ИГРА В ЖИЗНИ ОСОБОГО РЕБЕНКА
статья по коррекционной педагогике

Савченко Марина Анатольевна

МАТЕРИАЛ ПОСВЯЩЕН ОСОБЕННОСТЯМ ОБУЧЕНИЮ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_v_zhizni_osobogo_rebenka.docx17.31 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ИГРА В ЖИЗНИ ОСОБОГО РЕБЕНКА


Ребенок с умственной отсталостью может достичь оптимального для него уровня развития только при условии раннего включения в процесс систематической коррекционно-воспитательной работы, охватывающей все направления его индивидуального развития (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социокультурное).

 Основным условием и фактором развития детей является их собственная деятельность и сотрудничество со взрослым. При этом особая роль принадлежит игровой деятельности.

Игра - особая форма овладения действительностью путем ее воспроизведения, моделирования. В процессе игры ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений.

От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие психических процессов (в частности, мышления, воображения и речи). В процессе игры происходит становление функции замещения, с которой ребенок в последующем будет сталкиваться постоянно. В игре он учится планировать и регулировать свои действия и действия своих партнеров. Но, чтобы игра стала действительно развивающей, ребенок должен пройти путь от овладения предметными действиями до освоения сюжетно-ролевой игры. При этом сначала осмысливаются сами действия с предметами, потом отношения между людьми, окружающими ребенка, их взаимозависимость, собственное место ребенка в этих взаимоотношениях. Далее осваиваются нравственные критерии, этическая сторона взаимоотношений, нормы и способы общения, эмоциональный отклик на хорошее и плохое.

В норме дети овладевают вершиной игровой деятельности - сюжетно-ролевой игрой - в конце раннего детства, к третьему году жизни, и с этого момента, вплоть до поступления в школу, игра становится ведущим видом деятельности ребенка, т. е. определяет его развитие. Дети с выраженным нарушением интеллекта и к концу дошкольного периода зачастую остаются на уровне предметно-манипулятивной деятельности. В их играх наблюдается стереотипность, формальность действий, отсутствие замысла и даже элементарного сюжета.

Умственно отсталые дети не используют предметы-заместители, предпочитают действия с реальными предметами. Кроме того, они не могут замещать действия с реальными предметами изображением действий или речью. Функция замещения в игре у этих детей к концу дошкольного периода не возникает, равно как и функция речи (у них нет не только планирующей или фиксирующей речи, но, как правило, и сопровождающей).

Таким образом, к тому моменту, когда игровая деятельность должна окончательно сформироваться и перестать быть ведущей, уступив свои позиции учебной деятельности, она у глубоко умственно отсталых детей остается на крайне низком уровне. Становится очевидным, что ребенок, мало играющий, а тем более не играющий, теряет в своем личностном развитии, что особенно ярко прослеживается на примере детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

Исходя из вышесказанного, важно опираться именно на игру, в частности на сюжетно-ролевую игру как средство коррекции и компенсации дефектов развития умственно отсталого ребенка, т. к. посредством игры возможно  развивать эмоционально-волевую сферу воспитанников, управлять психическим развитием личности и тем самым готовить почву для успешного овладения детьми неигровой деятельностью (учебной, трудовой и т. д.).

А чтобы игра стала средством развития для глубоко умственно отсталого ребенка, необходимо создавать условия для формирования максимально полноценной игровой деятельности, т. е. учить детей играть.


В жизни умственно отсталых детей игра занимает важное место. Потребность в игре возникает у детей позже, чем у нормальных детей, и задерживается на более длительное время. Это придаёт игровой деятельности важное значение для коррекционной работы.

«Игра является самым действенным средством коррекции психофизического развития детей с интеллектуальной недостаточностью. В процессе игровой деятельности происходит особая форма взаимодействия взрослого и ребёнка, формируются определённые игровые умения и навыки, активизируются их психические и двигательные сферы, происходит развитие всех познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, навыков общения с взрослыми и сверстниками и т. д.»

Большинство умственно отсталых детей сталкиваются в жизни с проблемами, которые кажутся неразрешимыми. Но проигрывая их так, как им хочется, дети могут научиться постепенно справляться с ними. Игра является основной формой деятельности, через которую осуществляется процесс обучения умственно отсталого ребенка в школе. Усвоение детьми знаний, приобретаемых умений в игровой форме происходит гораздо лучше. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.

Играя, дети учатся следовать правилам, постигать социальные отношения, учатся переносить поражения, переживать успех. Игра предоставляет свободу в принятии самостоятельных решений, она способствует концентрации ребёнка в течение продолжительного времени, это развлечение и расслабление, она вносит разнообразие в школьные будни, наконец, игра – это удовольствие для детей.

Обучение детей строится на основе знания и учёта индивидуальных особенностей и возможностей развития каждого ребёнка, оно ведется в игровой форме, наиболее доступной для детей с умеренной умственной отсталостью. Вся работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, дающей возможность познать объект, используя все анализаторы, вызывающей у детей необходимость оперировать различными предметами и игрушками, обыгрывать действия с ними.

Именно в игре умственно отсталый ребёнок знакомится с окружающей действительностью, приобретает знания и умения, обучается, у него развиваются восприятие, мышление, ловкость, активность, координация движений, формируются навыки коллективного поведения, усваиваются эстетические нормы, расширяется и обогащается словарь, развиваются навыки общения и функции речи.

«Более доступными для умственно отсталых детей являются сюжетно-ролевые игры бытовой тематики. Эти игры уточняют представления детей о предметах быта и их предназначения, способствуют формированию навыков самообслуживания, пробуждают интерес к бытовому труду людей. Содержание бытовых игр даёт возможность детям овладеть элементарными моральными отношениями заботы, внимания и взаимопомощи. В этих играх формируется двигательных опыт детей, их речь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра в жизни вашего ребенка

Материал для оформления родительского уголка...

«Игра в жизни вашего ребенка»

В современном понимании игра – это «форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта».Содержанием детских игр является жизнь, деятельность и отношени...

«Игра в жизни Вашего ребенка»

Игра – жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат,ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества...

Сюжетно - ролевые игры в жизни каждого ребенка

На протяжении всего дошкольного возраста, пока ребёнок растёт и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остаётся характерным видом его деятельности. Основой сюжетно - роле...

«Игры в жизни вашего ребенка»

«Игры в жизни вашего ребенка»...

Книга в жизни особого ребенка

В статье поднимается вопрос о роли книги, чтения художественных произведений в воспитании и обучении незрячих и слабовидящих детей дошкольного возраста. Рассматриваются возможности тактильной книги в ...