Программа «Самоделкин» Конструирование из металлического конструктора На тему: «Развитие у дошкольников технического творчества посредством современных технологий» в подготовительной группе
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Чукалова Зоя Михайловна

Программа

«Самоделкин»

 Конструирование из металлического конструктора

На тему: «Развитие у дошкольников технического творчества посредством современных технологий»

в подготовительной группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samodelkin.docx26.36 КБ

Предварительный просмотр:

 Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 2»

Управления делами Президента Российской Федерации

Программа

«Самоделкин»

 Конструирование из металлического конструктора

На тему: «Развитие у дошкольников технического творчества посредством современных технологий»

в подготовительной группе №7

Составила: Чукалова Зоя Михайловна

Воспитатель высшей квалификационной категории

Москва 2025

Содержание

1.1 Пояснительная записка

1.1.1. Цель и задачи Программы

I. Целевой раздел

1.1.2. Психолого-возрастные и индивидуальные особенности контингента детей.

1.2 Планируемые результаты

II. Содержательный раздел

2.1 Содержание образовательной деятельности

2.1.1 Подготовительная группа (6 - 7 лет)

2.2 Описание форм, способов, методов и средств реализации программы

III. Организационный раздел

3.1 Материально-техническое обеспечение

 3.2 Организация предметно-пространственной развивающей среды

3.3. Организация образовательного процесса Приложение

                                                                          Если ребенок не научится сам ничего творить, то в жизни

он всегда будет только подражать, копировать.

 Л.Н. Толстой

1. 1. Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Самоделкин» определяет оптимальные и наиболее эффективные содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса по конструированию и моделированию в соответствии с определенными в ФГОС ДО  целью и результатами обучения. Программа разработана для детей 6-7 лет. Программа направлена на:

- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми, сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

- создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Образовательная деятельность по реализации программы ведется на русском языке.

Программа составлена с учетом конкретных материально-технических условий, контингента воспитанников ДОУ (их индивидуальных особенностей, интересов и возможностей), потребностей родителей, общественности и социума. Программа занятий «Самоделкин» дает возможность ребенку познакомиться со свойствами металла, понять, по какому принципу конструируются реальные предметы. В процессе игры у ребенка развивается логическое мышление: следуя инструкции, он продумывает, какая деталь идет следующей, что и в какой последовательности нужно собрать. Скрепляющим материалом являются болты, шурупы, гайки, и чтобы подобрать нужные по размеру гайку и болт, ребенку необходимо проявить усидчивость, терпение, внимательность, чтобы в итоге получилось то, что необходимо. При работе с мелкими деталями у ребенка развивается мелкая моторика.

  1. Цель и задачи программы

Цель : развитие познавательного и творческого потенциала обучающихся, через освоение технологии конструирования по средством металлического конструктора. Достигается данная цель при реализации следующих задач:

1. Научить создавать простейшие модели из металлического конструктора, умение работать по образцу, схеме.

2. Развивать пространственное воображение, память, мелкую моторику, мышление, усидчивость, творческие способности.

3. Формировать умение правильно называть и различать детали металлического конструктора.

1.1.2. Психолого-возрастные и индивидуальные особенности детей

В 6-7 лет у детей ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и представлений о свойствах различных предметов. Приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании Овладение ребенком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя ее. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. К подготовительной к школе группе у детей свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям.

  1. Планируемые результаты.

Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Личностные: - готовность ребенка использовать знания в учении и повседневной жизни, для изучения и исследования конструктивной сущности явлений, событий, фактов;

 - самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения;

- познавательный интерес к дальнейшему изучению конструирования;

 Познавательные:- ориентироваться в своей системе знаний:

- отличать новое от уже известного с помощью воспитателя;

 - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в инструкциях, приложениях к конструкторам;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя инструкцию, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- планировать учебное сотрудничество с воспитателем и сверстниками;

- доносить свою позицию до других;

- уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникациями;

К окончанию курса ребенок:

- знает детали металлического конструктора;

- умеет разными способами соединять детали;

- умеет анализировать устройство изделия, определять его назначение и самостоятельно его собирать;

- уважительно относиться к труду людей;

 - может использовать полученные знания по конструированию в жизни;

- может организовать рабочее место для работы с конструктором.

II. Содержательный раздел

 2.1.1. Тематический план.

Месяц

Тема

Задачи

Сентябрь

Занятие 1

Введение. Знакомство с металлическим конструктором и его деталями.

Знакомство детей с мастерской в группе. Знакомить детей с деталями конструктора, их названиями и внешним видом.

Занятие 2

Геометрические фигуры

Учить изготовлению простейших геометрических фигур. Учить читать и понимать инструкцию.

Занятие 3

Табурет

Учить детей соединять простые детали конструктора с помощью отвертки и гаечного ключа.

Занятие 4

Стул

Закрепить умения детей соединять простые детали конструктора с помощью отвертки и гаечного ключа.

Месяц

Тема

Задачи

Октябрь

Занятие 1

Кровать

Учить детей изготовлению кроватки из металлических деталей, соединяя их гайками и шурупами. Учить обдумывать содержание будущей постройки; развивать творчество, самостоятельность при создании поделок; использовать знания и умения, полученные ранее.

Занятие 2

Стул 2

Продолжать учить детей соединять простые детали конструктора с помощью отвертки и гаечного ключа, учить понимать инструкцию. Развивать умение конструировать, использовать составление чертежа постройки из металлического конструктора.

Занятие 3

Кресло

Учить детей самостоятельно соединять простейшие детали металлического конструктора.

Занятие 4

Скамейка

Продолжать учить пользоваться схемами при работе. Продолжать учить соединять простейшие детали для изготовления скамейки.

Месяц

Тема

Задачи

Ноябрь

Занятие 1

Стол

Продолжать учить детей строить постройки из металлического конструктора сообща, по инструкции разными способами.

Занятие 2

Диван

Продолжать учить использовать схематические изображения предметов в процессе конструирования дивана.

Занятие 3

Антена

Развитие умения воспроизвести модель из деталей металлического конструктора; закрепление навыков скрепления деталей; активизировать мышление детей.

Занятие 4

Лестница

Учить детей скреплять детали с помощью болтиков и гаек; развивать умение детей последовательно анализировать конструкцию сооружения.

Месяц

Тема

Задачи

Декабрь

Занятие 1

Качели

Активизировать поисковую деятельность детей. Развивать образное мышление, воображение, творчество, инициативу; совершенствовать умение планировать свою деятельность.

Занятие 2

Спортсмен

Побуждать детей самостоятельно отбирать нужные детали в соответствии с характером постройки, соединяя все детали при помощи отвертки и гаечного ключа.

Занятие 3

Кормушка

Продолжать учить строить из деталей строителя; развивать конструкторские навыки, творчество; упражнять в быстром решении проблемных ситуаций.

Занятие 4

Телега

Учить конструировать по простейшим схемам; развивать формы наглядного моделирования, творческую инициативу и самостоятельность. Развивать умение детей создавать замысел конструкции по предложенной теме с присоединением колес.

Месяц

Тема

Задачи

Январь

Занятие 1

Санки

Учить обдумывать содержание будущей постройки; развивать творчество, самостоятельность; закрепить интерес к конструированию и конструктивному творчеству.

Занятие 2

Мотороллер  грузовой

Продолжать развивать умение анализировать схему конструкции мотороллера, учить соединять детали с помощью отвертки и гаечного ключа.

Месяц

Тема

Задачи

Февраль

Занятие 1

Качели 3

Упражнять детей в самостоятельном анализе постройки; закрепить умение правильно, крепко соединять конструкцию.

Занятие 2

Военная техника по замыслу

Формировать обобщённые представления о данном виде технике, развивать конструкторские навыки соединяя детали; развивать фантазию, учить самостоятельно, находить способы выполнения задумки.

Занятие 3

Самолет

Формировать умение анализировать образец готовой постройки, соизмерять элементы конструкции и схемы; учить детей скреплять детали с помощью болтиков и гаек.

Занятие 4

Карусель

Учить собирать карусель с использованием деталей из металлического конструктора, закрепляя названия элементов и умение выбирать необходимые из множества; учить работать по схеме-чертежу.

Месяц

Тема

Задачи

Март

Занятие 1

Мельница

Учить создавать замысел мельницы, выбирать способы её выполнения с помощью отвертки и гаечного ключа.

Занятие 2

Мельница

Учить создавать замыслы конкретных построек, выбирать способы их выполнения; развивать творческую инициативу и самостоятельность с помощью отвертки и гаечного ключа.

Занятие 3

Коляска

Учить детей конструировать по схеме; совершенствовать умение работать по предложенному алгоритму.

Занятие 4

Игрушка по замыслу

Продолжать учить строить из деталей строителя; развивать конструкторские навыки, творчество; упражнять в быстром решении проблемных ситуаций.

Месяц

Тема

Задачи

Апрель

Занятие 1

Велосипед

Продолжать детей учить, самостоятельно преобразовывать постройки в зависимости от назначения, соединяя детали металлического конструктора.

Занятие 2

Качели 4

Закреплять полученные навыки; учить заранее обдумывать содержание будущей постройки; развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Занятие 3

Мотоцикл

Развивать творческое мышление фантазию, закрепляя приемы соединения деталей с помощью отвертки и гаечного ключа.

Занятие 4

Пушка

Сборка модели пушки, механизмов и других технических устройств, с попыткой самостоятельного планирования предстоящих действий.

Месяц

Тема

Задачи

Май

Занятие 1

Все что можем мы построить

Учить обдумывать содержание будущей постройки; развивать творчество, самостоятельность при создании; использовать знания и умения, полученные ранее.

Занятие 2

Самолет2

Формировать умение создавать постройку сообща, дружно работать в коллективе; способствовать развитию мышления, воображения, пространственных представлений, творческих способностей.

Занятие 3

Джип «Савана»

Развивать умение детей последовательно анализировать конструкцию сооружения, выделять ее структурные части, форму, размеры, расположение деталей; активизировать поисковую деятельность детей.

Занятие 4

Джип «Савана»

Учить самостоятельно подбирать детали необходимые для сборки; учить скреплять детали друг с другом, соединяя их между собой болтами и гайками; развивать зрительное восприятие.

2.2 Описание форм, способов, методов и средств реализации программы

Особенности организации моделирования из металлического конструктора: проведение игровых занятий, импровизаций, включение в занятие парной и групповой работы, частая смена видов деятельности. Занятия носят практический характер, прослеживается межпредметная связь.

Формы работы:

1. Беседы.

2. Занятия.

3. Индивидуальная работа.

 4. Подгрупповая работа.

 5. Коллективно-творческая работа.

6. Работа с родителями.

7. Игра.

8. Оформление выставок.

III. Организационный раздел

3.1 Материально-техническое обеспечение.

Материально-техническое обеспечение Программы включает учебно-методический комплект (перечень необходимых для осуществления образовательного процесса программ, технологий, методических пособий), оборудование, оснащение). Нормативно-правовые документы: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Санитарно-эпидемиологические требования СанПиН 2.4.1.3049-13 18 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Образовательная программа дошкольного образования ГБДОУ УДПР  Центр развития ребенка «Детский сад 2».

Методические пособия:

 1. Давидчук А.Н. Конструктивное творчество дошкольника. Пособие для воспитателя. – М.: Просвещение, 1973. – 80 с.

2. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1990. – 158 с.

3. Нечаева В.Г., Корзакова Е.И. Строительные игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1966. – 140 с.

 4. Никитин Б.П. Развивающие игры. – 5-е изд., доп. – М.: Знание, 1994. –192 с.

5. Тарловская Н.Ф., Топоркова Л.А. обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей – 2-е изд. – М.: Просвещение; Владос, 1994. – 216 с.

 6. Куцакова Л.И. «Занятия по конструированию в старшей и подготовительной к школе группы детского сада».

7. Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. — М.: Просвещение, 1985. - 159с.

8. Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Издательство “Учитель” 2007. - 287с.

 9. Муниципальная система образования. Информационно-методический журнал. Выпуск 1. — Ярославль: Управление образования мэрии. Городской центр развития образования, 2004.- 65 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по изобразительной деятельности с элементами нетрадиционного рисования с использованием современных технологий в подготовительной группе на тему: «В подводном царстве».

Образовательные технологии:  Здоровье-сберегающие технологии;  Игровая технология;  Технология обогащения лексического запаса. ...

Родительское собрание для родителей (законных представителей) по теме: «Развитие предпосылок научно-технического творчества детей старшего дошкольного возраста посредством использования конструктора «Фанкластик»

Цель: повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) воспитанников в процессе активного обсуждения данной темы, практическое использование конструктора «Фанкластик&r...

Индивидуальный план самообразования по теме: "Развитие речи дошкольников с ОНР посредством игровых технологий. "

В плане самообразования представлено планирование  и организация речевой деятельности учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы для детей с ТНР через образовательный проект: " ...

Индивидуальный план самообразования по теме: "Развитие речи дошкольников с ОНР посредством игровых технологий. "

В плане самообразования представлено планирование  и организация речевой деятельности учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы для детей с ТНР через образовательный проект: " ...

Мастер-класс «Развитие интереса к изобразительному творчеству посредством использования технологии С.В. Погодиной»

Технология предполагает активное включение ребенка в процесс обучения с помощью экспериментирования. Ребенок использует художественные техники, выбирает материалы, экспериментирует с красками, пл...

Презентация «Развитие интереса к изобразительному творчеству посредством использования технологии С.В. Погодиной»

Технология предполагает активное включение ребенка в процесс обучения с помощью экспериментирования. Ребенок использует художественные техники, выбирает материалы, экспериментирует с красками, пл...