"Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ"
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Муллахметова Гульназ Анваровна

В данной консультации для родителей  описанны направления работы учителей-логопедов в детьми ОВЗ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskaya_rabota_s_detmi_s_ovz.docx32.28 КБ

Предварительный просмотр:

 Логопедическая работа с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

Одним из приоритетных направлений в развитии системы образования выступает внедрение инклюзивной образовательной практики для детей, имеющих особые образовательные потребности и их нормально развивающихся сверстников. Это связано с ростом рождения детей, имеющих ослабленное здоровье, генетические заболевания и другие ограничения здоровья, а также занятостью родителей и отсутствием специального детсада рядом с местом проживания.Действующее законодательство позволяет организовывать инклюзивное образование в обычных детских садах.

Инклюзивное образование — это процесс развития общего образования, при котором каждый человек, независимо от физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных способностей, речевых и других характеристик, имеет возможность учиться в образовательных учреждениях.

Все дети разные, но они способны учиться наиболее подходящим для каждого ребенка способом. Это современная образовательная система, которая учитывает потребности и способности всех детей, не только имеющих проблемы с развитием, но и принадлежащих к определенной социальной группе, а также физическое развитие. Смысл инклюзивного образования заключается в том, что система образования приспосабливается к ребенку, но не ребенок к системе. Знания получают все дети, не разделяя их, как правило, на развитых и "особых". В этом образовании часто используются современные подходы к обучению, используются адаптированные общеобразовательные программы, формы, методы обучения и воспитания, адаптированные к навыкам, потребностям и способностям детей с ОВЗ. Дети с "особенностями" могут находиться в группе полный день или часть дня, учиться с информационной поддержкой и по индивидуальной программе.

Для детей с ОВЗ доступны две возможности обучения:

  1. Группы компенсирующей и коррекционной направленности. Дети учатся отдельно в своей группе, но участвуют в общественной жизни детского сада. Например, играют со здоровыми детьми на прогулках, участвуют в мероприятиях, конкурсах, утренниках. Обычно такие группы организуются для детей с ТНР и задержкой психического развития.
  2. Дети с ОВЗ посещают совместную группу и общаются со всеми. Этот вариант наиболее приемлем, если интеллект ребенка сохранен.

    Дети с ОВЗ испытывают трудности с вхождением в общество. У них редко возникают спонтанные отношения со сверстниками и взрослыми, как у детей без ОВЗ. Но социализировать этих детей крайне необходимо. Ведь социализация создает возможности в работе по исправлению и компенсации нарушений. Когда ребенок получает инклюзивное образование, важно дать ему две вещи: социальный и образовательный опыт общения со сверстниками.

Логопедическое сопровождение детей с различными нарушениями осуществляется в рамках психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ. Учитель-логопед является одним из членов специализированной команды, которая проводит психолого-медико-педагогическое сопровождение воспитанников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, поскольку речевая функция – это важнейшая психическая функция человека. На этапе формирования речи развиваются высшие формы познавательной деятельности, формируется способность к понятийному мышлению. Речевые дефекты у детей не только нарушают полноценное общение, но и усложняют учебный процесс. Учитель-логопед, сопровождающий детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве, проводит коррекционную работу по устранению трудностей в обучении по образовательной программе, связанных с проблемами речевого развития и затруднениями общения.

Целью работы учителя-логопеда в инклюзивном образовании является создание условий, способствующих выявлению и разрешению речевых нарушений, а также дальнейшему развитию письменной и устной речи, и улучшению общения учащихся с ОВЗ для успешного усвоения образовательной программы.

Нарушение речи тормозит развитие ребёнка, угнетает психику и ведёт к возникновению различных отклонений в его поведении.

Перед учителями-логопедами стоят следующие задачи коррекционной работы:
 Развивать понимание речи.
 Воспитывать умения наблюдать и осмысливать предметы и явления
окружающей действительности.
 Формировать обобщающие понятия, практические навыки словоизменения
и словообразования.
 Учить употреблять в речи простые распространенные предложения и
некоторые виды сложных синтаксических конструкций. Формировать правильное
произношение звуков.
 Развивать фонематический слух и восприятие. Закреплять навыки
произнесения слов различной звукослоговой структуры.
 Осуществлять контроль за внятностью и выразительностью речи.
Подготовить детей к усвоению элементарных навыков звукового анализа и
синтеза.
 Обучать детей самостоятельному высказыванию.

Ведущая форма коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками – это обучение на занятиях. В логопедии предусмотрено три вида занятий:

  • индивидуальные
  • фронтальные
  • микрогрупповые(подгрупповые)

Фронтальные логопедические занятия с успехом решают те задачи развития речи и корректировки её недочетов, являющиеся наиважнейшими для всех, либо большей части воспитанников группы. Этот вид деятельности развивает их способность входить в общий темп работы, следовать общим указаниям и сосредотачиваться на лучших образцах речи.

Занятия по подгруппам позволяют логопеду различать свои цели и содержания в соответствии с задачами коррекции, речевыми и индивидуальными типологическими особенностями учащихся. Данный вид занятий формирует у них умение войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, ориентироваться на лучшие образцы речи.

Основными задачами этих занятий являются развитие понимания речи, уточнение и расширение словарного запаса, формирование обобщающих понятий, формирование практических навыков словообразования и словоизменения, умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур.

Основной целью индивидуального логопедического занятия является устранение дефектов, специфических нарушений звуковой части речи, которые характерны для различных форм нарушений речи, таких как дислалия, дизартрия, стертая форма дизартрии, ринолалия. Достигнув цели, реализуется принцип системного подхода, предполагающий взаимодействующее формирование фонетики, лексики, грамматики, основных компонентов речи. 

    В индивидуальные занятия я включаю следующие этапы: во-первых, это артикуляционная гимнастика, затем, пальчиковая гимнастика, затем идет работа по постановке или автоматизации звука. Лексический материал содержит максимальное количество закрепляемых звуков. Повышаю темп речевых упражнений от неторопливого, утрированного произнесения переходим к более быстрому проговариванию и, наконец, к скороговоркам. На занятиях я учу детей слушать, слышать, исправлять ошибки в чужой и в своей речи. Использую разнообразный дидактический материал, красочный и удобный. Самое главное – на занятиях дети должны много говорить, поэтому мы учим очень много стихов.

    Индивидуальная работа логопеда в ДОУ с детьми с ОВЗ – постоянная и систематическая ,чтобы дети имели возможность полноценно участвовать в образовательном процессе и успешно соответствовать требованиям общества. .

    Следовательно, логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья  в условиях ДОУ – является неотъемлемой частью образовательного процесса и оказывает существенную помощь в успешной социализации детей с особыми потребностями в обществе.

Логопедические воздействия осуществляются различными способами, в том числе наглядными, словесными, практическими. Наглядные методики направлены на расширение содержания речи, словесные – на обучение пересказу, разговору, рассказу, без опирания на наглядную информацию. Практические применяются для формирования речевого навыка, используя широкие упражнения и игры. Игра — это основной вид деятельности дошкольников и ее обязательное включение в занятия с логопедом имеют выраженный положительный эффект как в преодолении языковых расстройств, так и в развитии когнитивных психических процессов. Практические методы могут быть отнесены к широко используемым в настоящее время методам моделирования, а также методам проектирования. Методика моделирования — одна из перспективных областей совершенствования коррекционно-развивающего процесса.

   Большинство дошкольников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать воспитанников, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.

Использование моделей наглядности развивает умственную способность детей. Ребенок, владеющий формами визуального моделирования, получает возможность применять в уме заместители и визуальные модели, представлять с помощью них то, что взрослые рассказывают, предвидеть возможные результаты своих собственных действий. Введение моделей наглядности позволяет повысить целенаправленность навыков в процессе подготовки к коррекции.

     Здоровьесберегающие технологии очень важны для наших детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому я провожу зрительную гимнастику с детьми, смену статических и динамических поз, голосовые и дыхательные упражнения, подвижные игры речевого характера, упражнения для коррекции общей и мелкой моторики. Постепенно включаю в каждое занятие различные виды массажа, динамические паузы, пальчиковые игры, гимнастику для глаз, создаю необходимую атмосферу, снижающую напряжение и позволяющую использовать всё время занятия более эффективно.

Логопед, работающий в условиях инклюзивного образования, учитывая
специфику дефекта ребенка, работает в тесном взаимодействии с другими
специалистами учреждения (музыкальный руководитель, инструктор по
физической культуре, педагог-психолог), родителями и воспитателями групп,
регулярно информирует их о тех или иных проблемах, возникающих в процессе коррекционной работы.
 
Я, как логопед, строю свою работу таким образом, чтобы обеспечивался рост познавательных мотивов детей, чтобы ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, был коммуникабелен, мог работать в группе, вести диалог – «взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе», «обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение». Наши «трудные звуки», «длинные слова» и «красивые рассказы» должны помочь ребёнку в решении «учебно-практических и учебно-познавательных задач».

С родителями провожу консультации про взаимодействие и общение со своим ребёнком. Подсказываю, как правильно выполнять домашние задания.

Благодаря этому родители принимают на себя и увереннее несут ответственность за воспитание и развитие своего ребёнка.

И в заключении хочется сказать, что развитие и перспективы ребёнка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадёт в дошкольном образовательном учреждении и школе. Учитель-логопед не только открывает ему неограниченные возможности общения, он – своеобразный проводник маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребёнка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Раздвигая рамки общения – как в среде сверстников, так и со взрослыми – ребёнок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым. Меняются его взгляды на мир, его отношения с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком.

Несколько советов родителям по речевому развитию ребенка:
1. Начнем с Вас. Даже если Вы молчаливы от природы - все равно говорите
с малышом. Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она
объясняет, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои
действия словами.
2. Встреча взглядов. Озвучивайте любую ситуацию - но только если Вы
видите, что ребенок слышит и видит Вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ребенок чрезмерно активен и постоянно двигается. Если Ваш малыш еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел Вашу артикуляцию.
3. Говорите четко. Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое
слово, каждую фразу. Известно, что дети очень чутки к интонации; поэтому
каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.
4. То же, но по – разному. Повторяйте многократно одно и то же слово. При
повторении фразы меняйте порядок слов («папа пришел, пришел наш папа»,
«Мячик упал, упал мячик, упал»). Это позволяет ребенку легче услышать и
понять, что фразы делятся на слова. Но: не переусердствуйте. Не употребляйте
слишком длинных фраз. Не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество незнакомых слов. Чаще сами говорите то, что хотите услышать: простые фразы из 2-3 слов, с паузой между словами.
5. Очень важно: хорошее настроение. Старайтесь произносить новое слово
в эмоционально благоприятной ситуации. В таких условиях ребенок лучше
обучается и впитывает новую информацию гораздо лучше, чем в нейтральной или неблагоприятной ситуации.
6. Все чувства – в союзе с речью. Очень важно, чтобы ребенок, постигая
что-то новое, имел возможность не только видеть новый предмет, но и трогать, нюхать, щупать его - то есть изучать различными способами. Если Вы видите, что ребенок что-то трогает, с чем-то играет, сразу же назовите этот предмет несколько раз - коротко, четко, выразительно.
7. Учите в игре. Играя, учите подражать (две собачки лают, две кошки
мяукают; переклички «мяу-мяу»). Специально создавайте такие игровые
ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова для того, чтобы игра состоялась. Обратите внимание – побуждаете не Вы, а ситуация.
8. Не предупреждайте его желаний. Некоторые родители пытаются угадать
желания своего ребенка, часто предупреждая их в тот самый момент, когда они только появляются. В случае у малыша нет необходимости произносить что-либо - достаточно просто посмотреть, протянуть руку. В такой ситуации есть опасность задержать ребенка на стадии жестового общения. И хотя жест - тоже общение, не стоит задерживаться на этом уровне. Постепенно формируйте у малыша потребность говорить.
9. Расширяйте словарь малыша. Ребенок владеет словом на двух уровнях:
понимает его - это пассивный словарь; говорит - это активный. Активный может быть еще совсем мал. Но если Вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву. И в дальнейшем ребенок перенесет в активный словарь то, чему вы научили его, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия. Старайтесь ввести в его пассивный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, кухонная утварь, предметы быта), названия вещей и существ на картинках в книжках и, конечно, имена родственников и близких людей. Научите ребенка показывать, «где ручки, где ножки» (у куклы, у Вас). Часто спрашивайте: «Где стол?», «Где киса?» и т.д.
10. Ведите дневник. Фиксируйте его речевые достижения, записывайте,
сколько слов он уже понимает, какие слова произносит, в каких ситуациях – так вы сможете день за днем судить о его успехах.
11. Развивайте фонематический слух. Учите ребенка прислушиваться к
различным звукам и давайте им речевое обозначение: водичка течет: с-с-с, жук жужжит: ж-ж-ж, ветер гудит: у-у-у и т.д. Обращайте внимание ребенка на различное звучание (с-с-с, з-э-з, ш-ш-ш ж-ж-ж), побуждайте различать слова, отличающиеся одним звуком (крыса-крыша нос-нож, уточка-удочка и т.д.).
12. Не пренебрегайте звукоподражанием. Для детей, которые поздно
начинают говорить, очень полезно использовать слова типа «бух», «ку-ку», «оп», «на», «дай» и другие короткие слова: состоящие из одного или двух одинаковых слогов. Эти слова основаны на звукоподражаниях, легки для усвоения и облегчают ребенку начальные стадии вхождения в речевую стихию. Потом они уйдут сами собой, станут ненужными, но пока не пренебрегайте ими, сейчас они нужны Вашему ребенку.
13. Читайте, читайте, читайте. Читайте короткие стихи, сказки.
Перечитывайте их много раз - не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают текст, который они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение – покажите его в лицах и с предметами; предметы эти дайте ребенку потрогать, поиграть с ними. Дождитесь,когда ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем пробуйте не договаривать последние строки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринять ритм и воспроизвести его.
14. Пальцы помогают речи. Обратите особое внимание не развитие мелкой
моторики - точных движений пальцев руки. Это тесно связано с развитием речи. Лепка, рисование, «пальчиковый театр», игры с мелкими предметами - все это поможет речи, а в будущем - и письму.
15. Будьте терпеливы, снисходительны и ... осторожны. Если Ваш малыш
неверно произнес какой-либо звук, никогда не смейтесь и не повторяйте за ним неправильное произношение слова. Тут же повторите слово -правильно, стараясь  перехватить взгляд ребенка. Возможно, он сможет повторить за Вами. Если не  сможет или не захочет, не расстраивайтесь. Будьте терпеливы! Он обязательно повторит за Вами, когда придет время. Он учится и на собственных ошибках, постоянно сравнивая свое произношение с Вашим, поэтому не слишком фиксируйте внимание на неправильном произношении - это может вызвать обратную реакцию.
16. Только Вы! Помните: только Вы и Ваша вера в силы и способности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое сопровождение детей в детском-доме для умственно-отсталых детей

Моделирование комплексного подхода педагогической реабилитации ребенка в условиях ДДИ, презентация. Логопедическое сопровождение детей в детском-доме для умственно-отсталых детей....

План психолого – логопедического сопровождения детей

План взаимодействия логопеда и психолога в ДОУ Общеразвивающего типа в условиях логопункта....

Комплексное логопедическое сопровождение детей с речевой патологией посредством интегрированных занятий.

В современных условиях вопрос овладения умениями по организации и содержанию комплексного логопедического сопровождения детей дошкольного возраста является актуальным, так как совершенствование умений...

"Организация логопедического сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО"

В системе дошкольного образования России за последние годы произошли большие изменения. Особо значимым явлением можно считать разработку федерального образовательного стандарта дошкольного образо...

Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ

Работа учителя – дефектолога является одной из важных составляющих сопровождения ребёнка с ОВЗ. Речевые нарушения затрудняют общение детей, вызывая насмешки сверстников, негативно влияют на усвоение з...

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИАутизм – это ряд разных по тяжести неврологических, наследственных психических заболеваний.Особе...