Развитие речи дошкольников посредством инновационных технологий
статья по развитию речи

Ковалёва Людмила Петровна

Опыт работы по теме: "Развитие речи дошкольников посредством инновационных технологий".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 33

Развитие речи дошкольников посредством инновационных технологий

  Составитель:

                        Ковалева Людмила Петровна

                                 воспитатель

Речь-это удивительное сильное средство,

но нужно иметь много ума,

чтобы пользоваться им.

Г. Гегель.

21 век - век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей?

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

В настоящее время, в соответствии с Федеральным государственным образовательным  стандартом дошкольного образования выделена основная образовательная область «Речевое развитие», которая предполагает:

- владение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматической правильной диалогической и монологической речи;

- развитие речевого творчества;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Почти 70% времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму - четырём основным видам речевой деятельности. Речь - неизменный спутник  всех действий ребенка, слово должно закреплять каждый действенный навык, усваиваемый ребенком.  На сегодняшний день проблема развития речи дошкольников остаётся не решённой, и многие дети нуждаются в помощи специалистов. Проблемы с речью обуславливают трудности в освоении образовательной программы, в установлении причинно-следственных связей, в выстраивании взаимоотношений. Неполноценная речевая деятельность отражается на формировании  у детей сенсорной,  интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. Таким образом, вопрос речевого развития детей имеет большую социальную значимость.

 В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя её в учебную по форме и методам воздействия. Это требует новых технологий коммуникативного и речевого развития дошкольников.

 Я обратила внимание на ряд проблем:

  • отмечается тенденция ухудшения речевого развития дошкольников;
  • детям сложно грамматически правильно построить предложение;
  • высказывания воспитанников состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой.

  Актуализируется необходимость поиска эффективных инновационных  технологий для речевого развития дошкольников.         

Изучение передового опыта работы педагогов А.Г.Арушановой, О.М. Ельцовой, позволяет утверждать, что значительный опыт речевой деятельности у детей накапливается в общении со взрослыми и сверстниками. Речь имеет большое значение в психологическом развитии ребёнка. Формирование как личности связано с развитием речи ребёнка.

  В последнее время всё чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в дошкольном образовании, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Сегодня нужны люди интеллектно смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие применять нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности помогут современные инновационные технологии.

Использование в воспитательно - образовательном процессе ДОУ современных педагогических технологий, таких как: обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий, помогают нам реализовать личностно- ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учётом их способностей и уровня развития.

Учитывая актуальность, личный интерес и возможности реализации данного направления поставила перед собой цель:

Развивать связную речь детей и навыки речевого общения с помощью инновационных образовательных технологий.

Задачи:

  1. Внедрить эффективные инновационные технологии, направленные на развитие речи дошкольников.
  2. Оптимизировать развивающую речевую среду для формирования коммуникативных и речевых навыков и умений детей дошкольного возраста.
  3. Совершенствовать связную речь детей, развивать словарь,  осваивать грамматически правильную речь, звуковую культуру речи, коммуникативную культуру речи.
  4. Сохранить и улучшить здоровье детей через формирование у них культуры здорового образа жизни.
  5. Мотивировать  родителей на включённость в образовательный процесс.

Поиски интересных форм  работы с детьми  по развитию речи привели меня к применению современных инновационных  технологий:

  1. игровая технология (игропрактика): сюжетно-ролевая игра,      моделирование игровых ситуаций, дидактические игры, игровые приемы, развивающие коврики;
  2. технология моделирования (мнемотехника); Венгера Л.А.;
  3. здоровьесберегающая;
  4. технология проектов Веракса Н.Е.; Киселёва Л.С.; Данилина Т.Д.;

 5.      технология программы «Сообщество»;

 6.      личностно-ориентированные технологии;

  7.      технология «выбора»;

Планируемый результат:

  1. Повышение уровня коммуникативных и речевых навыков и умений.
  2. Умение владеть правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.
  3. Положительная динамика развития коммуникативных  способностей.
  4. Красивая, выразительная речь.

Работу свою строила, учитывая психологические особенности детей, опираясь на принципы наглядности, системности, доступности, принципы развивающего и воспитательного характера.

 Осуществляла оптимальный подбор форм, методов, приемов, средств обучения и воспитания детей, комбинировала их в своей деятельности, обеспечивая тем самым, вариативность воспитательно-образовательного процесса. Качества личности каждого ребенка, его коммуникабельность позволяют осуществлять педагогический процесс не только с группой, но и индивидуально. Крайне важно создать в работе эмоционально благоприятную ситуацию, которая способствует  возникновению желания у ребенка активно участвовать в речевом общении.

В своей работе я опиралась на такие принципы организации образовательного процесса как:

  • партнерство родителей и педагогов;
  • единство понимания целей, задач, результатов развития;
  • максимальное использование потенциала;
  • интеграция всех видов деятельности, реализующихся в образовательном процессе;
  • принцип деятельности (включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции).

В работе над развитием речи детей использую:

1. Игровые технологии (технология развивающих игр Никитина Б.П.)

Писатель Джанни Родари говорил, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребенку». Развитие речи, в игровой форме деятельности, даёт большой результат, наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей.

 М.М.Кольцова установила, что развитие мелкой моторики тесно связано с развитием мелкой моторики пальцев рук. Поэтому надо увлечь ребёнка кубиками, мозаикой, мелким строителем и другими предметами.

Мною разработан и реализован проект «Игропрактика как механизм речевого развития дошкольников посредством развивающих ковриков». Игровая технология позволяет оптимизировать педагогический процесс, расширяет образовательное пространство, способствует речевому развитию дошкольников.

С помощью игровых технологий развивающих игр Никитина Б.П., мне удавалось разговорить самого скованного, зажатого ребенка,  избавиться от затруднений в речи и легко находить общий язык с окружающими.  Игра открывает простор для самовыражения, что является одной из главных потребностей ребенка. Так же использую театрально-игровые приёмы на занятиях по развитию речи,  речевые игры драматизации. Играя - развиваем-обучаем - воспитываем.

Результатом реализации  проекта «Игропрактика» стало:

-повышение мотивации воспитанников и эффективности усвоения образовательной программы ДОУ;

-совершенствование у детей речевых навыков, как средств коммуникации;

-развитие словаря, формирование и совершенствование грамматического строя речи;

-развитие связной речи;

-развитие мелкой моторики рук;

-повышение родительской компетентности в вопросе речевого развития.

Так же в работе использую:

2.Мнемотехнику.

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Мнемотаблицы особенно эффективны при обогащении словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказе художественной литературы, при отгадывании  и загадывании загадок, при заучивании стихов. Эта модель позволяет детям легко запоминать информацию и применять её в практической деятельности.

Результатом использования мною в работе мнемотехники,  у детей развивается:

- навык самостоятельного пересказа текста;

- творческое воображение;

 -активизируется и обогащается словарный запас.

 3.Здоровьесберегающие технологии.

В своей  профессиональной деятельности я активно использую здоровьесберегающие технологии:

- динамические паузы (Авериной И.Е.)

- пальчиковая гимнастика (Соколовой Ю.А.)

- дыхательная гимнастика (Стрельниковой А.Н.)

- артикуляционная гимнастика (Новоторцевой Н.В.)

- биоэнергопластика (Ястребовой А.В.)

- Су-джок-терапия

                     - логоритмика (Картушиной М.Ю.)

Так же использую считалки в подвижных играх, словесные игры; подвижные игры со стихотворным текстом; пальчиковые игры, артикуляционную гимнастику – чем выше двигательная активность, тем лучше развивается речь ребёнка. Все эти техники так же направлены на развитие речи детей, так как любая из них требует запоминания текстового сопровождения, выполнения движений по тексту.

Результатом  использования данных техник стало:

- снижение частоты простудных заболеваний у каждого ребёнка на 100%;

-улучшение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам      окружающей среды на 100%.

     -улучшение  психоэмоционального самочувствия и здоровья детей;

         - положительные изменения у детей в оценке своих личностных качеств, своего  здоровья, своей значимости в группе детского сада.

В совместной и непосредственной образовательной деятельности использую технологию « выбора» и технологию проектов Веракса Н.Е., применение которых способствует раскрытию самобытности личности ребёнка.

 В основе каждого проекта лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. В проектах объединяются содержание образования речевого и познавательного развития, открываются большие возможности в организации совместной деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Тематика и содержание проектов для детей дошкольного возраста могут быть очень разнообразны.

 Мною разработаны и реализованы следующие проекты: 2015 г.- «Я и мамочка моя», «Моя семья», 2016 г. - «Мой папа – защитник Отечества», «Бабушкин альбом»,  2017 г. - «Мы живем в городе шахтеров», « Развивающий коврик».

Для реализации проектов были приглашены работники детской библиотеки с беседой «Шахты города». В ходе реализации проекта «Мы за мир», совместно с детьми посетили  библиотеку, музей, пригласили ветеранов ВОВ, с рассказами о нелегком труде в тылу.  Цель этих проектов: совершенствование всех компонентов речи,  в процессе активного общения со сверстниками и взрослыми, формирование фонематических представлений, развитие интереса детей к окружающему.  Разработку и реализацию проекта «Мы за мир», по технологии программы «Сообщество»,  связала с использованием модели «Трёх вопросов», где педагог задаёт детям три вопроса:

- Что мы знаем?

- Что мы хотим узнать, и как мы это будем делать?

- Что мы узнали?

Данная разработка позволила детям закрепить и расширить знания об истории России, героях Великой Отечественной войны, вкладе жителей города в победу над врагом.

Для успешной социализации детей  использовала личностно – ориентированный и деятельностный подход, обеспечивая, тем самым, ситуацию успеха каждому воспитаннику, как необходимого  условия сохранения здоровья , возможности самореализации и самовыражения, комфортные, бесконфликтные и безопасные условия детского развития.

Результатом использования личностно - ориентированных технологий стало   то, что:

- дети с удовольствием принимают познавательный мотив на деятельность,

- испытывают эмоциональный подъём при выполнении какой-либо деятельности, а особенно при получении результата,

- выявляют у себя позитивные качества характера, такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремлённость;

          - развиваются общие способности;

- положительно изменяется психоэмоциональное состояние детей и, следовательно, повышается их самооценка, формируется произвольность.

 С помощью инновационных технологий у детей развиваются  личностные качества:

  • коммуникативные  (умеют принимать себя и других,  видеть в другом человеке его достоинства, находить общий язык,  выражать свое мнение, приобретают навыки эффективного общения);
  • деятельностные (умеют налаживать партнёрские отношения, действовать в конфликтных ситуациях);

общечеловеческие ценности (осознают ценность семьи, знание и уважение народных традиций).

В группе создана речевая зона, где находятся игры,  пособия и материалы, направленные на все стороны речи: произносительную, грамматический строй, развитие словаря, слоговую структуру, и связную речь. Так же наборы дидактических, предметных и сюжетных картинок по основным лексическим темам, комплекты игрушек, печатные дидактические игры. В уголке книги - детские книжки, картинки для составления рассказов, иллюстрации по темам,  интересующим  детей. Книги - самоделки с рассказами и сказками.

 

Всестороннему развитию воспитанников способствовала удачно выбранная система взаимодействия детей и воспитателя с использованием интегрированного подхода, проблемно – поисковых и игровых ситуаций.  Мной подобраны и систематизированы дидактические игры, игровые приемы, которые могут быть использованы при моделировании игровых ситуаций в работе с детьми по формированию у них словаря, грамматического строя речи, звуковой культуры речи, связной речи. С их помощью развивается умение договариваться и слушать  друг друга, выражать свою индивидуальность, умение управлять своим эмоциональным состоянием, рассказывать о своих чувствах и переживаниях. В процессе совместной деятельности с детьми стимулирую каждого ребенка на саморазвитие, самоутверждение, самопознание, стремлюсь создать атмосферу заинтересованности в общей деятельности, представляю возможность выбора разнообразных способов выполнения заданий.

В режимных моментах (умывание, приём пищи, раздевание и одевание и др.)  применяю художественное слово  (песенки, стихи, потешки).

Моя задача - разглядеть в каждом ребенке все хорошее, доброе, светлое, что есть в нем, и помнить, что « дети являются драгоценным даром, ни с чем несравнимым сокровищем» (Я.А. Коменский).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ исследовательского поведения дошкольников посредством инновационных технологий исследовательского обучения.

В своей  работе мы  рассматриваем  исследовательское поведение как вид поведения, выстроенный на базе поисковой активности и направленный на изучение объекта или разрешение нетипичной (...

Перспективное планирование по теме самообразования: «Развитие речи детей посредством инновационных и развивающих технологий».

Перспективное планирование по теме самообразования  «Развитие речи детей посредством  инновационных  и развивающих технологий»....

«Развитие речи дошкольников посредством использования информационно - коммуникационных технологий»

Варианты работы по использованию ИКТ в образовательной деятельности по  развития речи....

Развитии речи дошкольников посредством использования игр и игровых технологий

мастер - класс педагогов "Развитии речи дошкольников посредством использования игр и игровых технологий"...

гуманитарный методологический подход к развитию основ критического мышления старших дошкольников посредством инновационных технологий

статья описывает актуальность развития критического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Автор развернуто освещает целесообразность гуманитарного подхода в образовании, и, ссылаясь на личны...

Доклад "Воспитание патриотических чувств и нравственных качеств у старших дошкольников посредством инновационных технологий"

Метод проектов в дошкольном образовании неслучайно приобрёл большую популярность. Участие в проекте даёт ребёнку возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес ...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Успешно решать задачи экологического воспитания и образования нам помогает мнемотехника. Мнемотехника – это технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание....