кружок Лего-конструирование
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Ванина Елена Владимировна

Лего-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. Диапазон использования ЛЕГО с точки зрения конструктивно-игрового средства для детей довольно широк.

Действительно, конструкторы ЛЕГО  зарекомендовали себя как образовательные продукты во всем мире. ЛЕГО  используют как универсальное наглядное пособие и развивающие игрушки. Универсальный конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук. Что особенно важно для обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_lego_-_konstruirovanie.docx35.91 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КРУЖКА «ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ»

ДЛЯДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

Воспитатель: Ванина Елена Владимировна

        

г Ртищево 2023год.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

3

Цель и задачи кружка

4

Планируемые результаты освоения программы кружка

6

Перспективный тематический план  кружка

7-8

Диагностическая  карта

9

Табель посещаемости кружка

10

Методическая литература

11

Приложение

12

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Деятельность – это первое условие развития у обучающегося познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы провоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО.

Лего-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. Диапазон использования ЛЕГО с точки зрения конструктивно-игрового средства для детей довольно широк.

Действительно, конструкторы ЛЕГО  зарекомендовали себя как образовательные продукты во всем мире. ЛЕГО  используют как универсальное наглядное пособие и развивающие игрушки. Универсальный конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук. Что особенно важно для обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Реализация лего-конструирования позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширит  активный словарь.  

Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с воспитанниками разного возраста и различных образовательных возможностей.  Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Воспитанники учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

Игра – необходимый спутник детства. С ЛЕГО  дети учатся, играя. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. Обучающиеся конструируют постепенно, «шаг за шагом», что позволяет двигаться, развиваться в собственном темпе, стимулирует решать новые, более сложные задачи. Конструктор ЛЕГО  помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлечённо работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться. Кроме этого, реализация этой программы в рамках дополнительного образования помогает развитию коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.

Цель:Содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения ЛЕГО-конструированием.

Задачи:

Развивающие:

-        создать условия для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления;

-        способствовать развитию творческой активности ребёнка;

-        способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире.

Обучающие:

-        содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;

-        создать условия для овладения  основами конструирования;

-        способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем.

Воспитательные:  

-        содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;

-        содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);

-        создать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества.

Занятия кружка проводятся 1 раз в две недели длительностью - 20 минут во второй половине дня.

Количество занятий в год – 16

Длительность продуктивной деятельности с детьми варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

        Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи.

Срок реализации программы:1 год

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, механизм реализации материалов по Лего - конструирование состоит из двух основных этапов: предварительного или ориентировочного, и исполнительного. 
На первом этапе ребёнок анализирует поделку, которую ему предстоит сконструировать, выявляет условия достижения цели, планирует последовательность работы над ней, подбирает необходимые детали, и определяет практические умения, навыки, с помощью которых цель будет достигнута. 
На втором этапе ребёнок приступает к непосредственному созданию поделки. При этом он учится подчинять своё поведение поставленной перед ним задаче. Конечным результатом работы должна быть не только созданная поделка, но и формирование у ребёнка определённого уровня умственных действий, конкретных практических навыков и приёмов работы, умений как неотъемлемой стороны трудовой деятельности. И, конечно, обязательна игра. 
Для детей возрастной группы от 4 до 5  лет применимы три основных вида конструирования: 
 по образцу 
 по условиям 
 по замыслу 
Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема). 
При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим). 
Конструирование по замыслупредполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности. 


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КРУЖКА«ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ»

ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ. 
В ходе работы по лего-конструированию ребенок должен знать:

-        основные детали Лего-конструктора (назначение, особенности);

-         простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей механизма);

-         виды конструкций: плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей;

-         технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.

Уметь:

-         осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду  и цвету);

-         конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;

-        конструировать по образцу;

-         с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей; реализовывать творческий замысел.

Основная форма проведения занятий – практикум.

Для поддержания интереса к занятиям начальным техническим моделированием используются разнообразные формы и методы проведения занятий.

   - беседы, из которых дети узнают информацию об объектах моделирования;

   - работа по образцу, - обучающиеся выполняют задание в предложенной педагогом последовательности (по схеме), используя определенные умения и навыки;

- самостоятельное проектирование для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий;

- коллективные работы, где дети могут работать группами, парами, все вместе.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

• организация выставки лучших работ,

• представление собственных моделей,

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:

№ занятия

Тема

Цель

1

2

3

Октябрь

1

Знакомство с конструктором. Спонтанная игра детей.

Познакомить с Лего – конструктором (кирпичик большой, поменьше, маленький, горка, мостик, лапка, клювик и т.д.), способом сцепления деталей ( сборка длинной и короткой змейки». Закрепить знание цвета и форм.

2

Ворота для заборчика

Учить выполнять простейшую конструкцию – ворота, устанавливать опоры и класть на них перекладину.

Ноябрь

3

Пирамидка и  башенка.

Учить строить простейшие постройки, формировать бережное отношение к конструктору.

4

Мостик.

Учить строить мостик, точно соединять детали, накладывать их друг на друга.

Декабрь

5

Красивые рыбки.

Уточнять и расширять представление о рыбах, их строении, развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, учить строить морских обитателей.

6

Гусенок.

Учить строить из конструктора гусенка.

Январь

7

Конструирование по замыслу.

Закрепить полученные навыки, учить заранее обдумывать содержание будущей постройки; называть ее тему, давать общее описание, развивать творческую инициативу и самостоятельность.

8

Мы с тобой построим дом!

Учить строить дом, располагать детали конструктора правильно. Развивать творческое воображение, навыки конструирования.

Февраль

9

Мебель.

Развивать способность выделять в различных предметах их функциональные части. Учить анализировать образец.

10

Мы едем в зоопарк.Слон.

Учить строить слона. Закреплять умение читать схему, знакомить воспитанников с обитателями зоопарка.

Март

11

Обезьяна.

учить сроить обезьяну; продолжать знакомить с обитателями зоопарка.

12

Робот.

Познакомить с игрушкой робот; продолжать учить строить из ЛЕГО – конструктора.

Апрель

13

Грузовая машина.

Учить сооружать конструкцию по графической модели4 соотносить ее элементы с частями предмета, развивать умение работать в парах.

14

Корабли.

Дать обобщенное представление о кораблях, учить способам конструирования, закреплять имеющиеся навыки конструирования, учить сочетать в постройке детали по форме и по цвету, устанавливать пространственные расположения построек.

Май

15

Поезд.

Продолжать знакомить с приемами сцепления кирпичиков с колесами, друг с другом, основными частями поезда, развивать фантазию, воображение, умение работать в парах.

16

Самолет.

Рассказать о профессии летчика, учить строить самолет, выделяя функциональные части; развивать интерес и творчество.

Диагностическая карта

кружка «ЛЕГО – конструирования»

Ф.И. ребенка

Называет детали.

Называет форму.

Умеет скреплять детали конструктора

Строит элементарные постройки по творческому замыслу

Строит по образцу

Строит по схеме

Называет детали изображенные на карточке

Умеет рассказывать о постройке

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Список детей посещающих кружок

«ЛЕГО-конструирование»

Методическая литература кружка

«ЛЕГО - конструирование»:

  1. Фешина Е.В.  Лего – конструирование в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  2. Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие / сост. В.Н. Мамрова – Челябинск, 2014.
  3. Селезнева Г.А. Сборник материалов «Игры» для руководителей Центров развивающих игр (Леготека). М., 2007.
  4. Старцева О.Ю. Занятия по конструированию с детьми 3-7 лет. М. 2010.
  5. Зворыгина, Е. Особенности воображения детей в игре с образными фигурками и конструктивным материалом / Е. Зворыгина, Л. Яворончук // Дошкольное воспитание. 2007. - № 1.
  6. Емельянова, И.Е., Максаева  Ю.А. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами лего-конструирования и компьютерно-игровых комплексов. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011

ТАБЕЛЬ ПОСЕЩАЕМОСТИ КРУЖКА «ЛЕГО- КОНСТРУИРОВАНИЕ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок «Лего-конструирование»

Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание 3D-моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемы...

Кружок Лего-конструирования во второй младшей группе

Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание 3D-моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемы...

Учебно-тематическое планирование по ЛЕГО – конструированию с детьми подготовительной группы. Кружок дополнительного образования «ЛЕГО-мастер»

Учебно-тематическое планирование  по ЛЕГО – конструированию с детьми подготовительной группы. Кружок дополнительного образования «ЛЕГО-мастер»Робототехника - универсальный ...

кружок "ЛЕГО" конструирование

Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные...

Кружок «Лего-конструирование»

Кружок «Лего-конструирование»....

Кружок "Лего-конструирование

Перспективный  план совместной образовательной деятельности /старший дошкольный возраст 5-6 лет/....

Кружок Лего- конструирование

Развивать конструкторские способности детей дошкольного возраста в условиях детского сада при помощи конструктора....