Художественно-творческое развитие детей "Мастерская Оригами"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Рабочая программа кружка

по развитию детского творчества «Мастерская Оригами»

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Данная программа предлагает решать обозначенную проблему через освоение детьми приемов работы с бумагой.

Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого        воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к положительному результату.

       Программа разработана для того, чтобы через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, через применение разных способов и приемов работы с ней, учить детей эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.    

     Занятия оригами, которые планирую проводить второй год,  позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой  моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.

     Дети с увлечением изготавливают поделки из бумаги, которые затем используют в играх, инсценировках, оформлении группы, участка детского сада или в качестве подарка к празднику своим родителям и друзьям. Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет по воде, самолетик взлетает ввысь и т.д.

           

Цель программы –  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Обучающие:

-  Знакомить  детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

-   Формировать  умения следовать устным инструкциям.

-   Обучать  различным приемам работы с бумагой.

-  Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: (круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.)

- Обогащать  словарь ребенка специальными терминами.

- Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.  

Развивающие:

- Развивать внимание, память, логическое и пространственное  воображения.

- Развивать мелкую моторику  рук и глазомер.

- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

- Развивать у детей способность работать руками, приучать  к точным движениям пальцев,  совершенствовать мелкую моторику рук, развивать  глазомер.

- Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

-  Воспитывать интерес к искусству оригами.

-  Расширять коммуникативные способностей детей.

-  Формировать культуру  труда и совершенствовать  трудовые  навыки.

-  Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

-  Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

 

Срок реализации – 1 год

Принципы построения программы:

1. Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.

2. Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого

познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно.

3. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.

4. Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.

5. Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Ожидаемы результаты:

 

1.Повысится количество детей с высоким уровнем развития мелкой моторики;

2.Дети освоят технику работы с бумагой, научатся выполнять поделки своими руками;

3.Научатся ориентироваться в микропространстве (на листе бумаги);

4.Дошкольники будут проявлять творчество в продуктивных видах деятельности;

Целевые ориентиры на этапе:

- дети овладевают различным приемам работы с бумагой;

- дети знают основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

- дети достигают определенного уровня развития внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера;

- дети знакомятся с искусством оригами;

- дети применяют знания и умения в практической деятельности (самостоятельное выполнение поделок в самостоятельной деятельности) ;

- дети приходят на помощь своим товарищам при изготовлении поделок;

- дети проявляют творчество при изготовлении поделок (дополнительные детали) ;

- дети придумывают своих поделок свои поделки на основе полученных знаний.

- Проявляет ответственность за начатое дело.

- Дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и

сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок детских работ.
  

Работа с родителями. Предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, проведение родительских собраний, совместное выполнение работ родителей и детей с целью ознакомления родителей с особенностями оригами, способами изготовления поделок и т. д. Разработан цикл консультаций по темам:

«Что такое «оригами? », «История искусства оригами», «Поделки своими руками», «Рука развивает мозг».

 

Педагогическая диагностика:

Дети должны знать простейшие базовые формы оригами (блинчик, квадрат, птица, лягушка, книжка, катамаран, водяная бомбочка). Способы выполнения поделки из бумаги в технике оригами. Историю возникновения искусства оригами. Знать различные варианты выполнения работы в технике оригами. Знать способы складывания и развертывания бумаги при выполнении поделки.

Дети должны уметь работать с бумагой различной фактуры, выполнять простейшие работы в технике оригами без помощи взрослого, уметь мастерить из бумажных квадратов несложные поделки. Уметь создавать несложные сюжетные композиции для игры. Выполнять и составлять панно, работая в коллективе. Уметь аккуратно пользоваться ножницами, клеем, кисточкой.

 

Критерии диагностики:

 

Высокий уровень: знание простейших базовых форм оригами, умение выполнять поделки в технике оригами, создавать собственные композиции.

Средний уровень: знание простейших базовых форм в технике оригами, выполнение поделок в технике оригами при помощи пооперационных карт, с небольшой помощью взрослого.

Низкий уровень: частичное знание базовых форм оригами , выполнение поделок в технике оригами при непосредственном участии взрослого.

Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком данной программы и влияние конструктивной деятельности на интеллектуальное развитие ребенка.

Мониторинг детского развития Диагностические задания разработаны в соответствии с методиками Парамоной Я. Д.

 

Примерный план кружка «Мастерская Оригами»

Занятия проводятся 2 раза в неделю – вторник, четверг в 16-00.

Месяц/Темы

Программное содержание,Материал,Литература.

Октябрь

 

1 неделя

Беседа об оригами 

2-3 неделя        

Курочка

 

4 неделя

Вертушка

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторить с   детьми что такое искусство «оригами».

Познакомить с условными знаками и основными приёмами складывания бумаги. Учить складывать квадрат дважды «косынкой», продолжать учить детей внимательно слушать инструкции воспитателя,воспитывать самостоятельность и внимание. Красный квадрат 3*3см, жёлтый (оранжевый)   квадрат 15*15см, клей, карандаш фломастер. Оригами для дошкольников

С.Соколов

Учить детей изготавливать новые поделки из квадрата, круга, треугольника, учить пользоваться обозначениями линии разреза на заготовке, упражнять в свободном выборе цвета и формы бумаги, поощрять самостоятельность, творческую инициативу. Квадраты (15*15) разного цвета, равносторонние треугольники со стороной 20 см, круги диаметром 20см с прочерченными линиями разрезов, кружочки из картона, ножницы, клей, палочки. Оригами в детском саду.С.Мусиенко,Г.Бутылкина.

 

Ноябрь

 

1-2 неделя

 

«Рыбки»

3-4 неделя

«Сова»

 

Учить складывать бумагу, используя разные базовые формы,  объединяясь в пары создавать морскую композицию. Голубой картон, квадраты разноцветные, ножницы, клей, бумажная  обрезь. Оригами в детском саду.

С.МусиенкоГ.Бутылкина

Напомнить, как складывается базовая форма «воздушный змей». Учить перегибать верхний треугольник вперед и возвращать в исходное положение, делать надрезы по линии сгиба, сгибать концы складкой. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой и ножницами. Квадрат 10*10,заготовки для глаз, клей, ножницы. Волшебная бумага.Н.Чернова.

Декабрь

 

1 неделя

«Елочка на снегу»

2-3неделя

«Снежинки»

 

4неделя

«Новогодние украшения»

 

Закреплять умения самостоятельно складывать базовую форму «треугольник», готовить заготовки на определённую тему, соединять детали в единое целое, создавать композицию зимнего леса. Квадраты зеленого цвета разного размера. Оригами в детском саду.

С.МусиенкоГ.Бутылкина

Учить детей соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой детали. Продолжать учить аккуратно, работать с клеем. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к занятиям по оригами. 12 квадратов синего цвета 5*5, синий кружок диаметром 3см и белый кружок диаметром 2см. Оригами для дошкольников.

С.Соколова

 

 

Январь

 

3  неделя

«Кошечка»

4  неделя

«Подарки малышам»

 

Учить изготавливать туловище и голову отдельно из квадратов. Учить складывать треугольник пополам  «косынкой», поднимать уголки от середины длинной стороны, но, не доводя до вершины верхнего угла. Воспитывать аккуратность в работе, внимание. Два квадрата 15*15см одного цвета, карандаши или фломастеры для оформления мордочки, клей. Оригами для дошкольников С.Соколова Закрепить с детьми  складывание и название базовых форм.

Используя технику оригами, учить изготавливать  модели птиц, корабликов, воспитывать желание заботиться о младших, упражнять в свободном выборе цвета. Разноцветные квадраты (10*10) Оригами в детском саду.

С.МусиенкоГ.Бутылкина

 

Февраль

 

1-2 недели

«Подарок папе Самолёт для папы»

3-4 недели

«Подарок маме»

Продолжать учить детей делать бумажные фигурки из двух деталей, учить чётко, выполнять инструкции педагога. Лист бумаги, фломастер. Оригами для дошкольников С.Соколова

Познакомить с оформлением открыток с использованием фигурок выполненных в технике оригами, воспитывать аккуратность, усидчивость. Разноцветный картон, квадраты жёлтой, синей, красной бумаги (10*10), зелёная бумага для листьев и стеблей, ножницы, клей. Оригами в детском саду.

С.МусиенкоГ.Бутылкина

Март

 

1 неделя

«Колобок»

 

 

 

 

 

2-3 недели

 

«Лодочка»

 

 

 

4 неделя

«Грачи прилетели»

 

 

 

 

Учить детей у  прямоугольника сгибать все углы равномерно. Продолжать учить оформлять поделку деталями (рот, нос, глаза). Воспитывать радость от подарков, сделанными своими руками.    

Жёлтый прямоугольник 20*10см, оранжевый и красный квадраты 3*3см, два оранжевых кружка, клей.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

 

 

 

 

Познакомить детей с изготовлением поделки в технике оригами из прямоугольного листа бумаги, упражнять в свободном выборе цвета, развивать мелкую моторику рук, использование готовых поделок в играх.

Прямоугольные листы 20*15см. Оригами в детском саду.

С.МусиенкоГ.Бутылкина

 

 

 

 

 

 

Продолжать учить детей мастерить поделки из базовой формы « воздушный змей», совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами. Квадраты чёрного цвета (15*15), заготовки для глаз, ножницы, клей. Оригами в детском саду.С.МусиенкоГ.Бутылкина

Апрель

1-2 недели «Гномик»

3-4 недели «Ёжик»

Продолжать учить детей делать бумажные фигурки из двух деталей, учить чётко, выполнять инструкции педагога.Квадраты (8*8, 6*6) разного цвета, бумажная обрезь, клей, ножницы. Оригами в детском саду. С.МусиенкоГ.Бутылкин

Продолжать учить детей складывать квадрат пополам «книжкой». Понимать термины: «верхний угол», «нижний угол». Развивать глазомер детей. Воспитывать бережное отношение к бумаге. Квадрат серого, коричневого цвета 10*10см, карандаш или фломастер чтобы нарисовать глазки и иголки на шубке. Оригами для старших  дошкольников.

С.Соколова.

Май

 

 

1-2 неделя» Ветка рябины»

Закрепить умение мастерить поделки из базовой формы «стрела», воспитывать аккуратность, учить чётко, выполнять инструкции педагога. Картон, квадраты(1,5*1.5) оранжевого или красного цвета,(3*3) зелёного цвета для листьев, клей. Оригами в детском саду. С.МусиенкоГ.Бутылкина.

 

3 неделя

Итоговое занятие.

Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей. Альбом, поделки в технике оригами, клей.

 

Методы, используемые на занятиях кружка:

- беседа, рассказ, сказка;

- рассматривание иллюстраций;

- показ образца выполнения последовательности работы.

Методика работы с детьми строится на следующих принципах:

- Отбор содержания доступного детям  6-7  лет;

-Постепенного усложнения программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью,

- Индивидуального подхода к детям.

Занятия проводятся в кабинете творчества, где имеется семь столов, четырнадцать стульев, технические средства обучения, доска.

Занятия, за редким исключением, не требуют специально подготовленных  пособий. Игрушки можно заменить иллюстрациями или показом книги (если это занятие по сказке). Оздоровительное занятие можно провести даже совсем без наглядного материала, включив воображение ребенка.

Учебно- методическое обеспечение:

Подготовленное рабочее место с набором бумаги.

Ножницы, клей. Емкость для сбора обрезков.

Пооперационные карты. (Для демонстрации способа выполнения работы)

Емкость для кисточки, салфетка.

Магнитофон с записью музыки леса или шума воды, японских мотивов.

Набор иллюстративного материала.

Время проведения кружка:

Вторник – четверг в 16.00, кабинет творчества.

 

Список литературы:

 

1.      «Оригами в детском саду» Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В.

2.     «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» Парамонова Л.А.

3.     « Оригами для старших дошкольников» Соколова С.В.

4.     «Волшебная бумага»  Чернова Н.Н.

5.     «Оригами для дошкольников» Соколова С.В.

6.     Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997

7.     Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2002

8.     Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992

9.     Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия развития», 1996

10. Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. Санкт-Петербург, «Дельта», 1996

11. Соколова С. Сказки из бумаги. Санкт -Петербург, «Валерии СПб» «Сфинкс СПб», 1998

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пластилинография – как средство развития художественно - творческих способностей у детей с задержкой психического развития.

Пластилинография – новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. ...

Дополнительная общеразвивающая программа по развитию художественно-творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста «Мастерская Незнайки»

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-разви...

Дополнительная образовательная программа по художественно-творческому развитию детей «Волшебное оригами»

Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать п...

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО- ТВОРЧЕСКОГО, ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

1. Проектный метод в организации взаимодействия ДОУи семьи в процессе художественно-творческого, познавательного развития детей:-Проектный метод – немного из теории…-Плюсы и минусы проектного метода...

Дополнительная образовательная программа по художественно-творческому развитию детей "Волшебное оригами"

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. П...

Рабочая программа По художественно-творческому развитию детей «Волшебное оригами»

Рабочая программаПо художественно-творческому развитию детей «Волшебное оригами»...

«Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ через технологии «Дорисовывание рисунка» в рамках реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Данный материал направлен на формирование самостоятельности при дорисовывании целостного изображения на основе заданных геометрических форм у дошкольника с РАС. Поможет познакомить ребенка с техникой ...