Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности для детей 5-7 лет. «Бумажная фантазия»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Разработка тонких и точных движений необходимо ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать. Программа «Бумажная фантазия» поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без клея и ножниц.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 59.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - детский сад «Дружба»
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета МДОУ ЦРР д/с "Дружба" Протокол № ___ от "___"_____ 20 ___ г. | УТВЕРЖДЕНО: заведующим МДОУ ЦРР д/с «Дружба» ___________О.Н. Седлецкая Приказ № ___ |
Дополнительная общеобразовательная программа
художественной направленности
для детей 5-7 лет.
«Бумажная фантазия»
Подготовила воспитатель:
Русинова Татьяна Анатольевна
2021 год
Содержание рабочей программы
1.Пояснительная записка…………………………………………………….…….…3
1.1 Направленность программы…………………………………………………….…3
1.2 Актуальность Программы…………………………………………………..…….3
1.3 Общая характеристика предмета………………………………..……………..4
1.4 Адресат Программы……………………………………………………..…..……..5
1.5 Объем и срок реализации Программы…………………………………...….......5
1.6 Цели и задачи Программы…………………………………………………………5
1.6 Планируемые результаты освоения программы………………………..........5
1.7 Условия реализации Программы………………………………………………….6
1.8 Планируемые результаты освоения Программы……………………………..8
1.9. Формы проведения и итогов реализации Программы…………………….7
2. Структура проведения занятий по Программе………………………….......7
2.1. Принципы реализации программы……………………………………………….7
2.2. Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами…………………………………………………………………….8
2.3. Практическая часть……………………………………………………………….8
3. Календарно – тематическое планирование программы……………........8
3.1. Первый год обучения (старшая группа)………………………………………..8
3.2. Второй год обучения (подготовительная к школе группа)………………..10
4. Оценочные и методические материалы………………………………………12
4.1 Диагностика обследования уровня развития детей……………….………..12
4.2 Диагностика обследования мелкой моторики……………………….……….12
4.3 Диагностическая карта…………………………………………………………..13
5. Список литературы………………………………………………………………..14
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Истоки творческих способностей и дарований детей
на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли. Другими словами:
чем больше мастерства в детской ладошке,
тем умнее ребенок». Сухомлинский В.А.
Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.
Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Разработка тонких и точных движений необходимо ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать. Программа «Бумажная фантазия» поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без клея и ножниц.
Программа знакомит с необходимым оборудованием для занятий и совместной деятельности. Поможет ввести детей в мир искусства оригами с помощью исторических сведений и фактов. Раскрывает широкие возможности применения оригами не только на занятиях по конструированию и ручному труду, но и на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим, рисованию, математике.
В программе представлены методические рекомендации по ознакомлению и обучению детей с оригами, учетом их возрастных особенностей. Программа способствует развитию знаний, умений, навыков, необходимых для обучения в школе.
1.1. Направленность программы
Программа дополнительного образования «Бумажная фантазия» является авторской программой художественно – эстетической направленности, созданной на основе методических пособий следующих авторов: Боготеевой З. А., Куцаковой Л. В., Жихаревой О. М., Соколовой С. В., Сержатовой Т. В., Ступак Е.А. и др.
1.2. Актуальность программы
Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к положительному результату.
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения данного кружка. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
- Сенсорного восприятия;
- Глазомера;
- Логического мышления;
- Воображения;
- Волевых качеств (усидчивости, терпения, умение доводить работу до конца и т.п.);
- Художественных способностей и эстетического вкуса.
Дети с увлечением изготавливают поделки из бумаги, которые затем используют в играх, инсценировках, оформлении группы, участка детского сада или в
качестве подарка к празднику своим родителям и друзьям.
Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет по воде, самолетик взлетает ввысь и т.д.
1.3 Общая характеристика предмета
Оригами – это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Сами эти цветные листы бумаги тоже называют по-японски оригами. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Занятия оригами являются своеобразной психотерапией, способствуют повышению активности, как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требуют одновременного контроля над движениями обеих рук, повышаются навыки мелких и точных движений пальцев обеих рук, активизируется творческое мышление, увеличивается его скорость и гибкость, развиваются пространственное воображение, глазомер.
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Это великолепный метод сказкотерапии. Сложив из бумаги фигурки животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.
В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают много нового, что относится к ФЭМП.
Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам, по вертикали или диагонали и последовательном сгибании бумаги сначала вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам.
По мнению многих авторов, эти действия доступны детям дошкольного возраста. Также не стоит забывать о том, что оригами развивает мелкую моторику рук, а, следовательно, и речь (речевой центр и центр, управляющий мелкими движениями пальцев, находятся рядом в головном мозге человека, взаимно влияют друг на друга).
В программе указаны основные цели и задачи обучения. Программа знакомит с необходимым оборудованием для занятий совместной деятельности. Поможет внести детей в мир искусства оригами с помощью исторических сведений и фактов.
В программе представлены методические рекомендации по ознакомлению и обучению детей с оригами, учетом их возрастных особенностей. Программа способствует развитию знаний, умений, навыков, необходимых для обучения в школе.
1.4. Адресат Программы
Программа предусматривает занятия с детьми 5-7 лет
1.5 Объем и срок реализации Программы
Программа рассчитана на 2 года обучения.
1.6. Цели и задачи Программы
Цель программы:
Ознакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
Обучающие:
- знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
- формировать умения следовать устным инструкциям;
- обучать различным приемам работы с бумагой;
- знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами;
- создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
- развивать внимание, память, логическое мышление;
- мелкую моторику рук и глазомер;
- художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
- способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
- пространственное воображение.
Воспитательные:
- интерес к искусству оригами;
- расширять коммуникативные способности детей;
- способствовать созданию игровых ситуаций;
- совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
1.7. Условия реализации Программы
Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам.
Программа рассчитана на два года обучения детьми старшего дошкольного возраста. Рекомендуемый состав группы 10-12 человек.
Периодичность занятий – один раз в неделю.
Занятия проходят во вторую половину дня в количестве 32 занятий в учебном году;
длительность одного занятия составляет: 25-30 минут.
1.8. Планируемые результаты освоения Программы
В соответствии с поставленными целями и задачами Программы, после освоения содержания дети научаться:
- самостоятельно изготовить и знать основные базовые формы оригами «книжка», «дверь», «треугольник», «воздушный змей», «блинчик», «конфета»; «квадрат».
- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами
- будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
- познакомятся с искусством оригами;
- ориентироваться на листе бумаги;
- уметь намечать линии;
- тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба;
- уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы, и т.п.);
- добиваться конечного результата;
- самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников.
В плане подготовки детей к школе работа с оригами ценна еще тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей:
- умение слушать педагога;
- принимать умственную задачу и находить способ ее решения;
- переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения;
- развитие самоконтроля и самооценки;
- осознание собственных познавательных процессов.
1.9. Формы проведения и итогов реализации Программы:
Формой проведения итогов реализации Программы является – выставки детских работ в детском саду;
2. Структура проведения занятий по Программе.
Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, психологические этюды, дыхательные упражнения, сведения о предполагаемом предмете складывания.
Подготовка к занятию (установка на работу).
Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):
повторение названия базовой формы; повторение действий прошлого занятия;
повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.
Введение в новую тему:
загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории, сказки и т.п.); показ образца; рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали); повторение правил складывания.
2.1. Принципы реализации программы:
Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.
Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
2.2. Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами:
- Владение ножницами.
- Обработка квадрата.
- Создание основ (базовых форм) оригами.
- Аппликативное оформление оригами.
- Составление творческих композиций.
2.3. Практическая часть:
Показ педагогом процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);
самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;
оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
анализ работы детьми (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).
3. Календарно – тематическое планирование программы дополнительного образования «Бумажная фантазия»
3.1. Первый год обучения (старшая группа).
№ п/п | Наименование темы | Часы | ||
Всего | Беседа | Практика | ||
1. | Вводное. Знакомство с бумагой. Умение распознавать геометрические фигуры. Диагностика. | 25 мин. | 7 мин. | 18 мин. |
2. | Знакомство с различными свойствами и качествами бумаги. | 25 мин. | 7 мин. | 18 мин. |
3. | Знакомство с историей искусства оригами. Выставка готовых поделок, выполненная воспитателем. | 25 мин. | 7 мин. | 18 мин. |
4. | «Воздушный змей». Изготовление простой поделки. | 25 мин. | 7 мин. | 18 мин. |
5. | «Рыбка». Изготовление простой поделки. | 25 мин. | 7 мин. | 18 мин. |
6. | «Бабочка и лягушка». | 25 мин. | 7 мин. | 18 мин. |
7. | «Ветка рябины». Панно. | 25 мин. | 7 мин. | 18 мин. |
8. | «Конверт-стаканчик». | 25 мин. | 7 мин. | 18 мин. |
9. | «Собачка». Изготовление поделки с рисованием. | 25 мин. | 7 мин. | 18 мин. |
10. | «Забавные зверушки». | 25 мин. | 7 мин. | 18 мин. |
11. | «Теремок». Совместная с родителями деятельность. | 25 мин. | 7 мин. | 18 мин. |
12. | «Ёлочка». Изготовление поделки. | 25 мин. | 7 мин. | 18 мин. |
13. | «Маски лисы и зайца». | 25 мин. | 7 мин. | 18 мин. |
14. | «Новогодние украшения». Выполнение поделки из одного бумажного квадрата. | 25 мин. | 7 мин. | 18 мин. |
15. | «Новогодняя ёлочка». Украсить заготовку деталями. | 25 мин. | 7 мин. | 18 мин. |
16. | «Символ года». Изготовление поделки. | 25 мин. | 7 мин. | 18 мин. |
17. | «Ожившая сказка». Театрализованная деятельность. | 25 мин. | 7 мин. | 18 мин. |
18. | «Снеговик». Изготовление поделки. | 25 мин. | 7 мин. | 18 мин. |
19. | «Зимний пейзаж». Панно. | 25 мин. | 7 мин. | 18 мин. |
20. | «Самолет, парусник». Изготовление поделок в преддверии Дня Защитника Отечества. | 25 мин. | 7 мин. | 18 мин. |
21. | «Двухтрубный корабль». | 25 мин. | 7 мин. | 18 мин. |
22. | «Цветы из бумаги». | 25 мин. | 7 мин. | 18 мин. |
23. | «Водная лилия». Объемная аппликация. | 25 мин. | 7 мин. | 18 мин. |
24. | «Букет для мамы». Оригами-аппликация. | 25 мин. | 7 мин. | 18 мин. |
25. | «Грач». Изготовление подделки. | 25 мин. | 7 мин. | 18 мин. |
26. | «Птицы на ветке». | 25 мин. | 7 мин. | 18 мин. |
27. | «Ракета». Изготовление поделки в преддверии Дня космонавтики. | 25 мин. | 7 мин. | 18 мин. |
28. | «Вертушки для малышей». | 25 мин. | 7 мин. | 18 мин. |
29. | «Весёлые человечки». | 25 мин. | 7 мин. | 18 мин. |
30. | «Лодочка». | 25 мин. | 7 мин. | 18 мин. |
31. | «Летний пейзаж». Панно. | 25 мин. | 7 мин. | 18 мин. |
32. | «Бабочка» | 25 мин. | 7 мин. | 18 мин. |
Всего: 32 занятий | 800мин. | 224 мин. | 576 мин. | |
3.2.Второй год обучения (подготовительная к школе группа).
№ п/п | Наименование темы | Часы | ||
Всего | Беседа | Практика | ||
1. | Вводное занятие. Геометрические фигуры. История оригами. Диагностика. | 30 мин. | 10 мин. | 20 мин. |
2. | Пальчиковые игры с использованием элементов оригами. | 30 мин. | 10 мин. | 20 мин. |
3. | Волшебные превращения стрелы. | 30 мин. | 10 мин. | 20 мин. |
4. | Отгадай загадку – сделай поделку. Практическое занятие. | 30 мин. | 10 мин. | 20 мин. |
5. | «Лебедь». | 30 мин. | 10 мин. | 20 мин. |
6. | «Прыгающие лягушки». | 30 мин. | 10 мин. | 20 мин. |
7. | «Осенний лес». Панно. | 30 мин. | 10 мин. | 20 мин. |
8. | «Коробочка». | 30 мин. | 10 мин. | 20 мин. |
9. | «Лисичка с челочкой». | 30 мин. | 10 мин. | 20 мин. |
10. | «Экскурсия в зоопарк». | 30 мин. | 10 мин. | 20 мин. |
11. | «Зимовье зверей». Театрализованная деятельность. | 30 мин. | 10 мин. | 20 мин. |
12. | «Ёлочка в снегу». | 30 мин. | 10 мин. | 20 мин. |
13. | «Дед Мороз». | 30 мин. | 10 мин. | 20 мин. |
14. | «Маски волка и медведя». | 30 мин. | 10 мин. | 20 мин. |
15. | «Новогодние украшения». | 30 мин. | 10 мин. | 20 мин. |
16. | «Снежинка» изготовление поделки. | 30 мин. | 10 мин. | 20 мин. |
17. | «Зимний пейзаж». Панно. | 30 мин. | 10 мин. | 20 мин. |
18. | «Гном». Изготовление поделки. | 30 мин. | 10 мин. | 20 мин. |
19. | «Пианино для гнома». | 30 мин. | 10 мин. | 20 мин. |
20. | «Истребитель». Изготовление поделки в преддверии Дня Защитника Отечества. | 30 мин. | 10 мин. | 20 мин. |
21. | «Ниндзя». | 30 мин. | 10 мин. | 20 мин. |
22. | «Белочка». Изготовление поделки с рисованием. | 30 мин. | 10 мин. | 20 мин. |
23. | «Хризантемы». Панно. | 30 мин. | 10 мин. | 20 мин. |
24. | Мамин праздник. Изготовление открытки. | 30 мин. | 10 мин. | 20 мин. |
25. | «Кукла». | 30 мин. | 10 мин. | 20 мин. |
26. | «Говорящая птица». | 30 мин. | 10 мин. | 20 мин. |
27. | «Космонавт». Изготовление поделки в преддверии Дня космонавтики. | 30 мин. | 10 мин. | 20 мин. |
28. | «Ласточка». | 30 мин. | 10 мин. | 20 мин. |
29. | «Журавлик». | 30 мин. | 10 мин. | 20 мин. |
30. | В бумажном царстве-государстве. | 30 мин. | 10 мин. | 20 мин. |
31. | «Морской пейзаж». Панно. | 30 мин. | 10 мин. | 20 мин. |
32. | Диагностическое занятие. | 30 мин. | 10 мин. | 20 мин. |
| Всего: 36 занятий | 960 мин. | 320 мин. | 640 мин. |
4. Оценочные и методические материалы
4.1 Диагностика обследования уровня развития детей.
1. Распознают и называют геометрические фигуры
2. Читают чертежи (пооперационные карты);
3. Работают по показу;
4. Работают по аналогии;
5. Выполняют без помощи взрослого;
6. Подбирают цвета, соответствующие изготавливаемым поделкам и по собственному желанию; умеют аккуратно использовать материалы.
7. Интерес к деятельности и творческие способности.
4.2 Диагностика обследования мелкой моторики.
(Автор Волкова Г. А. «Логопедическая ритмика»)
Упражнения:
1 по подражанию:
1.1. выполнить под счет: пальцы сжать в кулак, разжать;
1.2. разъединить пальцы и соединить, держа ладони на столе;
1.3. попеременно соединить все пальцы рук с большим пальцем;
1.4. одновременно показать второй и третий, второй и пятый пальцы.
2 по словесной инструкции:
2.1. выполнить под счет: пальцы сжать в кулак, разжать;
2.2. разъединить пальцы и соединить, держа ладони на столе;
2.3. попеременно соединить все пальцы рук с большим пальцем;
2.4. одновременно показать второй и третий, второй и пятый пальцы.
4.3 Диагностическая карта уровня развития детей, результаты работы по программе ДО «Мир оригами»
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Знание основных базовых форм и умение самостоятельно их изготовить | Умение изготовить несложную поделку, следя за показом педагога и слушая устные пояснения | Умение украсить свою поделку, добавляя недостающие детали (нос, глаза, усы и т.п.) | Создание творческих композиций с изделиями, выполненными в технике оригами. | Умение самостоятельно изготовить поделку от начала и до конца по образцу | Точность и аккуратность выполнении работы | Умение самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы | Общее количество баллов | Уровень развития |
Уровни развития: 1 уровень – Большинство компонентов недостаточно развиты; 2 уровень – отдельные компоненты не развиты 3 уровень – соответствует возрасту;4 уровень – высокий уровень развития.
Количество баллов: 21 -20 балла – 4 уровень развития; 19- 12 балла – 3 уровень развития; 11-8 балла – 2 уровень развития; 7 - 0 балла – 1 уровень развития.
5. Список литературы
- Богатеева, З. А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. / З.А. Богатеева. – М.: Просвещение, 1992.
- Дорогова, Е.Ю. Дорогов, Ю.И. Секреты оригами для дошкольников. / Е.Ю.Дорогова, Ю.И.Дорогов. – Ярославль: Академия развития, 2008,- 224с.
- Жихарева, О. М. Оригами для дошкольников. / Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ // О. М. Жихарева. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.-48с.
- Сержатова, Т.Б. «Оригами. Для всей семьи», / Т.Б. Сержантова. - М., «Москва-пресс», 2009.
- Соколова, С. В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ / С.В.Соколова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.-64 с., цв.вкл.
- Соколова, С. В. Сказки оригами: Игрушки из бумаги. / С.В.Соколова. - М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003.-240 с.
- Сухаревская, О.Н. «Оригами для самых маленьких». / О.М.Сухаревская. - М., «Айрис-пресс», 2009.
Интернет – ресурсы:
1. Галерея оригами: http://www.w3d.ru/gal_orig.htm
2. «Путь оригами»: http://www.origami-do.ru
- печатные пособия: таблицы, схемы, базовые формы фигур, альбомы демонстраций, картинки, готовые образцы.
Аудиокниги: аудио-сказки
Слайды: образцы базовых форм оригами; пошаговые схемы поделок оригами
сборник релаксационной музыки: звуки природы, детские песни, звуки животных, птиц.
- учебно-практическое оборудования:
- Бумага: цветная из набора; для фона: чертежно-рисовальная, обойная, бархатная, картон.
- Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений).
- Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами).
- Салфетки: бумажная, тканевая. Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами. Кисти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа художественно- эстетической направленности «Радужка» для детей 5-6 лет.
Дополнительная общеобразовательная программа художественно- эстетической направленности для детей 5-6 лет....

Дополнительные общеобразовательные программы художественно - эстетической направленности по развитию творческих способностей у детей 3-5 лет, 5-7 лет
Дополнительные платные услуги предоставляются в целях выполнения социального заказа семьи, а также привлечения средств из дополнительных источников финансирования. В соответствии со своими уставными...

Дополнительные общеобразовательные программы художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей "Акварелька", "Умелые ручки", "Волшебная бумага"
laquo;То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности.Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического воспитания».В.А.Сухомлински...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 6 - 7 лет «Волшебная палитра»
Изобразительная деятельность рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и развития художественных способностей детей и осуществляется по трем взаимосвязанным направлен...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Акварелька»
Изобразительная деятельность рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и развития художественных способностей детей и осуществляется по трем взаимосвязанным направлен...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Бумажная сказка"
Новизна данной программы заключается в том, что она позволяет максимально интегрировать самые разные виды и техники изобразительного и декоративно-прикладного творчества. ...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Бумажные фантазии"
Новизной и отличительной особенностью программы «Бумажные фантазии», является то, что в системе работы используются нетрадиционные техники и способы работы с бумагой. Используются са...
