Долгосрочный проект в старшей группе "Тканый коврик своими руками"
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 63.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Долгосрочный проект в старшей группе
«Тканый коврик своими руками»
МАДОУ д/с №41
пос. Совхозный
Воспитатель: Белая С.А.
1.Тип проекта: познавательный, творческий.
2.Участники проекта: воспитатель, средней группы, родители.
3. Продолжительность: долгосрочный
Методы и приемы:
- наблюдения,
- познавательные беседы,
- просмотр иллюстраций,
- чтение познавательной художественной литературы.
Актуальность
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста напрямую связано с формированием речи, мышления и координации движений. Ткачество — доступная техника народного творчества, которую можно адаптировать для детей средней группы. Работа с нитками и тканью развивает усидчивость, внимательность, воображение и эстетический вкус. Проект также способствует приобщению к истокам народной культуры.
Срок реализации: с 01.11.2025 по 30.11.2025 г
Цель: Создание условий для развития творческих способностей и мелкой моторики детей через освоение элементарных приемов ткачества и изготовление тканого коврика.
Задачи:
1. Познакомить детей с народным ремеслом – ткачеством.
2. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
3. Формировать навыки аккуратной работы с материалами (нитью, тканью).
4. Развивать чувство цвета, ритма и композиции.
5. Воспитывать усидчивость, интерес к ручному труду.
6. Укреплять взаимодействие с родителями через совместную творческую деятельность.
Предполагаемый результат:
1. Дети узнают о традиционном ремесле – ткачестве.
2. Разовьют навыки ручного труда и мелкую моторику.
3. Изготовят свой первый тканый коврик.
4. Родители вовлекутся в творческую деятельность с детьми.
План реализации проекта:
1 этап-подготовительный ( 01.11.2025 г- 07.11.2025 г)
В ходе данного этапа проводилась предварительная работа: определение целей и задач проекта, сбор материала, организация развивающей предметной среды, разработка конспектов организованной деятельности, бесед по теме проекта, консультаций для родителей
1. Консультации для родителей:
- «Значение ручного труда в развитии ребенка»
- «Художественное творчество как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
- «Совместная деятельность как способ сближения семьи»
2. Организация развивающей предметной среды:
- Привлечение родителей к сбору материалов (пряжа, ненужные лоскуты, картонные рамки для ткачества).
3. Разработка сценария «Тканый коврик своими руками»
4. Беседы :
- «Откуда берутся ткани»
- «Профессия ткач. Путь ткацкого станка».
- «Как делают ковры».
5. Подбор сюжетно-ролевых, дидактических, пальчиковых игр.
2 этап-основной ( 10.11.2025- 28.11.2025 г)
Название-дата проведения:
1. Беседа с детьми: «Откуда берутся ткани» (Приложение №1), 10.11.2025 г
2. Пальчиковая гимнастика «Шьем одежду» (Приложение №2), 11.11.2025 г
3. Дидактическая игра: «Какие предметы пригодятся швее (модельеру)?» (Приложение №3), 12.11.2025 г
4. Физминутка «Стирка» (Приложение №4), 13.11.2025 г
5. Чтение художественной литературы: М. Носов «Заплатка», 14.11.2025г
6. Консультация для родителей «Значение ручного труда в развитии ребенка»
(Приложение №5), 10.11.2025 г
7. Беседа с детьми: «Профессия ткач. Путь ткацкого станка». (Приложение №6), 17.11.2025 г
8. Подвижная игра «Брюки» Н.В. Нищевой (Приложение №7), 18.11. 2025 г
9. Сюжетно-ролевая игра «Ателье» (Приложение №8) , 19.11.2025 г
10. Дидактическая игра «Собери гостей к Кате на день рождения» (Приложение №9). 20.11.2025 г
11. Чтение художественной литературы: К. Ушинский, «Как рубашка в поле выросла», 21.11.2025 г
12. Консультация для родителей «Художественное творчество как средство
развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» (Приложение №10), 17.11.2025 г
13. Беседа с детьми: «Как делают ковры», ( Приложение №11) 24.11.2025 г
14. Консультация для родителей «Совместная деятельность как способ сближения семьи» (Приложение №12), 24.11.2025 г
15. Кружковая работа «Тканый коврик своими руками» (Приложение №13),
25.11-27.11.2025 г.
3 этап- заключительный (28.11.2025 г)
1. Организация мини-выставки работ «Мой первый коврик».
2. Обсуждение: что получилось, что было трудно, что понравилось.
3. Благодарности родителям за помощь и участие.
Итоги проекта:
1. Дети узнали о народном ремесле — ткачестве.
2. Развили трудовые навыки, внимание, терпение.
3. Научились работать в команде.
4. Повысился интерес родителей к образовательному процессу.
5. Создан уникальный тканый коврик, который можно использовать для декора группы или как игровое поле.
6. Повысился уровень взаимодействия между педагогами, детьми и родителями.
Приложение №1
Беседа: «Откуда берутся ткани»
Цель: Расширять представления детей откуда берутся ткани.
Задачи:
- Дать детям представление о ткани, как о материале, из которого человек делает разнообразную одежду. Расширять знания детей о некоторых видах ткани(хлопок, шерсть, капрон, шёлк).
- Формировать представления о качестве и свойствах ткани, способе её изготовления, показать связь её качества с назначения вещи.
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, умение делать выводы, анализировать.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу умения сотрудничать.
Воспитатель:
- Ребята у нас на столе стоит коробочка. Давайте узнаем, что в ней находится. (открывается коробка)
Дети: - Одежда.
Воспитатель: - Какая одежда?( ответы детей)
- Какие предметы одежды вам еще знакомы? (ответы детей)
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете из чего шьют одежду?
Дети: -из ткани
Воспитатель:
- Давайте рассмотрим поближе предлагаемые виды ткани и найдем их сходство и различия. (Дети садятся за стол и рассматривают предлагаемые образцы ткани).
- Сколько на свете разных вещей из тканей! А сами ткани такие разные. Скажите, чем они отличаются? Рассмотрите образцы ткани. (гладкие и пушистые, легкие и тяжелые, теплые и прохладные, плотные и редкие, цветные и не цветные и т.д.)
- Но раз их всех называют одним именем – ткани, значит, все они, даже самые непохожие с виду, все-таки чем-то похожи, верно?
- Посмотрите на разные ткани через увеличительное стекло, рассмотрите кусочки марли. Что вы заметили? Всюду нити переплетены! Кто же их переплел?
Ткацкий станок – вот кто! Ткань из нитей ткут, а сами нити откуда берутся?
Эксперимент с ватой.
- Возьмите кусочек ваты, намочите ее и скручивайте пальцами, а при этом немножко растягивайте.
-Что получилось?
Нить! Не очень ровная, но настоящая хлопчатобумажная нить. Ведь вата – это хлопок, только очищенный. Волоконца у хлопка ворсистые, и когда ты их сжал пальцами, да еще и скрутил, они сцепились своими ворсинками – вот и получилась нить. В старину нить тоже скручивали пальцами. И наматывали на веретено. А сейчас нити прядут огромные прядильные машины. Не только хлопчатобумажные нити, конечно, но и шерстяные, и льняные.
Шерстяной лоскуток.
-У вас на столах лежат несколько лоскутков ткани, выберите ту ткань. из которой можно сшить зимнюю одежду.
-Поднимите лоскут этой ткани.
-Почему вы выбрали именно этот лоскут?
Для зимней, осенней, весенней одежды люди используют шерстяные ткани. Они теплые, плотные, в них не холодно. А делают такую ткань из шерсти животных.
-Какие животные дают шерсть?(овца, коза, верблюд, собака)
В определённое время их стригут, подстриглись овечки и гуляют на лугу, пока снова шерсть не отрастёт. Шерсть расчёсывают, прядут нити, окрашивают, вяжут вещи.
-Найдите у себя на столе шерстяную ткань. Какая она?(плотная, толстая, тёплая)
-Как называется ткань, которая делается из шерсти?
Хлопчатобумажный лоскуток.
-Поднимите лоскуты, из которых можно сшить летнюю одежду.
-Почему вы выбрали этот лоскут?
Для летней одежды ткань делают по-другому. Для неё выращивают специальное растение, вот одно из них, это хлопок.
Хлопок любит тепло и растёт на юге. Как созреет, лопаются коробочки, и в каждой будто кусочек ваты! Пускают тогда на поля хлопкоуборочный комбайн. Соберут хлопок и разложат на солнце сушить. Потом увяжут в тюки и увезут на прядильную фабрику. Там его разрыхляют, очищают от семян, расчёсывают и прядут из хлопковых волокон хлопчатобумажные нити.
-Что же шьют из хлопчатобумажной ткани?(нижнее бельё, сорочки, рубашки, платья, постельное бельё)
Шёлковый лоскуток.
-А вот шёлковую нить людям прясть не надо-её прядёт гусеница бабочки, которую зовут тутовым шелкопрядом.
-Вы когда-нибудь видели паука в паутине?
Паук плетёт тонкую паутину, а шелкопряд шёлковую нить. Гусеница тутового шелкопряда ест только листья тутового дерева и никакой другой еды не признаёт. Перед тем, как превратиться в куколку, гусеница выпускает тоненькую нить и опутывает «себя с головы до ног». Получается шёлковый кокон. А люди тут как тут: разматывают кокон(да не один, а миллионы),перематывают нить на катушки и везут прямо на ткацкую фабрику.
-Найди у себя на столе шёлковую ткань, возьмите е в руки, какая она?(гладкая, приятная, мягкая)
Капроновый лоскуток
Хлопок, шерсть, лен – все это натуральные ткани. Но человек научился делать искусственные ткани. Нити для синтетических тканей тоже не надо прясть. На химическом комбинате из нефти или газа (такого же, какой на кухне горит) химики делают пластмассу – например, капрон. Нагревают капрон, чтобы мягким стал, и выдавливают через малюсенькую дырочку – получается капроновая нить. Такая нить в несколько раз тоньше паутинки! А стеклянную нить прямо из расплавленного стекла вытягивают.
Рефлексия
- Понравилось ли вам наше занятие?
- Чем сегодня мы занимались?
- Что нового узнали?
Приложение №2
Пальчиковая гимнастика «Шьем одежду»
Игла, иголка, шей быстрей (Дети имитируют движение руки с иглой при шитье)
Мы шьем одежду для друзей (Хлопают в ладоши)
Матрешку, мишку, куклу Ладу (Выполняют упражнения. Считаем пальчики)
Оденем в новые наряды! (Ритмично сжимать, разжимать пальцы).
Приложение №3
Дидактическая игра
«Какие предметы пригодятся швее (модельеру)?»
Цель: Учить находить необходимые предметы по профессии швеи и модельера. Развивать мышление, разговорную речь, пополнять словарный запас слов.
Ход: На магнитной доске висит картинка швеи (модельера). На столе лежат мелкие картинки на магните с изображением предметов к разным профессиям. Нужно выбрать нужные картинки и прикрепить рядом с изображением швеи (модельера).
Приложение №4
Физминутка
«Стирка»
Дети выполняют действия в соответствии со смыслом стихотворения
Ох, испачкалась одежда,
Мы её не берегли,
Обращались с ней небрежно,
Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам её спасти
И в порядок привести.
В тазик воду наливаем,
Порошочку насыпаем.
Всю одежду мы замочим,
Пятна тщательно потрём,
Постираем, прополощем,
Отожмём её, встряхнём.
А потом легко и ловко
Всю развесим на верёвках.
А пока одежда сушится
Мы попляшем и покружимся.
Приложение №5
Консультация для родителей
«Значение ручного труда в развитии ребенка»
Ручной труд — это не только интересное для ребенка, но и крайне полезное для его общего развития занятие. Ручной труд по изготовлению различных поделок – увлекательное занятие для детей дошкольного возраста, имеющее большое значение в развитии творческого воображения, конструктивного мышления, при этом происходит развитие глазомера, точности движений и координированная работа обоих рук. В процессе изготовления поделок постепенно формируется система определённых навыков и умений; вырабатываются навыки общения в процессе трудовой деятельности; воспитывается самостоятельность, ответственность, привычка к трудовому усилию, осознание собственной личности за счет оценки результатов трудовой деятельности; развивается творческое воображение и художественный вкус.
Специально организованная работа по овладению детьми различных техник изготовления поделок приводит к тому, что у детей начинает активно развиваться все органы чувств и различные анализаторы. Дети, рассматривая материал для будущей поделки, осматривают его, ощупывают, сравнивают с другими материалами. Таким образом, идет воздействие на все органы чувств, развиваются сенсорные анализаторы.
Мышление шестилетнего ребенка становится наглядно-образным. Тем не менее, многие дети познают свойства и особенности предметов, манипулируя с ними. Это значит, что большую часть мыслительных задач ребенок «решает руками», выполняя действия с предметами. Рука познает, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными образами в сложные интегрированные представления. Чем больше действий и проб совершит ребенок, тем скорее он перейдет к наглядно-образному этапу развития мышления, когда он будет оперировать уже не самими предметами, а их образами.
Важно, что ребёнок видит результаты своего труда. Формирование у него определённой позиции «Я сделал это сам» важно для его развития. Если результат успешен, ребёнок утверждается в своих возможностях, начинает верить в свои силы, уверенно берётся за новую, более увлекательную и сложную работу.
Ручной труд может быть органично объединен с занятиями по ознакомлению детей с изобразительным искусством, математикой, развитием речи, а также с игровой, театрализованной и другими видами деятельности. Он содержит в себе возможность решения широкого круга воспитательных, развивающих и дидактических задач.
Одним из показателей хорошего физического и психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. По умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы, прежде всего мозга. Здесь отмечается огромное значение ручного труда в развитии мелкой моторики. Почему важно, чтобы у ребенка работали пальчики? В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых действий. Мелкую моторику развивает рисование, лепка, аппликация, выкладывание узоров из мозаики, пальчиковые игры и гимнастика, конструирование из мелких деталей и т.п.
Таким образом, любая ручная деятельность ребенка благоприятна для его развития. А работа с бумагой, ножницами, пластилином, природным материалом, тканью – это не только сенсорно-двигательные упражнения. Ведь она отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению речевой и умственной активности, выступает как специфическое образное средство познания действительности – этим и определяется её связь с обучением дошкольников. В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как здесь речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной работы. Занимаясь с детьми ручным трудом, у педагога есть возможность обогащать словарь детей новыми понятиями, уточнять значения слов, их грамматические формы (например, согласование прилагательного с вопросительным существительным, различение и правильное употребление существительных в единственном и множественном числе, в уменьшительно-ласкательной форме и т.п.)
Кроме этого, можно активно развивать и связную речь ребят. Большинство дошкольников даже в старшем возрасте предпочитают отвечать на вопрос односложно. Следующая форма ответа, которой им предстоит овладевать – предложение. На занятиях по ручному труду они прослушивают образцы простых и распространенных предложений, ведь взрослый оречевляет показ действия, логический ход работы. Также на занятиях по ручному труду создаются условия для развития самостоятельной детской речи — дети говорят о том, что им предстоит делать (планирующая функция речи), оценивают свои работы и работы других детей.
Эти образцы взрослой речи для ближайшего будущего – зона ближайшего развития ребенка.
Приложение №6
Беседа с детьми: «Профессия ткач. Путь ткацкого станка».
Цель: познакомить с профессией ткач.
Задачи:
- познакомить детей с историей создания ткацкого станка;
- учить определять готовность инструмента к работе;
- пополнить словарный запас детей названиями деталей ткацкого станка;
- учить взаимодействовать в коллективе.
Оборудование: картинки тканых изделий, картинки материалов для изготовления нитей, картинки видов ткацких станков, ткацкий станок.
Ход занятия:
-Здравствуйте ребята! Я очень рада всех вас видеть. Начнём наше занятие с улыбки. Улыбнитесь друг другу. Приступим к занятию.
Вводная беседа:
- Ребята, вы попали в необычное место, где создаются полотна для изготовления тканей. Называется это место ткацкая фабрика. Здесь вы получите профессию ткача. Значит, что вы научитесь делать? (Научимся изготавливать ткани).
- Ребята скажите, какая вещь в повседневном быту современного человека стоит на первом месте? (посуда, мыло, мебель...).
И всё-таки без столь полезных вещей, можно как-то обойтись, хотя представить это нелегко. А вот если из обихода полностью исчезнет ткань, то мир вокруг нас, изменится неузнаваемо.
- Для чего нужна ткань? ( Чтобы шить одежду)
- Как изменится мир, если исчезнет вся ткань? (Ответы детей)
Сама природа помогала людям находить материал для изготовления нитей.
- Как вы считаете из чего можно изготовить нити для ткани? (Ответы детей).
Пытливые предки заметили, что из многих растений, например, льна, хлопчатника, конопли и даже крапивы, можно извлечь упругие и прочные волокна.
Годилась для этого и шерсть домашних животных. Но, чтобы приготовить из волокон пряжу, приходилось изрядно потрудиться.
- Что нужно сделать с шерстью животных чтобы получить пряжу? ( Очистить от загрязнений, сплести нити).
Попробуйте представить, с помощью каких нехитрых приспособлений работали первобытные ткачи. В землю вбивались две крепкие ветки с рогульками наверху. Они удерживали деревянный стержень. Примерно такое же устройство, только пониже, мастерят в туристском походе, чтобы подвесить над костром чайник. Древние ткачи привязывали к этому стержню, одну рядом с другой, нити пряжи, свисающие до земли. Чтобы они не спутывались, к их концам крепились грузики.
Ткач пропускал специальный инструмент с намотанными нитями (челнок) сквозь основу таким образом, чтобы он проходил, например, поверх чётных нитей и под низом нечётных, а в обратную сторону наоборот. При этом надо было следить и за тем, чтобы нити ложились ровно и плотно одна к другой. Так постепенно нити превращались в ткань. Она могла быть разной — лёгкой из льняной пряжи, грубой и тёплой из шерстяной. Таким образом, человек получил возможность облачиться в одежды, пошитые из ткани.
Постепенно ткацкое производство совершенствовалось. Сначала древние изобретатели сообразили: если поднимать разом все чётные или нечётные нити основы, то челнок можно перекидывать под ними на другую сторону одним движением.
Время шло и появлялись различные виды ткацких станков. В конечном итоге появились маленькие станки, специально созданные для детей. При сборке станка важно чтобы нить основы была туго натянута на раму станка.
Далее нужно поместить ремизку под нити станка и установить на ребро так, чтобы нить основы оказалась в пазах ремизки.
Вставлять данную деталь нужно осторожно чтобы не порвать нити станка.
При повороте ремизки с ребра на ребро нити основы должны поочерёдно опускаться и подниматься.
Следующим важным инструментом в работе станка является челнок. На него наматываются нити. Работая челноком нужно установить ремизку на ребро и, в образовавшийся зазор нити основы, продеть челнок; повернуть ремизку на другое ребро и продеть челнок в обратном направлении.
Повторив эти движения несколько раз можно получить небольшой кусок ткани. В ходе работы ткань важно уплотнять, прижимая новую нить к уже сотканному куску при помощи деревянного гребня (берда).
Аккуратно работая на станке можно получить хорошее полотно.
-Ребята, так как же называется человек, который работает на ткацком станке? (Ткач)
-Правильно ткач.
Итог занятия:
- Дети, как вы думаете, нам нужно занятие ткачеством? Почему?
- Как называется инструмент на котором получают полотно ткани?
- Кто попробует назвать детали ткацкого станка?
-Как называется эта профессия?
Приложение №7
Подвижная игра «Брюки» ( Н.В. Нищева)
Эти брюки для Илюши (По два раза топают сначала правой, потом левой
ногой)
Сшила бабушка из плюша. (Показывают, как бабушка шьет брюки)
Ходит в них гулять Илья, (Идут по кругу, взявшись за руки)
Он большой, как ты и я. (Поднимают руки вверх, тянутся на носочках).
Приложение №8
Сюжетно-ролевая игра «Ателье»
Цель: Развивать творческую инициативу детей в сюжетно-ролевой игре.
Задачи:
Расширять и обогащать представления детей о труде работников ателье: швея, закройщик, приемщица, заказчик, гладильщик, слаженности в их работе. Развивать умение применять в игре знания о способах измерения.
Совершенствовать умение взаимодействовать друг с другом по ходу игры, выполнять игровые действия, поступая в соответствии с правилами и общим игровым замыслом. Формировать умение самостоятельно создавать игровые замыслы.
Развивать у детей внимание, логическое мышление, воображение, любознательность, взаимопомощь.
Формировать дружеские взаимоотношения в игре, воспитывать отзывчивость, умение доброжелательно оценивать поступки других людей, обогащать словарь формулами словесной вежливости.
Роли:
• приемщица
• закройщица
• швея
• заказчики
• утюжильщик
Атрибуты:
• бланки заказов
• швейные машинки(2)
• швейные инструменты (сантиметр, ножницы, нитки)
• лекало одежды
• гладильная доска (2)
• утюг(2)
• каталог моделей одежды
• готовые куклы
• зеркало
Ход игры.
Просмотр презентации для повторения знакомых профессий.
Воспитатель: Есть такая поговорка «Встречают по одежке, а провожают по уму». Во все времена человек очень внимательно относился к своему внешнему виду. И вы, собираясь в детский сад, тоже выбираете себе нарядный костюм или красивое платье. Ведь приятно услышать: «Как ты хорошо выглядишь!». Вот и наших кукол мы тоже постараемся одеть модно, стильно и красиво. Поможет нам решить эту проблему ателье «Золушка». (Дети самостоятельно выбирают место проведения игры и необходимые атрибуты)
Воспитатель совместно с детьми намечает примерный план-сюжет игры:
Ателье открывается, приходит первая заказчица на ремонт платья, заказ принимается и передается швее, затем утюжильщице, она передает готовый заказ приемщице. Тем временем приходит следующая заказчица, заказывает плащ, приемщица принимает заказ (снимает мерки, определяются с тканью и фурнитурой, приемщица передает заказ закройщице, она швее (сметывает), заказчица приходит на примерку. Определяются со сроками, швея доделывает заказ, передает утюжильщице. Приходит следующий заказчик и т.д. Заказчики приходят за своим заказом, оплачивают и поблагодарив уходят.
Дети играют самостоятельно.
Приемы обучения игровым действиям.
• Если ребенок испытывает затруднения в игре, воспитатель просит более сильного ребенка показать, как можно сыграть эту роль. Поощряет вежливость, взаимовыручку. Воспитатель может показать, как действовать воображаемой иголкой, как вдевать в нее нитку, как ею шить.
• Приемы формирования взаимоотношений в игре.
Для привлечения к игре малоактивных детей, воспитатель предлагает ввести сопутствующие сюжеты: водитель такси. Поощряет общение, заботу друг о друге и взаимовыручку.
Окончание игры
Воспитатель: Сегодня в ателье мы хорошо потрудились. Дети самостоятельно приводят в порядок игровое место.
Оценка игры
1. Воспитатель вместе с детьми анализирует взаимоотношения в игре, спрашивает у детей, дружно ли они играли, всегда ли получалось договариваться. После ответов дает свою оценку взаимоотношений.
2. Воспитатель спрашивает у нескольких ребят, справились ли они с ролью, которую выполняли в игре. Какие были сложности? Легко ли было выполнять свою роль? Какую роль хотелось бы сыграть? Про кого можно сказать, что он всегда придет в трудную минуту на помощь? В конце воспитатель высказывает свое мнение.
Итог
Воспитатель подводит итог, что профессии швеи, закройщицы, приемщицы, утюжильщицы нелегкий труд. От ответственности каждого работника зависит качество заказа.
Приложение №9
Дидактическая игра
«Собери гостей к Кате на день рождения»
Цель: Учить подбирать одежду и аксессуары к празднику. Развивать воображение, эстетический вкус. Формировать словарный запас слов.
Ход: На доске висит картина «День рождения Кати». На столе лежат бумажные куклы – гости Кати, бумажная одежда для кукол праздничная, спортивная и повседневная, аксессуары к одежде. Нужно подобрать одежду и аксессуары по теме.
Приложение №10
Консультация для родителей
«Художественное творчество как средство
развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Художественное творчество – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи. Умение владеть пальцами кистями рук необходимо человеку в течение всей жизни. Для этой важной цели необходимо стимулировать работу пальчиков ребенка, начиная с раннего возраста.
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это непросто красивые слова: в них содержится объяснения того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.
Многие специалисты утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. То есть на протяжении всей жизни ребенок нуждается в использовании точных и координированных движениях кистей и пальцев.
Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное сохранению психического и физического развития ребенка. К тому же уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Сейчас я хочу вам рассказать о развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в разных видах художественной деятельности.
Для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста используем разные виды художественного творчества: рисование, лепка, аппликация, работа с природным материалом, с разными видами круп. Основное значение продуктивных видов труда состоит в том, что в процессе деятельности у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. В процессе художественной деятельности происходит реализация знаний, впечатлений, эмоционального состояния детей.
Художественные средства для развития мелкой моторики: пластилин, соленое тесто, крупы, природный материал, бумага, салфетки, бисер, пуговицы, вата, нитки, бросовый материал.
Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика и другое. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребенка, о том, что его радует и что его огорчает.
Много внимания уделяем нетрадиционному рисованию и аппликации. Нетрадиционное рисование и аппликация - искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами - увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Сколько дома ненужных интересных вещей: зубная щетка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д. В младшей группе с детьми рисовали не только кистью, но и пальчиками, губкой, ватными палочками, печатями. Занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу, на крупе.
Применяем на практике нетрадиционные виды аппликаций: аппликация из ватных дисков, ниток, ваты, ткани, аппликация из цветной соли, цветного риса.
Успешность работы по развитию мелкой моторики зависит от систематичности и регулярности. Важно не допускать скуки и переутомления, строить работу так, чтобы такие занятия приносили детям радость.
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста дала позитивный результат: дети все более уверено работают в знакомых техниках; более точно производят движения пальцами рук; дети стали более сосредоточенными, внимательными, самостоятельными. Работы стали приобретать осознанный, осмысленный и целенаправленный характер.
Все виды деятельности по развитию мелкой моторики привлекают детей. Их интригует мотивация задания, интересует процесс работы и радует результат. Развивая мелкую моторику, мы обогащаем и расширяем работу, приобщив детей к разным видам художественной деятельности.
Поделки выполненные в нетрадиционной технике для детей – не только отличный способ провести время, но и возможность развиваться, создавая удивительные произведения и подарки своими руками.
Китайская пословица гласит: «Расскажи -и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Приложение №11
Беседа с детьми
«Как делают ковры»
Ребята, давайте представим, что мы с отправляемся на волшебную фабрику, где рождаются ковры. Это очень интересное приключение!
Плетение появилось более 250т.л. назад. Одновременно с появлением ткачества и вязания, появились и первые ковры, половички, дорожки. У разных народов свои традиционные приёмы ковроделия, зачастую, очень отличающиеся от других. У славян изготовление половиков относилось к простейшим, не требующим особых навыков, технологиям ткачества. Половики традиционно использовались для покрытия полов, лавок, лежанок. Бережливые хозяйки, изначально, изготавливали коврики из отслуживших вещей, давая им вторую жизнь. Такие изделия получались мягкими, приглушённых расцветок. Современная мода вновь вернула актуальность «бабушкиным половикам».
Представьте себе мягкий, красивый ковер. Он может быть с цветами, узорами или даже с целой сказкой на нем. Ковры бывают разные: одни ткут на огромных станках, как большие машины, а другие делают вручную, вкладывая в них много любви и терпения.
Ткачество на станке (как большой ткацкий станок)
Это похоже на плетение из ниток, только очень большое.
1. Основа: Сначала натягивают много-много прочных ниток сверху вниз. Это как "скелет" или "фундамент" ковра. Эти нитки называются основой.
2. Уток: Потом берут другие цветные нитки и начинают пропускать их между нитями основы: сначала спереди, потом сзади, как будто играют в прятки. Эта нитка называется уток. Она бегает туда-сюда, ряд за рядом.
3. Челнок: Помогает ей в этом специальный челнок — как маленькая быстрая лодочка, которая проносит нитку утка между нитями основы.
4. Уплотнение: После каждого ряда ниточки плотно прибивают друг к дружке специальным гребнем, чтобы коврик был плотным и прочным.
Вот так, ряд за рядом, и рождается ковер. Узоры на нем получаются благодаря тому, что для утка используют нитки разных цветов.
Ручное вязание (самый волшебный способ)
Такие ковры самые ценные, потому что их делают мастера своими руками, и на один ковер могут уйти даже месяцы!
1. Снование: Так же, как и в первом способе, на большую раму натягивают прочные нити основы.
2. Узелки: Это самое главное! Мастер берет маленький пучок мягкой шерстяной или шелковой нитки и завязывает ее на двух нитках основы особым узелком. Потом — еще один, и еще. Каждый узелок — это маленький пиксель в картинке.
3. Создание рисунка: У мастера перед глазами есть специальный рисунок — схема. Смотря на нее, он подбирает ниточки нужного цвета и завязывает их в нужном месте. Так, узелок за узелком, и появляется сказочный узор: цветы, птицы или целые дворцы.
4. Стрижка: Когда завяжут много рядов узелков, поверхность подравнивают специальными ножницами, чтобы все узелки были одной высоты и ковер стал мягким и ровным.
Представьте, на одном ковре может быть больше миллиона таких маленьких узелков! Это же какое терпение нужно!
Откуда берется красота? О красках!
Раньше краски для ниток делали из природы:
•Красный и оранжевый — из корешков растения марены.
• Синий — из листьев индиго.
• Желтый — из луковой шелухи или шафрана.
Сейчас чаще используют современные краски, но некоторые мастера до сих пор пользуются старинными рецептами.
Так что ковер — это не просто кусок ткани. Это целая история, сотканная из тысяч ниточек и узелков. В него вплетают мастерство, терпение и красоту.
Вот мы и узнали, как на свет появляются эти теплые и красивые друзья для нашего пола
Приложение №12
Консультация для родителей
«Совместная деятельность как способ сближения семьи»
В дошкольном возрасте очень часто родители не находят достаточно времени для совместной деятельности с детьми. Многие думают, что дети сами учатся, находясь рядом со взрослыми. На самом деле это не так.
Детей необходимо учить, и учить не назиданиями и лекциями, а учить в процессе совместной деятельности, показывая малышам как клеить, как резать, как держать кисточку и т д.
На первом этапе обучения, когда необходимо научить ребенка есть, пить, держать ложку и т.д. родители показывают себя прекрасными воспитателями. И это вполне объяснимо, родители понимают, что если они не научат ребенка самообслуживанию, то нагрузка ляжет на них. Научив ребенка бытовым действиям взрослые, как правило, прекращают развитие, считая его неважным.
Стандартный подход к развитию детей заключается в желании родителей отдать ребенка в группу детского сада, для того чтобы его развивали другие люди, профессионально подготовленные.
Совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Помимо этого, совместная творческая деятельность – интересное и увлекательное времяпровождение. Совместное творчество восполняет недостаток родительского внимания, ведь родители обычно весь день проводят на работе, оно снимает давление авторитета родителей, позволяет ребёнку выразить себя, ощутить свою значимость. Совместное творчество детей и родителей вызывает массу положительных эмоций и создает в семье особо теплую атмосферу. Дети обожают фантазировать и мастерить.
Если ваш ребенок проявляет творческую инициативу, поощряйте ее. Помогите воплотить его фантазию в жизнь. Самое главное условие Вашего совместного творчества – не нужно заставлять, но и не делать все за него! Организуйте правильно творческий процесс и получайте от него удовольствие!
Дети очень любят выполнять задания совместно с родителями, неважно какие: с мячом, с ножницами, с красками, с нитками, с клеем и т. д. Ведь в совместной деятельности укрепляются дружеские отношения между детьми и родителями, ребенок видит, что родитель доверяет ему, и малыш старается оправдать это доверие. Именно в совместной деятельности закладывается основа уважения к людям, поскольку взрослый демонстрирует уважение к малышу и к его деятельности. Так же, в процессе совместной деятельности детей и родителей формируется умение понимать друг друга без слов, поддерживать друг друга морально и развивать интерес к работе, даже если не получается. Малыш получает уверенность, что все получиться, только надо научиться. А взрослые, работая вместе с детьми, имеют возможность понять проблемы ребенка, его внутренний мир, его восприятие окружающего мира, учат размышлять.
Помните, что поддержка родителей формирует в малыше самостоятельность, отсутствие тревожности. При выполнении нового задания поддержка родителей стимулирует желание детей к активной деятельности. А активная деятельность ребенка способствует формированию мотивации к познанию, к творчеству. Организовывайте совместные занятия с детьми, придумывайте, фантазируйте, конструируйте, рисуйте и т.д. и ваш ребенок вырастет интересной личностью, которой вы будете гордиться. Всего вам хорошего!
Приложение №13
Сценарий кружковой работы «Тканый коврик своими руками»
Направление: декоративно-прикладное творчество, нравственно-патриотическое воспитание
Цели: Познакомить детей с традиционным русским ремеслом — ткачеством.
Задачи:
Формировать интерес к народным традициям, показать связь труда и красоты.
Развивать мелкую моторику, внимание, усидчивость, чувство цвета и ритма.
Воспитывать уважение к труду предков и чувство гордости за культурное наследие.
Воспитывать дружеское отношение в совместной работе, желание помогать друг другу.
Ожидаемый результат:
Дети получили представление о традиционном русском ремесле.
У каждого ребёнка получился маленький коврик.
У ребят сформировалось чувство гордости за народное искусство и уважение к труду.
Материалы:
рамки с натянутыми нитями (можно использовать плотный картон с прорезями по краям);
разноцветные лоскутки ткани (нарезанные полосками);
корзинка для лоскутков;
готовый образец тканого коврика;
народная музыка (фон).
Вот пошаговая инструкция, как создать тканый коврик:
1. Цветные полоски ткани (лучше использовать мягкие, но плотные ткани, такие как фланель, хлопок или лен)
2. Картон (для основы)
3. Ножницы
4. Линейка или карандаш
5. Иголка с толстой ниткой (или специальная иголка для детей, если это необходимо)
6. Лента или пряжа для крепления ткани (можно использовать обычные шнурки или декоративные ленты)
Шаги:
1. Подготовка основы:
- Нарежьте картон на прямоугольник или квадрат желаемого размера (например, 20х30 см для среднего размера коврика).
- На картоне сделайте разметку для нитей основы: с обеих сторон нужно провести параллельные линии, оставив между ними 1-1,5 см. По этим линиям будут натянуты полоски ткани.
2. Создание основы (нитки):
- Разрежьте ткань на полоски шириной около 2 см. Эти полоски будут служить основой для ткани, на которой дети будут "тканить".
- На картонной основе нужно проделать небольшие отверстия вдоль обеих сторон, чтобы пропустить в них полоски ткани (основы).
- Протяните ткань через отверстия, закрепив концы с внешней стороны.
3. Начало плетения:
- Для плетения используйте дополнительные полоски ткани, которые будут идти поперек основы. Можно выбрать несколько разных цветов для создания интересных узоров.
- Помогите детям пройти через "нитки" основы, чередуя вверх и вниз, создавая простой узор (например, зигзагообразный или прямой).
4. Закрепление концов:
- Когда коврик будет готов, нужно аккуратно зафиксировать концы ткани, чтобы они не распускались. Это можно сделать с помощью узелков или аккуратно пришив ткань с обеих сторон.
5. Декорирование (по желанию):
- Дети могут украсить коврик, добавив дополнительные элементы: маленькие аппликации, декоративные бусины, вышивку или даже фломастерами раскрасить отдельные части ткани.
Ход занятия:
1. Вводная часть:
Воспитатель:
– Ребята, сегодня мы с вами отправимся в прошлое, во времена наших бабушек и прабабушек. Люди тогда умели сами прясть нитки, ткать ткань и делать красивые коврики. Такие коврики клали в доме, чтобы было уютно и тепло. Это было не только красиво, но и полезно, ведь каждый кусочек ткани находил применение.
Показ готового коврика.
– Посмотрите, какой яркий и необычный! Сегодня мы тоже попробуем стать настоящими ткачами и создадим свои маленькие коврики.
2. Основная часть
Показ техники:
Воспитатель показывает рамку с натянутыми нитями (основа):
– Эти ниточки называются основа. А лоскутки, которые мы будем вплетать, называются уток. Нужно чередовать: один лоскуток поверх ниточки, следующий под ниточкой.
3. Практическая работа:
Дети выбирают лоскутки любимых цветов.
Начинают по очереди пропускать полоски ткани через основу.
Воспитатель помогает, если кто-то затрудняется, поддерживает интерес словами:
– «Посмотри, какой у тебя яркий узор получается!»
– «А твой коврик будет как у бабушки в деревне».
Связь с патриотическим воспитанием:
В процессе педагог говорит:
– Наши коврики похожи на радугу, а радуга — символ красоты родной природы.
– Каждый кусочек ткани, как частичка нашей страны: все вместе создают узор, а значит и мы, люди, когда трудимся дружно, делаем Россию красивой и сильной.
4. Итоговая часть:
Дети рассматривают готовые коврики, делятся впечатлениями.
Воспитатель:
– Какие красивые работы получились у вас! У каждого коврик особенный, но все они тёплые и сделаны с любовью. Такие коврики могут стать украшением для кукольного домика или подарком для близких.
Рефлексия:
– Что вам больше всего понравилось в нашей работе?
– Легко ли было ткать коврик?
– Почему важно сохранять и помнить традиции наших предков?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский проект для старших дошкольников "Посадим сами своими руками"
Проект «Посадим сами своими руками» рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Задачи программного содержания направлены на формирование интегрированных личностных каче...

Проектная деятельность в старшей группе "Музыкальные инструменты своими руками"
Творческое музицирование – это возможность приобретения многообразного опыта в связи с музыкой – опыта движения и речи; опыта слушателя, композитора, исполнителя и актера; опыта общения, тво...

Методическая разработка. Мастер-класс в старшей группе «Массажный коврик своими руками».
Методическая разработка. Мастер-класс в старшей группе «Массажный коврик своими руками»....

Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе « Изготовление бумаги своими руками»
Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельностив старшей группе « Изготовление бумаги своими руками»Цель: Познакомить детей с изготовление бумаги своими руками; ...

Сценарий непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Сделаем книгу своими руками»
Сценарий непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе«Сделаем книгу своими руками»...

Краткосрочный творческий проект с детьми старшей группы «Новогодняя игрушка своими руками»
Краткосрочный проект по созданию новогодней игрушки своими руками...

Проект в подготовительной группе "Музыкальные инструменты своими руками"
Проект в подготовительной группе "Музыкальные инструменты своими руками"...
