Программа «Самоделкин» Конструирование из металлического конструктора На тему: «Развитие у дошкольников технического творчества посредством современных технологий» в подготовительной группе
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Программа
«Самоделкин»
Конструирование из металлического конструктора
На тему: «Развитие у дошкольников технического творчества посредством современных технологий»
в подготовительной группе
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 2»
Управления делами Президента Российской Федерации
Программа
«Самоделкин»
Конструирование из металлического конструктора
На тему: «Развитие у дошкольников технического творчества посредством современных технологий»
в подготовительной группе №7
Составила: Чукалова Зоя Михайловна
Воспитатель высшей квалификационной категории
Москва 2025
Содержание
1.1 Пояснительная записка
1.1.1. Цель и задачи Программы
I. Целевой раздел
1.1.2. Психолого-возрастные и индивидуальные особенности контингента детей.
1.2 Планируемые результаты
II. Содержательный раздел
2.1 Содержание образовательной деятельности
2.1.1 Подготовительная группа (6 - 7 лет)
2.2 Описание форм, способов, методов и средств реализации программы
III. Организационный раздел
3.1 Материально-техническое обеспечение
3.2 Организация предметно-пространственной развивающей среды
3.3. Организация образовательного процесса Приложение
Если ребенок не научится сам ничего творить, то в жизни
он всегда будет только подражать, копировать.
Л.Н. Толстой
1. 1. Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Самоделкин» определяет оптимальные и наиболее эффективные содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса по конструированию и моделированию в соответствии с определенными в ФГОС ДО целью и результатами обучения. Программа разработана для детей 6-7 лет. Программа направлена на:
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми, сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Образовательная деятельность по реализации программы ведется на русском языке.
Программа составлена с учетом конкретных материально-технических условий, контингента воспитанников ДОУ (их индивидуальных особенностей, интересов и возможностей), потребностей родителей, общественности и социума. Программа занятий «Самоделкин» дает возможность ребенку познакомиться со свойствами металла, понять, по какому принципу конструируются реальные предметы. В процессе игры у ребенка развивается логическое мышление: следуя инструкции, он продумывает, какая деталь идет следующей, что и в какой последовательности нужно собрать. Скрепляющим материалом являются болты, шурупы, гайки, и чтобы подобрать нужные по размеру гайку и болт, ребенку необходимо проявить усидчивость, терпение, внимательность, чтобы в итоге получилось то, что необходимо. При работе с мелкими деталями у ребенка развивается мелкая моторика.
- Цель и задачи программы
Цель : развитие познавательного и творческого потенциала обучающихся, через освоение технологии конструирования по средством металлического конструктора. Достигается данная цель при реализации следующих задач:
1. Научить создавать простейшие модели из металлического конструктора, умение работать по образцу, схеме.
2. Развивать пространственное воображение, память, мелкую моторику, мышление, усидчивость, творческие способности.
3. Формировать умение правильно называть и различать детали металлического конструктора.
1.1.2. Психолого-возрастные и индивидуальные особенности детей
В 6-7 лет у детей ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и представлений о свойствах различных предметов. Приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании Овладение ребенком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя ее. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. К подготовительной к школе группе у детей свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям.
- Планируемые результаты.
Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Личностные: - готовность ребенка использовать знания в учении и повседневной жизни, для изучения и исследования конструктивной сущности явлений, событий, фактов;
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения;
- познавательный интерес к дальнейшему изучению конструирования;
Познавательные:- ориентироваться в своей системе знаний:
- отличать новое от уже известного с помощью воспитателя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в инструкциях, приложениях к конструкторам;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя инструкцию, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- планировать учебное сотрудничество с воспитателем и сверстниками;
- доносить свою позицию до других;
- уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникациями;
К окончанию курса ребенок:
- знает детали металлического конструктора;
- умеет разными способами соединять детали;
- умеет анализировать устройство изделия, определять его назначение и самостоятельно его собирать;
- уважительно относиться к труду людей;
- может использовать полученные знания по конструированию в жизни;
- может организовать рабочее место для работы с конструктором.
II. Содержательный раздел
2.1.1. Тематический план.
Месяц | Тема | Задачи | |
Сентябрь | Занятие 1 | Введение. Знакомство с металлическим конструктором и его деталями. | Знакомство детей с мастерской в группе. Знакомить детей с деталями конструктора, их названиями и внешним видом. |
Занятие 2 | Геометрические фигуры | Учить изготовлению простейших геометрических фигур. Учить читать и понимать инструкцию. | |
Занятие 3 | Табурет | Учить детей соединять простые детали конструктора с помощью отвертки и гаечного ключа. | |
Занятие 4 | Стул | Закрепить умения детей соединять простые детали конструктора с помощью отвертки и гаечного ключа. |
Месяц | Тема | Задачи | |
Октябрь | Занятие 1 | Кровать | Учить детей изготовлению кроватки из металлических деталей, соединяя их гайками и шурупами. Учить обдумывать содержание будущей постройки; развивать творчество, самостоятельность при создании поделок; использовать знания и умения, полученные ранее. |
Занятие 2 | Стул 2 | Продолжать учить детей соединять простые детали конструктора с помощью отвертки и гаечного ключа, учить понимать инструкцию. Развивать умение конструировать, использовать составление чертежа постройки из металлического конструктора. | |
Занятие 3 | Кресло | Учить детей самостоятельно соединять простейшие детали металлического конструктора. | |
Занятие 4 | Скамейка | Продолжать учить пользоваться схемами при работе. Продолжать учить соединять простейшие детали для изготовления скамейки. |
Месяц | Тема | Задачи | |
Ноябрь | Занятие 1 | Стол | Продолжать учить детей строить постройки из металлического конструктора сообща, по инструкции разными способами. |
Занятие 2 | Диван | Продолжать учить использовать схематические изображения предметов в процессе конструирования дивана. | |
Занятие 3 | Антена | Развитие умения воспроизвести модель из деталей металлического конструктора; закрепление навыков скрепления деталей; активизировать мышление детей. | |
Занятие 4 | Лестница | Учить детей скреплять детали с помощью болтиков и гаек; развивать умение детей последовательно анализировать конструкцию сооружения. |
Месяц | Тема | Задачи | |
Декабрь | Занятие 1 | Качели | Активизировать поисковую деятельность детей. Развивать образное мышление, воображение, творчество, инициативу; совершенствовать умение планировать свою деятельность. |
Занятие 2 | Спортсмен | Побуждать детей самостоятельно отбирать нужные детали в соответствии с характером постройки, соединяя все детали при помощи отвертки и гаечного ключа. | |
Занятие 3 | Кормушка | Продолжать учить строить из деталей строителя; развивать конструкторские навыки, творчество; упражнять в быстром решении проблемных ситуаций. | |
Занятие 4 | Телега | Учить конструировать по простейшим схемам; развивать формы наглядного моделирования, творческую инициативу и самостоятельность. Развивать умение детей создавать замысел конструкции по предложенной теме с присоединением колес. |
Месяц | Тема | Задачи | |
Январь | Занятие 1 | Санки | Учить обдумывать содержание будущей постройки; развивать творчество, самостоятельность; закрепить интерес к конструированию и конструктивному творчеству. |
Занятие 2 | Мотороллер грузовой | Продолжать развивать умение анализировать схему конструкции мотороллера, учить соединять детали с помощью отвертки и гаечного ключа. |
Месяц | Тема | Задачи | |
Февраль | Занятие 1 | Качели 3 | Упражнять детей в самостоятельном анализе постройки; закрепить умение правильно, крепко соединять конструкцию. |
Занятие 2 | Военная техника по замыслу | Формировать обобщённые представления о данном виде технике, развивать конструкторские навыки соединяя детали; развивать фантазию, учить самостоятельно, находить способы выполнения задумки. | |
Занятие 3 | Самолет | Формировать умение анализировать образец готовой постройки, соизмерять элементы конструкции и схемы; учить детей скреплять детали с помощью болтиков и гаек. | |
Занятие 4 | Карусель | Учить собирать карусель с использованием деталей из металлического конструктора, закрепляя названия элементов и умение выбирать необходимые из множества; учить работать по схеме-чертежу. |
Месяц | Тема | Задачи | |
Март | Занятие 1 | Мельница | Учить создавать замысел мельницы, выбирать способы её выполнения с помощью отвертки и гаечного ключа. |
Занятие 2 | Мельница | Учить создавать замыслы конкретных построек, выбирать способы их выполнения; развивать творческую инициативу и самостоятельность с помощью отвертки и гаечного ключа. | |
Занятие 3 | Коляска | Учить детей конструировать по схеме; совершенствовать умение работать по предложенному алгоритму. | |
Занятие 4 | Игрушка по замыслу | Продолжать учить строить из деталей строителя; развивать конструкторские навыки, творчество; упражнять в быстром решении проблемных ситуаций. |
Месяц | Тема | Задачи | |
Апрель | Занятие 1 | Велосипед | Продолжать детей учить, самостоятельно преобразовывать постройки в зависимости от назначения, соединяя детали металлического конструктора. |
Занятие 2 | Качели 4 | Закреплять полученные навыки; учить заранее обдумывать содержание будущей постройки; развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
Занятие 3 | Мотоцикл | Развивать творческое мышление фантазию, закрепляя приемы соединения деталей с помощью отвертки и гаечного ключа. | |
Занятие 4 | Пушка | Сборка модели пушки, механизмов и других технических устройств, с попыткой самостоятельного планирования предстоящих действий. |
Месяц | Тема | Задачи | |
Май | Занятие 1 | Все что можем мы построить | Учить обдумывать содержание будущей постройки; развивать творчество, самостоятельность при создании; использовать знания и умения, полученные ранее. |
Занятие 2 | Самолет2 | Формировать умение создавать постройку сообща, дружно работать в коллективе; способствовать развитию мышления, воображения, пространственных представлений, творческих способностей. | |
Занятие 3 | Джип «Савана» | Развивать умение детей последовательно анализировать конструкцию сооружения, выделять ее структурные части, форму, размеры, расположение деталей; активизировать поисковую деятельность детей. | |
Занятие 4 | Джип «Савана» | Учить самостоятельно подбирать детали необходимые для сборки; учить скреплять детали друг с другом, соединяя их между собой болтами и гайками; развивать зрительное восприятие. |
2.2 Описание форм, способов, методов и средств реализации программы
Особенности организации моделирования из металлического конструктора: проведение игровых занятий, импровизаций, включение в занятие парной и групповой работы, частая смена видов деятельности. Занятия носят практический характер, прослеживается межпредметная связь.
Формы работы:
1. Беседы.
2. Занятия.
3. Индивидуальная работа.
4. Подгрупповая работа.
5. Коллективно-творческая работа.
6. Работа с родителями.
7. Игра.
8. Оформление выставок.
III. Организационный раздел
3.1 Материально-техническое обеспечение.
Материально-техническое обеспечение Программы включает учебно-методический комплект (перечень необходимых для осуществления образовательного процесса программ, технологий, методических пособий), оборудование, оснащение). Нормативно-правовые документы: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Санитарно-эпидемиологические требования СанПиН 2.4.1.3049-13 18 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Образовательная программа дошкольного образования ГБДОУ УДПР Центр развития ребенка «Детский сад 2».
Методические пособия:
1. Давидчук А.Н. Конструктивное творчество дошкольника. Пособие для воспитателя. – М.: Просвещение, 1973. – 80 с.
2. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1990. – 158 с.
3. Нечаева В.Г., Корзакова Е.И. Строительные игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1966. – 140 с.
4. Никитин Б.П. Развивающие игры. – 5-е изд., доп. – М.: Знание, 1994. –192 с.
5. Тарловская Н.Ф., Топоркова Л.А. обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей – 2-е изд. – М.: Просвещение; Владос, 1994. – 216 с.
6. Куцакова Л.И. «Занятия по конструированию в старшей и подготовительной к школе группы детского сада».
7. Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. — М.: Просвещение, 1985. - 159с.
8. Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Издательство “Учитель” 2007. - 287с.
9. Муниципальная система образования. Информационно-методический журнал. Выпуск 1. — Ярославль: Управление образования мэрии. Городской центр развития образования, 2004.- 65 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по изобразительной деятельности с элементами нетрадиционного рисования с использованием современных технологий в подготовительной группе на тему: «В подводном царстве».
Образовательные технологии: Здоровье-сберегающие технологии; Игровая технология; Технология обогащения лексического запаса. ...

Родительское собрание для родителей (законных представителей) по теме: «Развитие предпосылок научно-технического творчества детей старшего дошкольного возраста посредством использования конструктора «Фанкластик»
Цель: повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) воспитанников в процессе активного обсуждения данной темы, практическое использование конструктора «Фанкластик&r...

Индивидуальный план самообразования по теме: "Развитие речи дошкольников с ОНР посредством игровых технологий. "
В плане самообразования представлено планирование и организация речевой деятельности учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы для детей с ТНР через образовательный проект: " ...

Индивидуальный план самообразования по теме: "Развитие речи дошкольников с ОНР посредством игровых технологий. "
В плане самообразования представлено планирование и организация речевой деятельности учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы для детей с ТНР через образовательный проект: " ...

Мастер-класс «Развитие интереса к изобразительному творчеству посредством использования технологии С.В. Погодиной»
Технология предполагает активное включение ребенка в процесс обучения с помощью экспериментирования. Ребенок использует художественные техники, выбирает материалы, экспериментирует с красками, пл...

Презентация «Развитие интереса к изобразительному творчеству посредством использования технологии С.В. Погодиной»
Технология предполагает активное включение ребенка в процесс обучения с помощью экспериментирования. Ребенок использует художественные техники, выбирает материалы, экспериментирует с красками, пл...
