Главные вкладки

    Развитии речи дошкольников через игровые технологии в ДОУ
    статья по развитию речи

    Мокина Ольга Юрьевна

    Не поучать и, обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребенку» (Джани Родари)

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развитии речи дошкольников через игровые технологии в ДОУ

    Не поучать и, обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребенку» (Джани Родари)

    Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования речевое развитие включает задачи:

    -развитие звуковой и интонационной культуры речи,

    - владение речью как средством общения и культуры,

    - обогащение активного словаря,

    - развитие связной речи,

    -формирование грамматически правильной диалогической и монологической речи,

    -предпосылки обучения грамоте,

    - знакомство с книжной культурой,

    - развитие речевого творчества.

    Требования ФГОС ДО – для нас основные ориентиры. Полноценная реализация цели – формирование к завершению дошкольного возраста универсального общения ребенка с людьми, которые его окружают. Дошкольник старшего возраста должен без затруднений разговаривать с разными по возрасту, социальному положению, полу, представителями общества.

    Использование игровых технологий в нашем детском саду на всех этапах педагогического процесса решает проблемы снижения речевой активности детей, её низкую коммуникативную направленность. Проявления речи ребенка наиболее ярко выступают в игре и через игру.

    Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи. В игре дети естественным образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, преодолевая барьер стеснения из-за неправильной речи, так как в нашем детском саду есть группы комбинированной направленности с речевыми нарушениями детей. 

    Игровые технологии, используемые в нашем детском саду это:

    - пальчиковые игры. игры на стаканчиках представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, «пальчиковый театр». Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров;

    -используемые в подвижных играх зазывалки, «выручалочки» формируют четкость, ритмичность произношения, вносящие элемент занимательности и дополнительный речевой материал, вызывает эмоциональный отклик у детей;

    -в сюжетно-ролевой игре формируются навыки общения от момента распределения ролей, выполнения ролевых действий, игры в корреспондентов - телерепортёров помогают раскрепостить детей, приобрести навыки публичных выступлений, научить говорить выразительно, четко и правильно;

    - в процессе настольно-печатных игр дети усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с изображением на картинках. К таким играм относятся: лото, домино, парные картинки;

    - хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями;

    - игры – драматизации, разные виды театральных игр способствуют развитию речевой активности, которые развивают вкус и интерес к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности;

    - дидактические игры, позволяющие приобщать детей к окружающей жизни в доступных им формах. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие.

    В этом учебном году в нашем детском саду «Светлячок» реализовывалась задача:«Совершенствовать работу педагогов по развитию речи детей с помощью дидактических игр, через различные виды деятельности». И я хочу остановиться на них более подробно. Внутри детского сада был объявлен конкурс на лучшую дидактическую игру по лексико-грамматическому строю речи, лучшие были отобраны для публикации сборника дидактических игр по развитию речи  это: «Волшебный лес – полон сказок и чудес»«Веселый огород»«Фруктовый сад»«Мир животных», «Эмоции».  Благодаря, использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

    Уникальность дидактической игры состоит так же в том, что это универсальное средство, которое может включать в себя несколько образовательных областей.

    Педагоги и родители нашего ДОУ в этом учебном году принимали активное участие в изготовлении альбомов по тематическим неделям. Данные пособия активно используются педагогами нашего детского сада в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми по развитию речи и ознакомлению с окружающим, например: «Что означает мое имя», «Мое родовое дерево», «Зима»«Правила дорожного движения»«Весна идет – весне дорогу» и другие.

    Все альбомы направлены на развитие всех сторон речи (фонетику, лексику, грамматику и связную речь, расширение знаний и представлений об окружающем, развитие мыслительных процессов, произвольного внимания и восприятия, мелкой моторики, пространственной ориентировки, речевого творчества, подготовку к обучению в школе.

    Несомненно, дидактические игры, альбомы, пособия являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс на тему «Развитие воображения и речи дошкольников через игровые технологии»

    Это открытое мероприятие проходило после занятия «Весна-красна идёт» весной 2012 года, оно сопровождается одноимённым фотоальбомом на моей странице.Представленные игры проводились с детьми разных возр...

    "проблема развития связной речи дошкольников через игровую деятельность"

    Описание взаимосвязи развития речи дошкольников с развитием мелкой моторики, памяти и внимания, межличностных взаимоотношений. Развитие речи через игровую деятельность...

    Развитие речи дошкольников через игровые технологии (ЛЕГО - технология)

       В педагогике ЛЕГО -технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в проц...

    Cправка о наличии собственного инновационного педагогического опыта «Развитие речи дошкольников через театрально – игровую деятельность»

    Актуальность создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста  через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность п...

    Проект “Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность”

    Проект“Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность”.Характеристика проекта.1.1 Цель:развитие и профилактика речевых нарушений, через театрально – игровую деятельность.Задачи:созда...

    Проект "Пути оптимизации в развитии речи дошкольников через игровую деятельность"

    Игра - это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, его жизнь....

    План по самообразованию для младшего дошкольного возраста. Тема: «Развитие речи дошкольников через игровую деятельность»

    План по самообразованию для младшего дошкольного возраста .Тема: «Развитие речи дошкольников через игровую деятельность»...