«Нейроигры в развитии речи детей дошкольного возраста»
методическая разработка по коррекционной педагогике

«Нейроигры в развитии речи детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

 

Доклад

«Нейроигры в развитии речи детей дошкольноговозраста»

Подготовил

учитель-логопед:

Ключникова О.Е.

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки

снова способствуют развитию мозга»

Иван Петрович Павлов

Современные исследования показывают, что появляется всё больше

детей с речевыми проблемами, значительно увеличивается количество детей

с тяжелыми нарушениями речи. Данную закономерность наблюдаем и мы –

учителя-логопеды.

В своей работе мы сталкиваемся с детьми, которые невнимательны, не

организованны, неспособны сосредоточиться и верно выполнить

предложенное задание. Причины этих и многих других

проблем учебной деятельности связаны с особенностями анатомического

строения мозга и его функционированием.

В отечественном образовании наряду с сохранением лучших

российских традиций идет поиск новых форм и методов работы. Это в

полной мере относится и к системе дошкольного воспитания. Сегодня все

чаще в работе с детьми используется нейропсихологический подход,

теоретическая основа которого была разработана А.Р. Лурией  и его

сотрудниками (Л.С. Цветковой, Е.Н. Винарской, Е. Д. Хомской, Т.В.

Ахутиной).

Нейропсихология – это междисциплинарное научное направление,

лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи

структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами

и поведением живых существ.

Нейропсихологические игры - это комплекс упражнений и приемов,

направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через

выполнение физических движений. Они ориентированы на оптимизацию

речи в ее взаимодействии с другими психическими функциями и

пространственными представлениями.

Цель нейропсихологических игр: активизация различных отделов коры

головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать высшие

психические функции, контроль и регуляцию поведения, межполушарное

взаимодействие.

С помощью нейропсихологических игр и упражнений решаются следующие

задачи:

1. Ребенок учится чувствовать своё тело и пространство вокруг.

2. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность

точно направлять движение)

3. Формируется правильное взаимодействие рук и ног.

4. Развивается слуховое и зрительное внимание.

5. Ребенок учится последовательно выполнять действия, разбивая его на ряд

задач, и др.

А самое главное-развивается речь.

Нейропсихологическая коррекция актуальна для детей любого

возраста, её применение дает положительную динамику при задержке

психического развития, умственной отсталости, расстройствах

аутистического спектра и других нарушениях Нейропсихологическая

коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной

программе учителя-логопеда и реализуется вместе с ней.

Преимущества использования нейроигр в логопедической практике:

- игровая форма обучения;

-эмоциональная привлекательность;

-многофункциональность;

-автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не

статичное выполнение заданий только за столом;

-формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных

интересов;

-формирование партнерского взаимодействия между ребенком и учителем –

логопедом, между детьми.

Существует огромное количество нейропсихологических игр и

упражнений, которые можно разделить на категории:

1. Растяжки – они нормализуют тонус мышц. Гипертонус

(неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение), гипотонус

(неконтролируемая мышечная вялость) мышц.

2. Дыхательные упражнения.

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма (активность мозга,

ритм сердца, пульсация сосудов), развивают самоконтроль и произвольность.

Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над

поведением.

3. Глазодвигательные упражнения.

Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.

Одновременные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают

межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию всего

организма. Движение глаз активизируют процесс обучения и являются одним

из необходимых условий осуществления чтения.

4. Игры на межполушарное взаимодействие.

При их выполнении развивается межполушарные связи, снимаются

синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные

зажимы.

5. Кинезиологические игры - тренировка тонких движений пальцев рук

стимулирует общее развитие речи, улучшает пальцевой и кистевой праксис,

активизирует энергетический блок мозга.

6. Массаж.

7. Ритмы.

Данная технология используется как полноценное нейропсихологическое

занятие, а также как элемент коррекции на других занятиях.

В коррекционной работе применяю две методики коррекции:

двигательную и когнитивную. Первый метод способствует стимуляции

отдельных зон коры головного мозга, которые отвечают за регуляцию

движений, улучшение межполушарного взаимодействия, развитие

ассоциативных связей. Когнитивная коррекция направлена на развитие

познавательных навыков и преодоление трудностей в учебной деятельности.

Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми

и приёмами, которые использую на индивидуальных и подгрупповых

занятиях с детьми в коррекционной работе.

1. Упражнения и игры с мячом (мяч – это самое универсальное

оборудование)

С мячом можно проводить игры и упражнения, как индивидуальные,

парные, так и командные, общие. Они могут быть разными: кидать мяч

двумя руками одновременно, как вперёд, так и назад (за спину) – просто, а

можно в цель; подбрасывать и перекидывать одной рукой, а ловить другой;

сбивать мишень; отбивать о стену – ловить, перепрыгивать через него и т.д и

т.п. Мячи чем более разнообразных размеров, форм, фактур и веса вы

используете, тем больше вы создаёте условий для развития ребёнка. При

выполнении различных действий с мячами можно подключать речевое

сопровождение, например, повторять автоматизирующий в речи слоги или

ряд слогов/слов; подбирать признании предметов, действия, признаки времён

года и т.д. в зависимости от того, что изучается по основной программа,

согласно планированию коррекционной работы.

2. Кинезиологические упражнения

В начале комплекса общеразвивающих упражнений можно

использовать одно – два кинезиологических упражнения и сопровождать их

стихами.

3. Нейрогимнастика

В общеразвивающих упражнениях можно использовать разноименное

поднимание ног и рук, а также задания для рук при выполнении привычных

упражнений – при выполнении приседаний менять положение рук в

определенном порядке на каждое приседание. Приступать к занятиям

следует, постепенно включая по одному (или по два) простых задания,

например, менять ведущую руку при выполнении упражнения. Данные

упражнения использую в качестве физминутки.

4. Игры с шариками Су-Джок.

5. Использование сенсорных мешочков. Перекладывание мешочков,

согласно предлагаемым схемам с подключением речевого сопровождения.

6. Рисование двумя руками.

7. Работа с ритмами. Прохлопывание ритмов по образцу.

Развивает не только чувство ритма, но и умение повторять

последовательность движений

8. «Нейроклассики». Отличная, удивительная, веселая и динамичная

игра на развитие концентрации внимания, памяти, крупной моторики,

координации движений, также снимает стресс, депрессию и поднимает

настроение.

9. Игры с использованием массажных ковриков либо ковриков пазлов,

использую для тренировки ориентации в пространстве и закрепления

понятия цвета; можно использовать для автоматизации и дифференциации

звуков, например, на желтый коврик наступаем говорим –ша-, на зелёный – -

са- и т.д.

10. Игры с использованием кольцеброса. Можно бросать кольца и

проговаривать слова по слогам, либо любой отрабатываемый материал.

11. Двуручная сортировка любых имеющихся сортёров.

12. Дыхательная гимнастика

Сильный речевой выдох – залог успешной коррекции

звукопроизношения. Кроме того, дыхательная гимнастика повышает тонус

деятельности мозга.

Что делать:

• пускать мыльные пузыри;

• дуть через соломинку;

• дуть на игрушечный флюгер/ветродуй;

• задувать свечки;

• сдувать ватку со стола;

• дуть на бумажные кораблики, плавающие в чаше с водой;

• самостоятельно сделать из бумаги бабочку/пчёлку/листик, подвесить

фигуру на ниточку и просить ребёнка на неё подуть;

• делать мыльные пузыри в воде через соломинку и т.д.

13. Использование игры «Чудесный мешочек» (Ощупывание букв,

цифр, различных предметов без зрительного подкрепления).

Систематическое использование нейропсихологических упражнений и

игр оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развития

интеллекта и улучшает состояние физического здоровья, снижает

утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в свою

очередь и способствует коррекции недостатков развития дошкольников с

задержкой психического развития.

Таким образом, использование нейропсихологических игр способствует

преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений, что даёт

возможность учителю-логопеду более качественно выполнять свою работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста в НОД - развитие речи. Программа педагога.

Развитие речи детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности - развитие речи. Данна программа направлена на реализацию задач по образовательной области "Коммуникация" в соо...

Консультация по развитию речи на тему: "Развитие речи детей дошкольного возраста" (памятка для родителей).

Речь как  исторически сложившая форма общения развивается в дошкольном возрасте. Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка....

Памятки для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста и приобщению детей старшего дошкольного возраста к чтению.

Советы родителям по развитию речи детей.1.Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой ,правильной. Разговаривайте   всегда спокойным то...

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст)

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст) с презентацией...

Статья: «Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности» (развитие речи, младшая группа)

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, та...

Конспект педагогического совета по развитию речи - «Особенности современных форм, методов работы ДОУ по развитию речи детей дошкольного возраста»

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу детского сада, помогают нам реализовать личностно - ориентированный подх...

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности» (старший дошкольный возраст)

Речь – основа психического развития дошкольников. Развитие речи – одна из основных задач процесса образования. Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребёнка. Поэтому, важ...