Семинар для педагогов "Преемственность ДОУ и школы в вопросах развития речевых умений детей как одно из условий обеспечения качества образования".
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Почуева Виктория Викторовна

Учитывая уровень развития речевых умений, который дети приобрели в детском саду, учителя продолжают работу по речевому развитию детей и в школе.

К пяти годам дети используют падежи, правильно произносят единственные и множественные числа, используют правильные окончания. Употребляют разные предлоги и союзы. Начинают составлять не только простые, но и сложные предложения, однако в основном употребляют короткие неполные фразы.

Дети 5-ти лет правильно произносят многие звуки родного языка. Отчетливо произносят слова и фразы. Употребляют нужные по смыслу слова, прилагательные и наречия. Самостоятельно составляют небольшие рассказы по картинке, по игрушке. Учатся разбирать слова на слоги, придумывать слова на тот или иной звук и букву. Они уже начинают замечать ошибки в своей речи и речи других детей. Овладевают абстрактными понятиями (душевный, милый, добрый). Всё меньше ошибаются в согласовании существительных с числительными (три снегиря, пять шоколадок), образовании притяжательных прилагательных (мамин, лисий).

Однако некоторые дети еще не совсем четко произносят отдельные звуки и многосложные слова. Они могут не выговаривать шипящие звуки и заменять «р» на «л». Причем изолированно они могут правильно произносить «р», а в словах – нет.  Затрудняются в различении звуков на слух. Редко правильно употребляют существительные в именительном, родительном падежах во множественном числе (карандаш – много карандашов) и приставки с пространственным значением (подошел, зашел, вошел). Не всегда умеют правильно сформулировать вопрос, дополнить и исправить высказывание товарища. Не всегда умеют пользоваться умеренным темпом речи, говорить достаточно громко или тихо.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

Преемственность ДОУ и школы в вопросах развития речевых умений детей как одно из условий обеспечения качества образования

Учитывая уровень развития речевых умений, который дети приобрели в детском саду, учителя продолжают работу по речевому развитию детей и в школе.

К пяти годам дети используют падежи, правильно произносят единственные и множественные числа, используют правильные окончания. Употребляют разные предлоги и союзы. Начинают составлять не только простые, но и сложные предложения, однако в основном употребляют короткие неполные фразы.

Дети 5-ти лет правильно произносят многие звуки родного языка. Отчетливо произносят слова и фразы. Употребляют нужные по смыслу слова, прилагательные и наречия. Самостоятельно составляют небольшие рассказы по картинке, по игрушке. Учатся разбирать слова на слоги, придумывать слова на тот или иной звук и букву. Они уже начинают замечать ошибки в своей речи и речи других детей. Овладевают абстрактными понятиями (душевный, милый, добрый). Всё меньше ошибаются в согласовании существительных с числительными (три снегиря, пять шоколадок), образовании притяжательных прилагательных (мамин, лисий).

Однако некоторые дети еще не совсем четко произносят отдельные звуки и многосложные слова. Они могут не выговаривать шипящие звуки и заменять «р» на «л». Причем изолированно они могут правильно произносить «р», а в словах – нет.  Затрудняются в различении звуков на слух. Редко правильно употребляют существительные в именительном, родительном падежах во множественном числе (карандаш – много карандашов) и приставки с пространственным значением (подошел, зашел, вошел). Не всегда умеют правильно сформулировать вопрос, дополнить и исправить высказывание товарища. Не всегда умеют пользоваться умеренным темпом речи, говорить достаточно громко или тихо.

Развитие речи у детей 5 лет проводится по следующим направлениям:

  • Развитие речи как средства общения. Целью этого направления является расширение представлений детей о многообразии окружающего мира. Для этого детям предлагается рассматривать и описывать игрушки, открытки, книги с иллюстрациями, фотографии с достопримечательностями родного края, делиться впечатлениями с педагогом и другими детьми; использовать пословицы и поговорки и т.д.
  • Формирование словаря. Цель – обогащение речи и правильное употребление слов. Речь детей обогащается существительными (предметы бытового значения), прилагательными (свойства и качества предметов), наречиями (взаимоотношения людей, их отношение к труду). Детей упражняют в подборе существительных к прилагательному, слов со сходным и противоположным значением. Упражняют в правильном подборе слов по смыслу.
  • Звуковая культура речи. Цель – закрепление правильного и отчетливого произношения звуков. Для этого детей учат различать на слух и произносить сходные звуки. Развивают фонематический слух. Учат определять место звука в слове.
  • Грамматический строй речи. Цель – совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях. Помимо этого детей знакомят с разными способами образования слов, с образованием однокоренным слов. Учат составлять по образцу простые и сложные предложения. Развивают умение пользоваться прямой и косвенной речью.
  • Связная речь. Цель – совершенствовать диалогическую и монологическую речь. Для этого у детей развивают умение поддерживать беседу; высказывать свою точку зрения; пересказывать небольшие сказки и рассказы; по плану рассказывать о предмете, описывать картину; составлять рассказы о событиях из личного опыта; составлять творческие рассказы на заданную тему.

Крайне важно, чтобы в подобной работе активно участвовали родители. Для этого можно предложить родителям со своими детьми учить стихотворения, выполнять задания в паре, составлять тексты на заданную тему, по картинкам, вместе играть.

Поскольку активное обогащение словарного запаса и развитие речевых умений происходит в дошкольном детстве, вопросу развития речевых умений детей в ДОУ должно уделяться пристальное внимание. Но и в начальной школе должна проводиться такая работа, поскольку речевое развитие детей в это время не прекращается. Важно, чтобы развитию речи уделялось внимание не только на уроках литературы и русского языка, но и на остальных предметах тоже.

Участие педагогов ДОУ и школы в работе по развитию речевых умений детей позволит обеспечить преемственность и непрерывность образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия обеспечения качества образования в процессе коррекционно-логопедической работы в ДОУ

В статье описан один из критериев обеспечения условий качества образования - развитие предметно-пространстенной среды....

К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК ВАЖНЕЙШЕМУ УСЛОВИЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Новые социально-экономические условия, смена идеологических ориентиров, социально-психологические изменения современного ребенка создают трудности, с которыми приходится сталкиваться родителям д...

Педсовет: «Развитие кадрового потенциала, как одно из условий повышения качества образования»

Педсовет: «Развитие кадрового потенциала, как одно из условий повышения качества образования» Цель: осознание общих целей субъектами образовательного процесса; формирование общих...

Развитие профессиональной компетентности педагога как условие обеспечения качества образования через способы становления функциональной грамотности.

Функциональная грамотность – способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах че...

Семинар "Речевое развитие дошкольного и младшего школьного возраста" доклад на тему: "Преемственность между ДОУ и школой в вопросах развития речевых умений детей как одно из условий обеспечения качества образования"

15.03.2022г. на базе МКДОУ детский сад "Солнышко" прошел районный семинар "Речевое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста". На мероприятии педагоги поделились опы...

УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫМ РОСТОМ ПЕДАГОГА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

                 В период глубоких социально – экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношен...