консультация "Тауматроп – оптическая чудо-игрушка"
консультация по конструированию, ручному труду (средняя, старшая, подготовительная группа)

Корякина Валентина Павловна

Тауматроп — это диск с двумя изображениями с каждой стороны, быстрое переворачивание которого приводит к слиянию картинок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл taumatrop.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и родителей

«Тауматроп – оптическая чудо-игрушка»

Наверное, многие из нас помнят, как в детстве рисовали «свой мультфильм» – персонаж, нарисованный на разных листах бумаги (чаще это были уголки страниц тетради или блокнота) и в разных позах, при быстром пролистывании начинал «двигаться». Это было настоящим чудом, основанным на оптической иллюзии. А ведь примерно такие чудо-игрушки появились задолго до нашего рождения, и носят название тауматроп.

Тауматроп — это диск с двумя изображениями с каждой стороны, быстрое переворачивание которого приводит к слиянию картинок.

Слово тауматроп состоит из двух греческих корней — чудо и вращение. В переводе на русский получается «чудовращалка».

Принцип: при быстром вращении картонного диска с двумя рисунками глаз воспринимает сразу оба изображения. Так как диск вращается на одном месте (вокруг своей оси), то оба рисунка видны одновременно. 

Это объясняется инертностью зрения: любой образ оставляет в глазу след, который удерживается примерно 1/16 долю секунды. Если картинки будут появляться и исчезать чаще 16 раз в секунду, покажется, что они приходят в движение. На самом деле глаз перестаёт различать отдельные изображения и всё сливается в одну движущуюся картинку.

Изобрёл тауматроп английский врач Джон Айртон Пэрис, впечатлившись знаменитым докладом Питера Марка Роже в Лондонском королевском сообществе в 1825 году. В нём Роже рассказывал о сохранении зрительных впечатлений от объекта после того, как объект уже исчез из поля зрения.

В 1826 году доктор Пэрис наладил изготовление и производство своей игрушки, а через пару лет написал книгу для детей, в которой сложные научные знания предлагалось осваивать через весёлые игры и игрушки, в том числе тауматроп.

И в наши дни тауматроп по-прежнему завораживает детей и взрослых. Что важно, его легко сделать самому.

Для создания тауматропа понадобятся следующие материалы:

  • Две картинки или рисунка (с одинаковыми изображениями, но с небольшими изменениями, чтобы создать эффект движения).
  • Китайская палочка (или палочка для еды).
  • Ножницы.
  • Клей или скотч.
  • Маркеры, цветные карандаши, краски (по желанию для декора).
  • Линейка и карандаш.

Также могут потребоваться дырокол или любой острый предмет для проделывания дырочек (булавка, кнопка, нож).

Склеиваем готовые или нарисованные картинки между собой, положив между ними палочку. В результате получится конструкция, напоминающая чем-то леденец на палочке. Или можно сделать небольшие отверстия по бокам окружности и привязать с двух сторон отрезок веревки.

Теперь остается получившуюся игрушку хорошенько раскрутить, чтобы проверить эффект.

Тауматроп можно использовать в образовательных целях. 

Некоторые преимущества такого применения:

Совмещение игры и обучения. Тауматроп делает процесс познания мира более увлекательным и доступным для детей.

Развитие познавательной активности. Игрушка стимулирует творческое мышление, социально-эмоциональные навыки и мелкую моторику у дошкольников.

Демонстрация научных принципов. С помощью тауматропа дети могут познакомиться с явлением персистентности зрения и основами работы оптических иллюзий, что способствует развитию научного мышления.

Отвлечение внимания от гаджетов. Тауматроп может стать альтернативой цифровым устройствам и помочь отвлечь внимание детей от экранов.

Тауматроп можно применять на занятиях по окружающему миру, рисованию, ручному труду и других видах деятельности. 

Тауматроп подходит для использования с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. 

Например, для дошкольников тауматроп служит увлекательной игрушкой и образовательным инструментом, способствуя развитию моторики, внимания и восприятия. Для детей младшего школьного возраста тауматроп — эффективное средство обучения, которое влияет на развитие мелкой моторики, концентрации внимания и усидчивости. 

Некоторые преимущества тауматропа для детей:

Стимулирование любознательности. Удивление, которое вызывает тауматроп, заставляет детей задавать вопросы и искать ответы, побуждая их к дальнейшему исследованию и познанию мира.

Развитие творческого воображения. Выбор изображений для тауматропа, придумывание историй и сюжетов, связанных с получаемыми иллюзиями, стимулирует воображение и фантазию.

Развитие художественных навыков. Изготовление тауматропа требует рисования, вырезания, склеивания, развивая мелкую моторику и художественные навыки.

Развитие навыков презентации. Презентация готового тауматропа и рассказ истории, связанной с ним, развивают навыки публичных выступлений.

Улучшение координации движений. Изготовление тауматропа требует точных движений рук, что способствует развитию мелкой моторики и координации движений.

Укрепление социальных навыков. Работа в группах при создании и обсуждении тауматропов улучшает коммуникативные навыки и умение сотрудничать.

Увлечение и мотивация. Тауматроп интересен детям, что повышает их вовлечённость в процесс обучения и способствует более эффективному усвоению материала.

Некоторые игры, которые можно проводить с тауматропом в дошкольном возрасте:

Использование предлогов. Например, «ваза на столе», «рыба в реке (море)», «мяч под стулом», «птица в клетке», «жираф около слона».

Использование глаголов. Например, «мальчик мечтает о велосипеде», «собака лает на белку», «хомяк ест ягоду», «мартышка надела очки», «лягушка попала в банку», «лягушка поймала муху».

Использование качественных прилагательных. Дети отвечают на вопросы: «Какой?», «Какие?», «Какая?», «Какое?».

Заучивание стихов. Дети выбирают картинки, которые соответствуют строчкам стихотворения, и приклеивают их на разные стороны тауматропа так, чтобы при вращении картинка получила своё логическое завершение.

Составление коротких рассказов или рассказывание сказок. Например, «Мальчик играл в футбол один. К нему присоединился его друг, и они стали играть в футбол вдвоём. И один из них сумел забить мяч в ворота».

Развитие навыков презентации. Презентация готового тауматропа и рассказ истории, связанной с ним, развивают навыки публичных выступлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стартовая презентация "Чудо-игрушка"

Выявление знаний детей об игрушках,составление плана поиска информации для решения проблемных вопросов:как матрёшка стала игрушкой и почему она носит яркий  наряд?Деление на микрогруппы для иссле...

Конспект нод в младшей группе. «Художественно-эстетическое развитие» (Декоративное рисование). «Чудо игрушка».

Расширять представление детей о народных промыслах, одним из которых является дымковская роспись....

Проект «Чудо-игрушка»

Проект ориентирует родителей •на выбор игрушки и взаимодействие с ребенком в процессе игры....

Занятия по Мирам детства-Рисование =Чудо-игрушки=

Занятия по Мирам детства-Рисование =Чудо-игрушки=...

Занятия по Мирам детства-Рисование =Чудо-игрушки=

Занятия по Мирам детства-Рисование =Чудо-игрушки=...