«Развитие речи дошкольников посредством использования информационно - коммуникационных технологий»
статья по развитию речи на тему

Большакова Надежда Александровна

Варианты работы по использованию ИКТ в образовательной деятельности по  развития речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ikt.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Тема:

«Развитие речи дошкольников посредством использования информационно -  коммуникационных технологий»

Учитель-дефектолог

Н.А.Большакова

Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.

         Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать.

Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. Применение ИКТ в непосредственно организованной деятельности позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении.

И если школа активно движется вперед, внедряя все новые и новые технологии и методы использования компьютерных средств, то дошкольные учреждения применять новации, как правило, не могут в силу отсутствия необходимых средств.

 Но, несмотря на все трудности, с которыми встречаются дошкольные учреждения мы можем видеть широкое применение ИКТ.

Применение ИКТ позволяют решить следующие задачи:

  • Формирование психологической готовности к обучению в школе.
  • Индивидуализация и дифференциация обучения.
  • Формирование способности принимать решения.
  • Формирование интереса к игровой и к учебной деятельности.
  • Повышение мотивации для исправления недостатков речи детей.
  • Развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности.
  • Развитие волевых качеств
  • Развитие произвольной моторики пальцев рук

В своей работе педагог может использовать следующие средства информационно-коммуникативных технологий:

  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Принтер
  • Видеомагнитофон, DVD плейер
  • Телевизор
  • Магнитофон
  • Фотоаппарат
  • Видеокамера
  • Электронные доски

В нашем дошкольном учреждении большинство педагогов активно владеют компьютером и стараются посредством внедрения ИКТ сделать образовательное пространство ДОУ более продуктивным.

Сегодня я познакомлю вас с вариантами работы по использованию ИКТ в образовательной деятельности по  развития речи.

Использование развивающих компьютерных программ «Окружающий мир», «Азбука»(БОС-здоровье)

         Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения. В чем же польза от компьютерных игр и почему их нельзя заменить просто дидактическими или сюжетными играми? Они открывают новые возможности использования педагогических приемов традиционной педагогики:

Одним из основных средств расширения детских представлений являются электронные презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Это наглядность, дающая возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.

   Также в качестве мультмедиаресурсов выступают видеофрагменты, интерактивные схемы и модели. Задача разного рода слайд-шоу и видеофрагментов - показать детям те моменты из жизни животных, растений, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения (дикие животные, животные и растения различных природных зон и т.д.). Задача схем и моделей - наглядно представить процессы в неживой природе, такие как смена времен года, круговорот воды пр.

 В обучении грамоте мультимедиа ресурсы призваны, с одной стороны, помочь смоделировать звучащую речь с помощью различных схем и моделей, с другой стороны, наряду с традиционной статичной наглядностью предложить альтернативные динамичные образы и объекты наблюдения. Так, те же предметные картинки в движении будут способствовать формированию глагольной лексики.

В работе по развитию речи с применением ИКТ можно использовать следующие варианты:

  • Составление предложений по картинке, по схеме, опорным словам.
  • Составление рассказа по схеме, мнемотаблице.
  • Составление рассказа по серии сюжетных картинок
  • Для развития фонематического слуха выделение картинок на заданный звук.
  • Рассказы по цепочке.
  • Игры типа: «Чего не стало», «Покажи и назови», «Чего не хватает».

Предлагаю посмотреть некоторые варианты работы по развитию речи с использованием ИКТ:

  • «Окружающий мир» (Бос-здоровье)

Материал по лексическим темам. Игры: «Назови кто (что) это?», «Какой, какая, какие?», « Что делает?», «Расскажи, что ты видишь?» и т.п.

  • «Здоровая Азбука» (БОС-здоровье)

Знакомство со звуком, буквой. Рассматривание и называние картинок. Нахождение места звука в слове. Игры на развитие внимания, памяти.

  • НОД  «Путешествие в царство льдов»

Составление описательного рассказа с опорой на схему. Отгадывание загадок. Лексико-грамматические игры: «Один-много», «Скажи наоборот», «Составь слово», Чей, чья, чьи?», «Кого нет?».

  • Совместная образовательная деятельность «Подарок мудрой совы»

Пальчиковая гимнастика, игры с природным и бросовым материалом, игра «Буквы рассыпались», «Составь слово». Использование мультимедийных технологий.

  • Совместная образовательная деятельность по оставлению рассказа по теме «Осень»
  • Различные презентации  по лексическим темам и по проектной деятельности  «Виртуальная экскурсия в Переделкино», «Сказки дедушки Корнея»…
  • Тренажер внимания, памяти и речи.

Игры «Контуры», «Узнай буквы и составь слово», «Чего не стало» и т.п.

  • Пересказ видеофрагмента.

В рамках таких занятий открывается перспектива использования новых методов и приемов, активизирующих мыслительную деятельность и творческое воображение как визуально, так и с помощью слухового анализатора: большое количество иллюстраций содержат музыкальные фрагменты, увеличивающие эффективность усвоения детьми материала, который подается наглядно, динамично, зрелищно.

Системная работа по использованию информационных компьютерных технологий позволяет ориентировать детей на саморазвитие, подчерпнуть новые знания.

Применение компьютера влияет на мотивацию ребёнка, он проявляет свою оригинальность, задаёт  вопросы, что в свою очередь благоприятно влияет на развитие речи. Это объясняется наличием элементов занимательности и игры, что является сильнейшим средством повышения мотивации.

.

Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.

         Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать.

Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. Применение ИКТ в непосредственно организованной деятельности позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении.

И если школа активно движется вперед, внедряя все новые и новые технологии и методы использования компьютерных средств, то дошкольные учреждения применять новации, как правило, не могут в силу отсутствия необходимых средств.

 Но, несмотря на все трудности, с которыми встречаются дошкольные учреждения мы можем видеть широкое применение ИКТ.

1 слайд Применение ИКТ позволяют решить следующие задачи:

  • Формирование психологической готовности к обучению в школе.
  • Индивидуализация и дифференциация обучения.
  • Формирование способности принимать решения.
  • Формирование интереса к игровой и к учебной деятельности.
  • Повышение мотивации для исправления недостатков речи детей.
  • Развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности.
  • Развитие волевых качеств
  • Развитие произвольной моторики пальцев рук

2 слайд В своей работе педагог может использовать следующие средства информационно-коммуникативных технологий:

  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Принтер
  • Видеомагнитофон, DVD плейер
  • Телевизор
  • Магнитофон
  • Фотоаппарат
  • Видеокамера
  • Электронные доски

В нашем дошкольном учреждении большинство педагогов активно владеют компьютером и стараются посредством внедрения ИКТ сделать образовательное пространство ДОУ более продуктивным.

Сегодня я познакомлю вас с вариантами работы по использованию ИКТ в образовательной деятельности по  развития речи.

Использование развивающих компьютерных программ «Окружающий мир», «Азбука»(БОС-здоровье)

         Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения. В чем же польза от компьютерных игр и почему их нельзя заменить просто дидактическими или сюжетными играми? Они открывают новые возможности использования педагогических приемов традиционной педагогики:

Одним из основных средств расширения детских представлений являются электронные презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Это наглядность, дающая возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.

   Также в качестве мультмедиаресурсов выступают видеофрагменты, интерактивные схемы и модели. Задача разного рода слайд-шоу и видеофрагментов - показать детям те моменты из жизни животных, растений, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения (дикие животные, животные и растения различных природных зон и т.д.).

 В обучении грамоте мультимедиа ресурсы призваны, с одной стороны, помочь смоделировать звучащую речь с помощью различных схем и моделей, с другой стороны, наряду с традиционной статичной наглядностью предложить альтернативные динамичные образы и объекты наблюдения. Так, те же предметные картинки в движении будут способствовать формированию глагольной лексики.

В работе по развитию речи с применением ИКТ можно использовать следующие варианты:

  • Составление предложений по картинке, по схеме, опорным словам.
  • Составление рассказа по схеме, мнемотаблице.
  • Составление рассказа по серии сюжетных картинок
  • Для развития фонематического слуха выделение картинок на заданный звук.
  • Рассказы по цепочке.
  • Игры типа: «Чего не стало», «Покажи и назови», «Чего не хватает».

Предлагаю посмотреть некоторые варианты работы по развитию речи с использованием ИКТ:

  • «Окружающий мир» (Бос-здоровье)

Материал по лексическим темам. Игры: «Назови кто (что) это?», «Какой, какая, какие?», « Что делает?», «Расскажи, что ты видишь?» и т.п.

  • «Здоровая Азбука» (БОС-здоровье)

Знакомство со звуком, буквой. Рассматривание и называние картинок. Нахождение места звука в слове. Игры на развитие внимания, памяти.

  • НОД  «Путешествие в царство льдов»

Составление описательного рассказа с опорой на схему. Отгадывание загадок. Лексико-грамматические игры: «Один-много», «Скажи наоборот», «Составь слово», Чей, чья, чьи?», «Кого нет?».

  • Совместная образовательная деятельность «Подарок мудрой совы»

Пальчиковая гимнастика, игры с природным и бросовым материалом, игра «Буквы рассыпались», «Составь слово». Использование мультимедийных технологий.

  • Совместная образовательная деятельность по оставлению рассказа по теме «Осень»
  • Различные презентации  по лексическим темам и по проектной деятельности  «Виртуальная экскурсия в Переделкино», «Сказки дедушки Корнея»…
  • Тренажер внимания, памяти и речи.

Игры «Контуры», «Узнай буквы и составь слово», «Чего не стало» и т.п.

  • Пересказ видеофрагмента.

В рамках таких занятий открывается перспектива использования новых методов и приемов, активизирующих мыслительную деятельность и творческое воображение как визуально, так и с помощью слухового анализатора: большое количество иллюстраций содержат музыкальные фрагменты, увеличивающие эффективность усвоения детьми материала, который подается наглядно, динамично, зрелищно.

Системная работа по использованию информационных компьютерных технологий позволяет ориентировать детей на саморазвитие, подчерпнуть новые знания.

Применение компьютера влияет на мотивацию ребёнка, он проявляет свою оригинальность, задаёт  вопросы, что в свою очередь благоприятно влияет на развитие речи. Это объясняется наличием элементов занимательности и игры, что является сильнейшим средством повышения мотивации.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Повышение качества образования дошкольников посредством использования информационно-коммуникационных технологий в условиях реализации ФГОС ДО".

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придер...

Музыкальное развитие дошкольников с использованием информационно-коммуникационных технологий

Музыкальное развитие дошкольников с использованием информационно-коммуникационных технологийНаучно- методическая работа...

Инновационный проект «Формирование основ безопасности у дошкольников через использование информационно-коммуникационных технологий»

Основная идея проекта заключается в интеграции компьютерных технологий в воспитательно-образовательный процесс и создание условий в детском саду, в которых ребенок смог бы реализовывать внутренние сти...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе (развитие речи) “Весна” с использованием информационно-коммуникационной технологии.

Цель: развитие связной речи по лексической теме “Весна”.Задачи:- закреплять характерные признаки весны;- обогащать и активизировать словарь по теме “Весна”;- воспитывать у дете...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в младшей группе (развитие речи) “Фрукты” с использованием информационно-коммуникационной технологии.

Цель: закрепить понятие “фрукты”.Задачи:- способствовать развитию связной речи;- развивать умение отвечать на вопросы воспитателя;- учить узнавать и различать фрукты, выделять характерные ...

«Формирование познавательного интереса и речевых навыков у дошкольников посредством использования информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе»

В современном дошкольном образовании компьютер является многофункциональным техническим средством обучения. Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными,...

Консультация для педагогов «Формирование мотивации детей на занятиях, посредством использования информационно-коммуникационных технологий»

      Проблема формирования и развития мотивации обучения занимает одно из центральных мест в образовательных учреждениях. Ее актуальность обусловлена приоритетными направлениями...