Снятие тревожности у детей ЗПР
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Мартьянова Мария  Владимировна

Программа для снятия тревожности у детей ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_snyatiya_trevozhnosti_u_zpr.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

                      Коррекционная и развивающая работа

Коррекция  тревожность  у детей с задержкой психического развития.

Дошкольники с задержкой психического развития (ЗПР) часто испытывают тревожность. В школе из-за нее детям сложно учиться, у них снижена работоспособность, трудности в общении. Поэтому организуйте среди детей старшего дошкольного возраста работу по коррекции данного состояния.

Отечественные психологи Д.Б. Эльконин, В.В. Лебединский подчеркивали, что при планировании коррекционных и психотерапевтических мер упор следует делать на ведущую в данном возрасте деятельность — игру. Поэтому в основе программы коррекции тревожности детей с ЗПР — игры и игровые упражнения.

Цель программы: снизить тревожность детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Сроки  реализации программы: 6–7 месяцев.

Объем: 10 занятий, 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия 20–30 минут.

Форма работы: групповая, подгрупповая

Ожидаемые результаты: у детей с ЗПР повысится уровень самооценки, сформируются навыки общения с окружающими людьми, в дальнейшем дети будут испытывать меньше трудностей при обучении в школе.

Этапы реализации программы:

  1. Диагностический. 

 Методики:

1. Анкета для педагогов «Критерии проявления тревожности» (авторы Е.К. Лютова, Г.Б. Монина)1.

2. Тест для родителей «Оценка уровня тревожности ребенка» (автор А.И. Захаров).

3. Методика для ребенка «Выбери нужное лицо» (авторы Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

II. Подготовительно-ознакомительный. 

III. Основной. 

IV. Закрепляющий. Цели — провести совместную работу в триаде «ребенок — родитель — воспитатель», обсудить результаты реализации программы.

В основе программы используются  игры и упражнени:  В.В. Ткачевой, М.И Чистяковой,Е.В. Каратаевой, К. Фопелем и др.

Виды игр:

1) для родителей и педагогов;

2) для детей.

Содержание программы по коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Форма работы

Задачи, направления коррекции

Содержание

Подготовительно-ознакомительный этап

Семинар-практикум для родителей и педагогов

Познакомить с понятием тревожности, способами ее преодоления, содержанием психокоррекционной программы

Мини-лекции «Что такое тревожность», «Как помочь тревожному ребенку».
Игры: «Приветствие», «Мои ощущения», «Оцените партнера, какой он?». Подведение итогов

Основной этап

Занятие 1

Развивать навыки взаимодействия друг с другом. Стимулировать собственные возможности детей для преодоления стрессовых ситуаций. Научить активно слушать, задавать вопросы и выражать свое мнение. Помочь преодолеть барьер в общении

Групповое упражнение «Давай поздороваемся».
Игры: «Мост дружбы», «Звериные чувства», «Пчелки».
Упражнения: «Волшебные очки», «Танец пяти движений».
Игра на расслабление «Танцующие руки»

Занятие 2

Расширить эмоциональный опыт детей. Сформировать умения преодолевать опасности, мобилизовать свою волю, проявлять активность. Снизить скованность, боязливость в движениях и речи

Игры: «Воздушный шарик», «Гусеница».
Игровая ситуация «Пещера для знакомства».
Групповое упражнение «Паровозик».
Игры: «Дракончик», «Фотография», «Необычная радуга» (на расслабление)

Занятие 3

Устранить внутренний конфликт ребенка. Расширить эмоциональный опыт. Снять эмоциональное и мышечное напряжение. Уменьшить суетливость, нервозные движения, множество ненужных движений и мимики

Игры «Воздушный шарик», «Корабль и ветер».
Игровые ситуации «Пещера для знакомства», «Танец с рисованием».
Упражнения: «Насос и надувная кукла», «Бездомный заяц», «Водопад»

Занятие 4

Расширить эмоциональный опыт детей. Научить преодолевать опасности, мобилизовать свою волю, проявлять активность. Снизить скованность, боязливость в движениях

Игры: «Драка», «Подарок под елкой».
Игра в переодевание.
Игра «Старшая обезьяна», «Танцы противоположности», «Птенцы», «Комплимент»

Занятие 5

Стимулировать личностные ресурсы детей для преодоления стрессовых ситуаций. Научить сотрудничать со взрослыми и детьми, повысить самооценку

Парное упражнение «Приветствие».
Игра «Дудочка». Игровая ситуация «Фотоальбом».
Игры: «Выключенный звук», «Рисунок в парах по очереди».
«Упражнение на доверие».
Игра «Зайки и слоники»

Занятие 6

Развить навыки взаимодействия. Стимулировать собственные возможности детей для преодоления стрессовых ситуаций. Развить умения активно слушать, задавать вопросы и выражать свое мнение. Помочь преодолеть барьер в общении

Упражнение на расслабление мышц.
Игры «Спрятанные проблемы», «Вылеплялки», «Смена ритмов».
Игровая ситуация «Ладонь в ладонь».
Игра «Сиамские близнецы».
Кинезотерапия «В гостях у морского царя»

Занятие 7

Развить навыки взаимодействия. Стимулировать собственные возможности детей для преодоления стрессовых ситуаций. Научить активно слушать, задавать вопросы и выражать свое мнение. Помочь преодолеть барьер в общении

Игры: «Сосулька», «Попробуем еще раз», «Звериные чувства», «Бесилки».
Упражнения: «Мост дружбы», «Танец пяти движений.
Игра на расслабление «Танцующие руки»

Занятие 8

Расширить эмоциональный опыт детей. Научить преодолевать опасности, мобилизовать свою волю, проявлять активность. Снизить скованность, боязливость в движениях

Игры: «Шалтай-Болтай», «Гусеница», «Рисование вдвоем».
Групповое упражнение «Пчелки».
Игры: «Дракончик», «Фотография», «Музыка — язык чувств»

Занятие 9

Стимулировать собственные возможности детей для преодоления стрессовых ситуаций. Научить сотрудничать со взрослыми и детьми, расслабляться. Повысить самооценку

Игра на релаксацию и дыхание «Винт».
Игровая ситуация «Волшебный стул». Упражнения: «Зеркало», «Скала».
Игры: «Путаница», «Совместный рисунок», «Слепой танец» (на расслабление)

Занятие 10

Устранить внутренний конфликт ребенка. Расширить эмоциональный опыт. Снять эмоциональное и мышечное напряжение. Уменьшить суетливость, нервозные движения, ненужные движения и мимику. Развить навыки взаимодействия

Игра на релаксацию и дыхание «Насос и мяч» Игры: «Принц на цыпочках», «Дудочка», «Имя». Упражнения: «Добрые волшебники», «Чаша доброты»

Закрепляющий этап

Семинар- практикум

Создать доверительные, доброжелательные отношения между родителями, педагогами и детьми, которые будут способствовать спокойной, положительной атмосфере в группе

Совместная работа педагогов, родителей и детей. Обсуждение рассказа-размышления «Соломинка». Игра «Щепки на реке». Обсуждение результатов психокоррекционной работы

Приложение

Материалы к программе коррекции тревожности у детей с ЗПР

Блок 1. Игры и упражнения для работы с родителями и педагогами

Игра «Приветствие»

Педагог-психолог: Здравствуйте! Я очень рада всех вас видеть и также рада тому, что теперь мы встретились здесь все вместе. А вы какие ощущения испытываете? Поделитесь ими.

Влияет ли на вас необычность обстановки? Давайте образуем круг. (Находясь в круге, предложите познакомиться друг с другом.) Прошу каждого из вас поприветствовать друг друга как можно искреннее. Так, чтобы вы сами испытали от этого удовольствие.

Игра «Мои ощущения»

Инструкция участникам: Стоя в круге, возьмите за руки своих соседей. Закройте глаза. Сосредоточьтесь только на своих ощущениях. Постарайтесь передать с помощью рук (телесного контакта) свое тепло и поддержку соседу, который находится от вас справа (слева). И одновременно постарайтесь ощутить то, что вам передает сосед слева (справа).

После упражнения попросите каждого участника оценить и рассказать о своих ощущениях.

В процессе занятия постоянно предлагайте свободно высказываться по поводу своих ощущений. Таким образом вы обучите родителей «вслушиваться» в свои чувства и «освобождать» их от различных механизмов психологической самозащиты.

Игра «Оцените партнера. Какой он?»

Инструкция участникам: Образуйте круг. Закройте глаза. Прочувствуйте вашего партнера слева. Оцените ощущения. Расскажите о них. Поменяйтесь местами в круге. Проделайте то же самое еще раз. Вновь определите ваши ощущения, вербализуйте их. Старайтесь ощущать в ваших партнерах как можно более положительные качества, поддержите их.

После окончания игры проведите опрос, чтобы определить оценки полученных ощущений от разных партнеров. Ваша главная задача — выявить в партнерах как можно больше положительных свойств и качеств.

Игра «Щепки на реке»

Цель: создать спокойную, полную доверия атмосферу.

Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это — берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой реки. По реке «плывут» Щепки. Один из желающих должен «проплыть» по реке. Он сам решит, как будет двигаться: быстро или медленно. «Берега» помогают ласковыми прикосновениями движению Щепки. Она может плыть прямо, может крутиться, останавливаться и поворачивать назад. Когда Щепка проплывет весь путь, она становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь.

Упражнение можно проводить как с открытыми, так и с закрытыми глазами, по желанию самих Щепок.

В конце упражнения попросите участников поделиться ощущениями, которые возникали у них во время «плавания»; описать, что они чувствовали, когда к ним прикасались ласковые руки; что помогало им обрести спокойствие во время выполнения задания.

Рассказ-обсуждение «Соломинка»

Ищу свою соломинку, Ищу…

Вопрос первый: «Может ли быть счастлива женщина, которая произвела на свет неполноценного ребенка, либо с какими-то трудностями?».

— Какая я несчастная, — думала хотя бы один раз в жизни каждая из таких женщин.

— Почему это случилось со мной? За что страдаю я и страдает мой ребенок?

Эти «почему?» и «за что?». Сколько их! Очень трудные вопросы. На них никто не ответит. На них нет ответа…

Итак, ответа нет. Но что же дальше? Как же жить с этой червоточиной в душе, в сердце, в сознании? Как дальше строить свою жизнь? На чем?

История человечества показывает, что в мире нет ничего более прекрасного и человеческого, чем материнская, родительская любовь. И боль, и страдание меньше любви. Они часть ее, так как, страдая и болея за свое чадо, каждая мать познает в этом процессе себя: насколько она любит его и насколько любима им. Значит, скажете вы, счастье в любви. Но…И тут возникает следующий вопрос.

Вопрос второй: «Но как же любить его… такого? Как любить его с обезображенным внешним обличьем, без членораздельной речи, иногда обездвиженного полностью; а иногда и передвигающегося на исковерканных конечностях? Как увидит теплоту моих глаз и услышит нежность моего голоса он, лишенный радости воспринимать всю гамму красок и звуков окружающего мира? Как поймет он, что я люблю его, лишенный возможности понимать смысл происходящего? Как?» Нет ответа.

Вопрос третий: «Как могла я, молодая (а может быть и не очень молодая), но сильная, здоровая и красивая, полная сил и энергии родить такого? Как? Как я могла?» На этот вопрос также нет ответа.

Подобные мысли глубоко ранят сердце каждой матери больного ребенка. Что спасает от таких мыслей? На этот вопрос также трудно дать ответ. Кто и что может снять страдание? Кто может из больного, изувеченного сделать здорового? Нет ответа.

Но ведь нужно как-то жить, жить с ним с этим ребенком, которого родила. И жить с ним нужно долго и прожить всю свою и его жизнь. Так неужели все время страдать? Страдать из-за него? Или все-таки из-за себя? Из-за своего собственного неприятия его такого, как он есть? Неужели он не приносит радости? Или мне нужна только та радость, которая принимается и разрешается всеми? Конечно, если так думать, то тогда на вопрос о том, может ли приносить радость матери неполноценный ребенок, нужно дать только отрицательный ответ.

Но вся удивительность нашего мира в том и заключается, что и такой ребенок может приносить радость. Да, да, именно такой и может. Эта радость заключается в том, что он просто есть, в том, что он существует.

Каждая из таких матерей может сказать себе: «Он мой ребенок. У меня нет другого такого. И никакой другой ребенок не может занять его место».

Наверное, радость испытываем тогда, когда чувствуем материнство. Наверное, это труднее, чем в обычной ситуации, но все равно это радость.

Радость первого взгляда, первого звука и первого движения. Жизнь с таким ребенком не такая, как с другими. Но это не только может быть радостью. Это больше. Это может быть счастьем!

Он любим. Иногда это чувство может быть более ощутимым или проявляться в меньшей степени, в минуты особой боли и отчаяния могут приходить мысли о том, что все возникающие проблемы только в нем. Но потом приходит прозрение, и иногда это случается почти мгновенно: «Без него не было бы и меня, ведь он — мой ребенок и всегда будет оставаться моим, даже если ему будет за двадцать. Он научил меня особой любви, любви самоотверженной, сквозь слезы и непреодолимые преграды. Он научил радоваться его маленьким успехам и моим глубоким перевоплощениям. Он сделал меня другой.

— Какой? — спросите вы.

— Наверное, любящей, дарующей свое тепло, счастливой.

Нет, не страдания принес он в мою душу. Он принес любовь.

Блок 2. Комплекс упражнений, игр для детей на релаксацию и дыхание

Упражнение «Драка»

Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

Инструкция: Вы друг с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Сделайте глубокий вдох, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавив пальцы в ладони. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!

Упражнение «Воздушный шарик»

Цели: снять напряжение, успокоить детей.

Дети стоят или сидят в кругу.

Инструкция: Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Сделайте вдох, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше. Как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарики не лопнули. А теперь покажите их друг другу. Повторите упражнение три раза.

Игра «Корабль и ветер»

Цель: настроить уставших детей на рабочий лад.

Инструкция: Представьте себе, что мы плывем на паруснике по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки… а теперь шумно выдохните через рот, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет парусник. Попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!

Повторите игру три раза.

Упражнение «Подарок под елкой»

Цель: расслабить мышцы лица вокруг глаз.

Инструкция: Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание… Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь.

После выполнения упражнения, если дети захотят, попросите их рассказать, кто о чем мечтает.

Игра «Дудочка»

Цель: расслабить мышцы вокруг губ.

Инструкция: Давайте поиграем на дудочке. Сделайте неглубокий вдох, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать и на выдохе попытайтесь вытянуть губы трубочкой. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для педагогов на снятие тревожности у детей

Групповые игры для повышения самооценки ребенка и снижения тревожности 1. Игра "Похвалилки"Дети сидят в кругу (или за партами). Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобр...

Песочная терапия как один из способов снятия тревожности у детей.

Не много истории возникновения песочной терапии и упражнения для снижения психофизического напряжения....

Песочная терапия как средство снятия тревожности у детей раннего возраста

К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка! »....

Игры, направленные на снятие тревожности у детей.

Тревожность детей - индивидуальная психологическая особенность, выраженная в склонности к волнению в разнообразных ситуациях.  Это сигнал, что в жизни малыша что-то идет не так.При помощи игр, ка...

Игры для снятия тревожности у детей.

Игровое упражнение «Портрет смелого человека»Прежде всего отметим, что тревожные дети излишне склонны к постоянному оцениванию себя и самокритике. Кроме того, в их воображении обычно имеет...

Консультация психолога «Снятие тревожности у детей в период самоизоляции»

Снятие тревожности у детей по средствам арт-терапии...

Конспект занятия на тему: «В Фиолетовой стране Бастинды»( на снятие тревожности у детей)

Образовательная область: социально – коммуникативное развитиеЦель: снятие тревожности, у детей старшего дошкольного возраста....