Рекомендация для педагогов на тему «Особенности работы с детьми 5 – го года по аппликации»
консультация по аппликации, лепке (средняя группа) по теме

Рекомендация даёт расширенное представление педагогам дошкольных учреждений, об особенностях работы с детьми пятого года по аппликации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsiya_dlya_pedagogov_na_temu.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендация для педагогов на тему «Особенности работы с детьми 5 – го года по аппликации» 

Цель: дать расширенное представление педагогам дошкольных учреждений, об особенностях работы с детьми пятого года по аппликации.

Литература: Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Книга для воспитателя  дет. сада. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: щ», 1991.

 

Уважаемые коллеги!!!

У детей пятого года жизни значительно обогатился запас впечатлений, знаний и умений. Мышцы руки окрепли, движения стали более уверенные, произвольные и появился более целенаправленный контроль за действиями. Все это позволяет качественно изменить характер занятий по аппликации.

Программные задачи

В средней группе необходимо продолжать расширение знаний детей о форме окружающих предметов. Дети пятого года учатся различать и правильно называть прямоугольник, квадрат, полосу, круг, треугольник, овал и только лишь трапецию по-прежнему определяют на основе образных сравнений (крыша, лодка). Дети учатся составлять предметные изображения более сложного строения. Количество деталей, которые они могут использовать в работе, возрастает: например, у домика теперь не только стена, крыша, но и несколько окон, дверей. Продолжается интенсивное усвоение знаний о цвете. В работе используются как основные цвета бумаги, так и некоторые оттенки (голубой, серый, розовый и др.). Детей необходимо учить видеть красоту различных цветосочетаний, развивать у них умение чувствовать цвет как одно из средств выразительности аппликационных работ.

Большое внимание должно уделяться развитию у детей различных пространственных представлений и ориентировок. Детей нужно познакомить с понятиями: «между», «на одинаковом расстоянии», «с края» и т. д. Кроме того, необходимо закреплять те знания, которые предлагались во второй младшей группе. Наряду с развитием композиционных навыков важно продолжать развитие понимания ритма, так как в этой группе дети не только выполняют декоративные аппликации, но и занимаются декоративным рисованием. Главное внимание в средней группе воспитатель направляет на обучение детей технике работы ножницами. В течение учебного года дети должны овладеть различными элементарными приемами вырезывания: их нужно научить правильно держать ножницы, и пользоваться ими, разрезать бумагу по прямой линии, делать косые срезы и вырезывать предметы округлой формы. Следует совершенствовать и технику наклеивания.

Прохождение программы

Занятия по аппликации с детьми пятого года жизни проводятся 1 раз в неделю. Основное внимание при прохождении программного материала должно быть направлено на постепенное овладение детьми техникой работы ножницами. Однако овладение приемами вырезывания не должно стать самоцелью: умение вырезывать нужно для того, чтобы изобразить задуманное. Воспитатель направляет внимание детей на изобразительные стороны аппликаций. В этой группе детей обучают предметной, декоративной и сюжетной аппликации, соблюдая принцип постепенного усложнения — от простых изображений к более сложным, с большим количеством деталей и форм.

Технические приемы работы ножницами дети осваивают постепенно. Овладение тем или иным приемом вырезывания - процесс длительный, требующий неоднократных повторений, упражнений, но они должны быть для детей интересными и доступными.

В начале учебного года, после лета, нужно вспомнить усвоенные ранее приемы работы. Поэтому одно из первых занятий можно проводить на основе использования готовых форм. Затем вводятся ножницы. Поскольку внимание

детей сосредоточено на том, как правильно держать их и как ими пользоваться, то качество работы становится хуже, чем в предыдущей группе, где дети получали готовые формы. Дети не сразу усваивают приемы правильного пользования ножницами, потому важно обучать их умению резать по прямой линии узкие, а затем более широкие полосы бумаги, получая ровный разрез.          Каждое занятие должно звучать для детей иначе, чем предыдущее. На одном из первых занятий дети делают билеты и чеки для игры в «магазин». Связь с игрой повышает интерес к работе. Чтобы избежать однообразия и монотонности в последующих занятиях, когда дети режут бумагу по прямой линии, можно использовать в отдельных случаях готовые формы и силуэты. Простые предметные изображения, составленные из нарезанных детьми полосок и дополненные силуэтами, помогают создать образ, иногда небольшой сюжет. Например, такие популярные темы, как лесенка, забор, скамеечка, ворота, можно сделать более интересными, если дать для выполнения аппликации готовые силуэты. Тогда по лесенке будет карабкаться мишка, на скамеечке сидеть кошка, на заборе кукарекать петушок, А под воротами проезжать машинка. Из полосок можно сделать тележку для любой игрушки, построить кукольную мебель, домик, сделать елочку, снежинку. После одного-двух таких занятий, одинаковых по своему программному содержанию, но разных по образности и выразительности, можно провести занятие на развитие творческой активности детей: предложить из нарезанных детьми цветных полосок создать различные предметные изображения, узоры, композиции (цветы, звезды, флажки и др.). На последующих занятиях детей нужно обучать делать косые срезы у прямоугольников, разрезать квадраты по диагонали (с уголка на уголок), получая трапеции и треугольники. Дети могут аппликационно изобразить дом с крышей и окнами, лодку с парусом, чашку с блюдцем, флажок с вырезом. Квадратами и треугольниками они украшают полосу — шарфик, полотенце, квадрат — ковер, салфетка, открытка; круг — тарелочка. Для выполнения декоративных работ детям предлагаются небольшие готовые круги, овалы, силуэты цветов, листьев. Наиболее трудным является обучение детей приемам вырезывания округлых форм — кругов и овалов. Отбирая предметные изображения, нужно учитывать посильность объема работы. Дети могут вырезать снеговика, неваляшку, фрукты, самолет, пирамидку, забавную игрушку.

В течение учебного года следует иногда предлагать детям несложные сюжетные композиции: колобок катится по лесной дорожке, снеговик на горке, цыплята на лужайке, грибы в траве.

На занятиях дети работают не только индивидуально, но и коллективно: они могут сделать большой аппликационный ковер, витрину магазина с разными овощами и фруктами, изобразить самолеты в воздухе.

Кроме того, в средней группе детям предоставляется возможность выполнять аппликации по своему желанию: сделать открытку для мамы, вырезать любимую игрушку, украсить несложным узором готовый силуэт (фартучек, варежку, шапочку), просто вырезать и наклеить, кто что хочет.

Методы и приемы обучения

Главное внимание в средней группе нужно уделить уточнению представлений детей о предметах. Этому служит обследование с включением движения руки по контуру предмета, использование различных дидактических игр, рассматривание картинок, иллюстраций, открыток, а также наблюдения окружающей действительности.

Методы обучения, применяемые на занятиях, тесно связаны не только с темой,

программным содержанием, но и с тем, что и как детьми усвоено ранее. Одним из ведущих методов обучения на занятии является информационно-рецептивный, включающий рассматривание и анализ предмета, который предстоит изобразить. Воспитатель активизирует детей, давая возможность им самим рассказать о предмете, его качествах и способах изображения. Составляя предметное изображение из отдельных частей, дети учатся вырезывать форму, передавать строение предмета, сохраняя при этом величинные соотношения (из большой бумажной заготовки вырезают большую часть, из меньшей — маленькую).

Когда дети выполняют на занятиях декоративные работы или однотипные предметные изображения и нужно показать варианты конструкций, цветового решения, различного расположения, целесообразно использование вариантных образцов, например, можно показать, какие разные предметные изображения могут получиться из различных по цвету, величине и расположению элементов: елочные бусы, забавная игрушка, погремушка. Или дети увидят, как одними и теми же элементами можно по-разному украсить какой-нибудь предмет (например, квадратная салфетка украшена узором из кругов и треугольников по всему краю или по углам и в середине).

В средней группе впервые вводится вырезывание. Поэтому основное внимание направлено на освоение техники работы ножницами, используется показ приемов вырезывания (информационно-рецептивный метод). На первых занятиях воспитатель показывает, как нужно правильно держать ножницы: большой и средний пальцы правой руки вставляют в кольца ножниц, указательный палец поддерживает их снизу, концы лезвий направлены от себя, вперед. Демонстрируя приемы разрезания бумаги, воспитатель должен показать, что сначала нужно раскрыть лезвия, левой рукой вложить узкую полосу бумаги, нажать на кольца ножниц — и получится полосочка, прямоугольник. При разрезании широких полос бумаги необходимо показать приемы продвижения ножниц вперед: развести лезвия, продвинуть их по бумаге — ножницы «шагают». В провесе обучения детей приемам вырезывания округлых форм следует направить их внимание на то, что у квадрата, прямоугольника нужно срезать только самый уголок (чтобы он отпал), слегка поворачивая бумагу в руке. Этот прием — один из самых трудных для детей, поэтому сначала нужно давать для упражнений простую бумагу, а уже потом цветную. Когда требуется применение уже знакомых приемов вырезывания той или иной формы, целесообразно вызывать отдельных детей, которые могут показать всем способ вырезывания. Это повышает заинтересованность детей, чувство ответственности за качество работы.

Все показываемые действия воспитатель должен сопровождать четкими словесными пояснениями, указаниями, иногда прибегая к образным сравнениям: «Начну вырезывать овал с серединки маленькой стороны прямоугольника, буду плавно закруглять уголок до середины большой его стороны, так, чтобы уголок отпал...» Но более эффективным является использование вопроса о том, из какой бумажной заготовки и как можно вырезать овал. Подумав, дети отвечают, что эту форму нужно вырезать из прямоугольника, обрезав углы. Воспитатель уточняет, что уголки срезают, закругляя их.

Дети должны понять, что овладение техникой вырезывания — залог успеха получения интересных и разнообразных аппликационных изображений. Способы составления наиболее трудных изображений можно демонстрировать на фланелеграфе и на доске при помощи легкого смазывания форм. При этом следует развивать у детей способность активно мыслить, находить правильное решение, опираясь на прежний опыт.

В ряде случаев эффективным оказывается репродуктивный метод — упражнение в том или ином способе. Например, после показа педагога можно предложить всем детям правильно взять ножницы и сделать несколько раз легкое движение в воздухе: раскрыть, закрыть лезвия. Воспитатель следит, как дети держат ножницы, как их раскрывают, у кого возникли трудности. Иногда можно предлагать сначала «нарисовать» пальцем на бумаге линию, по которой будут резать ножницами. Это помогает осмысленно подходить к приемам вырезывания. В процессе занятия разнообразные методы и приемы применяются в единстве и взаимосвязи. Возрастает роль слова воспитателя, который, опираясь на знания детей, их умения и навыки, объясняет задание, не прибегая к наглядным действиям. Необходимо чаще ставить перед детьми вопросы о том, как выполнить аппликацию, из какой бумажной заготовки вырезать ту или иную форму и какими приемами. Для передачи образности, выразительности в работе хорошо использовать художественное слово (загадки, стихи, поговорки и т.д.). При создании аппликаций вариативного характера нужно использовать советы, которые бы стимулировали активность и самостоятельность детей. Так как работа с ножницами сложная, большая роль должна отводиться индивидуальному обучению. Но, работая с одним ребенком, нужно постоянно видеть всю группу (показывая ребенку способы вырезывания, следует использовать простую бумагу, предназначенную для упражнений). Воспитатель напоминает детям порядок работы, обращает внимание на качество вырезывания и наклеивания, отрабатывает с отдельными детьми плохо усвоенное, побуждает добиваться большей изобразительности и выразительности в аппликации. Анализировать детские работы нужно при самом активном участии детей. Воспитатель должен ставить вопросы детям так, чтобы они могли назвать причины неудач, плохого качества, ошибок. Например, дети рассматривают свои аппликации на тему «Колобок катится по лесной дорожке». Воспитатель отмечает, что не все колобки получились круглыми, и спрашивает почему. Отвечая, дети еще раз уточняют способы вырезывания круглой формы. Важно обращать внимание и на выразительность образа: спросить, у кого колобок веселый, добрый или грустный и как это получилось (например, дети замечают, что у веселого колобка большой рот, а глаза маленькие, поэтому кажется, что он смеется).

Желаем творческих успехов Вам и Вашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов по использованию в работе с детьми русских народных игр

В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека, поэтому обращение  к национальной игре более чем опра...

Консультация для педагогов на тему: «Особенности работы с детьми-инвалидами»

Консультация для педагогов на тему: «Особенности работы с детьми-инвалидами» ...

Методические рекомендации для педагогов "Техника Эбру в работе с детьми дошкольного возраста"

Как сохранить интерес ребенка к творческой деятельности и дать возможность почувствовать себя волшебником?  Интересная идея - предложить детям создать оригинальные композиции в технике Эбру - вед...

Рекомендации для педагогов по теме «Организация работы с детьми по безопасности дорожного движения»

Рекомендации для педагогов по теме «Организация работы с детьми по безопасности дорожного движения» Задачи: способствовать формированию у педагогов потребности в планомерной, сис...