Педагогическая диагностика для детей с интеллектуальными нарушениями. Социально-коммуникативное развитие.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Мещерякова Азалия Рамильевна

Социально-коммуникативное развитие

  Изучение уровня социального развития включает установление характера взаимодействия и общения ребенка со взрослыми – невербальные и вербальные средства общения, контактность; выявление основных способов усвоения им общественного опыта – умение действовать слвместно со взрослым, по показу, образцу, по речевой инструкции; определение уровня сформированности навыков самообслуживания – навыки опрятности, еды, одевания, раздевания, умывания; особенностей поведения и эмоционально-волевых реакций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialno-kommunikativnoe_razvitie.docx16.18 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы педагогической диагностики для детей

с интеллектуальными нарушениями

Социально-коммуникативное развитие

  Изучение уровня социального развития включает установление характера взаимодействия и общения ребенка со взрослыми – невербальные и вербальные средства общения, контактность; выявление основных способов усвоения им общественного опыта – умение действовать слвместно со взрослым, по показу, образцу, по речевой инструкции; определение уровня сформированности навыков самообслуживания – навыки опрятности, еды, одевания, раздевания, умывания; особенностей поведения и эмоционально-волевых реакций.

Диагностика детей 3-4 лет

1. Представления ребенка о себе:

- Как тебя зовут?

- С кем ты пришел?

- Как зовут твою маму?

2. Представления ребенка близких взрослых:

- Как зовут маму?

- Как зовут твоего папу?

3. Навык еды:

- самостоятельно ест и пьет;

- ест и пьет с помощью взрослого.

4. Навык одевания:

- самостоятельно одевается;

- одевается с помощью взрослого.

5. Навык умывания:

- самостоятельно умывается;

- умывается с помощью взрослого.

6. Навык опрятности:

- пользуется туалетом самостоятельно;

- пользуется туалетом при помощи взрослого;

- не сформирован навык опрятности (своевременно не просится в туалет).

7. Средства общения ребенка:

- экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд глаза в глаза, жесты и т.д.);

- предметно-действенные (протягивание взрослому различных предметов, выражение протеста и т.д.).

- речевые средства общения (высказывания, вопросы).

8. Характеристика контактов ребенка со взрослым:

- устанавливает контакт легко и быстро;

- контакт избирательный;

- контакт формальный;

- не вступает в контакт.

10. Задание «Поиграй».

Оборудование: детская коляска, мячик, посуда, две куклы, грузовая машинка, матрешка, кубики, воздушный шарик.

Проведение обследования: педагог приглашает ребенка в игровой уголок и предлагает ему поиграть: «Возьми, что хочешь, и поиграй».

Обучение: в случае если ребенок не берет самостоятельно игрушки, взрослый показывает действия и комментирует: «Вот куклы, они хотят есть, давай их покормим. Смотри и делай как я».

Другой пример. Педагог приглашает ребенка поиграть с машиной, нагрузить ее кубиками, а затем отвезти их в другой конец комнаты и там построить лесенку для матрешки. Если ребенок не включается в эти игры, ему предлагают поиграть с мячом, покатать его и побросать (можно использовать и воздушный шарик). Важно зафиксировать эмоциональную включенность ребенка в выполнение игровых действий и характер их выполнения.

 Оценка действий ребенка: принимает ли задание, какие способы использует: самостоятельно, по показу, по подражанию; каков характер действий – неадекватные, манипулятивные, процессуальные или предметно-игровые.

Диагностика детей 4-5 лет

1. Представления ребенка о себе:

- Как тебя зовут? А как ласково тебя можно назвать?

- Покажи, чем ты ходишь.

- Покажи, чем ты смотришь.

- Где твои ушки?

2. Представления ребенка близких взрослых:

- Как зовут твою маму (папу, бабушку)?

- Кто еще есть в вашей семье?

3. Навык еды:

- самостоятельно ест и пьет;

- ест и пьет с помощью взрослого.

4. Навык одевания:

- самостоятельно одевается;

- одевается с помощью взрослого.

5. Навык умывания:

- самостоятельно умывается;

- умывается с помощью взрослого.

6. Навык опрятности:

- пользуется туалетом самостоятельно;

- пользуется туалетом при помощи взрослого;

- не сформирован навык опрятности (своевременно не просится в туалет).

7. Средства общения ребенка:

- экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд глаза в глаза, жесты и т.д.);

- предметно-действенные (протягивание взрослому различных предметов, выражение протеста и т.д.).

- речевые средства общения (высказывания, вопросы).

8. Характеристика контактов ребенка со взрослым:

- устанавливает контакт легко и быстро;

- контакт избирательный;

- контакт формальный;

- не вступает в контакт.

10. Задание «Поиграй».

Оборудование: детская коляска, мячик, посуда, две куклы, грузовая машинка, матрешка, кубики, воздушный шарик.

Проведение обследования: педагог приглашает ребенка в игровой уголок и предлагает ему поиграть: «Возьми, что хочешь, и поиграй».

Обучение: в случае если ребенок не берет самостоятельно игрушки, взрослый показывает действия и комментирует: «Вот куклы, они хотят есть, давай их покормим. Смотри и делай как я».

 Другой пример. Педагог приглашает ребенка поиграть с машиной, нагрузить ее кубиками, а затем отвезти их в другой конец комнаты и там построить лесенку для матрешки. Если ребенок не включается в эти игры, ему предлагают поиграть с мячом, покатать его и побросать (можно использовать и воздушный шарик). Важно зафиксировать эмоциональную включенность ребенка в выполнение игровых действий и характер их выполнения.

 Оценка действий ребенка: принимает ли задание, какие способы использует: самостоятельно, по показу, по подражанию; каков характер действий – неадекватные, манипулятивные, процессуальные или предметно-игровые.

Диагностика детей 5-6 лет

1. Представления ребенка о себе и своих родителях:

- Как тебя зовут?

- Сколько тебе лет?

- Какая у тебя фамилия?

- Как зовут маму (папу)?

- Кто еще есть в вашей семье?

- Назови свой домашний адрес.

2. Навык еды:

- самостоятельно ест и пьет;

- ест и пьет с помощью взрослого.

3. Навык одевания:

- самостоятельно одевается;

- одевается с помощью взрослого.

4. Навык умывания:

- самостоятельно умывается;

- умывается с помощью взрослого.

5. Навык опрятности:

- пользуется туалетом самостоятельно;

- пользуется туалетом при помощи взрослого;

- не сформирован навык опрятности (своевременно не просится в туалет).

6. Средства общения ребенка:

- экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд глаза в глаза, жесты и т.д.);

- предметно-действенные (протягивание взрослому различных предметов, выражение протеста и т.д.).

- речевые средства общения (высказывания, вопросы).

7. Характеристика контактов ребенка со взрослым:

- устанавливает контакт легко и быстро;

- контакт избирательный;

- контакт формальный;

- не вступает в контакт.

8. Задание «Поиграй».

Оборудование: детская коляска, мячик, посуда, две куклы, грузовая машинка, матрешка, кубики, воздушный шарик.

Проведение обследования: педагог приглашает ребенка в игровой уголок и предлагает ему поиграть: «Возьми, что хочешь, и поиграй».

Обучение: в случае если ребенок не берет самостоятельно игрушки, взрослый показывает действия и комментирует: «Вот куклы, они хотят есть, давай их покормим. Смотри и делай как я».

Другой пример. Педагог приглашает ребенка поиграть с машиной, нагрузить ее кубиками, а затем отвезти их в другой конец комнаты и там построить лесенку для матрешки. Если ребенок не включается в эти игры, ему предлагают поиграть с мячом, покатать его и побросать (можно использовать и воздушный шарик). Важно зафиксировать эмоциональную включенность ребенка в выполнение игровых действий и характер их выполнения.

 Оценка действий ребенка: принимает ли задание, какие способы использует: самостоятельно, по показу, по подражанию; каков характер действий – неадекватные, манипулятивные, процессуальные или предметно-игровые.

Диагностика детей 6-7 лет

1. Представления ребенка о себе и своих родителях:

- Как тебя зовут?

- Сколько тебе лет?

- Какая у тебя фамилия?

- Как зовут маму (папу)?

- Кто еще есть в вашей семье?

- Назови свой домашний адрес.

2. Навык еды:

- самостоятельно ест и пьет;

- ест и пьет с помощью взрослого.

3. Навык одевания:

- самостоятельно одевается;

- одевается с помощью взрослого.

4. Навык умывания:

- самостоятельно умывается;

- умывается с помощью взрослого.

5. Навык опрятности:

- пользуется туалетом самостоятельно;

- пользуется туалетом при помощи взрослого;

- не сформирован навык опрятности (своевременно не просится в туалет).

6. Средства общения ребенка:

- экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд глаза в глаза, жесты и т.д.);

- предметно-действенные (протягивание взрослому различных предметов, выражение протеста и т.д.).

- речевые средства общения (высказывания, вопросы).

7. Характеристика контактов ребенка со взрослым:

- устанавливает контакт легко и быстро;

- контакт избирательный;

- контакт формальный;

- не вступает в контакт.

Таблица фиксации результатов

п/п

Основные линии развития

Актуальный

уровень

(выполняет

самостоят-но)

Зона

ближайшего

развития

(выполняет после обучения педагогом)

Ниже зоны

ближайшего

развития

(имеет слабые возможности/

не выполняет)

Социально-коммуникативное развитие

1.

Представления о себе

2.

Представления о близких взрослых

3.

Навык еды

4.

Навык одевания

5.

Навык умывания

6.

Навык опрятности

7.

Невербальные средства общения

8.

Вербальные средства общения

9.

Интерес к общению со взрослым

10.

Сформированность игровых действий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие двигательной памяти детей с интеллектуальными нарушениями на занятиях по физическому развитию

Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений или систем движений. Важность этого вида памяти в том, что она служит основой для форматирования практических и т...

«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста» «Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

laquo;Социально-коммуникативноеразвитие детей дошкольного возраста»«Задачи социально-коммуникативного развития  дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»...

Педагогическая диагностика для детей с интеллектуальными нарушениями. Познавательное развитие.

Педагогическое обследование познавательного развития предполагает выявление уровня сенсорного развития, наглядно-действенного мышления, представлений об окружающем мире, ориентировки на количественный...

Педагогическая диагностика для детей с интеллектуальными нарушениями. Физическое развитие.

В процессе обследования физического развития определяется уровень сформированности таких основных движений ребенка, как ходьба, бег, прыжки, ползание, лазанье и метание....

Педагогическая диагностика для детей с интеллектуальными нарушениями. Речевое развитие.

Обследование речи включает изучение понимания ребенком обращенной к нему устной речи и определение состояния его активной речи. В этих целях прежде всего ведутся наблюдения за ребенком в процессе всег...

Педагогическая диагностика для детей с интеллектуальными нарушениями. Художественно-эстетическое развитие.

Диагностика детей 3-4 летЗадание «Нарисуй» (клубок, дорожку) направлено на выявление уровня сформированности предметного рисунка и интереса к изобразительной деятельности....

Конспект психолого-педагогического занятия: «Прогулка по городу» образовательная область социально коммуникативное развитие в средней возрастной группе (4 - 5 лет)

Конспект составлен на основе программы психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик» под редакцией Н.Ю.Куражевой с добавлением игр В.Воскобовича. Возрастная группа ...