Приемы и рекомендации для педагогов и родителей по работе с детьми с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Барабанщикова Ольга Николаевна

Методические разработки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_ovz_itog.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы и рекомендации для педагогов и родителей

по работе с детьми с ОВЗ:

- Создавайте ситуации успеха, поощряйте за малейшие достижения.

- Не концентрируйте внимание на недостатках ребенка, используйте чаще приемы «похвала авансом», «опора на предыдущий удачный опыт ребенка, его успех». В случае, если успех так и не был достигнут, выразите уверенность, что в следующий раз точно получиться, «ведь мы уже все почти усвоили, поняли, разобрали….……».

- Давайте ребенку не многоступенчатую инструкцию, а дробите ее на части.

- Активизируйте работу всех анализаторов. Дети должны слушать, смотреть, проговаривать, трогать и обследовать и т.д. Увидел, проговорил, прорисовал /прописал, прохлопал.

- Соблюдайте принцип наглядности. Особенно важна опора на наглядность. Это могут быть схемы, алгоритмы, где прописаны пошаговые инструкции по определенным темам (дежурство по кухне, уборка кровати, алгоритм чистки зубов, складывания одежды в шкаф, подготовки места работы для выполнения домашних заданий, складывания школьных принадлежностей в портфель и т.д.)

- Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед заданиями, менять интонацию, использовать прием неожиданности (легкий стук, хлопки, использование разной громкости голоса – от шепота до громкого и т.п.).

- Необходимо прибегать к дополнительному стимулированию (похвала, жетоны, фишки, наклейки, «Дай пять!» и др.), методы стимулирования должны быть разнообразными, тогда и будут максимально эффективными, использовать на занятиях игру и игровую ситуацию.

Для детей с низкой мотивацией необходима ориентация на какой-либо позитив после трудной работы – например, «Сделаем что-то…сможем поиграть….».

- Создавайте максимально спокойную обстановку на занятии, поддерживайте атмосферу доброжелательности.

- Темп подачи информации  должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов. Главная мысль должна повториться в последнем предложении в более кратком виде – так информация более качественно  - усвоится, запомнится.

- Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ОВЗ и их индивидуальным особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах. Особенно это важно для детей с заниженной самооценкой и низкой мотивацией.

- Давайте посильные поручения, вырабатывайте самостоятельность, ответственность, критичность к своим действиям. То, что ребенок в состоянии сделать сам за него не делать. Новые виды деятельности, работы поэтапно четко проговорить, можно использовать приемы «рука в руке», инструкции можно давать в игровой форме, например «заправляем постель – «подружили уголочки покрывала» и т.д.

- Предоставляйте ребенку выбор, в случае если он способен это сделать, формируйте умение принимать решения, брать на себя ответственность, дает ребенку уверенность, что с его мнением считаются.

- Учите анализировать свои действия, критично относится к результатам своего труда. Указывайте косвенно на ошибку: «Посмотри, нет ли здесь ошибки?», это дает ребенку уверенность, что он сам способен оценить себя, приучает к самоконтролю.  Обсуждения заканчивайте на положительной ноте.

Обучение тому,  как надо выполнять задания  - «Показ образца действия».

Необходимо создание дополнительной стимуляции:

Простое переспрашивание, просьба повторить слово или фразу.

Выражение одобрения и стимуляция дальнейших действий (словами «хорошо», «а дальше?»)

Задавать вопросы о том, почему ребёнок выполнил то или иное действие.

Задавать наводящие вопросы или высказывать критические выражения - «А как можно это сделать лучше?».

Подсказывать, давать совет действовать тем или иным способом – «А если попробовать по-другому?».

Даже в случае плохого результата в конце фразы должна быть мотивация, что в следующий раз получиться.

 Включайте ребенка в общественную жизнь, показывайте его значимость в социуме, учите осознавать себя личностью.

 Устанавливайте доверительные партнерские отношения с педагогами – учителями, специалистами, работающими с ребенком, внимательно относитесь к их рекомендациям, договаривайтесь о совместных действиях в поддержку ребенка.

ПРИЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОРГАНИЗАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ

Заранее настройте ребенка, что скоро надо будет приступать к выполнению домашнего задания.

 Ребенку с ОВЗ трудно оторваться от интересных занятий и сразу приступить к работе. Начинать рекомендуется с легкого, более любимого предмета, в середине подготовки -  трудное, в заключении – тоже более легкий предмет.

Не нужно требовать немедленного включения в работу.

Перед подготовкой обязательно вводить организационный момент (время «на раскачку»), т.к. дети с ОВЗ  с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой.

Обязательно должны быть перемены, причем длительность подготовки домашних заданий и отдыха зависит от возраста, настроения, индивидуальных особенностей, состояния здоровья ребенка.

Можно вместе с ребенком составить его собственный режим дня, и время от времени обращаться к нему. Время подготовки домашнего задания должно быть твердо закреплено за конкретным часом в режиме дня. Это будет способствовать формированию  дисциплины ребенка, помогает лучше усваивать знания.

Учитывайте, что у ребенка слабая память, внимание, отстают мыслительные процессы. Из-за этого трудно понимать, запоминать даже простую информацию, ему требуется постоянное систематическое  повторение. Если ребенок все-таки не усвоил какое-то задание, не решайте за него, а в его присутствии проговорите вслух, пропишите алгоритм решения, пусть ребенок участвует в решении задачи хотя бы в некоторых местах (это те вещи, которые были усвоены им раньше). В таких случаях особенно полезно использовать опору на наглядность (рисунок, схема), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия у детей с ОВЗ снижен.

Помощь в обучении должна носить своевременный и необходимый  характер. Не выполняйте задание полностью за ребенка, даже если он испытывает значительные трудности. Лучше еще раз разберите с ним материал, а потом заново предоставьте возможность выполнить работу самостоятельно. Не опекайте чрезмерно. Ребенку необходима самостоятельность, постоянный новый опыт, контакт с нестандартными ситуациями. Ненавязчиво контролируйте, как он с ними справляется, но не делайте все за него.

Уделяйте внимание не скорости, а качеству выполнения задания. Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения даже самых простых заданий.

В момент выполнения задания недопустимо отвлекать ребенка на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения  внимания у них очень снижен, для возвращения к выполнению задания требуется длительное время, может привести к его «соскальзыванию». Постарайтесь приучать других детей соблюдать тишину, заниматься тихими играми, чтением, рисованием во время выполнения детьми домашнего задания. Это очень важно для предупреждения психоэмоционального перенапряжения детей с ОВЗ.

Максимальная продолжительность подготовки домашних занятий:

Занятия с дошкольниками – до 0,5 часа.

В случае, если время выполнения домашнего задания превышает предельно допустимые нормы рекомендуется сделать длительный перерыв. А после продолжительного отдыха вернуться к сложной части задания.

Максимальная работоспособность у большинства детей:

- с 10-12 часов

- с 16-18 часов.

Именно в эти часы ребенок может выполнить наибольшую работу при  минимальных усилиях.

Общие приемы позитивного взаимодействия с детьми с ОВЗ:

  • Выдерживайте спокойный тон, среднюю скорость речи, выделяйте интонацией важное. Дети с ОВЗ не всегда хорошо воспринимают информацию на слух, тем более, если темп речи быстрый. Речь педагога должна быть грамотной, корректной. Не злоупотребляйте силой голоса. В противном случае ребенок перестает реагировать на нормальную громкость речи, а только на крик.
  • Выдерживайте паузу после вопроса, давая ребенку время подумать над ответом. Не нервничайте, не торопите с ответом, многим детям с ОВЗ составляет трудность сразу же сформулировать свою мысль.
  • Проявляйте терпение, не раздражайтесь, не ругайте за медлительность реакций, либо за чрезмерную активность, ведь ребенок не виноват в своих особенностях. Если необходимо сделать замечание, постарайтесь сделать это максимально конфиденциально - наедине, и конечно, в корректной форме, оценивая не ребенка, а поступок.
  • Необходимо обеспечить ребенку переживание успеха на фоне определённой затраты усилий (т.е. если у ребенка не получилось что-то, но он при этом очень старался, необходимо обязательно похвалить его за старание, терпение).
  • Цель и результаты не должны быть слишком отдалены по времени от начала выполнения задания, они должны быть значимы и понятны для ребенка с ОВЗ.
  • Необходимо создание дополнительной стимуляции:
  • Простое переспрашивание, просьба повторить слово или фразу.
  • Выражение одобрения и стимуляция дальнейших действий (словами «хорошо», «а дальше?»)
  • Задавать вопросы о том, почему ребёнок выполнил то или иное действие.
  • Задавать наводящие вопросы или высказывать критические выражения - «А как можно это сделать лучше?».
  • Подсказывать, давать совет действовать тем или иным способом – «А если попробовать по-другому?».
  • Демонстрация действия и просьба повторить его самостоятельно – «Я начну…, а ты продолжи…»..
  • Обучение тому,  как надо выполнять задания  - «Показ образца действия».

Максимальная продолжительность подготовки домашних занятий для школьников:

2-3 класс – до 1.5 часов с учетом смены деятельности.

4-5 класс – до 2 часов с учетом смены деятельности.

6-8 класс – до 2,5 часов.\

-9-11 класс – до 3,5 часов.

Занятия с дошкольниками – до 0,5 часа.

В случае, если время выполнения домашнего задания превышает предельно допустимые нормы рекомендуется сделать длительный перерыв. А после продолжительного отдыха вернуться к сложной части задания.

Максимальная работоспособность у большинства детей:

- с 10-12 часов

- с 16-18 часов.

Именно в эти часы ребенок может выполнить наибольшую работу при  минимальных усилиях.

Устойчивые слова-определения похвалы

Фразеологизмы похвалы

. Замечательно!

Золотые/умелые руки

Отлично!

Это как раз то, что нужно

Великолепно!

. Мне очень важна твоя помощь!

. Здорово!

. Работать( читать, дружить и т.д) с тобой просто радость!

Прекрасно!

Ты мне необходим!

. Незабываемо!

. Сказано здорово – просто и ясно!

Остроумно!

Для меня важно все, что тебя волнует, тревожит и радует!

Талантливо!

. С каждым днем у тебя получается всё лучше!

Грандиозно!.

. Ты сегодня много сделал!

Ты умница

Еще лучше, чем прежде

Виртуоз!

Научи меня делать так же!

. Асс!

Тут мне без тебя не обойтись!

. Отлично!

Я знала, что тебе это по силам!

. Потрясающе!

Никто не может заменить тебя!

. Классно!

Я горжусь тем, что тебе это удалось!

Уже лучше!

Я сам не смогла бы сделать лучше!

Поразительно!

. Сегодня ты делаешь это гораздо лучше.

. Неподражаемо

Еще немного времени и у тебя это получится.

Несравненно!

Я счастлива видеть такую твою работу.

. Красота!

Это называется прекрасной работой.

. Как в сказке!

Твой мозг поработал на славу.

. Очень ясно!

Теперь ничто тебя не остановит.

Ярко, образно!

. Это действительно достижение!

. Фантастика!

Ты выбрал подходящий способ!

Очень эффектно!

Это была первая классная работа.

Совершенно!

. Прекрасный ход работы. Прекрасное начало! ( финал)

Ты просто чудо!

Сейчас ты приобретаешь в этом сноровку

Правильно!

Сейчас ты это понял.

. Это хорошо.

Ты сделал это легко.

Супер!

Ты ничего не упустил!

Чудесно

Это уже успех!...,

Это твоя победа..

Значительно!!

Теперь ты чувствуешь свои возможности..

Неплохо.

Это - высший пилотаж !


Необыкновенно!

Ты настоящий мастер

. Сенсационно!.

Я верю в тебя

Мастер

у тебя будет всегда получаться не хуже, чем сейчас.

Лидер

Светлая голова,

.
Чемпион

Именно так! (Точно так!)

Творец

Экстра – класс!

Молодец

Хорошая работа!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов по использованию в работе с детьми русских народных игр

В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека, поэтому обращение  к национальной игре более чем опра...

Рекомендация для педагогов на тему «Особенности работы с детьми 5 – го года по аппликации»

Рекомендация даёт расширенное представление педагогам дошкольных учреждений, об особенностях работы с детьми пятого года по аппликации....

Практические рекомендации для педагогов и родителей "Работа с гиперактивными детьми в условиях ДОУ".

Гиперактивные дети требуют большего внимания к себе и необходимо знать как с ними общаться, чем занять и во что поиграть. Данный материал поможет педагогам и родителям в работе с гиперактивными детьми...

Рекомендации для педагогов и родителей: "Использование интерактивных развивающих познавательных игр в работе с детьми - дошкольниками"

Рекомендации для педагогов и родителей: "Использование интерактивных развивающих познавательных игр в работе с детьми - дошкольниками"...

Методические рекомендации для педагогов "Техника Эбру в работе с детьми дошкольного возраста"

Как сохранить интерес ребенка к творческой деятельности и дать возможность почувствовать себя волшебником?  Интересная идея - предложить детям создать оригинальные композиции в технике Эбру - вед...

Рекомендации для педагогов и родителей. Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ.

Рекомендации для педагогов и родителей. Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ. В последнее время общество повернулось лицом к проблемам детей и подростков с особенностями в развитии, и именно теперь...

Рекомендации для педагогов по теме «Организация работы с детьми по безопасности дорожного движения»

Рекомендации для педагогов по теме «Организация работы с детьми по безопасности дорожного движения» Задачи: способствовать формированию у педагогов потребности в планомерной, сис...