ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

шубина елена александровна

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА с расстройствами аутического спектра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut.docx28.68 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                УТВЕРЖДЕНО:

                                                                                Заведующий МБДОУ

                                                                                «Детский сад «Чайка»

                                                                                Т.В.Фрик____________                                                                

            Разработали: Воспитатели

                     

Индивидуальный маршрут развития ребенка с расстройствами аутического спектра,

воспитанника МБДОУ «Детский сад «Чайка»

г. Горняк Локтевский район

Сведения о ребёнке:

Ф.И ребенка: 

Дата рождения: 

Возрастная группа: старшая группа

Дата зачисления ребёнка с расстройствами аутического спектра в МБДОУ «Детский сад «Чайка»: 28.03.2023 года

Ф.И.О. родителей (законных представителей):

Мать:

Отец: 

Адрес: 658421 Алтайский край Локтевский район г. Горняк

          Инвалидность: установление категории «ребёнок-инвалид»

В конце марта 2023 года в дошкольное учреждение поступил ребенок (Владислав, 6 лет). По заявлению родителей, для определения оптимального педагогического маршрута и обеспечения индивидуального коррекционного сопровождения воспитанника, специалистами ПМПК было проведено обследование. В связи с тем, что в населенном пункте нет специализированных детских садов и групп компенсирующего вида, ребенок посещает детский сад «Чайка» корпус 3.

Основные особенности развития ребенка. 

у Владислава наблюдаются проблемы в эмоциональной – волевой сфере. А именно отмечаются нарушения социального взаимодействия и способности к общению. Характерно стремление к одиночеству: не играет с детьми и игрушками, ритуальные, стереотипно повторяющиеся формы поведения, угловатость движений, неадекватные реакции на сенсорные стимулы. Остро реагирует на звуковые раздражители (громкая музыка, речь). Имеются трудности в усвоении социальных навыков, нарушения познавательной деятельности. Активность речевого общения снижена. На занятия в группе садится, выполняет инструкции педагогов. Владислав в состоянии освоить простейшие навыки самообслуживания (мытье рук, одевание, пользование столовыми приборами). Владислав не проявляет признаки агрессии и аутоагрессии. Ребенку характерно полевое поведение (бесцельное перемещение по комнате). Он нуждается в постоянном контроле. Мальчик инертен, медлителен, застенчив и замкнут в себе, с трудом вступает в контакт со знакомыми и незнакомыми сверстниками и взрослыми. Быстрота реакции на словесные раздражители (задания) медленная, требуется неоднократное подкрепление. Ребёнок не проявляет настойчивость при встречающихся трудностях и отступает перед ними. С программными задачами Владислав также не справляется: отсутствует концентрация внимания, нет интереса к познавательной деятельности во время работы в коллективе. Наблюдается синдром дефицита внимания.

Цель работы: помочь ребенку адаптироваться к социуму, содействовать его максимально возможному всестороннему развитию на всех этапах пребывания в детском саду.

Задачи:

 формировать способность к подражанию движений и звуков;

 формировать способность к зрительному контакту во время общения;

 развивать слуховое внимание;

 развивать артикуляционный аппарат;

 развивать фонематический слух;

 развивать дыхание (отработка воздушной струи);

 развивать мелкую моторику;

 развивать невербальные проявления ребенка как попытки вступать в контакт    с окружающими людьми (использование простых жестов и т.п.);

расширять словарный запас;

Формы взаимодействия: привлечение к участию в образовательной, игровой деятельности, совместная с родителями образовательная и игровая деятельность, индивидуальная работа.

Выполнение рекомендаций психолога, логопеда.

Формы работы с родителями: консультации, индивидуальные беседы, тренинги, обмен опытом взаимодействия с ребенком, родительские собрания (круглый стол).

Предполагаемый результат:

Правильно произносит звуки русского языка; исследует предметы разнообразными способами: рассматривает предмет в руке, перекладывает предмет из одной руки в другую; налажен контакт глаза в глаза; соотносит знакомый объемный предмет с его плоским изображением.

Группа сопровождения:

Воспитатели, учитель-логопед, психолог

Координатор:

старший воспитатель.

Срок реализации индивидуального маршрута:

С 01.04.2023 года по 31.05.2024 года.

                            ПОСТРОЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА

РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА

План работы

Сроки проведения

Игра «Гусеница»

Цель: игра учит доверию.

Апрель

1 неделя

Игра «Подружились мы с тобой»

Цель: установление эмоционального контакта с ребёнком.

2 неделя

Игра «Рука твоя, рука моя»

Цель: установление эмоционального контакта с ребёнком.

Упражнение «Сделай «бульки»

Цель: развитие речевого дыхания.

3 неделя

Игра «Слепой танец»

Цель: развитие доверия друг к другу; снятие излишнего мышечного напряжения.

4 неделя

Игра «Покажи нос»

Цель: помочь ребёнку ощутить и осознать своё тело.

Май

1 неделя

Игра «Солнечный зайчик»

Цель: развитие внимания и умение ориентироваться в пространстве.

2 неделя

Игра «Поиграй с куклой».

Цель: формирование эмоционального контакта от физического взаимодействия с окружающими.

3 неделя

Упражнение «Говорим друг другу до свидания»

Цель: установление эмоционального контакта с ребёнком.

Упражнение «Надуй шарик»

Цель: развитие речевого дыхания.

4 неделя

Упражнение «Воздушный шарик»

Цель: снять напряжение, успокоить ребёнка.

Июнь

1 неделя

Игра «Найди место для игрушки»

Цель: формирование представлений о предметном мире.

Игра: «Рукавичка»

Цель: включение ребёнка в групповую работу.

2 неделя

Игра «Кто позвал тебя»

Цель: формирование навыков реагирования на обращённую речь

Игра «Ладушки»

Цель: развитие тактильных ощущений.

3 неделя

Игра «Волшебный сундучок»

Цель: развитие тактильных ощущений.

4 неделя

Подвижная игра «Догонялки»

Цель: формирование двигательных навыков, улучшение координации движения.

Июль

1 неделя

Игра «Позови ласково»

Цель: побуждать ребёнка смотреть на лицо взрослого, позвавшего его.

Упражнение «Запотевшее зеркало»

Цель: развитие речевого дыхания.

2 неделя

Игра «Покажи предмет, какой скажу»

Цель: формирование умения участвовать в совместной деятельности.

3 неделя

Игра «Помоги разложить картинки на группы»

Цель: развитие интереса к предметам.

3 неделя

Игра «Запомни слова»

Цель: обогащать словарь существительными.

Упражнение «Листья шелестят»

Цель: развитие речевого дыхания.

Август

1 неделя

Упражнение «Кто я?»

Цель: развитие представления и воображения ребёнка.

2 неделя

Игра «Волшебный стул»

Цель: способствовать повышению самооценки ребёнка, улучшению взаимоотношений между детьми.

3 неделя

Игра «Лучик для солнца»

Цель: формировать способность к повторению определённых движений.

Упражнение «Дудочка»

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.

4 неделя

Игра «Сделай как я»

Цель: способствовать совершению простых действий с материалами.

Сентябрь

1 неделя

Игра «Собери пирамидку»

Цель: развитие зрительного и осязательного восприятия.

2 неделя

Упражнение «Какой мячик меньше -больше»

Цель: развивать умение группировать фигуры по различным признакам.

Упражнение «Подарок под ёлкой»

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.

3 неделя

Игра «Погладь кошку»

Цель: формирование эмоционального контакта от физического взаимодействия с окружающими.

4 неделя

Дидактическая игра «Разрезные картинки»

Цель: формировать умение собирать картинку из двух частей.

Октябрь

1 неделя

Игра «Найди такой же»

Цель: умение находить парные предметы.

2 неделя

Дидактическая игра «Кто как кричит»

Цель: дать представление о домашней птице, звукоподражание.

3 неделя

Дидактическая игра «Раскрась хвост у петушка»

Цель: закрепить основные цвета.

Упражнение «Футбол»

Цель: развитие речевого дыхания.

4 неделя

Игра «Покорми куклу»

Цель: дать представление о посуде и её назначении.

Ноябрь

1 неделя

Игра «Один – много»

Цель: формировать восприятие количества.

2 неделя

Игра «Радость и грусть»

Цель: учить распознавать на картинках положительные и отрицательные эмоции.

3 неделя

Игра «Бусы»

Цель: формировать умение нанизывание шаров на шнур.

4 неделя

Игра «Собери ёлку»

Цель: выкладывание ёлки по образцу из треугольников.

Декабрь

1 неделя

Дидактическая игра «Дай. что скажу»

Цель: формировать умение выбирать по образцу и инструкции.

Упражнение «Снежинки летят»

Цель: развитие речевого дыхания.

2 неделя

Упражнение «Стой/иди дальше»

Цель: понимать речевые указания.

3 неделя

Игра «Узнать себя в зеркале»

Цель: узнать своё отражение в зеркале и понимать собственное имя.

4 неделя

Игра «Весёлые прищепки»

Цель: обучение тонкомоторным действиям с прищепками, укрепление мышц рук.

Январь

2 неделя

Игра «Покажи»

Цель: понимать обозначения предметов повседневного обихода, искать предметы.

3неделя

Игра «имена»

Цель: запомнить имена членов семьи.

4 неделя

Упражнение «Принеси и сядь»

Цель: понимать сложные предложения.

Февраль

1неделя

Игра «Животные»

Цель: понимать названия животных.

Упражнение «Понюхай цветок»

Цель: развитие речевого дыхания.

2 неделя

Дидактическая игра «Сделай башню»

Цель: понимать речевые инструкции, развивать подражение и взаимодействие.

3 неделя

Игра «Для чего нужен предмет?»

Цель: сортировать по категориям

4 неделя

Игра «Разложи по коробкам»

Цель: сочетать предметы по одинаковым функциям.

Март

1 неделя

Игра «Беседа»

Цель: имитировать звуки.

Упражнение «Мыльные пузыри»

Цель: развитие речевого дыхания.

2 неделя

Упражнение «Гласные звуки»

Цель: подражать простым гласным звукам (А,У,О,Э,И)

3 неделя

Упражнение «Оп – оп»

Цель: подражать определённым звукам.

4 неделя

Упражнение «О- о - о!»

Цель: произнести первые звуки.

Апрель

1 неделя

Игра «Алло!»

Цель: улучшать социальную способность к взаимодействию.

2 неделя

Игра «Скажи своё имя»

Цель: расширять языковые выразительные способности, углубление самопознания.

3 неделя

Игра «Да» и  «Нет»

Цель: расширять словарный запас, отвечать на короткие вопросы словами «да» и «нет».

4 неделя

Игра «Он и она»

Цель: употреблять личные местоимения с учётом пола.

Май

1 неделя

Игра «Съедобное – несъедобное»

Цель: понимать наименования и обозначения функций предметов повседневного обихода.

2 неделя

Игра «Барабанщик»

Цель: осознанно воспринимать и подражать понятиям «тихо/громко». «быстро/медленно».

3 неделя

Упражнение «Сахарок»

Цель: подготовка к самостоятельному приёму пищи.

Упражнение «Что шумит?»

Цель: развитие речевого подражания и слухового внимания.

4 неделя

План работы сотрудничества с семьей

Задачи

Мероприятия

Срок проведения и ответственный

Ознакомление родителей с результатами первичной, промежуточной и итоговой диагностики

Индивидуальные беседы

В течение года

Воспитатели

Проведение консультаций по освоению ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную образовательную деятельность с детьми

Индивидуальные консультации

В течение года

Воспитатели

Информирование о ходе коррекционного процессаиндивидуальные и практические консультации.

Консультации «Аутизм: сигналы опасности», «Аутизм: лучшее лекарство – Ваша ДОБРОТА», «Игровое взаимодействие с детьми с расстройством аутического спектра», «Правила общения с ребёнком аутистом».

В течение года

Воспитатели

Беседы

«Развивающие игры для детей с расстройствами аутического спектра», «Безопасность ребёнка с РАС»

В течение года

Воспитатели

Рекомендации

 «Как общаться с ребёнком, у которого аутизм»

В течение года

Воспитатели

Список использованной литературы:

Янушко Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. Текст / Е.А. Янушко. — М.: Теревинф, 2004. — 136 с.

Титова Т.А., Елецкая О.В., Матвеева М.В., Куликова Н.С. Речевое и психическое развитие детей раннего возраста: Учеб.-метод. пособие / Под ред. О.В. Елецкой. — М.: ФОРУМ, 2016

Развитие общения у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. — М.: Педагогика, 1974. — 288 с.

Работа по развитию речи // Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм. — М.: Просвещение, 1989.

Морозова Т.И. Формирование коммуникативной функции речи у детей, страдающих ранним детским аутизмом, как профилактика вторичной школьной дезадаптации. Текст / Т.И. Морозова // Социальная и клиническая психиатрия. — 1992. — Т.2. —Вып.2. — С. 93–96.

В.С. Сандрикова Логопедические игры и упражнения для развития речи у детей с расстройствами аутического спектра.

Лебединская К.С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма. Текст / К.С. Лебединская, О.С. Никольская // Дефектология. — 1994. — № 2. — С. 3–8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка инвалида

Представлена методическая разработка ИОМ ребенка инвалида посещающего ДОУ....

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА И РЕБЕНКА С ОВЗ В ДОУ

Муниципальное  казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» №17...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка-инвалида

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка-инвалида...

Индивидуальный образовательный маршрут развития и обучения ребенка с синдромом Дауна. 2020 – 2021 г. (Реализация индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка-инвалида с

Индивидуальный образовательный маршрут развития и обучения ребенкас синдромом Дауна.2020 – 2021 г. (Реализация индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовле...

Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения обучающегося старшего дошкольного возраста категории ОВЗ, ребенок - инвалид.

Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения обучающегося старшего дошкольного возраста категории ОВЗ,  ребенок - инвалид....

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ

Пример составления индивидуального маршрута на воспитанника ДОУ. Структура, содержание и особенности работы с детьми-инвалидами. План реализации при взаимодействии всех специалистов ДОУ....