Программа "Творческая мастерская"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Тычинина Оксана Сергеевна

В программе "Творческая мастерская " рассказывается о нетрадиционной технике ручного труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_novaya_5-6_let.docx74.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное образовательное учреждение "Видновская гимназия"

Рассмотрена на заседании

педагогического совета

Протокол № ____________

от _____________________

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ
«Видновская гимназия»

_____________Е.Ю.Борисова

Приказ № _____ от_________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности

«"Творческая мастерская"»

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Срок реализации: 7 месяцев

Уровень программы: базовый

Разработчик программы:

                                                                          воспитатель

Тычинина Оксана Сергеевна

                                                 г.Видное, 2025г.

Содержание

1.        Комплекс основных характеристик программы        3

1.1.        Пояснительная записка        3

1.2.        Цель и задачи программы        5

1.3.        Планируемые результаты освоения программы        5

1.4.        Учебно-тематический план        5

1.5.        Содержание учебно-тематического плана        6

2.        Комплекс организационно-педагогических условий        8

2.1.        Календарный учебный график        8

2.2.        Формы аттестации/контроля        10

2.3.        Оценочные материалы        10

2.4.        Методическое обеспечение программы        10

2.5.        Условия реализации программы        10

2.6.        Воспитательный компонент        11

3.        Список литературы        12


  1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка

Нормативно-правовое обеспечение программы:

Дополнительная программа по развитию творческих способностей детейразработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);

Концепция развития дополнительного образования до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении порядка организации образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;

СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;

Локальные акты образовательной организации:

Устав образовательной организации МАОУ "Видновская гимназия";

Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в МАОУ "Видновская гимназия";

Положение о порядке проведения входного, текущего контроля, итогового контроля освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в МАОУ "Видновская гимназия";

Направленность (профиль): художественно-эстетическая

Актуальность программы:

    Ручной труд - это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд является декоративной, художественно - прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта. Правильно организованный ручной труд в детском саду дает детям представление о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности работы глаз и рук, совершенствованию координаций движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок формируется система специальных навыков и умений. Ручной труд развивает конструкторские умения и навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребенка, развитии его творческих, технических способностей, стимулирует желание детей трудиться, приобщает к народному декоративному искусству, подготавливает ребёнка к последующему обучению в школе. Старшего дошкольника увлекает сам процесс работы и, конечно, ее результат. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через ручной труд играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях. Ручной труд - это тот процесс, в котором автор – ребенок не только рождает идею, но и сам является ее реализатором. Готовые поделки  - это не только забавные игрушки и радость совместного общения, это и комплексное воздействие на развитие ребенка.

Отличительные особенности программы:

  • Индивидуальный подход. Программа даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём. 
  • Работа с различными материалами. В программе предусмотрены занятия с природным материалом, крашеным пшеном, бумагой, бросовым материалом, тканью, солёным тестом. 
  • Использование разных форм работы. На занятиях применяются коллективная, подгрупповая и индивидуальная формы работы. 
  • Применение элементов здоровьесберегающей технологии. В программе предусмотрены динамические и эмоциональные паузы, пальчиковый массаж, чтобы дети могли расслабиться и отдохнуть от умственной активности.
  • Использование групповых заданий. Групповые задания служат для формирования навыков коллективного творчества и развития коммуникативных способностей детей. 

Новизна программы:

Новизна заключается в том, что программа «Творческая мастерская» художественно-эстетической ориентации, направлена на создание красивых предметов и развитие интереса детей к ручному труду, реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения; учет потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации

Адресат программы: 

Программа предназначена для обучения детей  в возрасте 5-6 лет.

Уровень освоения программы: базовый

Наполняемость группы: 15 человек

Объем программы: 36 часов

Срок освоения программы: 7 месяцев

Режим занятий: 1 раз в неделю по 30 мин

Форма реализациис применением дистанционных образовательных технологий

Форма(ы) обученияочная

Особенности организации образовательного процесса:

При реализации программы используются в основном групповая форма организации образовательного процесса и работа по подгруппам, в отдельных случаях – индивидуальная в рамках группах. Занятие по программе проводится в соответствии с учебными планами в одновозрастных группах обучающихся, являющихся основным составом объединения.

  1. Цель и задачи программы

Цель программы: Развитие познавательных, творческих и художественных способностей детей в процессе продуктивной деятельности через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук. Развитие логического мышления, воспитание интереса к окружающему миру. 

Задачи программы:

Образовательные:

 Формировать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.

           Учить способам создания самостоятельных предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.

Развивающие:

 Развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус дошкольников.

          Способствовать развитию у детей познавательного интереса, любознательности, совершенствовать воображение и творческие способности ребёнка.

           Развивать нравственные и эстетические чувства.

           Способствовать обогащению навыков общения и умений совместной деятельности.

Воспитательные:

 Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма. Воспитывать любовь к народному искусству, декоративно – прикладному творчеству.

          Формировать у детей адекватную самооценку своих способностей, уверенность в своих возможностях. Формировать оценочное отношение к результатам деятельности (своей и сверстников).

  1. Планируемые результаты освоения программы

Предметные образовательные результаты:

  • виды декоративно-прикладного творчества и различные техники;
  • разнообразный материал и способы его применения для изготовления поделок;
  • способы крепления материалов;
  • планирование работы над изделием, соотношение параметров частей изделия;
  • самостоятельно использовать подручные средства для отделки изделий;
  • выполнять объёмные поделки;
  • составлять художественные композиции;
  • технологию выполнения изделий в технике бумагопластики;
  • правила организации рабочего места;
  • технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами;
  • правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными материалами.

Метапредметные результаты:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  • проговаривать последовательность действий;
  • работать по предложенному педагогом плану;
  • отличать верно выполненное задание от неверного;
  • сравнивать способы действия и результат с эталоном;
  • корректировать, вносить изменения в работу;
  • совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Личностные результаты:

  • Развитие личностных качеств: любознательности, доброжелательности, трудолюбия, уважения к труду, внимательного отношения к старшим, младшим и одноклассникам, стремления и готовности прийти на помощь тем, кто в ней нуждается. 
  • Формирование адекватной самооценки своих способностей, уверенности в своих возможностях. 
  • Воспитание чувства удовлетворения от совместной работы, чувства взаимопомощи и коллективизма. 
  • Формирование оценочного отношения к результатам деятельности (своей и сверстников). 
  • Развитие волевых качеств: усидчивости, терпения, умения доводить начатое дело до конца. 
  • Развитие коммуникативных способностей и приобретение навыков работы в коллективе.

  1. Учебно-тематический план

№ п/п

Название раздела, тема

Количество часов

Формы аттестации / контроля

Всего

Теория

Практика

1

Диагностика

1

0.5

0.5

Диагностическая карта

2

«Ёж»

1

0.5

0.5

Поделка из листьев

3

«Березовая роща»

1

0.5

0.5

Аппликация из трубочек

4

«Тыква»

1

0.5

0.5

Аппликация из круп

5

«Сова»

1

0.5

0.5

Поделка из листьев

6

«Черепаха»

1

0.5

0.5

Поделка из скорлупы

7

«Усатый полосатый»

1

0.5

0.5

Аппликация из ниток

8

«Игольница для мамы»

1

0.5

0.5

Поделка из губки

9

«Зайчик»

1

0.5

0.5

Аппликация из ваты

10

«Ёлочная игрушка»

1

0.5

0.5

Поделка из теста

11

«Новогодняя открытка»

1

0.5

0.5

Аппликация из цветной бумаги

12

«Карандашница»

1

0.5

0.5

Поделка из втулки

13

«Снежная картина»

1

0.5

0.5

Аппликация из ватных дисков

14

«Аквариум с рыбками»

1

0.5

0.5

Поделка из ракушек

15

«Коробка с сюрпризом»

1

0.5

0.5

Аппликация из коробки

16

«Медвежонок»

1

0.5

0.5

Поделка из поролона

17

«Подарок для папы»

1

0.5

0.5

Поделка из губки

18

«Солнышко»

1

0.5

0.5

Аппликация из салфеток

19

«Цветы для мамы»

1

0.5

0.5

Поделка из салфеток

20

«Пасхальное яйцо»

1

0.5

0.5

Аппликация из круп

21

«Цыплята на лугу»

1

0.5

0.5

Поделка из одноразовых тарелок

22

«Корзиночка»

1

0.5

0.5

Поделка из бумажных стаканов

23

«Летающая тарелка»

1

0.5

0.5

Поделка из дисков

24

«Лягушка квакушка»

1

0.5

0.5

Аппликация из ватных дисков

25

«Бабочка»

1

0.5

0.5

Поделка из втулок

26

«Горшок с цветком»

1

0.5

0.5

Поделка из одноразовых стаканов

27

«Божья коровка»

1

0.5

0.5

Поделка из скорлупок

28

Диагностика

1

0.5

0.5

Диагностическая карта

Итого

28

  1. Содержание учебно-тематического плана

               

                   «Ёж».

Цель: обучение правилам безопасной работы с клеем, семечками. Развитие композиционных умений. Воспитание желания делать подарки своим близким».

Материалы: картонная основа ежика, семечки, клей

               
                  «Березовая роща» (аппликация из трубочек)

Цель: упражнение в приеме накручивания узкой длинной полоски бумаги на карандаш, учить делать объемную поделку, закреплять знания детей о деревьях. Развитие внимания, памяти, воображения, мелкой моторики. Воспитание бережного отношения к природе, воспитание аккуратности, усидчивости, желания доводить начатое дело до конца, доброжелательного отношения друг к другу.

Материалы: Лист картона голубого цвета, бумага белого цвета, чёрный фломастер, ножницы, клей.

 
                   Картина из крупы "Тыква".

Цель: закрепление умения детей изготавливать аппликации из разных видов круп. Развитие творческого воображения и эстетического восприятия окружающего мира. Развитие аккуратности работы с клеем; мелкой моторики рук; творческих способностей. Воспитание у детей желание создавать красивые композиции из круп. Воспитание усидчивости, терпения, аккуратности в работе.

Материалы: белый картон с шаблоном тыквы, цветной картон для рамки, клей, фасоль и горох.

                «Сова»

Цель: Продолжение знакомства с техникой работы листьями. Развитие цветовосприятия.  Обучение видеть красоту русской природы. Воспитание бережного отношения к природе; аккуратность при выполнении работы.

Материалы: разные листья, клей, фломастеры, картон для деталей: глаза, ноги, клюв, пакет

 

                  «Черепаха»

Цель: обучение дополнять необходимыми деталями. Совершенствование навыков работы с картоном и пластиком, дополняя поделку деталями. Формирование умения действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога.

Материалы: толстый картон, донышко от пластиковой бутылки, клей, ножницы, фломастеры.

          Аппликация из резаных ниток «Усатый, полосатый»

Цель: знакомство с техникой выполнения аппликации из ниток. Обучение равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом.

Материалы: нитки разного цвета, глазки, картонный силуэт кота, клей, ножницы, пластилин.

 

          «Игольница для мамы».

Цель: развитие эмоционального отклика от работы с мягкой цветной губкой.  Развитие мелкой моторики рук, творчества и воображения.

Материалы: картон, цветная бумага, фломастеры, губка, ножницы, клей.

           «Зайчик».

Цель: закрепление навыка наклеивания кусочков ваты на картон. Развитие творческих способностей.  Обучение располагать вату на всем изображении. Развитие мелкой моторики. Воспитание интереса к занятию.

Материалы: картонный силуэт зайца, вата, клей, глазки.

        «Ёлочные игрушки» (тесто пластика)

Цель: обучение детей работать с соленым тестом. Развитие мелкой моторики; эстетического восприятия. Воспитание усидчивости, терпения, аккуратности в работе.

Материал: соленное тесто, формочки, стеки, дощечки, крупный бисер для украшения.

        «Новогодняя открытка».

Цель: обучение планировать свою работу с картоном и бумагой; располагать изображение на всем листе. Развитие мелкой моторики; воспитание интереса к занятию.

Материал: картон, цветная бумага, трафарет, клей, ножницы

            «Карандашница»

Цель: развитие умения делать поделки из втулок, дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа   Развитие мелкой моторики рук, глазомер.

Материалы: цветная бумага, картон, втулки, ножницы, клей,

 

           «Снежная картина»

Цель: Закрепление умения детей делать аппликацию из ватных дисков и цветной бумаги, этим способом изобразить снежную зиму. Воспитание усидчивости, аккуратности в работе, желания доводить начатое дело до конца.

Материалы: картон, цветная бумага, ватные диски, ножницы, клей.

         «Аквариум с рыбками»

Цель: Развитие мелкой моторики рук, глазомера. Воспитание аккуратности при работе с крупой и ракушками, самостоятельность и творчество при выполнении работы.

Материалы: пластиковая одноразовая тарелка, пластилин, ракушки, макароны рыбки.

         «Коробочка с сюрпризом».

Цель: Закрепление умения детей сгибать лист бумаги квадрата на 9 маленьких квадратов, делать разрезы, для более легкого склеивания коробочки. Склеивание по схеме.

Материалы: цветная бумага, клей, ножницы, сюрприз.

           «Медвежонок»

Цель: вызвать эмоциональный отклик от работы с мягкой цветной губкой.  Развитие у детей мелкой моторики рук, творчества и воображения.

Материалы: цветной поролон, резиночки для скрепления, детали для     декора.

              «Подарок для папы»

Цель: обучение сооружению не сложных поделок. Формирование самостоятельности, развитие чувства уверенности в своих силах.

Материалы: цветная губка, голубой картон, белая бумага, ножницы, палочка.

           «Солнышко»

Цель: обучение сооружению не сложных поделок. Формирование самостоятельности, развитие чувства уверенности в своих силах.

Материалы: желтый цветной картон, желтые нитки, палочка, клей, фломастеры.

            «Цветы для мамы».

Цель: обучение детей работать с бумажной салфеткой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитание интереса к занятию.

Материалы: картон, трафарет, клей, кисть, бумажная салфетка, одноразовая тарелка.

             «Пасхальное яйцо»

Цель: обучение созданию композиции способом печатания. Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа. Развитие мелкой моторики. Воспитание интереса к занятию.

Материалы: цветной картон, пластилин, крупы.

            «Цыплята на лугу».

Цель: Упражнение детей работать с бросовым материалом, таким как крышки. Развитие внимание, память, воображение, мелкую моторику. Воспитание бережного отношения к природе, воспитание аккуратности, усидчивости, желания доводить начатое дело до конца, доброжелательного отношения друг к другу.

Материалы: Пластиковая одноразовая тарелка, желтые крышки, зеленая цветная бумага, чёрный фломастер, ножницы, клей.

                 «Корзиночка».

Цель: обучение планированию хода выполнения работы. Развитие композиционного умения, восприятия цвета. Формирование самостоятельности, чувства уверенности в своих силах.

Материал: бумажный стаканчик, проволока, цветная бумага, ножницы, клей.

               «Летающая тарелка»

Цель: обучение детей работать с разными по свойству материалами, объединяя их в поделку, Расширение знания о летающих тарелках. Аккуратно работать с ножницами, клеем.

Материалы: диски, пластмассовые крышки, клей, ножницы.

             «Лягушка квакушка»

 Цель: обучение созданию композиции способом печатания. Дополнению объекта необходимыми деталями для выразительности образа.

Материалы: картонный силуэт лягушки, пластилин, трубочки для коктейля, ножницы.


                  «Бабочка».

Цель: обучение сооружению не сложных поделок. Обучение пользоваться разными материалами. Формирование самостоятельности, развитие чувства уверенности в своих силах. Воспитание самостоятельности.

Материал: втулка, цветная бумага, клей, ножницы, пластилин.

         Объёмная аппликация: «Горшок с цветком».

Цель: Продолжение знакомства детей с объемной аппликацией. Развитие детского творчества; мелкой моторики рук. Воспитание усидчивости.

Материал: бумага, клей, салфетки.

      «Божья коровка»

Цель: Продолжение воспитания у детей интереса к аппликации, правильного использования кисти и клея, салфетки, обучение разрезанию круга пополам, расположению деталей в определенном порядке. Развитие композиционных умений.

Материал: Картон, цветная бумага, клей, кисть.


  1. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

  1. Календарный учебный график

Место проведения: групповая комната

Время проведения занятий: 16.00-16.30

Год обучения: 2025-2026г

Количество учебных недель: 28

Количество учебных дней: 28

Сроки учебных периодов: 1 полугодие – с 01 октября 2025 г по 31 декабря 2025 г

                                                2 полугодие – с 01 января 2026 г по 30 апреля 2026 г

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Форма контроля

Месяц

Примечание

1

Инструктаж по технике безопасности   Диагностика

1

Диагностика беседа

Тестирование

Октябрь

2

«Ёж»

1

Занятие

Наблюдение

Октябрь

3

«Березовая роща»

1

Занятие

Наблюдение

Октябрь

4

«Тыква»

1

Занятие

Наблюдение

Октябрь

5

«Сова»

1

Занятие

Наблюдение

Ноябрь

6

«Черепаха»

1

Занятие

Наблюдение

Ноябрь

7

«Усатый полосатый»

1

Занятие

Наблюдение

Ноябрь

8

«Игольница для мамы»

1

Занятие

Наблюдение

Ноябрь

9

«Зайчик»

1

Занятие

Наблюдение

Декабрь

10

«Ёлочная игрушка»

1

Занятие

Наблюдение

Декабрь

11

«Новогодняя открытка»

1

Занятие

Наблюдение

Декабрь

12

«Карандашница»

1

Занятие

Наблюдение

Декабрь

13

«Снежная картина»

1

Занятие

Наблюдение

Январь

14

«Аквариум с рыбками»

1

Занятие

Наблюдение

Январь

15

«Коробка с сюрпризами»

1

Занятие

Наблюдение

Январь

16

«Медвежонок»

1

Занятие

Наблюдение

Январь

17

«Подарок для папы»

1

Занятие

Наблюдение

Февраль

18

«Солнышко»

1

Занятие

Наблюдение

Февраль

19

«Цветы для мамы»

1

Занятие

Наблюдение

Февраль

20

«Пасхальное яйцо»

1

Занятие

Наблюдение

Февраль

21

«Цыплята на лугу»

1

Занятие

Наблюдение

Март

22

«Корзиночка»

1

Занятие

Наблюдение

Март

23

«Летающая тарелка»

1

Занятие

Наблюдение

Март

24

«Лягушка квакушка»

1

Занятие

Наблюдение

Март

25

«Бабочка»

1

Занятие

Наблюдение

Апрель

26

«Горшок с цветком»

1

Занятие

Наблюдение

Апрель

27

«Божья коровка»

1

Занятие

Наблюдение

Апрель

28

Диагностика

1

Диагностика

Тестирование

Апрель

  1. Формы аттестации/контроля

Формы аттестации/контроля для выявления предметных и метапредметных результатов:

творческая работа, конкурс,

Формы аттестации/контроля формы для выявления личностных качеств:

наблюдение, беседа,

Особенности организации аттестации/контроля:

Аттестация проводится, как правило, в форме открытого занятия с приглашением родителей и представителей педагогического коллектива и руководства организации.
            Виды контроля:

  • Начальный контроль  — беседа.
  • Текущий контроль — мониторинг участия в конкурсах и выставках, педагогическое наблюдение, аналитическая справка по итогам мероприятий, контроль посещаемости.
  • Промежуточный контроль— педагогическое наблюдение, выставка, анализ творческих работ.
  • Итоговый контроль — сувенирная ярмарка, презентация работ, фотоотчёт о проделанной работе.

  1. Оценочные материалы

Для выявления результатов освоения программы используются следующие диагностические методики:
— методика В.П. Степанова «Уровень личностных результатов обучающихся»:
— анкета «Уровень мотивации обучающихся к занятиям»;
— карта мониторинга по Л.Н. Буйловой (предметные и метапредметные результаты).

Контрольные задания в соответствии с образовательной программой:
— Составить таблицу экологических нормативов.
— Определить общую жесткость и концентрацию кальция и магния.
— Определить концентрацию фосфатов в собранном образце сточной воды.
— Определить гигроскопическую влажность в образце почвы.

  1. Методическое обеспечение программы

Методические материалы:
-
Рабочая программа. Содержит задания по разным направлениям работы с различными материалами: бумагой и картоном, крупами, бросовым материалом, природным материалом и солёным тестом.

           - Задания для занятий. Например, «Аппликация из листьев», «Картина из   крупы „Тыква“», «Сова», «Игольница для мамы», «Зайчик», «Карандашница», «Снежная картина», «Корзиночка», «Гусеница», «Летающая тарелка» и другие.

          - Наглядные материалы. Это картины, предметные картинки, модели, сигнальные карточки, образцы изделий народного творчества, народные игрушки-самоделки, подборки иллюстраций на темы занятий и другие.

           - Словесные материалы. К ним относятся объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок, беседа, рассказ, сказка.

           Методики и технологии
     
Применение элементов здоровьесберегающей технологии. Проводятся динамические и эмоциональные паузы, пальчиковый массаж, чтобы ребёнок мог расслабиться и отдохнуть от умственной активности.

Использование разных методов обучения:
- Объяснительно-иллюстративный. Это объяснение нового материала, работа с литературой, рассказ, демонстрация наглядного материала.
- Репродуктивный. Применяется в основном для приобретения и освоения дошкольниками навыков и умений, обогащения знаний.
- Частично-поисковый. Используется для развития самостоятельности и творческой инициативы воспитанников.
- Проектный. Применяется при организации научно-исследовательской деятельности дошкольников, решении конкретных задач.

Некоторые технологии, которые используются на занятиях:
        1.Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги.                    2.Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций       3.Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.
         4.Наклеивание кусочков и комочков бумажных салфеток.          5.Наклеивание ниток и ткани на плоскостное изображение.

6.Наклеивание сухих листьев на плоскостное изображение.

7.Скрепление различных деталей.

8.Скатывание ниток в клубок.

9.Нанизывание различных предметов.

10.Моделирование из природного материала: скорлупы грецкого ореха, семечек, гороха, веточек, камешков.

11.Комбинирование природных материалов с различными другими материалами.

12. Конструирование из коробок и втулок с элементами аппликации.

13. Лепка предметов из теста.

14.Выкладывание мозаики на пластилиновой основе.

          15.Печатание штампами на пластилиновой основе.

Краткое описание работы с методическими материалами:

  • Работа с бумагой и картоном. Например, квиллинг, при котором дети учатся точным движениям пальцев, развивают пространственное воображение и творческие способности. 
  • Работа с крупами. Например, изготовление аппликации «Тыква», где дети закрепляют умение изготавливать аппликации из разных видов круп, развивают творческое воображение и эстетическое восприятие окружающего мира. 
  • Работа с бросовым материалом. Используются, например, коробки разных размеров, пластиковые бутылки, яйца из-под киндера, цветная бумага, клей, ножницы, скотч, проволока. 
  • Работа с природным материалом. Применяются сухие листья, шишки, жёлуди, сухие ветки, засушенные цветы, семена, засушенная трава, проволока, клей, нитки, пластилин. 
  • Работа с солёным тестом. Используются мука, соль, вода, чашка для замеса теста, плотный картон для основы, стека, гуашевые краски, кисть, палитра, бесцветный лак. 

Структура занятий включает формирование положительной мотивации трудовой деятельности, рассматривание образцов, обсуждение, выстраивание плана действий, выбор материала, пальчиковую гимнастику, самостоятельную работу детей, физкультурную минутку или игру с поделкой, анализ готовой работы. 

Некоторые методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проектный, исследовательский. 

Некоторые формы подведения итогов: выставки детских работ, составление альбома лучших работ, участие в конкурсах художественно-эстетической направленности, презентация детских работ родителям.

  1. Условия реализации программы

Для эффективной реализации настоящей программы необходимы определённые условия:

наличие помещения для учебных занятий, рассчитанного на 15 человек и отвечающего правилам СанПин;

наличие ученических столов и стульев, соответствующих возрастным особенностям обучающихся;

шкафы стеллажи для оборудования, а также разрабатываемых и готовых прототипов проекта;

наличие необходимого оборудования согласно списку;

наличие учебно-методической базы: качественные иллюстрированные определители животных и растений, научная и справочная литература, наглядный материал, раздаточный материал, методическая литература.

Материально-техническое обеспечение программы:

      Бумага (цветная, гофрированная, самоклеящаяся).
Картон (однослойный и многослойный).
Природный материал (шишки, желуди, ракушки, листья, ветки, солома).
Фломастеры,
Маркеры,
Карандаши,
Гуашь.
Нитки (простые, шерстяные, капроновые).
Леска,
Проволока.
Пуговицы.
Скотч.
Ткань.
Цветной бисер, бусы, стразы.
Киндер– сюрпризы.
Семечки.
Крупа.
Вата.
Обертки от конфет и шоколада.
Цветные иллюстрации.

Клей.

Пластилин.

Кадровое обеспечение программы:

Для реализации программы требуется педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

  1. Воспитательный компонент

Цель воспитательной работы

- воспитание трудолюбия, терпения, аккуратности, чувства удовлетворения от совместной работы, взаимопомощи и коллективизма. 

- воспитать любовь к народному искусству и декоративно-прикладному творчеству. 

Задачи воспитательной работы

- сформировать у детей адекватную самооценку своих способностей и уверенность в своих возможностях, а также оценочное отношение к результатам деятельности (своей и сверстников). 

Приоритетные направления воспитательной деятельности

  • Формирование культуры труда. Дети учатся содержать в порядке рабочее место, экономить материалы и время, планировать работу, правильно обращаться с инструментами, соблюдать правила безопасной работы. 
  • Развитие творческой культуры. Дети развивают творческий нестандартный подход к реализации задания, воспитывают трудолюбие, интерес к практической деятельности, радость созидания и открытия для себя чего-то нового. 
  • Формирование чувства коллективизма. Дети учатся чувствовать удовлетворение от совместной работы, проявлять взаимопомощь. 
  • Экологическое воспитание. Дети развивают любовь к природе. 
  • Формирование адекватной самооценки. Самореализация и чувство удовлетворения от полученного результата формируют адекватную самооценку у ребёнка, он становится уверенным в своих силах. 
  • Формирование оценочного отношения к результатам деятельности. Дети учатся оценивать результаты своей деятельности и деятельности сверстников.

Формы воспитательной работы

  • Беседа. Диалоги между преподавателем и ребёнком направлены на совместное обсуждение ситуации и предполагают активное участие обеих сторон. Беседа — один из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев у детей. 
  • Частично-поисковый метод. Направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности. 
  • Метод проблемного изложения. Направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений. 
  • Игра. Игровые приёмы создают непринуждённую творческую атмосферу, способствуют развитию воображения. Например, можно организовать мастерскую добрых дел, уголок Самоделкина, мастерскую Деда Мороза, где дети выполняют «заказы», как в настоящем цехе. 
  • Групповая работа. Детям предоставляется возможность самостоятельно построить свою работу на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. 
  • Организация выставок, конкурсов, праздников и других массовых мероприятий. Одна из интереснейших форм стимулирования детей к занятиям.

Методы воспитательной работы

  • Словесные: беседы, викторины. 
  • Наглядные: просмотр репродукций, фото- и видеосюжетов, образцов изделий. 
  • Практические: изготовление наглядных пособий, образцов и макетов изделий. 
  • Объяснительно-иллюстративный: дети воспринимают и усваивают готовую информацию (рассказ, показ, иллюстрация). 
  • Репродуктивный: дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности (практические занятия). 
  • Частично-поисковый: участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом. 
  • Исследовательский: самостоятельная творческая работа детей. 

Планируемые результаты воспитательной работы       

  • Воспитание трудолюбия, терпения, аккуратности, чувства удовлетворения от совместной работы, чувства взаимопомощи и коллективизма. 
  • Формирование адекватной самооценки своих способностей, уверенности в своих возможностях. 
  • Формирование оценочного отношения к результатам деятельности (своей и сверстников). 
  • Воспитание любви к народному искусству, декоративно-прикладному творчеству. 
  • Экологическое воспитание детей. 
  • Развитие умения замечать прекрасное в окружающей природе и обстановке. 
  • Формирование умения самостоятельно продумывать композицию своей работы. 

                               

  Список литературы

для педагога:

1. Гульянц Э.К., Базик И.Я. «Что можно сделать из природного материала», книга для воспитателя детского сада, 2-е издание М, «Просвещение»,1991г. 

2.Кошелев В.М., Афонькин С.Ю. «Вырезаем и складываем», Спб, изд. «Кристалл», 1999г. 

3.Куцакова Л.В. «Мама, я умею мастерить», М., изд. «Мой мир», 2007г. 

4. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн. Поделки из бросового материала». 

5. Давыдова Г. Н. «Пластилинография- Детский дизайн». 

6. Малышева А. Н. Ермолаева Н. В. «Аппликация в детском саду». 

7. Парамонова Л. А. «Детское творческое конструирование». 

8. Пантелеева Л. В. «Детское рукоделие – Художественный труд в детском саду и семье». 

9. Петрова И. М. «Волшебные полоски». 

10. Петрова И. М. «Кукольная оранжерея» 

11. Пищикова Н. Г. «Работа с бумагой в нетрадиционной технике -3». 

12. Салагаева Л. М. «Объёмные картинки». 

13. Соколова С. В. «Оригами для старших дошкольников».

для обучающихся:

1. Гульянц Э. К., Базик И. Я. «Что можно сделать из природного материала», книга для воспитателей детского сада, 2-е издание, М.: «Просвещение», 1991;
2. Кошелев В. М., Афонькин С. Ю. «Вырезаем и складываем», СПб.: «Кристалл», 1999;
3. Куцакова Л. В. «Мама, я умею мастерить», М.: «Мой мир», 2007;
4. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн. Поделки из бросового материала», «Пластилинография — Детский дизайн»;
5. Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. «Аппликация в детском саду»;
6. Парамонова Л. А. «Детское творческое конструирование»;
7. Пантелеева Л. В. «Детское рукоделие — Художественный труд в детском саду и семье»;
8. Петрова И. М. «Волшебные полоски», «Кукольная оранжерея»;
9. Пищикова Н. Г. «Работа с бумагой в нетрадиционной технике — 3»;
10. Салагаева Л. М. «Объёмные картинки»;
11. Соколова С. В. «Оригами для старших дошкольников».

для родителей (законных представителей):
         
1. Л.В Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду» изд. Москва 2009г
         2. И.А Лыкова «Художественный труд в детском саду» изд. Москва 2011г
         3. А.А Грибовская «Коллективное творчество дошкольников» изд. Москва 2004г
         4. О.Н Чибрикова «Прикольные подарки к любимому празднику» изд. Москва 2006г
         5. Л.А Мартынова, «Культура и традиции» изд. Москва 2004
         6. Л.В Фомина «Развивающие занятия в детском саду» изд. Ярославль 2008г
          7. Т.Н Галанова «Игрушки из помпонов» изд. Москва 2010г
          8. И.О Хананова «Соленое тесто» изд. Москва 2006г
          9. Шипилова Елена «Душа на кончиках пальцев» изд. Москва 2010г
         10. А.В Блондель «Игрушки своими руками» изд. Москва 2006г
         11. И.А Лыкова «Лесные поделки» изд. Москва 2008г

          12. Журналы для умелых ребят «Коллекция идей» №4 2006г; №6 2006г; №10 2010г


Информация для карточки в Навигаторе

Полное название: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творческая мастерская»

Публичное название: «Творческая мастерская»

Краткое описание: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» относится к художественной направленности. Дети освоят способы создания самостоятельных поделок, простых сюжетных композиций, у них будет развит интерес к художественному ручному труду, сформировано образное представление, развиты творческие способности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Актерская мастерская"

Мастер класс, проведенный с учителями-логопедами, раскрывает предварительную работу перед театрализацией,по формированию у детей правильного речевого дыхания, мимики, жестов, движений ,интонационной в...

«Создание творческой мастерской для преодоления трудностей, возникающих в эмоциональных отношениях между детьми, имеющими различный уровень физического развития в процессе совместной деятельности».

«Создание творческой мастерской для  преодоления трудностей, возникающих  в эмоциональных отношениях между детьми, имеющими различный уровень  физического развития  в процессе совм...

Творческая мастерская (с использованием интерактивной доски) с детьми средней группы детского сада «Солнышко» Тема: «Дымковская мастерская»

Задачи: - уточнить элементы дымковской росписи, выделять  геометрические узоры (круги, прямые, волнистые и ломаные линии, клетка, точки-горошины);- формировать умения работать с интерактивн...

Презентация опыта работы на городском методическом объединении "Детская мастерская - мастерская декораторов"

Представлен опыт работы организации развивающей предметно - пространственной среды группы...

Творческая мастерская "родители и дети". План мастерской "Мои фантазии"

Творческая мастерская проводится при участии родителей. Художественное творчество....

Приобщение дошкольников к театру через искусство художественного слова и живопись «Организация деятельности детей и педагога в творческой мастерской». Тема: «Театральная мастерская»

Конспект организации совместной деятельности педагога и детей в творческой мастерской по приобщению детей к театру через искусство и художественное слово. Народная сказка "Колобок" на новый ...

Художественная мастерская "Мастерская флориста"

Цель: расширять знания детей о профессиях взрослых, формировать положительное отношение к труду и его результатам.Задачи:1.Познакомить детей с профессией дизайнер – флорист, её значимости для че...