Индивидуальный образовательный маршрут ребенка инвалида
методическая разработка (младшая группа)

Абукова Ирина Геннадьевна

Представлена методическая разработка ИОМ ребенка инвалида посещающего ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iom_makar.docx34.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №9 «Лесовичок»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

Макар С.

с. Тасеево 2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ

Диагноз психолго-медико-педагогической комиссии:

Имеет особенности в физическом и психическом развитии. Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

Рекомендовано

Продолжить обучение и воспитание по адаптированной основной образовательной программе воспитания для детей с задержкой психомоторного и речевого развития.  Психолого-педагогическое сопровождение в условиях ДОУ. Наблюдение у невролога, кардиолога, педиатра. Занятия с учителем-логопедом, с педагогом-психологом, дифектологом.


Воспитатели:

Ф.И.О. Абукова И.Г.

Ф.И.О. Иванова М.В.

Специалисты:

Ф.И.О. Пашкова Е.В. – учитель – логопед

Ф.И.О._____________________________________ – педагог – психолог




КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Макар посещает МБДОУ № 9 «Лесовичок» с 2017 года. За период посещения ДОУ уже научился самостоятельно ходить, с каждым разом чувствует себя более уверенно. Макар является ребенком проявляющим интерес к игрушкам (машинки, кубики, рабочие инструменты)  и настольным дидактическим играм (вкладыши, прищепки,  матрешки и др.). С помощью взрослого проявляет активность в исследовании новых объектов.

Макар стал интересоваться детьми, радуется встречи с ним. Стал стремиться больше контактировать со взрослым и детьми. Речевые инструкции не всегда понимает, действует целенаправленно при наличии интереса к заданию. На групповых занятиях стал более усидчив, отмечаются существенные колебания концентрации внимания. Работоспособность неравномерная. Макар не так быстро устает. Макар самостоятельно не  может  обратиться за помощью к педагогу. Помощь педагога по мере необходимости не всегда принимает. В каждом конкретном случае педагог является  разъясняющей,  направляющей, стимулирующей стороной. Помощь ребенок использует продуктивно. У ребёнка  ослаблен контроль и регуляция деятельности. Макар  не понимает требований дисциплины, у него реже возникают  трудности в общении со сверстниками. Макар  может играть с детьми группы. Ребенок не всегда проявляет инициативу и заинтересованность в общении с педагогами и специалистами.

Отмечается отставание в речевом развитии. Не разговаривает. Обращённую речь понимает не в полном объёме. Общается при помощи некоторых звукосочетаний. Запас знаний и представлений об окружающем мире ограниченный, не соответствующий возрасту. Макара  привлекают настольно-печатные дидактические игры, машинки, кубики, рабочие инструменты. Графические навыки не сформированы. Интерес к продуктивным видам деятельности – рисованию, лепке, конструированию проявляет очень редко. Мелкая моторика развита недостаточно, ведущая рука – правая.

Навыки самообслуживания не сформированы. Ситуации успеха вызывают у ребенка положительные эмоции. Реакция на одобрение адекватная. На замечания реагирует импульсивно. В целом легко возбудим. Родители принимают активное участие в воспитании и обучении ребёнка, интересуются динамикой его развития, консультируются с педагогическим составом, следуют рекомендациям специалистов.

Актуальный уровень  развития не соответствует возрастной норме.

Цель: создать условия для успешного освоения ребёнком адаптированной образовательной программы ДОУ и успешной адаптации в социуме.

Задачи: 

1. Развитие всех компонентов речевой системы.

2. Развитие и формирование познавательных процессов.

3. Развитие эмоционально-волевой сферы.

4.Развитие общей мелкой моторики.

5. Развитие основных видов движения.

Содержание индивидуального образовательного маршрута

Образовательный компонент:

Форма обучения очная, групповая.

- Работа в режиме 2 час в неделю.

- Индивидуальный подход во время образовательного процесса.

- Использование двигательных, зрительных и речевых физкультминуток во время занятий.

- Совместные игры на развитие эмоционально-волевой сферы.

Направления работы

• Познавательное развитие

Сенсорное воспитание:

- учить воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона;

- учить дифференцировать легко вычленяемые зрительно, тактильно-двигательно, на слух и на вкус свойства предметов;

- учить различать свойства и качества предметов: мягкий - твердый, мокрый - сухой, большой - маленький, громкий - тихий;

- учить определять выделенное свойство словесно (сначала в пассивной форме, а затем в отраженной речи);

- формировать поисковые способы ориентировки - пробы при решении игровых и практических задач;

- создавать условия для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности - в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование).

Развитие зрительного восприятия:

- учить выделять предмет из общего фона;

- учить соотносить игрушку с ее изображением;

- учить хватать большие предметы двумя руками, маленькие - одной рукой;

- учить складывать из двух частей разрезную предметную картинку.

Восприятие формы, величины, цвета:

- учить различать объемные формы (куб, шар) в процессе дидактической игры по подражанию действиям взрослого;

- учить подбирать крышки к коробочкам одинаковой величины, но разной формы (круглая, квадратная);

- учить выполнять действия по подражанию, соотнося форму крышки и форму коробки;

- учить проталкивать объемные геометрические формы (куб, шар) в соответствующие прорези коробки, пользуясь методом проб;

- учить воспринимать (сличать) цвет: красный, желтый.

- учить воспринимать величину (большой, маленький).

- учить захватывать широкие предметы всей ладонью, узкие — пальцами;

- знакомить  с названиями двух цветов: красный, желтый;

- учить различать цвета красный и желтый в ситуации подражания действиям взрослого.

Развитие слухового восприятия и внимания:

- знакомить с игрой на музыкальных инструментах, показывать, что разные инструменты издают различные звуки, вызывать интерес к играм со взрослым на музыкальных инструментах;

- учить реагировать на слуховые раздражители;

- вырабатывать по подражанию разные двигательные реакции в ответ на звучание различных инструментов.

Опознание предметов и явлений по звуковым характеристикам:

- учить дифференцировать на слух звучание музыкальных инструментов, реагируя действиями на звучание определенного инструмента (выбор из двух);

- учить соотносить игрушку с соответствующим звукоподражанием;

- учить дифференцировать звукоподражания.

Развитие тактильно-двигательного восприятия:

- учить воспринимать и узнавать на ощупь шар, куб;

- учить воспринимать на ощупь величину предметов, дифференцировать предметы по величине (в пределах двух);

- учить выбирать знакомые игрушки на ощупь по слову «дай» без предъявления образца;

- учить различать на ощупь величину предметов; проводить выбор из двух предметов (большого, маленького) с предъявлением образца зрительно.

- учить производить выбор по величине и форме по слову «дай» на ощупь.

Итоговые показатели по разделу:

- воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого;

- различать свойства и качества предметов: мокрый - сухой, большой - маленький, сладкий - горький, горячий - холодный;

- воспроизводить в отраженной речи некоторые знакомые свойства и качества предметов (большой — маленький, горячий — холодный, кубик - шарик);

- сличать два основных цвета (красный, желтый);

- дифференцированно реагировать на звучание определенных музыкальных инструментов (выбор из двух);

- складывать разрезную картинку из двух частей;

- учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности (шарик катится; кубик стоит, не катится; большой домик для большой матрешки, маленький — для маленькой);

- дифференцировать звукоподражания.

Ознакомление с окружающим:

- формирование  целостного восприятия представлений об окружающем мире;

- знакомить с предметами и объектами ближайшего окружения, их назначением и функциями, расширять представления о ближайшем окружении.

Итоговые показатели по разделу:

- иметь представления о богатстве и многообразии предметного мира (предметы и объекты ближайшего окружения);

- уметь ориентироваться в групповом помещении.  

Развитие психических функций

Развитие внимания:

- привлечение внимания ребенка с помощью объектов, связанных с удовлетворением его органических потребностей;

- стимуляция непроизвольного внимания с использованием раздражителей разной модальности;

- развитие устойчивости непроизвольного внимания;

- формирование предпосылок для развития произвольного внимания; расширение объема внимания;

- развитие способности к переключению внимания.

Развитие памяти:

- развитие узнавания на основе простейших условных рефлексов;

- расширение круга узнаваемых предметов;

- развитие воспоминания на основе формирования у ребенка элементарных представлений о предметах;

- развитие непроизвольной памяти;

- увеличение объема запоминаемого материала;

- совершенствование процессов запоминания и воспроизведения.

Формирование мышления:

- развивать у детей наглядно-действенное мышление;

- создавать предпосылки к развитию у детей наглядно-образного мышления;

- установление связей «восприятие - образ»«предмет - действие»«действие - его результат»;

- установление закономерных связей посредством мыслительных операций, которые в раннем возрасте неотделимы от практических действий с предметами;

- установление причинно-следственных связей.

Итоговые показатели по разделу:

- рассматривать последовательно 2-3 объекта и ясно их воспринимать;

- переключать свое внимание с одной игрушки на другую;

- находить парные предметы и картинки (2-3 пары);

- понимать и выполнять указания взрослого;

- освоить способы действий с предметами;

- воспроизводить действия взрослого путем подражания;

- узнавать знакомые предметы среди незнакомых.

Социально-эмоциональное развитие:

- формировать представления о своем «Я», о своей семье и взаимоотношениях в семье;

- формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях;

- формировать общение «взрослый-ребенок», их сотрудничество;

- формировать потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым;

- формировать общение между детьми, по ходу которого они постепенно переходят от параллельной игры к эмоционально-практическому общению;

- формировать доступные средства общения;

- формировать у детей адекватное поведение в конкретной ситуации: садиться на стульчик, сидеть на занятии и т. д.;

- обучать детей первичным способам усвоения общественного опыта (совместные действия ребенка со взрослым в предметной и предметно-игровой ситуации, подражание действиям взрослого);

- формировать интерес к игрушками, предметам и адекватным способам действия с ними;

- обучать детей выполнению элементарной речевой инструкции, регламентирующей какое-либо действие ребенка в определенной ситуации;

- привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица взрослого и его действиям;

- развивать способность выражать свое настроение с помощью мимики.

Итоговые показатели по разделу:

- демонстрировать готовность к совместным действиям со взрослым, принимать помощь взрослого;

- положительно реагировать на сверстников, уметь находиться рядом, не причиняя друг другу вреда и не создавая дискомфорта;

- выполнять предметно-игровые действия с игрушками и предметами из ближайшего окружения;

- адекватно вести себя в привычных ситуациях;

- выполнять по речевой инструкции 2-3 элементарных действия с игрушками.

Речевое развитие:

- формирование общения «взрослый-ребенок», которое продолжает работу, проводимую в семье;

- начало формирования общения между детьми, по ходу которого они постепенно переходят от параллельной игры к эмоционально-практическому общению;

- расширение объема понимания обращенной речи;

- формирование доступных средств общения;

- использование в общении вербальных и невербальных средств: зрительный контакт, сосредоточение зрительного и слухового внимания, общение с помощью предметных действий, привлечение к себе внимания, использование простейших жестов и звуков;

- развитие правильных движений органов речи, что является хорошей базой для активизации звукопроизношения;

- активизация звукопроизношения с учетом особенностей развития речи.  

Развитие импрессивной речи:

Развитие пассивного словаря:

Накопление словаря происходит в следующей последовательности:

- существительные (предъявление, знакомство, называние предмета, организация игры с предметом);

- глаголы (знакомство ребенка с действием, организация игры и многократное обыгрывание действия, включение слова в быт);

- прилагательные (аналогичная методика);

- предложение (сложность предложения зависти от количества слов, влияющих на понимание (ключевые слова, несущие информацию).

Понимание связной речи:

Работа над пониманием связной речи ведется в следующей последовательности:

1. Изолированные действия

- демонстрируются и называются простые бытовые действия, включаются в бытовую игру детей;

- жесты, обозначающие действия, включаются в репертуар песенок, потешек, что обеспечивает их многократное усвоение и повторение;

- демонстрация и называние этого же действия по картинке.

2. Цепочки действий: работа ведется в той же последовательности что и при освоении изолированных действий. Цепочки действий постепенно усложняются.

3. Работа над простой адаптивной сказкой:

- демонстрация, сопровождаемая простым текстом и ключевыми жестами;

- работа с книгой по той же сказке.

Развитие экспрессивной речи

Развитие активного словаря.

Накопление словаря происходит в следующей последовательности:

- называние по подражанию (использование предметной или сюжетной картинки с использованием слова, жеста, звукоподражания);

- ответы на вопросы с использованием подражания;

- самостоятельные ответы на вопросы (принимается любая форма ответа, обращается внимание на качество звукоподражания);

- спонтанное использование речевых средств (поощряется речь детей в виде звукоподражаний и слов, что способствует постепенной жестовой речи устной);

- появление фразы (возможно активное использование жестов при построении фразы);

Работа по вызыванию звуков

Побуждение ребенка к самостоятельному произнесению звуков происходит поэтапно:

- повторение за ребенком имеющихся у него звуков;

- поочередное произнесение с ребенком имеющихся у него звуков;

- побуждение ребенка произносить новые звуки с опорой на предмет или картинку в сопровождении жеста. В случае необходимости используется опора на тактильные ощущения;

- имитация звукоподражания вслед за взрослым с опорой на картинку и буквы;

- спонтанное произнесение звуков с опорой на картинку;

- использование усвоенных звуков в речи;

- включение звуков в слоги и в слова.

Итоговые показатели по разделу:

- выполнять предметные действия со взрослыми и сверстниками;

- выполнять простейшие поручения и просьбы;

- пользоваться невербальными формами коммуникации;

- воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова, усеченные фразы на основе подражания (в зависимости от возможностей ребенка).

Моторное развитие:

- стимулировать двигательную активность;

- развивать интерес к движениям и потребность в двигательной активности;

- обогащать двигательный опыт;

- формировать положительное отношение к двигательным играм;

- развивать основные движения (ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание);

- формировать представления о собственном теле, его основных частях и их движениях;

- развивать ориентировку в пространстве;

- учить выполнять движения по подражанию, по образцу, по слову-сигналу;

- учить воспроизводить по подражанию различные движения пальцами и кистями рук, прослеживая их взором;

- развивать умение сопровождать движения проговариванием коротких стихов и потешек;

- формировать умение выполнять серию движений под музыку (совместно со взрослым, по подражанию и по образцу).

Итоговые показатели по разделу:

- выполнять движения по подражанию, по образцу, по слову-сигналу;

- выполнять серию движений под музыку;

- выполнять согласованные и координированные движения глаз и руки;

- производить движения пальцами одновременно с произнесением текста потешки или рифмованных историй;

- выполнять упражнения по самомассажу по показу взрослого;

- захватывать горох, фасоль, макароны большим и указательным пальцем в играх с «сухим бассейном»;

- играть с пирамидкой, снимать и нанизывать кольца на стержень.

Построение коррекционно-развивающей работы  обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка. Работа по обогащению (амплификации) общего развития  имеет коррекционную направленность.

Работа специалистов включает три блока углубленного диагностического обследования: при поступлении ребенка (сентябрь, в конце первого периода обучения (декабрь) и в конце второго периода обучения (май).

Особенностью данного маршрута является активное привлечение в работу родителей, что способствует повышению их психолого-педагогической компетентности. Обучение родителей (или матери) дает максимальный эффект при проведении коррекционных мероприятий. Содержание маршрута предполагает активное использование следующих форм работы с родителями:

1. Консультативно-рекомендательная.

2. Лекционно-просветительская.

3. Организация  детских утренников, праздников.

4. Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.

5. Проведение практических тренинговых занятий по коррекции детско-родительских взаимоотношений (на основании результатов диагностики детско-родительских отношений).

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации.

Формы и режим занятий

Основная форма - индивидуальные занятия со специалистами, игры-занятия в группе сверстников.

Работа с ребенком строиться  с учетом следующих принципов:

• Опора на уровень развития ребенка и зону его ближайшего развития.

• Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

• Единство требований специалистов и в семьи.

• Коррекция и развитие с учетом интересов ребенка.

• Доступность, повторяемость и концентричность предложенного материала.

• Коррекционная направленность образовательного процесса.

Параллельно оказывается психолого-педагогическая помощь родителям.

Срок реализации индивидуального образовательного маршрута 1 год

Подпись родителей (законных представителей) ________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка по образовательным областям.

Описание примерного индивидуального образовательного маршрута по образовательным областям....

План индивидуального образовательного маршрута ребенка, не осваивающего образовательную программу по физическому развитию

Создание в ДОУ условий, способствующих усвоение ребенком образовательной программы по физическому развитию, развитие физических качеств, необходимых для обучения в школе....

Карта индивидуального развития ребенка, диагностический инструментарий, индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ

карта развития ребенка, диагностический инструментарий по нравственному воспитанию, речевому развитию детей, общие сведения о ребенке с ОВЗ и членах семьи....

Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка инвалида в семье

Я вхожу в состав членов консультационного пункта.  Для систематизации работы по оказанию педагогической помощи родителям  мы разработали технологическую карту, в которой указан алгоритм реал...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка-инвалида

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка-инвалида...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА с расстройствами аутического спектра....