Наблюдая за деятельностью дошкольников в детском саду, можно сказать, что конструирование является одной из самых любимых и занимательных занятий для детей. Конструированием дети начинают заниматься с младшего возраста. Сначала мы используем мягкие модули и крупный конструктор. К конструированию можно отнести и использование блоков Дьенеша, где дети сначала путем наложения создают фигуры, а затем это делают уже самостоятельно. Игры с блоками Дьенеша чрезвычайно многообразны,  и вовсе не исчерпываются предложенными в инструкции. Счётные палочки Кюинзера  можно использовать, начиная с двухлетнего возраста, где дети могут ознакомиться с размером и цветом, развивают мелкую моторику, воображение, пространственное и зрительное восприятие, знакомятся с числами в игровой форме.

Со средней группы дети начинают заниматься LEGO-конструированием. Знакомятся с методиками «Танграм» ,играми Воскобовича, которые основаны на трёх принципах: познание, интерес, творчество. Включение детей в систематическую конструкторскую деятельность на данном этапе можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира.

 В старшей группе перед детьми открываются широкие возможности для конструкторской деятельности. Этому способствует прочное освоение разнообразных технических способов конструирования. Дети строят не только на основе показа способа крепления деталей, но и на основе самостоятельного анализа готового образца, умеют удерживать замысел будущей постройки. Для работы уже используются графические модели. У детей появляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается гибкость мышления. В течение года возрастает свобода в выборе материала, сюжета, оригинального использования деталей, развивается речь, что особенно актуально для детей с ее нарушениями.

            Подготовительная к школе группа – завершающий этап в работе по развитию конструкторской деятельности. Занятия носят более сложный характер, в них включают элементы экспериментирования, детей ставят в условия свободного выбора стратегии работы, проверки выбранного ими способа решения творческой задачи и его исправления. Именно эту работу можно отнести к направлению «Дошкольная наноинженерия». Ее можно разделить на два блока:

 «Конструирование» и « Электронный конструктор»

Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструктивная деятельность дошкольников относится к продуктивным, так как приводит к видимым результатам действий. Это важный факт, поскольку ребенок одновременно реализует свои представления о предмете и получает наглядный объект, сделанный своими руками. В конструировании за короткий временной отрезок осуществляется весь путь от задумки до цели, что является мотивирующим условием в деятельности детей. 

А поскольку  мы говорим о современных  детях, в этом модуле мы активно используем наряду с разными видами конструкторов и электронный  конструктор.

Работа с конструктором ведётся по принципу «от простого к сложному».

Ребёнок, в ходе работы с электронным конструктором под руководством педагога, познакомится с принципами работы простейших электронных устройств. Данные знания не только будут полезны в жизни, но и сформируют интерес к получению новых знаний экспериментальным путем, создаст основу для желания дальнейших исследований, так как электронный конструктор предоставляет неограниченные возможности для проявления фантазии ребенка, развивая его смекалку и воображение.

Дошкольникам очень  интересно поработать с конструктором, создавать что-то новое и неповторимое: электронную игрушку или оригинальный чудо-прибор.

Следуя инструкциям, собирая те или иные приборы, ребенок чувствует себя настоящим знатоком и волшебником, ведь в конце каждого удачного эксперимента происходит маленькое чудо: загорается лампочка, работает моторчик, двигается игрушка и т.п.

Пытаясь сконструировать начальные схемы электронного конструктора, ребёнок  учится управлять светом, звуком, предметами.

Таким образом, можно отметить, что конструирование одно из важных условий формирования у дошкольников инженерного мышления, так как оно влияет на развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением; развивает у детей умение планировать деятельность, доводить работу до результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по самообразованию на тему "Пластилинография, как средство развития речи и мышления у дошкольников".

В плане отражена работа с детьми среднего возраста, так же разнообразная работа с родителями в течении года.Свою работу по пластилинографии я веду второй год, поэтому мы продолжаем двигаться дальше с ...

Выступление на РМЦ тема :Шахматы, как средство формирования предпосылок универсальных учебных действий дошкольников

Опыт работы по формированию предпосылок УУД у детей старшего дошкольного возраста через шахматы...

Перспективный план работы по самообразованию на 2016 – 2017 учебный год. Тема: «Пластилинография, как средство развития речи и мышления у дошкольников».

Перспективный план работы по самообразованию на год для средней группы по технике пластилинография....

Доклад для LEGO-конференции «Lego-конструирование как средство формирования прединженерного мышления у старших дошкольников»

В связи с качественным скачком развития новых технологий в XXI веке обществу требуются люди, способные нестандартно решать актуальные проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности....

Выступление на районной методической конференции из опыта работы по теме: методической конференции по теме: «Современные подходы к формированию художественно - творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности»

Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами обсудим современные подходы к формированию художественно-творческих способностей  дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности.Сегодня много ...