Развитие речи дошкольников с использованием кубика Блума
проект по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Мордовская Татьяна Владимировна

Проект "Развитие речи старших дошкольников с использованием кубика Блума

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_kubik_bluma.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 322 «Морозко»

660130, г.Красноярск, ул. Гусарова 31,                                              тел. 8 (391) 246-47-79

ПРОЕКТ

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР, используя кубик Блума»

(2022 – 2023 учебный год)

                                                                                  Разработала:

                                                                                  Учитель-логопед: Т.В. Мордовская

                                                                                   


      Использование технологии «Кубик Блума» в познавательном развитии старших дошкольников.

На сегодняшний день одна из актуальных проблем современности - развитие познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста. Очень важно развить у ребёнка мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.

Цели современного образования, обозначенные в ФГОС ДО, заточены на принцип "учить не науке, а учить учиться". А как развивать в ребенке навыки критического мышления? Какие приемы и технологии использовать? Предлагаю один из популярных приемов технологии критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется "Кубик Блума". 

Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, или "таксономия", разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

Цель: Развитие связной речи детей  с ОНР с использованием кубика Блума.

Задачи: Развитие мышления, внимания, памяти.

Обучение детей систематизированию материала по лексическим темам.

Развитие умения высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний.

Развитие навыка одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

Участники реализации проекта: воспитатель, учитель-логопед, родители (законные представители), воспитанники.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2022г. – май 2023г.

Ожидаемый результат проекта:

  1. Развитие навыка критического мышления.
  2. Развитие умения высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний.
  3. Развитие навыка одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

 Методическое обеспечение:

1. Понадобиться обычный бумажный куб, на гранях которого написано:

  • Назови.
  • Почему.
  • Объясни.
  • Предложи.
  • Придумай.
  • Поделись.

2. Формулируется тема занятия. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать.

3. Педагог бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

Классификация вопросов.

Прием развития критического мышления "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.

  • Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Детям предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.
  • Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.  

  • Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

  • Предложи. Ребенок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ребенок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

  • Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

  • Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

Варианты использования «Кубика Блума»:

  • Вопросы формулирует сам педагог. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать детям примеры, способы работы с кубиком.
  • Вопросы формулируют сами дошкольники. Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.

План реализации проекта

  1. Подготовительный этап: сентябрь-октябрь 2022г

Цель этапа: разработка перспективного плана реализации проекта

Содержание

Участники

Сроки

1.

Подбор и анализ методической литературы и интернет ресурсов по теме проекта.

Педагоги

Сентябрь-октябрь

2.

Диагностика знаний детей по лексическим темам.

Педагоги, воспитанники

Сентябрь-октябрь

3.

Анкетирование родителей

Педагоги, родители

Сентябрь-октябрь

4.

Составление плана работы над проектом

Педагоги

Октябрь

       

 2. Основной этап: ноябрь 2022г. – апрель 2023г.

Цель этапа: развитие речи детей с ОНР с использованием кубика Блума по лексическим темам.

Содержание

Участники

Сроки

1.

Родительское собрание: «Особенности речевого развития детей 5-7 лет».

Подготовка материала на тему: Использование кубика Блума по теме «Осень»

Педагоги

Ноябрь-Декабрь

2.

Подготовка материала на тему: Использование кубика Блума по теме «Зима», «Новый год», «Зимующие птицы».

Семинар-практикум для родителей «Играем дома».

Педагоги, воспитанники, родители

Ноябрь-Декабрь

3.

Подготовка материала на тему: Использование кубика Блума по теме «День защитников Отечества».

Составление рассказов о времени года, с опорой на кубик.

Педагоги,

воспитанники

Январь

4.

Подготовка материала на тему: Использование кубика Блума по теме «Весна», «8 Марта».

Педагоги, воспитанники

Февраль-март

5.

Привлечение родителей к изготовлению кубиков Блума по теме: «Мое любимое животное».

Выставка пособий.

Домашняя акция-флешмоб «Рассказ о любимом животном с опорой на кубик».

Педагоги, воспитанники, родители

Апрель

6.

Оформление и регулярное обновление консультаций в родительских уголках: «Обучение составлению рассказа по серии сюжетных картинок», Развитие связной речи детей 5-7 лет», «Развитие лексико-грамматического строя речи у детей 5-7 лет» и т.д.

Педагоги

Весь

период

реализации

проекта

3. Итоговый этап: май 2023 г.

Цель этапа: подведение итогов реализации проекта. 

Содержание

Участники

Сроки

1.

Мониторинг развития навыка критического мышления у детей, развития лексико-грамматического строя, связной речи.

Педагоги, воспитанники

Май

3.

Распространение опыта работы через профессиональные сайты  

Педагоги

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи дошкольника с использованием мнемотехники.»

«Развитие речи дошкольника с использованием мнемотехники.»...

Развитие речи дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий

Развитие речи дошкольников с использованиемздоровьесберегающих технологий...

Статья "Развитие речи дошкольников с использованием ТРИЗ технологии".

    Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его речи, поэтому проводить работу с дошкольниками по развитию их речи необхо...

Игры для развития речи дошкольников с использованием ИКТ

Игры для развития речи дошкольников с использованием ИКТ...

Сообщение из опыта работы на тему «Развитие речи дошкольников посредством использования устного народного творчества».

Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятель...

Игровое пособие по развитию речи дошкольников. (с использованием интерактивного оборудования)

Многофункциональное игровое пособие по развитию познавательного интереса к букве, к слову, к чтению, развитию речевого творчества, знакомство с книжной культурой, воспитание инереса к традициям и исто...

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ. Развитие критического мышления дошкольников посредством использования «Кубика Блума».

Современное образование, его цели, обозначенные в ФГОС, заточены на принцип «учить не науке, а учить учиться».Возникает вопрос: как и с помощью чего научить ребенка учиться?  Со...