Проект для детей старшего дошкольного возраста «Удивительный мир конструирования»
методическая разработка по конструированию, ручному труду

Алина Константиновна.

Тема «Удивительный мир конструирования»

Вид проекта: творческий, познавательный, исследовательский,

Продолжительность: долгосрочный.

Сроки проведения: с 09.01.2025-17.05.2025 г.

Участники: воспитатель, дети, родители.

Возраст детей: 6-7 лет.

Проблема проекта: у детей недостаточно сформированы практические умения и навыки. Нет знаний о значении архитектурных построек в социальном мире.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_konstruirovanie.doc357 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Новосибирская классическая гимназия 17» (Дошкольное отделения)

Проект для детей старшего дошкольного возраста

«Удивительный мир конструирования»

Picture background

Разработала:

Макеенок А.М

г. Новосибирск, 2025г.

Тема «Удивительный мир конструирования»

Вид проекта: творческий, познавательный, исследовательский,

Продолжительность: долгосрочный.

Сроки проведения: с г.

Участники: воспитатель, дети, родители.

Возраст детей: 6-7 лет.

Проблема проекта: у детей недостаточно сформированы практические умения и навыки. Нет знаний о значении архитектурных построек в социальном мире.

Актуальность проекта

Конструирование-важнейший для дошкольника вид продуктивной деятельности по моделированию как реально существующих, так и придуманных детьми объектов. Конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей, через которые можно совершенствовать их умственные и творческие способности. В процессе целенаправленного обучения у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах, развивается самостоятельность мышления, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели). Конструирование способствует развитию активного интереса к народному прикладному творчеству, архитектуре, к миру предметов и вещей, созданных людьми, воспитанию уважительного отношения к их творцам. Все это позволяет рассматривать конструирование, как эффективное средство развития дошкольников.

Наличие у детей дошкольного возраста интереса и активности в познании окружающего мира послужило основанием для разработки и реализации проекта «Удивительный мир конструирования».

Цель проекта: развивать самостоятельную творческую деятельность детей посредством использования разных видов конструкторов. Развивать творческие способности, конструкторские умения и навыки, воспитывать настойчивость в достижении цели.

Задачи:

  1. Сформировать у дошкольников познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности;
  2. Приобщить детей к миру технического и художественного изобретательства;
  3. Развивать эстетический вкус, конструкторские навыки и умения;
  4. Обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, позамыслу;
  5. Развивать умение планировать процесс возведения постройки, преобразовывать готовую конструкцию через изменения или дополнения определенных элементов.

Реализация проекта.

Подготовительный этап:

  1. Изучить разнообразие видов конструкторов, проанализировать схемы построения моделей;
  2. Создание инженерной книги и рабочих листов конструирования;
  3. Информировать родителей о предстоящем проекте и организовать онлайн- выставку «Удивительный мир конструкторов»;
  4. Подбор методической и художественной литературы, наглядного материала для проведения бесед и организации деятельности;
  5. Изучение LEG -технологии для дошкольников;
  6. Совершенствование развивающей среды группы в соответствии с задачами проекта;
  7. Формирование у детей первичных представлений о применении конструкторов, робототехнике, о профессиях, связанных с

Изобретением и производством технических средств.

Реализация проекта. Основной этап. Формы работы с детьми:

Беседа «Правила использования конструктором»

Совместная деятельность по конструированию:

«Исследовательская полярная станция»

«Ледокол»

«Парусник»

«Батискаф»

«Старинный город-крепость»

«Бабочка»

«Колодец»

«Машина Багги»

«Гнездо для птиц»

«Динозавр»

«Ракета»

«Кенгуру»

«Стадион»

«Берёза»

«Самолет»

«Мост»

Сюжетно-ролевые игры:

«Мастерская», «Железная дорога», «Любимый детский сад» и др.

Дидактические игры:

«Таинственный мешочек», «Не бери последний кубик», «Построй, не открывая глаз», Задание «Построй и создай схему», Игра «Закончи конструкцию».

Чтение художественной литературы:

К. Лукаш «Мне конструктор папа подарил», Т. Шатских «Про конструктор» и многое другое.

Консультации для родителей: «Конструирование в жизни ребенка»,

«Конструируем дома с папой и мамой»;

Подбор литературы и наглядного материала для создания онлайн-выставки «Удивительный мир конструкторов».

Реализация проекта. Заключительный этап.

Организация онлайн -выставки «Удивительное путешествие в мир конструирования».

Вывод: Реализация проекта прошла успешно.

Все поставленные цели и задачи были выполнены в полном объёме.

В результате проведенных мероприятий у детей значительно расширился кругозор, появился интерес к конструированию, желание придумывать и создавать оригинальные модели своими руками, произошло расширение коммуникативных способностей, возникло чувство радости от совместного труда, общения, игры.

Благодаря разным формам работы с детьми и использованию конструкторов разного вида активно развивалось творческое мышление детей, совершенствовались конструкторские навыки и умения, дети с удовольствием конструируют по образцу, чертежу, заданной схеме и по замыслу; ребята в полной мере ощутили себя «изобретателями», создающими технику будущего.

Картотека дидактических игр по развитию конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством Лего – конструирования

«Таинственный мешочек»

Цель: учить отгадывать детали конструктора на ощупь.

Оборудование: наборы деталей конструктора, мешочек.

Ход: педагог держит мешочек с деталями лего-конструктора. Дети по очереди берут из него одну деталь, отгадывают и всем показывают. «Не бери последний кубик»

Цель: развивать внимание, мышление.

Оборудование: плата с башней.

Ход игры: играют два ребенка, которые по очереди снимают один или два кирпичика с башни. Кто снимет последний, тот проиграл. «Построй, не открывая глаз» Цели:

- учить строить с закрытыми глазами; - развивать мелкую моторику рук, выдержку; Оборудование: плата, наборы конструктора.

Ход игры: перед детьми лежат плата и конструктор. Дети закрывают глаза и пытаются что-нибудь построить. У кого интересней получится постройка, того поощряют.

Задание «Построй и создай схему»

Предложить детям сделать элементарные постройки из трех, четырех деталей, а затем создать их чертежи, изображая конструкции в трех проекциях (спереди, сбоку и сверху). Способы построения те же: выкладывание фигурами и обведение, либо рисование на листочках в клетку.

Игра «Закончи конструкцию»

Предложить детям разбиться на пары. Каждый ребенок собирает из строительного материала какую-либо заготовку, затем меняется ею с напарником и заканчивает его конструкцию.

Консультация для родителей «Конструирование в жизни ребенка»

Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого. Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир. Приглядитесь повнимательней к своему играющему ребенку - его игрушки не могут «жить» без домов, комнат, предметов мебели. Поэтому даже если у него нет конструктора, ребенок создает игровое пространство из того, что есть под рукой: мебели, диванных подушек, коробок, а также разнообразного природного материала.

Так что же такое конструирование - пустое развлечение или полезная, развивающая деятельность?

Конструктивная деятельность, несомненно, важна в развитии психических процессов и умственных способностей ребенка. В процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки.

  1. Во-первых, развиваются пространственное мышление и конструктивные способности ребенка. Ребёнок на практике не только познает такие понятия как: право, лево, выше, ниже, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект.
  2. Конструирование также способствует развитию образного мышления: ведь ребёнок, создавая конструкцию, должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится.
  3. Поскольку конструкторская деятельность предполагает анализ постройки, описание пространственного расположения отдельных деталей, планирование своих действий, и отчета о проделанных действиях - развивается также и речь ребенка, расширяется его словарный запас.
  4. Работая с конструктором, ребёнок развивает мелкую моторику, глазомер. Все это крайне важно для дальнейшего развития мышления.
  5. К тому же данный вид деятельности формирует такие качества как усидчивость, внимательность, самостоятельность, организованность (умение планировать свою деятельность, и доводить начатое дело до конца).
  6. А самое главное конструирование предоставляет большие возможности для фантазии, воображения и позволяет ребенку чувствовать себя творцом. Игры с конструктором полезны всем девочкам и мальчикам, совсем маленьким детишкам и школьникам.

Самым первым конструктором в жизни ребенка являются простые кубики. Их можно использовать уже в раннем возрасте. Вначале малышу достаточно 2-3 кубиков. Позже количество кубиков можно увеличить до 6-8 штук. Строительный набор ребенка 3 - 4 лет необходимо дополнить новыми деталями (пластинами, кирпичами, призмами). Приобщение к конструктивной деятельности начинайте с ознакомления детей с материалом. Пусть они сначала свободно манипулируют с деталями конструктором, после начните сооружать что-нибудь сами. В этом возрасте ребенку необходим образец взрослого и показ способов конструирования. Постепенно ребенок переходит к более самостоятельному выполнению элементарных построек (дорожек, домов, заборов, кукольной мебели).

К 3 - 5 годам конструирование приобретает для ребенка новый смысл. В этом возрасте оно тесно связывается с сюжетными играми поэтому, дополнительно к набору строительных деталей, подберите игрушки соответствующие размеру деталей, машинки, куколки, животных. Это позволит ребенку обыгрывать постройки, да и строить для кого-то, ему будет гораздо интересней. Пользуясь игровыми приемами можно побуждать ребенка изменять привычные постройки по предложенным условиям. Например, кукла "подросла", и ей нужен домик побольше; по мосту ездит очень много машин; как сделать его шире река "разлилась", и мост необходимо переделать, сделать его длинней и т.п.

Конечно, далеко не все получится сразу, потому родителям нужно быть очень терпеливым. Помощь взрослого на данном возрастном этапе заключается в объяснении, с одновременным показом способа действия. Постепенно ребенок становится более опытным строителем с технической точки зрения и совершенствует свои способности с каждой новой идеей. Ребенку старшего дошкольного возраста стоит приобрести деревянный строительный набор, состоящий из множества деталей разнообразной формы: конусов, цилиндров, брусков и т.п. Данный вид конструктора до сих пор не утратил своей актуальности. Благодаря простоте и разнообразным возможностям он интересен детям на протяжении всего дошкольного возраста. Не стоит давать ребенку сразу все детали, лучше добавлять их в игру постепенно. Знакомя ребенка с деталями конструктора, помните, что у некоторых деталей есть и «взрослые и «детские» названия например цилиндр и труба, треугольная призма и крыша.

К старшему дошкольному возрасту конструирование становится самостоятельной деятельностью и интересно ребенку уже само по себе, как возможность создания чего-либо. Постройки детей становятся более сложными и интересными, в них используется большее количество разнообразных строительных деталей. Зачастую они превращаются в сюжетные композиции (города, автозаправочные станции, сказочные королевства, зоопарк). Созерцание готового результата собственных усилий вызывает у ребенка радость, эстетическое удовольствие и чувство уверенности в своих силах. Поэтому не разрушайте построек и не заставляйте детей каждый раз после игры непременно убирать все на место!!! Такие постройки ребенок может обыгрывать в течение нескольких дней. К этому возрасту у детей уже накоплен достаточный опыт в познании окружающей действительности, они способны дать элементарную эстетическую оценку различным архитектурным сооружениям. Очень важно поддерживать интерес ребенка к конструированию, обогащать его опыт, привлекать внимание детей к архитектурным и художественным достоинствам различных сооружений (церкви, театры, мосты, башни, маяки). После всего, выше сказанного, остается только пожелать родителям познакомить и по возможности подружить ребенка с миром конструктора. Если ребенку не понравилось играть в один конструктор, предложите ему другой, помните, что конструкторов сейчас великое множество.


«Конструируем дома с мамой и папой»

Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий в домашних условиях и в детском саду, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого. Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир. Приглядитесь повнимательней к своему играющему ребенку - его игрушки не могут «жить» без домов, комнат, предметов мебели. Поэтому даже если у него нет конструктора, ребенок создает игровое пространство из того, что есть под рукой: мебели, диванных подушек, коробок, а также разнообразного природного материала. Так что же такое конструирование - пустое развлечение или полезная, развивающая деятельность? Конструктивная деятельность, несомненно, важна в развитии психических процессов и умственных способностей ребенка. В процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки. Вот примеры игр с элементами конструирования для детей дошкольного возраста, в которые вы можете играть со своим ребенком. Главное условие проведение данных игр: активность всех участников игры, позитивное взаимодействие взрослого и ребенка, проявление безграничной фантазии и творчества.

;Собери и построй»

Цель: Закреплять умение детей узнавать и называть геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал). Выкладывать из геометрических фигур различные предметы.

Материал: кубик с наклеенными геометрическими фигурами, геометрические фигуры, вырезанные из картона; контурные образцы построек.

Ход:

Ребенок выбирает фигуру по цвету. Форма, в этом случае может быть любой. Например: На верхней грани кубика выпал зеленый треугольник. Ребенку предлагается выбрать любую фигуру зеленого цвета. Из набранных фигур также составляется постройка.

2.«Мастерская форм»

Цель: Закреплять у детей знания геометрических форм. Выкладывать геометрические фигуры и предметы по условиям.

Материал: Счетные палочки, геометрические фигуры.

Ход: Вариант 1. ребенку предлагается выложить из палочек геометрические фигуры по образцам. Образцами являются различные прямоугольники, квадраты, треугольники.

Вариант 2

Детям предлагается выложить из палочек различные предметы по условиям. Например: треугольник из 3-х палочек, 5-и,6-и; прямоугольник из 6-и, 8-и; домик из 6-и, 11-и и т.д.

3.«Построй по схеме»

Цель игры: учить детей выполнять элементарные постройки, ориентируясь на схемы.

Материал: схемы построек, строительный набор.

Ход игры. Вспомните с ребенком строительные детали, которые он знает, продемонстрируйте ему их свойства. Покажите карточку, спросите, что на ней изображено, предложите рассмотреть, и сказать, из каких деталей постройки. Попросите соорудить из строительных деталей такие же постройки. Важно, чтобы детали были изображены в натуральную величину. 4.Игра «Строим забор»

Взрослый говорит ребенку, играющему со строительным материалом: « Это у тебя стройка? Что ты строишь? Домики. На стройке есть хороший строительный материал. Для домиков можно построить хороший забор. Начинаем новую стройку. Посмотрим, какие будут заборчики. Мы решили строить дом Для своих зверушек. Дом построен, и теперь Нам заборчик нужен. Доски обтесали, Крепко прибивали.

Тук – тук, перестук,

Доски обтесали, Тук – тук, перестук Крепко прибивали.

5.«Построим магазин для кукол»

Цель: Закреплять умение строить магазин из кубиков, кирпичиков, доводить дело до конца, воспитывать дружеские отношения в игре.

Игра: У каждой девочки дома есть куклы. Взрослый предлагает построить магазин для кукол. Можно построить по образцу, данному взрослым, можно самостоятельно.

6.«Зоопарк».

Цель: Закреплять умение строить из кубиков домики для разных животных; воспитывать уважение к животным.

Игра: Взрослый напоминает, что в зоопарке у животных есть домики, куда они прячутся от дождика, и вызывает желание построить для них домики. На столе набор фигурок диких животных. По окончании строительства с ними играют.

7. «Гараж».

Цель: Закреплять умение строить из деталей крупного строителя; обыгрывать постройку.

Игра: Игровая ситуация: маленькие машины стоят в разных местах, и труд – найти ту, которая нужна. Взрослый уточняет, где «живут» машины, и подводит ребенка к мысли, что надо построить гаражи. Ребенок выбирает себе машинку и самостоятельно строит для неѐ гараж. При желании достраивают дополнительные конструкции. Потом, если хотят, обыгрывают постройки. 8. «Построим дом для медведя».

Цель: Развивать конструктивные способности детей, учить соотносить величину постройки с величиной объекта; закрепить знания о строительных деталях; развивать планирующую функцию речи.

Игра: В гости к ребенку приходят три медведя из сказки и просят построить для них домик, каждому отдельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект краткосрочный творческий для детей старшего дошкольного возраста «Удивительное рядом».

МАДОУ детский сад №75 присмотра и оздоровления г.Тюмени КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА«Удивительное рядом» Автор проекта: Файзуллина Н.П. Этапы проектаДействияпедагоговДействиядетейДействия...

Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста « Удивительный мир динозавров»

Интерес к теме динозавров возник у детей самостоятельно, после рассматривание энциклопедий. Дети сами предложили изучить динозавров.Цель проекта: изучить с детьми историю возникновения жизни на Земле,...

Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста "Этот удивительный космос"

Цель проекта: Приобщение детей к знаниям об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Вызвать чувство гордости за наших соотечественни...

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Этот удивительный мир камней и минералов»

Проект для детей старшего дошкольного возраста«Этот удивительный мир камней и минералов»...

ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Удивительные насекомые

В дошкольном возрасте у детей активно развивается познавательный интерес. Дети стремятся рассмотреть, изучить предметы окружающего мира. Маленькие исследователи наблюдают, сравнивают, анализируют и де...

Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста «Удивительный мир космоса».

Дошкольный возраст – это замечательное время и для детей и для родителей, в этот период малыш активно познает мир, интересуется всем на свете, открывает для себя новые истины. Мы так привыкли к ...