Кружковая работа «Чудеса конструирования».
материал по конструированию, ручному труду
дополнительного образования по техническому направлению
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.76 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Ханты - Мансийского автономного округа
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ-ЯХ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Прогимназия «Созвездие»
Кружковая работа
дополнительного образования
по техническому направлению
«Чудеса конструирования».
Руководитель:
учитель - дефектолог Костеева О.Н.
г. Пыть –Ях, 2024
Оглавление
- Пояснительная записка…………………………………………………..3
- Перспективно тематическое планирование…………………………….5
- Список методической литературы…………………………………….11
Пояснительная записка
Конструирование не только увлекательное, но весьма полезное занятие, которое теснейшим образом связано с чувственными интеллектуальным развитием обучающегося.
Программа кружка «Чудеса конструирования» направлена на формирование у дошкольников познавательной и исследовательской активности, развитие конструктивных навыков и умений, на развитие творческих способностей детей. На протяжении всего периода обучения дети шире знакомятся с видами типами конструирования. Программа кружка включает в себя как техническое конструирование, так начальное техническое моделирование.
Техническое моделирование и конструирование позволяют лучше развивать конструкторские способности, техническое мышление и способствует познанию окружающей действительности. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. Конструирование, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.
Под техническим моделированием понимается один из видов технической деятельности, заключающей в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном или уменьшено масштабе путем копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений. При постройке несложных самоходных моделей формируются понятия о конструкциях машин и механизмов, их назначении и действии, идет освоение трудовых навыков. Техническое конструирование–создание различных технических объектов, в процессе которого мыслительная и практическая деятельность направлена на то, чтобы сделать вещь, предмет, которые несут в себе элемент новизны, не повторяют и не дублируют, в отличие от моделирования, действительные объекты.
Направленность программы: Техническая направленность.
Данная программа актуальна тем, что раскрывает для обучающегося мир технического конструирования и начального технического моделирования. Программа построена так, что обучающиеся, преодолевая одно затруднение за другим, переходят от одного успеха к другому, в результате чего у них формируется опыт творческого дела, что играет важную роль в развитии личности в процессе технического творчества.
Отличительная особенность программы заключается в том, что данная программа позволяет обучающимся в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность технического моделирования и конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в кружке открывает возможности для реализации новых концепций обучающихся, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Сороки реализации программы: Программа рассчитана на 1год обучения
Возраст детей: 5-6лет
Количество занятий в неделю:1
Продолжительность занятий:25минут
Количество занятий в год: – 38
Цель: развитие интереса дошкольников к техническому конструированию и начальному техническому моделированию.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать основы технического мышления и навыков начального технического моделирования;
- формировать знания и умения работы с разными материалами и инструментами при изготовлении, как простейших технических изделий, так и конструировании объемных макетов транспортных средств, мебели или зданий;
- oобучать правилам безопасной работы с инструментами, применяемыми в начальном техническом моделировании;
Развивающие:
- развивать интерес к техническому моделированию;
- развивать конструктивное, образное и логическое мышление;
- развивать конструкторские навыки, творческую инициативу и самостоятельность;
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к техническим видам творчества;
- воспитывать аккуратность в работе;
- воспитывать ответственность, коммуникативные способности;
Список детей зачисленных на кружок
№ | Фамилия, имя ребенка | группа |
1 | Шабалин Дмитрий | компенсирующая |
2 | Орлова Екатерина | компенсирующая |
3 | Тимур | компенсирующая |
Перспективно тематическое планирование
№ | Название темы | Теория | Практика |
1. | «Чудеса конструирования» | Познакомить детей с многообразием материалов, используемых для конструктивно-модельной деятельности. | Вызывать у детей интерес к работе кружка показом готовых работ; познакомить детей справила работы кружка и техникой безопасности. |
2. | Конструирование по замыслу | Формировать умение создавать замысел и реализовывать его. | Развивать умение работать по предложенным инструкциям. Развивать мелкую моторику. Формировать пространственное мышление. Воспитывать умение работать в коллективе. |
3. | «Домик с окном» | Знакомство с понятием конструирование по образцу, изучаем образец домика. | Упражнение на развитие устойчивости внимания. Конструирование плоского домика по образцу. |
4. | «Домик и заборчик» | Знакомство с понятием конструирование по замыслу, развитие фантазии и воображения детей, обучение созданию сюжетной композиции. | Упражнение на развитие устойчивости внимания. Конструирование по замыслу домика и заборчика. |
5. | «Город» | Закреплять у обучающих с я знания о строительных деталях, цвете. Обобщать представление у детей выполнять задание по образцу. Развивать внимание в процессе построек, логическое мышление, развивать координацию движений. | Воспитывать Самостоятельность через конструктивную деятельность у обучающихся. |
6. | «Сказочные домики» | Продолжать развивать интерес детей к конструктивной деятельности, учить творческому конструированию по условию: строить красивый дом–сказочный, самостоятельно придумывать и осуществлять оригинальные замыслы, на ходить не обычные конструктивные решения, закреплять навык планирования предстоящей работы. | Воспитывать интерес к изобретательству, навык и коллективной работы. |
7. | «Много этажный дом» | Вызвать у детей эмоциональное отношение к постройке. | Совершенствовать знания детей в выборе деталей для постройки. Развивать воображение, умение описывать свою постройку. Воспитывать любовь к своей семье. Закреплять умение делать дом по воображению или с помощью схемы. |
8. | «Заборчики» | Продолжаем развивать устойчивость внимания, способность выделять в предметах их функциональные части. | Упражнение на развитие концентрации внимания. Конструирование заборчиков разной высоты одного цвета. Заборчиков двух цветов. |
9. | «Мебель» | Формировать у детей представления о функциональности конструкций, взаимосвязи особенностей модели и еѐ назначения. | Формировать у детей умения создавать конструкции по представлению, упражнять в совместном конструировании, формировать. |
10. | «Гараж для машин» | Формирование представлений по теме «Транспорт». Расширяем и уточняем словарный запас по теме. | Учить строить объемный гараж для машин. Анализ по строек. |
11. | «Машины будущего» | Формировать представления о машинах разных видов, их строении и на значении. | Упражнять в объёмном и плоскостном моделировании в построении схем. Развивать способность к порождению новых оригинальных идей, к анализу схем, чертежей, конструкций. |
12. | «Гоночные машины» | Расширение и уточнение словарного запаса по теме. Формировать представления о машинах разных видов. | Продолжать учить детей анализировать свою постройку; этапы ее создания, развивать внимание при определении общих, характерных деталей машины различной конструкции; вычленять и называть главные части машины, планировать этапы постройки. |
13. | «Самолёт» | Продолжаем закреплять словарный запас по теме «Транспорт». Закрепление умений конструировать по образцу | Развивать умение планировать этапы постройки, пользоваться схемой. |
14. | «Водный транспорт» | Развивать самостоятельность в решении конструкторских задач. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность. | Закреплять умение читать схемы; соотносить плоскостное изображение фигур с объёмным. Формировать представление о цвете, форме, размерах предметов. Закреплять умение создавать из мягких модулей крупно масштабные объемные конструкции. |
15. | «Космические корабли» | Учить детей делать постройку из конструктора не похожую на предыдущие. Закреплять название деталей. | Учить детей комментировать пошагово ход работы. Закрепить знания детей о форме, цвете, величине, размере. Развивать речь, логику и мышление. |
16. | «Танк» | Совершенствовать умение детей узнавать конструкцию по чертежам, последовательно анализировать чертежи конструкции, выделять ее основные части. | Закреплять умение самостоятельно создавать конструкцию по схеме без опоры на образец. Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу |
17. | «Службы спасения» | Развивать фантазию и воображение детей, развивать умения передавать форму объекта средствами конструктора. | Закреплять навыки скрепления деталей. Учить умению планировать работу по созданию сюжетной композиции. |
18. | «Светофор» | Продолжать формировать знания о правилах поведения на улице. | Конструирование по образцу: светофор. Анализ построек. |
19. | «Новогодняя елочка» | Формирование представлений по теме «Лес». Виды деревьев. Различия между разными видами деревьев. | Продолжать совершенствовать конструкторские способности. Новогодняя елочка. |
20. | «Новогодняя игрушка» | Формировать умение и желание трудиться | Конструирование по схеме Новогодняя игрушка |
21. | «Новогодние подарки» | Учить детей самостоятельно и творчески реализовывать свои собственные замыслы. | Развивать творческую активность, дизайнерские навыки, эстетический вкус. |
22. | «Терем Деда Мороза» | Знакомить детей с особенностями по строек сказочных зданий. Дать представление о понятии теремиегоконструкторскихиархитектурныхрешениях.Учитьдетейзадумыватьиреализовывать коллективную постройку. | Развивать конструкторские навыки, умение работать в команде на общий результат, навыки экспериментальной деятельности и совместного обыгрывания постройки. |
23. | «Дед Мороз его помощники» | Учить применять полученные ранее конструкторские умения и навыки. | Развивать творческие способности, фантазию, воображение, умение работать в коллективе. |
24. | Дома для сказочных персонажей» | Продолжать знакомить детей с особенностями сказочных построек. Учить обдумывать предстоящую работу. | Поощрять самостоятельность и творческие решения. |
25. | «Путешествие в сказку…» | Продолжать учить детей творчески по собственному замыслу создавать модели и конструкции по сюжетам сказок, используя имеющиеся у них знания, конструкторские и коммуникативные навыки. | Формировать умение работать в парах или малых подгруппах. Продолжать учить обыгрывать постройки. |
26. | «Парк аттракционов» | Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество; обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу. | Выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу; совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе. |
27. | «Город маленьких человечков» | Упражнять в составлении планов строительства. Совершенствовать конструкторские способности. | Формировать совместную поисковую деятельность. Развивать умение делать самостоятельные исследования и выводы |
28. | « Свободное творческое конструирование» | Развивать у детей творческий потенциал. Закреплять полученные конструктивные навыки, знания о деталях, их соединении, о создании индивидуальных и коллективных моделей и конструкций. | Учить создавать конструкции по замыслу. Развивать творческое воображение и фантазию. |
29. | «Наша улица» | Развивать фантазию и воображение детей. | Свободное конструирование. |
30. | «Что нас окружает» | Учить обдумывать содержание постройки, называть ее тему, давать ее общее описание; -Развивать творческую инициативу и самостоятельность, закреплять полученные навыки. | Конструирование собственной модели. |
31. | «Заюшкина избушка» | Обсуждение содержания сказки. Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию | Закреплять навыки скрепления деталей. Учить умению планировать работу по созданию сюжетной композиции. |
32. | «Зайка» | Продолжать развивать интерес к конструированию. | Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования; -воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. |
33. | «Конструирование по замыслу» | Закреплять полученные навыки; Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание; | Развивать творческую инициативу и самостоятельнть. |
34. | «Путешествие ребят на планету Роботов» | Упражнять в создании роботов для различных целей из магнитного конструктора; развивать потребность к экспериментированию и изобретательству. | Совершенствовать конструкторские способности, упражнять в создании чертежей. Упражнять в конструировании по чертежам. |
35. | «Подарок для папы» | Описание кораблей и рассказ о способах их конструирования. | Конструирование модели «Волшебный корабль» |
36. | «Детская площадка» | Развивать самостоятельность в решении конструкторских задач | Показать детскую площадку. Построить песочницу, лесенки. |
37. | «Подарок для мамы» | Просмотр мультика " Моя мама". | Моделируем цветок по схеме. |
38. | «Конструирование по замыслу» | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. | Развивать творческую инициативу самостоятельность |
Планируемые результаты программы
- Сформировался интерес к конструированию и моделированию;
- Развиты умения конструирования из различных видов конструктора;
- Сформированы необходимые навыки работы с материалом;
- Развиты умения самостоятельно изготовить поделку от начала до конца;
- Сформировался интерес к творческой деятельности;
- Развиты умения мыслительной деятельности, конструкторской смекалки, сообразительности.
К концу года дети должны знать:
- название видов конструкторов (используемых для конструирования);
- название деталей конструкторов, их назначение и применение;
- ориентироваться в понятиях«вверх»,«вниз»,«направо»,«налево»;
- правила безопасности во время работы с инструментами;
К концу года дети должны уметь:
- планировать и организовывать свою работу;
- конструировать с опорой на схему, или образец соответственно возрасту;
- конструировать по заданной теме;
- дополнять модели из конструктора по собственным задумкам.
Материально техническое база
- Характеристикапомещений:
- Столы –2 шт.;
- Стулья – 6шт.;
- Стеллаж для хранения материала– 1шт.
2. Учебно-методическое обеспечение:
- Конструкторы«ТИКО»1шт.
- Схемы плоскостных ТИКО- фигур.
- МагнитныйконструкторMagformers1шт.
- Учебное пособие«МАГФОРМЕРС»- книга идей
- Конструктор LEGO 2шт
- Конструктор«Kliкs»1шт
- Конструктор «Строитель»1шт.
Список методической литературы
- Конструирование дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов / М. С. Ишмакова. – Всерос. уч. метод. Центр образоват. Робототехники. – М.:Маска.-2013.-100с
- Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. - М.: Академия,2008.-80с.
- Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду.–М.: ТЦСфера2017.
- Интернет сайты:http://www.maam.ru/https://dohcolonoc.ruhttp://doshkolnik.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план кружковой работы "Чудеса из пластилина"
Данный перспективный план разработан для детей второй младщей группы.План рассчитан на один год.Использована литература: Г.Н. Давыдова "Пластилинография для малышей", "Пластилинография", "Детский диза...

Перспективный план кружковой работы "Чудеса аппликации"
Перспективный план кружковой работы по нетрадиционным формам аппликации...

Программа по кружковой работе «Чудеса из макарон»
Кружок предназначен для детей дошкольного возраста....
Парциальная программа кружковой работы «Чудеса своими руками»
Формирование развития творческих способностей детей дошкольного возраста при работе с нетрадиционным материалом – макаронными изделиями....

Дополнительно образовательная деятельность по оригами Кружковая работа «Чудеса оригами для детей 6-7 лет» Срок реализации: сентябрь 2018 - май 2019 год
Программа кружковой работы разработана на основании наглядно – методического пособия С. Мусиенко, Г. Бутылкиной «Оригами в детском саду»....


