Превращаем молчунов в болтунишек. Работа учителя-логопеда на этапе безречья.
консультация по коррекционной педагогике

Консультация для педагогов: "Превращаем молчунов в болтунишек. Работа учителя-логопеда на этапе безречья."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

2 слайд

Речь - это повозка, в которой едет мышление.

Джон Джексон.

   Речь-локомотив мышления, с помощью речи мы общаемся, с помощью речи мы думаем, мыслим, слушаем.  Речь- самая сложная функция мышления.   Но надо учесть, что не только мышление определяет речь, но и особенности речи могут влиять на процессы мышления.                                

        Родители маленьких болтунов сокрушаются по поводу неиссякаемого потока речи, который ребенок обрушивает на них день за днем. Но те, в чьих семьях растет молчун, напротив, готовы на все, чтобы крохотный «партизан» наконец заговорил. Сегодня я хочу поговорить об очень важной и актуальной проблеме – речевом  развитии детей. В последние несколько лет мы все чаще слышим, что неговорящий в 2,5-3 года ребенок – это вариант нормы, что в этом нет ничего страшного, нужно немного подождать, и речь появится. На самом деле, такой подход в корне неверен. Существуют физиологические нормы правильного речевого и психического развития, и очень важно отслеживать их соблюдение с самого рождения ребенка.

3слайд

Какие это нормы?

В 1 год ребенок  говорит 3-5 облегченных слов (мама, папа, дай, на), то есть короткие простые слова из нескольких слогов.

В 1,5 года ребенок говорит 20-30 простых по звуковому составу слов (Бух, ах, ой-ой)

Важный возраст  2 года.  В этот период происходит качественный скачок речи. Появляются двусложные- трехсложные предложения.  Ребенок уже умеет сформулировать простую мысль или просьбу: (Мама, дай. Папа, иди),

В 3 года стартует развернутая фразовая речь. Ребенок использует все части речи-местоимения, прилагательные, наречия.

Эти нормы овладения речью относительны, но при этом сравнение ребенка с этими нормами дает нам общее понимание ситуации и возможность понимать, на каком уровне находится речь ребенка.

Как показывает практика, у  многих детей речь запаздывает. Возникает вопрос «Почему?» Почему так много детей с ЗРР?

4 слайд

Представьте, что ребенок - это растение, которое развивается и тянется к солнцу. Наше растение выросло из семечки, которую мы посадили в землю. Это биология.  Но еще нужны для нашего растения - солнечный свет, удобрение, полив, т.е.  благоприятная среда.

Итак, ребенок - это совокупность двух непредсказуемых факторов: биологии и среды.

5 слайд

К биологическим факторам относятся:

-Генетика. По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого нёба, а также особенности развития речевых зон головного мозга и даже заикание. Если один из родителей поздно начал говорить, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка.

-Течение беременности. Негативные факторы наиболее опасны в первые три месяца беременности. Они могут привести к недоразвитию или повреждению центральной нервной системы ребенка, и в частности речевых зон коры головного мозга. К таким факторам относятся: Внутриутробная гипоксия (недостаточное кровоснабжение головного мозга) плода, заболевания матери, вредные привычки, стресс,

-Родовые травмы, кесарево сечение. Родовые травмы, вызывающие внутричерепное кровоизлияние, могут повредить речевые зоны головного мозга. Причины их могут быть разными: узкий таз матери, наложение щипцов на голову малышу.

-Недоношенность

-Черепно-мозговые травмы, наркозы, инфекции. Травмы и ушибы головного мозга в тяжелых случаях приводят к внутричерепным кровоизлияниям, в результате речь ребенка ухудшается, он может даже перестать говорить. Травмы лицевого скелета (повреждения нёба, выпадение зубов) мешают ребенку научиться правильно произносить звуки и слова.

К социальным факторам относятся:

-Скудная речевая среда, начиная с внутриутробного периода развития речи.

Ребенок еще в утробе  матери слышит ее и окружающих. Под влиянием эмоций матери он способен делить звуки на дружеские и враждебные, способен реагировать на различную музыку. Замечено, что слова, песни, которые мать произносит малышу до рождения, особенно успокаивают его уже в самостоятельной жизни. Поэтому взрослым необходимо как можно больше разговаривать с еще не родившимся ребенком

Речевая среда, в которой ребенок находится, оказывает большое влияние на формирование его речи. Речевая среда это не просто факт достаточного или недостаточного общения взрослых с ребенком, а совокупность всех обстоятельств, которые благотворно или отрицательно сказываются на развитии его речи. В сороковых годах прошлого века появился термин

синдром госпитализма. Это понятие возникло в домах ребенка, где

жили дети, родители которых погибли во время войны. Несмотря на

хорошие бытовые условия, среди прочих проблем у детей

отмечалась задержка речевого развития. Дело в том, что

обслуживающий персонал не мог уделять каждому ребенку столько

же внимания, сколько родная мама. А для того чтобы научиться

говорить, малышу необходимо слышать речь окружающих, иметь

возможность задавать вопросы и получать на них ответы.

К сожалению, и в наше время, эта проблема актуальна. Живую речь все больше заменяют гаджеты. Из-за этого многие изначально рожденные здоровыми с точки зрения неврологии дети не начинают вовремя говорить.  А также многие родители сидят в телефонах и планшетах, и недостаточно уделяют внимания своим детям, не разговаривают с ними, не играют

Еще одним из социальных факторов, влияющих на речь ребенка, является скудная сенсомоторная среда.

Все, что мы знаем о себе и об этом мире, нам рассказывают наши органы чувств. Мы получаем информацию через наши сенсорные системы: зрительную, слуховую, тактильную, вкусовую, обонятельную, вестибулярную. Ежесекундно огромное количество сенсорных импульсов передаются от внешних и внутренних органов к мозгу еще до момента появления малыша на свет, а после рождения их количество возрастает во много раз. Если ребенок рождается здоровым, растет в условиях богатой сенсорной среды- его часто берут на руки, разговаривают, предлагают потрогать и потянуть в рот различные на ощупь предметы- то, как правило, проблем в развитии моторных навыков, речи и поведении не возникает. Двигательная активность - основа развития речи. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее идет процесс психического развития.  Ребенок должен иметь возможность много самостоятельно двигаться, активно вступая в самые разные взаимодействия с миром. Копаться с утра до вечера в песочнице, лазать по деревьям, шлепать босиком по грязи, набивать шишки и ссадины… Все это было в нашем детстве, детстве наших родителей, бабушек и дедушек. И это то, чего катастрофически не хватает современным детям. Именно отсюда- рост проблем у детей дошкольного возраста.

6 слайд

 Своевременное речевое развитие ребенка влияет на всю его дальнейшую жизнь.  Если вовремя не обратить внимание на развитие ребенка, то ЗРР может привести:

-к сложностям в детском коллективе. При невозможности нормально общаться со сверстниками у ребенка могут выработаться серьезные психологические комплексы, вплоть до фобии общения.

- к сложностям саморегуляции. Ребенок не может организовать свои мыслительные действия. Запаздывает внешняя речь - запаздывает и внутренняя.

-задержке интеллектуального развития. После 4 лет речь влияет на развитие интеллекта, что в свою очередь приводит к проблемам поведения, общения, обучения.

7 слайд

Какие ошибки допускают родители

  • -откладывают развитие речи «на потом»
  • - ждут до 3 и более лет
  • -ищут волшебную таблетку для запуска речи
  • -считают, что игры мамы с ребенком бесполезны. Просто это весело, интересно

Что же делать, если малыш не умеет говорить? Как помочь ему выразить свои мысли??  Не ждать!!! Начинать нужно сейчас.

Чем младше ребенок, тем пластичнее мозг, и тем быстрее и эффективнее происходит растормаживание речи ребенка.

Я хочу вас познакомить с одним из способов запуска речи с помощью сенсомоторной коррекции или, другим языком, нейрокоррекции.

8 слайд

Нейропсихологическая коррекция - это специальный комплекс упражнений для детей, направленный на нормализацию функций их мозга.

9 слайд

Двигательная нейрокоррекция особенно показана детям, если

  • Была родовая травма
  • Было кесарево сечение
  • Ребенок родился недоношенным
  • Был повышенный или пониженный тонус
  • Были частые заболевания на первом году жизни
  • Был получен наркоз
  • У ребенка есть отставание в развитии, задержка речевого развития
  • У ребенка есть признаки импульсивности, гиперактивности, невнимательности

10 слайд

В основе нейрокоррекции лежат двигательные, сенсорные и дыхательные игры и упражнения.

11слайд

 Двигательная коррекция состоит из комплекса физических заданий: растяжки, массаж и самомассаж, направленные на нормализацию мышечного и психического тонуса, стабилизацию, психоэмоционального состояния, ребенок учится чувствовать своё тело и пространство вокруг, развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение), формируется правильное взаимодействие рук и ног, развивается слуховое и зрительное внимание,  ребенок учится последовательно выполнять действия, разбивая его на ряд задач, и другие важные вещи.

12 слайд

Дыхательные игры. Такие упражнения направлены на восстановление нормального дыхания в покое, а также в комплексе с различными движениями, что способствует усиленному снабжению кислородом всех органов и тканей организма, оптимизации тонуса мышц, снижению возбудимости, улучшения общего состояния ребенка. 

13 слайд

Сенсорные игры. Сенсорными играми мы условно называем игры- цель которых дать ребенку новые чувственные ощущения. Ощущения могут быть разнообразными: зрительные, слуховые, тактильные, двигательные, обонятельные, вкусовые.

Нейропсихологическая коррекция предполагает обязательное участие родителей в коррекционном процессе.  Рекомендуем родителям присутствовать на занятии и участвовать в них вместе с ребенком. Это дает возможность переносить опыт занятий в обыденную жизнь, узнавать новые эффективные способы взаимодействия с ребенком и работать с имеющимися трудностями не только на занятиях, но и дома. Совместные с родителями занятия – это не только полезно, но и очень весело для всех членов семьи.

14 слайд

Такой комплексный нейро-подход помогает оптимизировать работу мозга:

  • У ребенка активно выстраиваются новые нейронные связи
  • Развиваются межполушарные связи
  • Активируется работа мозга
  • Ребенок начинает лучше чувствовать свое тело, формируется понимание схемы тела.

Все это дает мощный толчок к развитию мозга ребенка, ребенок начинает лучше осознавать себя и свое тело, у него улучшается восприятие, внимание, память, и как постепенно начинает активироваться речь- сложнейшая высшая функция мозга ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Игровые методы и приемы на этапе автоматизации звука в работе учителя -логопеда. Из опыта работы

laquo;У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра»....

Использование возможностей применения ИКТ в работе учителя-логопеда на этапе автоматизации и дифференциации звуков

Методическая разработка мастер-класса для педагогов "Использование возможностей применения ИКТ в работе учителя-логопеда на этапе автоматизации и дифференциации звуков". ...

«Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда на различных этапах развития речи детей с моторной алалией»

В материале представлен опыт использования игровых технологий на разных этапах развития речи у детей с тяжелыми нарушениями речи...

Презентация "Особенности использования планшетного компьютера в работе учителя-логопеда на этапе автоматизации звуков у детей дошкольного возраста"

Современный мир невозможно представить без компьютеров, планшетов, мобильных телефонов, и других гаджетов. На сегодняшний день компьютер, а с ним и компьютерные игры, достаточно прочно вошли в жизнь с...

Этапы работы учителя-логопеда по дифференциации смешиваемых звуков в речи детей дошкольного возраста.

   Смешение звуков является одним из наиболее распространенных недостатков у детей дошкольного, а иногда и младшего школьного возраста. Иногда смешение звуков носит стойкий характер и...

Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов» тема представленного опыта «Организация коррекционной работы с использованием методи

Данная тема опыта работы очень актуальна, так как с каждым годом растёт количество детей с речевыми расстройствами. Об этом же и говорит Ирина Николаевна, что в последнее время неуклонно увеличивается...

«Применение нейропсихологических игр в коррекционной работе учителя – логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи на этапе автоматизации трудных звуков»

quot;Применение неропсихологическихигр в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи на этапе автоматизации трудных звуков"...