Формирование нравственных качеств в процессе ручного труда
статья по конструированию, ручному труду

Нурмагамбетова Айгуль Лаиковна

из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете

В воспитательном процессе важное место должны занять: народная мудрость, национальные идеи и идеалы, которые являются тем фундаментом, на котором растет национальное сознание, достоинство, самоуважение.

Формирование нравственных качеств дошкольников считаю одной из приоритетных задач дошкольного воспитания. В течении нескольких лет я изучаю данную тему. Самообразовываясь в данном направлении, решила изучить тему формирования нравственных качеств в процессе ручного труда. Ручной труд  - это по определению работа, направленная на удовлетворение нравственных эстетических потребностей человека.

В 2023-2024 учебном году мною реализовывается тема по самообразованию «Формирование нравственных качеств в процессе ручного труда»

Цель: Научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы и процесс и результат приносили радость и удовлетворение. Обеспечение речевого благополучия дошкольников на этапе подготовки к обучению в школе через виды ручного труда и конструирование.

Так как занятия ручным трудом способствуют развитию воображения, творческих способностей; развивают мелкую моторику рук, способствует воспитанию выносливости, усидчивости, а самое главное умения доводить начатое до конца.

До сих пор актуальны и очень ценны работы по духовно-нравственному воспитанию педагога-гуманиста и философа В.А. Сухомлинского. Он видел приоритет в формировании нового поколения сознательной молодежи, воспитании настоящих патриотов, которые по настоящему любят Родину, гордятся своим народом и его историческим прошлым, ответственных за его будущее. «Воспитывать маленького ребенка так, чтобы у него были ценности, которые достались ему дорогой ценой»- говорил он.

Важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека. Именно в дошкольном возрасте, когда ребенок очень чувствителен к эмоциональным воздействиям и склонен к подражанию, создаются благоприятные условия для того, чтобы постепенно раскрыть ему смысл народного и мирового наследия, сформировать первый практический опыт проявления души по отношению к родным и близким людям, родному дому, отчему краю с его природой, историей и традициями, родного языка, – всего, из чего для каждого начинается Родина. Патриотами не рождаются, ими становятся.

Р.С. Буре же указывает, что любой из видов ручного труда содержит в себе возможности для формирования у детей нравственно-волевых качеств, прилежания, стремления к качественному выполнению задуманного. Возможность изготовить предмет, имеющий практическое значение, своими руками, конечно, привлекает детей. Эта особенность ручного труда, как отмечает Р.С. Буре, становится сильным мотивом, побуждающим ребенка к овладению необходимыми навыками, к настойчивости в процессе деятельности. Особенностью ручного труда является то, что в результате приложенных усилий дошкольники получают быстро готовую поделку. Ребенок имеет возможность видеть результат и оценить поделку.

Актуальность и перспективность опыта

После накопления детьми определённых конструктивных умений   используются такие методы обучения, которые будут способствовать развитию активности, самостоятельность детей, их творчество. К ним относится постановка перед детьми задач, требующих самостоятельных конструктивных решений. При отборе методов воспитатель должен помнить, что основанная цель ручного труда заключается не в том, чтобы научить ребёнка делать ту, или иную поделку, а в том чтобы развивать мышление ребёнка, его нравственные качества, эстетические чувства.

Ручной труд благотворно влияет на психику ребёнка, так как он успокаивает и расслабляет её. Занимаясь любимым и интересным делом, ребёнок может выплеснуть эмоциональное напряжение вовне, у него происходит разрыв напряжения, наступает успокоение. Занятия ручным трудом помогают дошкольнику выразить свое эмоциональное состояние.

 Ручной труд в детском саду дает ребенку возможность почувствовать себя мастером, художником, творцом, формирует желание и стремление мастерить своими руками, прививает уважение к чужому труду , развивает самостоятельность.

Новизна опыта

Новизна опыта состоит в том,  чтобы через использование приемов ручного труда сформировать нравственную личность и помочь ребенку найти себя, научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы был виден процесс и результат работы. А так же умение помочь, объяснить, поделиться идеей, работать в команде.

Моя практика показывает, что важнейшим условием для перехода к более высокой ступени деятельности - к учению - является воспитание у дошкольников способности систематически выполнять посильные обязанности вне зависимости от личного желания ребенка, от случайностей его настроения. Когда ребенок к концу дошкольного возраста хорошо справляется со своими весьма несложными делами, можно считать, что он подготовлен к выполнению более сложных обязанностей, которые возложит на него школа.

Методика организации работы детей дошкольного возраста основывается на принципах построения педагогического процесса:

  • От простого к сложному.
  • Принцип систематичности.
  • Принцип тематических циклов.
  • Индивидуального подхода.
  • Принцип последовательности.

При проведении занятий необходимо учитывать специфику возраста детей и использовать соответствующие методы и приемы обучения в зависимости от поставленных задач. Методические приемы, применяемые в ручном труде:

  • обследование (воспитатель обращает внимание на технику, орнамент, цвет, сочетание цветов, строение);
  • анализ образца, выполненного педагогом (обнаружение способа создания, основы конструкции);
  • анализ серии образцов, выполненных одним способом (вычленить обобщенный способ их создания);
  • анализ промежуточных результатов и побуждение к самоконтролю (учить действиям сопоставления, проговаривать названия действий, обозначений);
  • анализ поделки (дать заранее установку на самоконтроль выполнения контрольных действий, взаимоконтроль).

Большое место отводится  наглядности (показ педагога, пример), то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.

Для правильной выработки навыков работы простейшими инструментами и с материалами необходимы показ и объяснение воспитателя, определенные практические действия детей под контролем взрослого, наблюдающего за правильностью выполнения операций и формированием навыка.

Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.

Чтобы выдвигаемые задачи становились для детей значимыми, воспитатель раскрывает «ближайшие перспективы» - практическое применение полученных знаний и умений. С этой целью в ходе занятий педагог показывает рисунки или образцы разных поделок, которые можно выполнить в свободное время, а после занятия помещает наглядный материал в уголке творчества.

Большое воздействие оказывают на ребят готовые детские работы. Они способствуют формированию интереса детей к этому труду; стимулируют их к проявлению инициативы в совершенствовании навыков работы. С этой целью в группе организуется выставка детских работ.

 Ребенок в процессе труда чувствует себя взрослым и это сознание, что он работает, трудится как взрослый, приносит ему радость, поддерживает его интерес и любовь к труду.

Для проведения большинства занятий не нужно специального оборудования. Использование данного опыта не требует материальных затрат (подручный, бросовый материал). Материал доступен для педагогов ДОУ различного уровня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание детей особой заботы путем формирования ориентировочной основы продуктивной деятельности у воспитанников дошкольной группы компенсирующей направленности в процессе ручного труда"

Предлагаю доклад с презентацией собственного выступления, проходившего на педагогическом марафоне "Воспитание детей особой заботы: проблемы, поиски, решения" в городе Омске (октябрь 2012г)....

Презентация к докладу "Воспитание детей особой заботы путём формирования ориентировочной основы продуктивной деятельности воспитанников дошкольной шруппы компенсирующей направленности в процессе ручного труда"

Предлагаю презентацию к выступлению на педагогическом марафоне в городе Омске по теме "Воспитание детей особой заботы: проблемы, поиски, решения"....

Модель формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности в условиях реализации ФГТ

Нравственное развитие – одна из важнейших составляющих полноценной и успешной социализации личности ребенка.  Оно включает в себя воспитание нравственных качеств у детей, восприятие эталонов добр...

" ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ "

Одним из эффективных средств решения задач нравственного воспитания подрастающего поколения, являются занятия физкультурой и спортом. Чтобы быть уверенным, что нашим детям будет хорошо в будущем, надо...

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

laquo;Духовность» -  рассматривается как внутренний, индивидуальный мир личности, проявленный определёнными нравственными качествами, потребностями, устремлениями, ценностями;как способ со...

СТАТЬЯ " ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ "

Одним из эффективных средств решения задач нравственного воспитания подрастающего поколения, являются занятия физкультурой и спортом. Чтобы быть уверенным, что нашим детям будет хорошо в будущем, надо...