Педагогическая диагностика для детей с интеллектуальными нарушениями. Художественно-эстетическое развитие.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Мещерякова Азалия Рамильевна

Диагностика детей 3-4 лет

Задание «Нарисуй» (клубок, дорожку) направлено на выявление уровня сформированности предметного рисунка и интереса к изобразительной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvenno-estetich.razvitie.docx16.75 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы педагогической диагностики для детей

 с интеллектуальными нарушениями

Художественно-эстетическое развитие

Диагностика детей 3-4 лет

1. Задание «Нарисуй» (клубок, дорожку) направлено на выявление уровня сформированности предметного рисунка и интереса к изобразительной деятельности.

 Оборудование: фломастеры разных цветов или набор цветных карандашей, несколько листов белой бумаги для рисования.

 Поведение обследования: ребенку предлагается нарисовать дорожку, а затем клубочек. Способы рисования не показываются.

Обучение проводится, если ребенок не выполняет задание по речевой инструкции, взрослый показывает, как рисовать дорожку (клубок), и предлагает выполнить задание по показу.

 Оценка действий ребенка: понимает ли речевую инструкцию; выполняет ли специфические действия с карандашом (фломастером); анализ способов выполнения рисунка: черкание, преднамеренное черкание, предметный рисунок; отношение к рисованию; результат.

2. Задание «Построй фигуру».

Направлено на выявление уровня сформированности конструктивной деятельности, умения действовать по показу, по подражанию.

 Оборудование: плоские палочки одного цвета, из которых надо сложить определенную фигурку.

 Проведение обследования: педагог строит перед ребенком определенную фигурку, предлагает ребенку построить такую же.

 Обучение: если ребенок испытывает затруднения, педагог предлагает выполнить задание по подражанию: «Смотри и делай как я».

 Оценка действий ребенка: принимает ли задание, способы выполнения – по показу, по подражанию; обучаемость, конечный результат.

3. Задание «Послушай музыку».

Направлено на выявление эмоциональных и двигательных реакций на звучание веселой музыки, умения проявлять реакцию по показу, по подражанию.

 Оборудование: аудиозапись музыкального фрагмента с веселой музыкой.

 Проведение обследования: педагог говорит ребенку: «Послушай, что это звучит? Нравится тебе? Покажи, как ты умеешь плясать.»

 Обучение: при затруднениях педагог предлагает выполнить движение по подражанию: «Смотри и делай как я».

 Оценка действий ребенка: принимает ли задание, способы выполнения – самостоятельно реагирует на звучание музыки – поворачивает голову в сторону звучания, улыбается, выполняет несколько танцевальных движений; выполняет танцевальные действия по подражанию; отказывается действовать.

4. Задание «Любимая сказка».

Направлено на выявление интереса ребенка к художественной литературе.

 Оборудование: две книги по сказкам «Репка», «Колобок», ярко иллюстрированные, с крупными сюжетными картинками.

 Проведение обследования: педагог говорит ребенку: «Посмотри внимательно на книги. Здесь две сказки: возьми ту, которая тебе больше нравится. Посмотри внимательно и назови ее».

 Обучение: если ребенок затрудняется, педагог предлагает полистать одну из книг, рассмотреть иллюстрации и назвать сказку. При необходимости сам называет одну сказку, предлагая ребенку выбрать ее по названию.

 Оценка действий ребенка: принятие задания, способы выполнения – самостоятельно выбирает книгу, называет сказку; выбирает и называет после оказания помощи; не выполняет задание после обучения.

Диагностика детей 4-5 лет

1. Задание «Нарисуй дом» направлено на выявление уровня умения нарисовать предметный рисунок и интереса к изобразительной деятельности.

 Оборудование: фломастеры разных цветов или набор цветных карандашей, несколько листов белой бумаги для рисования.

 Поведение обследования: ребенку предлагается нарисовать домик. Способы рисования не показываются.

Обучение проводится, если ребенок не выполняет задание по речевой инструкции, взрослый показывает, как рисовать домик и предлагает выполнить задание по показу.

 Оценка действий ребенка: понимает ли речевую инструкцию; выполняет ли специфические действия с карандашом (фломастером); анализ способов выполнения рисунка: черкание, преднамеренное черкание, предметный рисунок; отношение к рисованию; результат.

2. Задание «Построй скамейку».

Направлено на выявление уровня сформированности конструктивной деятельности, умения действовать по показу, по подражанию.

 Оборудование: два набора одного цвета – два кубика и один кирпичик.

 Проведение обследования: педагог строит перед ребенком из кубиков и кирпичика скамейку, затем предлагает ребенку построить такую же.

 Обучение: если ребенок испытывает затруднения, педагог предлагает выполнить задание по подражанию: «Смотри и делай как я».

 Оценка действий ребенка: принимает ли задание, способы выполнения – по показу, по подражанию; обучаемость, конечный результат.

3. Задание «Послушай музыку».

Направлено на выявление умения различать звучание веселой и грустной музыки, реагировать на звучание этих мелодий.

 Оборудование: аудиозапись музыкального фрагмента грустной и веселой музыкой.

 Проведение обследования: педагог говорит ребенку: «Послушай, какая музыка звучит (Звучит веселая музыка) Нравится тебе? А теперь какая музыка звучит? (Звучит грустная музыка). Что можно делать под веселую музыку? Покажи. А что можно делать под грустную музыку? Покажи».

 Обучение: при затруднениях педагог предлагает выполнить действия по показу: под веселую музыку одни действия, а под грустную – иные. После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.

 Оценка действий ребенка: принимает ли задание, способы выполнения – самостоятельно (различает характер музыки, может назвать ее характер и выполнить определенное действие); выполняет задание после обучения; не выполняет задание.

4. Задание «Любимая сказка».

Направлено на выявление интереса ребенка к художественной литературе.

 Оборудование: три книги по сказкам «Репка», «Колобок», «Теремок», ярко иллюстрированные, с крупными сюжетными картинками.

 Проведение обследования: педагог говорит ребенку: «Посмотри внимательно на книги. Здесь две сказки: возьми ту, которая тебе больше нравится. Посмотри внимательно и назови ее».

 Обучение: если ребенок затрудняется, педагог предлагает полистать одну из книг, рассмотреть иллюстрации и назвать сказку. При необходимости сам называет одну сказку, предлагая ребенку выбрать ее по названию.

 Оценка действий ребенка: принятие задания, способы выполнения – самостоятельно выбирает книгу, называет сказку; выбирает и называет после оказания помощи; не выполняет задание после обучения.

Диагностика детей 5-6 лет

1. Задание «Нарисуй мячик» направлено на выявление уровня умения нарисовать предметный рисунок и интереса к изобразительной деятельности.

 Оборудование: фломастеры разных цветов или набор цветных карандашей, несколько листов белой бумаги для рисования.

 Поведение обследования: ребенку предлагается нарисовать мячик. Способы рисования не показываются.

 Обучение не проводится. Если ребенок не выполняет задание, то предлагается нарисовать то, что он умеет (рисунок прилагается).

 Оценка действий ребенка: понимает ли речевую инструкцию; выполняет ли специфические действия с карандашом (фломастером); анализ способов выполнения рисунка: черкание, преднамеренное черкание, предметный рисунок; отношение к рисованию; результат.

 Рисунок прилагается к личному делу ребенка, на листе ставится дата выполнения рисунка.

2. Задание «Построй ворота».

Направлено на выявление уровня сформированности конструктивной деятельности, умения действовать по показу, по подражанию.

 Оборудование: шесть кирпичиков одного цвета.

 Проведение обследования: педагог за экраном строит из трех кипичиков ворота. Ребенку предлагается рассмотреть уже готовую постройку и построить такие же ворота.

 Обучение: при затруднениях педагог предлагает выполнить задание по показу: «Смотри, как я строю: вот одна сторона ворот, вот другая, а сверху перегородка».

 Оценка действий ребенка: принимает ли задание, способы выполнения – по показу, по подражанию; обучаемость, конечный результат.

3. Задание «Поиграй на инструментах».

Направлено на выявление умения выбрать по названию среди предложенных четырех инструментов один-два заданных и поиграть на них.

 Оборудование: металлофон, бубен, колокольчик, две деревянные ложки или детская арфа.

 Проведение обследования: педагог говорит ребенку: «Посмотри внимательно, что это за предметы? Для чего они нужны?» После ответа предлагает: «Поиграй на металлофоне».

 Обучение: если ребенок не может выполнить задание, педагог предлагает выполнить действия по показу, т.е. объясняет и показывает, как играть на металлофоне. После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.

 Оценка действий ребенка: принимает ли задание, способы выполнения – самостоятельно (самостоятельно, т.е. выбирает заданный инструмент из множества других и может поиграть на нем; выполняет задание после обучения; не выполняет задание).

4. Задание «Подбор иллюстрации к любимой сказке».

Направлено на выявление знаний ребенка к художественной литературе, умений узнать сказку и подобрать к ней подходящую иллюстрацию.

 Оборудование: четыре книги по сказкам «Репка», «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», ярко иллюстрированные, с крупными сюжетными картинками.

 Проведение обследования: педагог говорит ребенку: «Посмотри внимательно на книги, которые ты знаешь. Возьми ту, которая тебе больше нравится. Посмотри внимательно и назови ее. А эта картинка к какой сказке? Как она называется?».

 Обучение: если ребенок затрудняется, педагог предлагает полистать одну из книг, рассмотреть иллюстрации и назвать сказку. Если и это не помогает, то педагог переходит на уровень действия по образцу и сам называет сказку, предлагая ребенку выбрать ее по названию, либо назвать сказку по картинке.

Оценка действий ребенка: принятие задания, способы выполнения – самостоятельно выбирает книгу, называет сказку; выбирает и называет после оказания помощи; не выполняет задание после обучения.

Диагностика детей 6-7(8) лет

1. Задание «Нарисуй человека» направлено на выявление уровня умения создавать предметные рисунки и интереса к изобразительной деятельности.

 Оборудование: фломастеры разных цветов или набор цветных карандашей, несколько листов белой бумаги для рисования.

 Поведение обследования: ребенку предлагается нарисовать человека.

 Обучение не проводится. Если ребенок не выполняет задание, то предлагается нарисовать то, что он умеет.

 Оценка действий ребенка: понимает ли речевую инструкцию; выполняет ли специфические действия с карандашом (фломастером); анализ способов выполнения рисунка: черкание, преднамеренное черкание, предметный рисунок; отношение к рисованию; результат.

 Рисунок прилагается к личному делу ребенка, на листе ставится дата выполнения рисунка.

2. Задание «Построй домик».

Направлено на выявление уровня сформированности конструктивной деятельности, умения действовать по показу, по подражанию.

 Оборудование: 12 плоских палочек одного цвета.

 Проведение обследования: педагог за экраном строит из шести палочек домик с крышей. Ребенку предлагается рассмотреть уже готовую постройку и построить такой же домик.

 Обучение: при затруднениях педагог предлагает выполнить задание по показу: «Смотри, как я строю: вот стены, а вот крыша».

 Оценка действий ребенка: принимает ли задание, способы выполнения – по показу, по подражанию; обучаемость, конечный результат.

3. Задание «Угадай мелодию».

Направлено на выявление умения действовать в такт музыке.

 Проведение обследования: педагог говорит ребенку: «Послушай внимательно музыку, если услышишь тихую музыку, хлопай тихо, а если громкую, хлопай громко».

Обучение: если ребенок не может выполнить задание, педагог предлагает выполнить действия по показу.

 Оценка действий ребенка: принимает ли задание, способы выполнения – самостоятельно (самостоятельно хлопает в соответствии с условиями задания; выполняет задание после обучения; не выполняет задание).

4. Задание «Танцевальные движения».

Направлено на выявление умения выполнять одно из плясовых движений под музыку (стучать каблучком; поочередно выставлять вперед то левую, то правую ногу; делать шаг вперед, шаг назад на носочках; кружиться на носочках; выполнять «маленькую пружинку» с небольшим поворотом корпуса вправо-влево).

Оборудование: аудиозапись с плясовой мелодией.

 Проведение обследования: педагог предлагает ребенку прослушать мелодию и выполнить одно из знакомых движений под музыку.

 Обучение: если ребенок затрудняется, педагог предлагает ему выполнить задание по показу.

Оценка действий ребенка: принятие задания, способы выполнения – самостоятельно выполняет танцевальные движения; выполняет задание).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Педагогическое сопровождение одаренных детей в процессе организации художественно-эстетической деятельности».

Художественно-эстетическая одаренность – это внутренне обусловленная способность человека к эстетическому познанию и освоению мира, к созданию нового продукта, способного воздействовать на духов...

Педагогическая диагностика для детей с интеллектуальными нарушениями. Социально-коммуникативное развитие.

Социально-коммуникативное развитие  Изучение уровня социального развития включает установление характера взаимодействия и общения ребенка со взрослыми – невербальные и вербальные средства о...

Аналитический отчет по итогам проведения диагностики индивидуального развития детей по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие «Музыкальная деятельность» за учебный 2019 - 2020 год.

Аналитический отчет по итогам проведения диагностики индивидуального развития детей по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие «Музыкальная деятельность»...

Аналитический отчет по итогам проведения диагностики индивидуального развития детей по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие «Музыкальная деятельность» за учебный 2021 - 2022 год

Аналитический отчет по итогам проведения диагностики индивидуального развития детей по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие «Музыкальная деятельность»...

Педагогическая диагностика для детей с интеллектуальными нарушениями. Познавательное развитие.

Педагогическое обследование познавательного развития предполагает выявление уровня сенсорного развития, наглядно-действенного мышления, представлений об окружающем мире, ориентировки на количественный...

Педагогическая диагностика для детей с интеллектуальными нарушениями. Физическое развитие.

В процессе обследования физического развития определяется уровень сформированности таких основных движений ребенка, как ходьба, бег, прыжки, ползание, лазанье и метание....

Педагогическая диагностика для детей с интеллектуальными нарушениями. Речевое развитие.

Обследование речи включает изучение понимания ребенком обращенной к нему устной речи и определение состояния его активной речи. В этих целях прежде всего ведутся наблюдения за ребенком в процессе всег...