Развитие речи дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий
методическая разработка на тему

Бибикова Елена Николаевна

Развитие речи дошкольников с использованием
здоровьесберегающих технологий 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Развитие речи дошкольников с использованием
здоровьесберегающих технологий

Бибикова Е. Н.

 МБДОО – детский сад №35, г. Орел

 воспитатель первой категории

      Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Развитие речи, ее звуковой стороны, словарного запаса, грамматического строя – одна из важнейших задач обучения дошкольников. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития.

      По мере развития ребенка увеличивается его потребность в общении, что стимулирует у него развитие речевых навыков. Уже к концу дошкольного возраста ребенок достигает такого уровня речевых умений и навыков, который обеспечивает ему необходимое структурное и смысловое оформление высказываний в разных формах.

          В работе воспитателя логопедической группы важным является сохранение и укрепление здоровья детей, как в непосредственно — образовательной  деятельности, так и в свободное время.

          Особенностями соматически ослабленных детей с речевыми недостатками являются следующие признаки:

  • нарушение дыхания и голосообразования;
  • нарушение общей и мелкой моторики;
  • расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
  • повышенная утомляемость;
  • низкая концентрация и неустойчивость внимания;
  • нарушение памяти (особенно слуховой);
  • снижение уровня  развития воображения, мышления.

          Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение со сверстниками, снижается познавательная активность. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, на формировании личности в целом. Поэтому в течение всего учебного года в работу включаем здоровьесберегающие технологии, которые способствуют интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата. Это — дыхательная  и  артикуляционная гимнастики, гимнастика для глаз, музыкотерапия, пальчиковая гимнастика, психогимнастика, точечный массаж, самомассаж, релаксация и т.д.

Применяем следующую схему построения непосредственно — образовательной  деятельности:

  • в организационный момент включаем релаксационные и психофизические упражнения, психогимнастику;
  • в ходе непосредственно — образовательной деятельности предусматриваем мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения;
  • ведем работу над усвоением лексико – грамматического  строя речи в процессе обучения и режимных моментах;
  • физпаузы и физминутки несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой образовательной деятельности, даем задания на словотворчество детей;
  • предусматриваем так же задания на коррекцию психофизических функций (в зависимости от времени и количества детей).

          Представляем вам ряд здоровьесберегающих технологий, которые используем в своей педагогической деятельности:

  •  Дыхательная гимнастика,  которая способствует развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики («Ладошки», «Повороты головой», «Погончики», «Обнимем плечики» и др.) направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведем работу над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения.
  • Развитие мелкой и общей моторики пальцев рук  является важным видом деятельности, который способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Сочетаем упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.
  • Массаж и самомассаж. При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Мы используем массаж и самомассаж кистей и пальцев рук, предплечья, а также лица и шеи; массаж стоп; массаж ушных раковин; массаж язычной мускулатуры. Приведем пример массажа ладоней и подушечек пальцев.

«Мне дала синичка хрупкое яичко»

(обыгрываем каучуковый мячик или грецкий орех как яйцо птички).

Птичка веток набрала             (перекладываем мячик из ладошки в ладошку)

Крепко гнездышко свила,          (крепко сжимаем, как будто лепим снежок)

И снесла яичко умница-синичка, (подушечками пальцев перебираем мячик)

Ты яичко покатай,                                                     (катаем между ладонями)

Но из рук не выпускай:                 (перекладываем с одной ладони на другую)

Очень хрупкое оно так у птиц заведено. (перебираем подушечками пальцев)

  • Релаксация. Комплекс упражнений на релаксацию используем для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приемам расслабления различных групп мышц. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи. Можно использовать такое упражнение для расслабления мышц «Раз, два, три....»:

Дети садятся ближе к краю стула, руки свободно лежат на коленях, ноги слегка расставлены.

                                 Все умеют танцевать

                                 Прыгать, бегать, рисовать,

                                 Но не все пока умеют

                                 Расслабляться, отдыхать!

                                 Есть у нас игра такая-

                                 Очень легкая простая:

                                 Замедляется движенье,

                                 Исчезает напряженье…

                                 И становится понятно

                                 Расслабление приятно!

  • Психогимнастика. Помогает создать условия для успешного обучения каждого ребенка. Коррекционная направленность этой деятельности  предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушение общения. Эти задачи успешно решаются в театральной деятельности, логоритмике, во время динамических пауз в процессе сюжетно — ролевых игр.
  • Сказкотерапия - технология воздействия через сказки. Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней, возможно все, чего не бывает в жизни. При использовании сказкотерапии дети учатся составлять словесные образы, вспоминают старые и придумывают новые образы, дети увеличивают свой образный репертуар, и внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении. Поскольку чувства бывают не только положительные, но и отрицательные, то и образы у детей рождаются не только радостные, но и пугающие. Одна из важных целей этого вида деятельности — преобразовать отрицательные образы в положительные, чтобы мир ребенка был красив и радостен. Спокойное состояние нервной системы возвращает ребенку здоровье. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей.
  • Музыкотерапия — технологии музыкального воздействия, используем в различных формах физкультурно — оздоровительной работы. Применяем эту технологию для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.
  • Динамические паузы (физкультминутки) проводим для профилактики утомления детей. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. Оздоровительные паузы, физминутки  проводятся в игровой форме в середине непосредственно — образовательной деятельности. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других здоровьесберегающих технологий.
  • Пальчиковая гимнастика проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно воспитателем или логопедом. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводим в любое удобное время, а так же во время образовательной деятельности.
  • Подвижные и спортивные игры проводят воспитатели, руководитель физического воспитания, как часть физкультурной деятельности, во время прогулки, а также в групповой комнате , как  малоподвижные игры.
  • Песочная терапия оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка. Игры с песком учат прислушиваться к своим ощущениям, развивают тактильную чувствительность и мелкую моторику.

Таким образом, использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-логопедической работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка речевой среды способствует решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом, снижают заболеваемость и приобщают их к здоровому образу жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных технологий в развитии речи дошкольников. Конспект НОД по развитию речи с элементами моделирования для средней группы "Путешествие в лесной кинотеатр"

В данном материале можно увидеть,как используются некоторые из современных технологий для развития речи детей среднего возраста: пальчиковая гимнастика,упражнение для речевого дыхания, артикуляционная...

Развитие речи дошкольников через игровые технологии (ЛЕГО - технология)

   В педагогике ЛЕГО -технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в проц...

Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

Цель:• Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.• Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную...

Развитии речи дошкольников через игровые технологии в ДОУ

Не поучать и, обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребенку» (Джани Родари)...

Семинар-практикум для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей с ОНР. Развитие речи дошкольников через кинезиологические упражнения»

В современном мире большое значение уделяется развитию речи, в особенности развитие речи у подрастающего поколения. Поэтому педагоги, нейрофизиологи, врачи и доктора наук создают новые техники, методы...

Развитие речи дошкольников посредством инновационных технологий

Опыт работы по теме: "Развитие речи дошкольников посредством инновационных технологий"....