консультация "Тауматроп – оптическая чудо-игрушка"
консультация по конструированию, ручному труду (средняя, старшая, подготовительная группа)
Тауматроп — это диск с двумя изображениями с каждой стороны, быстрое переворачивание которого приводит к слиянию картинок.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов и родителей
«Тауматроп – оптическая чудо-игрушка»
Наверное, многие из нас помнят, как в детстве рисовали «свой мультфильм» – персонаж, нарисованный на разных листах бумаги (чаще это были уголки страниц тетради или блокнота) и в разных позах, при быстром пролистывании начинал «двигаться». Это было настоящим чудом, основанным на оптической иллюзии. А ведь примерно такие чудо-игрушки появились задолго до нашего рождения, и носят название тауматроп.
Тауматроп — это диск с двумя изображениями с каждой стороны, быстрое переворачивание которого приводит к слиянию картинок.
Слово тауматроп состоит из двух греческих корней — чудо и вращение. В переводе на русский получается «чудовращалка».
Принцип: при быстром вращении картонного диска с двумя рисунками глаз воспринимает сразу оба изображения. Так как диск вращается на одном месте (вокруг своей оси), то оба рисунка видны одновременно.
Это объясняется инертностью зрения: любой образ оставляет в глазу след, который удерживается примерно 1/16 долю секунды. Если картинки будут появляться и исчезать чаще 16 раз в секунду, покажется, что они приходят в движение. На самом деле глаз перестаёт различать отдельные изображения и всё сливается в одну движущуюся картинку.
Изобрёл тауматроп английский врач Джон Айртон Пэрис, впечатлившись знаменитым докладом Питера Марка Роже в Лондонском королевском сообществе в 1825 году. В нём Роже рассказывал о сохранении зрительных впечатлений от объекта после того, как объект уже исчез из поля зрения.
В 1826 году доктор Пэрис наладил изготовление и производство своей игрушки, а через пару лет написал книгу для детей, в которой сложные научные знания предлагалось осваивать через весёлые игры и игрушки, в том числе тауматроп.
И в наши дни тауматроп по-прежнему завораживает детей и взрослых. Что важно, его легко сделать самому.
Для создания тауматропа понадобятся следующие материалы:
- Две картинки или рисунка (с одинаковыми изображениями, но с небольшими изменениями, чтобы создать эффект движения).
- Китайская палочка (или палочка для еды).
- Ножницы.
- Клей или скотч.
- Маркеры, цветные карандаши, краски (по желанию для декора).
- Линейка и карандаш.
Также могут потребоваться дырокол или любой острый предмет для проделывания дырочек (булавка, кнопка, нож).
Склеиваем готовые или нарисованные картинки между собой, положив между ними палочку. В результате получится конструкция, напоминающая чем-то леденец на палочке. Или можно сделать небольшие отверстия по бокам окружности и привязать с двух сторон отрезок веревки.
Теперь остается получившуюся игрушку хорошенько раскрутить, чтобы проверить эффект.
Тауматроп можно использовать в образовательных целях.
Некоторые преимущества такого применения:
Совмещение игры и обучения. Тауматроп делает процесс познания мира более увлекательным и доступным для детей.
Развитие познавательной активности. Игрушка стимулирует творческое мышление, социально-эмоциональные навыки и мелкую моторику у дошкольников.
Демонстрация научных принципов. С помощью тауматропа дети могут познакомиться с явлением персистентности зрения и основами работы оптических иллюзий, что способствует развитию научного мышления.
Отвлечение внимания от гаджетов. Тауматроп может стать альтернативой цифровым устройствам и помочь отвлечь внимание детей от экранов.
Тауматроп можно применять на занятиях по окружающему миру, рисованию, ручному труду и других видах деятельности.
Тауматроп подходит для использования с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Например, для дошкольников тауматроп служит увлекательной игрушкой и образовательным инструментом, способствуя развитию моторики, внимания и восприятия. Для детей младшего школьного возраста тауматроп — эффективное средство обучения, которое влияет на развитие мелкой моторики, концентрации внимания и усидчивости.
Некоторые преимущества тауматропа для детей:
Стимулирование любознательности. Удивление, которое вызывает тауматроп, заставляет детей задавать вопросы и искать ответы, побуждая их к дальнейшему исследованию и познанию мира.
Развитие творческого воображения. Выбор изображений для тауматропа, придумывание историй и сюжетов, связанных с получаемыми иллюзиями, стимулирует воображение и фантазию.
Развитие художественных навыков. Изготовление тауматропа требует рисования, вырезания, склеивания, развивая мелкую моторику и художественные навыки.
Развитие навыков презентации. Презентация готового тауматропа и рассказ истории, связанной с ним, развивают навыки публичных выступлений.
Улучшение координации движений. Изготовление тауматропа требует точных движений рук, что способствует развитию мелкой моторики и координации движений.
Укрепление социальных навыков. Работа в группах при создании и обсуждении тауматропов улучшает коммуникативные навыки и умение сотрудничать.
Увлечение и мотивация. Тауматроп интересен детям, что повышает их вовлечённость в процесс обучения и способствует более эффективному усвоению материала.
Некоторые игры, которые можно проводить с тауматропом в дошкольном возрасте:
Использование предлогов. Например, «ваза на столе», «рыба в реке (море)», «мяч под стулом», «птица в клетке», «жираф около слона».
Использование глаголов. Например, «мальчик мечтает о велосипеде», «собака лает на белку», «хомяк ест ягоду», «мартышка надела очки», «лягушка попала в банку», «лягушка поймала муху».
Использование качественных прилагательных. Дети отвечают на вопросы: «Какой?», «Какие?», «Какая?», «Какое?».
Заучивание стихов. Дети выбирают картинки, которые соответствуют строчкам стихотворения, и приклеивают их на разные стороны тауматропа так, чтобы при вращении картинка получила своё логическое завершение.
Составление коротких рассказов или рассказывание сказок. Например, «Мальчик играл в футбол один. К нему присоединился его друг, и они стали играть в футбол вдвоём. И один из них сумел забить мяч в ворота».
Развитие навыков презентации. Презентация готового тауматропа и рассказ истории, связанной с ним, развивают навыки публичных выступлений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стартовая презентация "Чудо-игрушка"
Выявление знаний детей об игрушках,составление плана поиска информации для решения проблемных вопросов:как матрёшка стала игрушкой и почему она носит яркий наряд?Деление на микрогруппы для иссле...
Конспект нод в младшей группе. «Художественно-эстетическое развитие» (Декоративное рисование). «Чудо игрушка».
Расширять представление детей о народных промыслах, одним из которых является дымковская роспись....

Проект «Чудо-игрушка»
Проект ориентирует родителей •на выбор игрушки и взаимодействие с ребенком в процессе игры....

Занятия по Мирам детства-Рисование =Чудо-игрушки=
Занятия по Мирам детства-Рисование =Чудо-игрушки=...

Занятия по Мирам детства-Рисование =Чудо-игрушки=
Занятия по Мирам детства-Рисование =Чудо-игрушки=...

Мастер - класс «Многофункциональная чудо-игрушка в коррекционной работе учителя – логопеда»
Магнитный жезл в работе учителя - логопеда....

Опыт работы «Использование многофункциональной чудо-игрушки в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
Опыт работы c детьми подготовительной группы...
