Картотека сюжетно - ролевых игр в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта
картотека по коррекционной педагогике

Иванова Оксана Александровна

Данная картотека, поможет педагогам работающим с детьми дошкольного возраста с нарушением  интеллекта, правильно выстроить обучение игре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека

Сюжетно – ролевых игр

для детей с

нарушением интеллекта

C:\Users\admin\Downloads\preschool-1024x890.jpg

«Магазин»

      Задачи: 

  1. Вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки

культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские

взаимоотношения.

  1. Формировать у детей стремление брать на себя роль, выполнять игровые действия, соблюдая их последовательность.
  2. Формировать у детей адекватные формы поведения в воображаемой ситуации, учить покупателей правильно задавать вопросы, а продавца – вежливо отвечать на них.
  3. Учить использовать в игре предметы – заменители, пользоваться ими согласно                    их назначению. Закрепить умение классифицировать и обобщать разные предметы.
  4. Учить играть вместе, согласовывая действия между собой, подчиняясь требованиям игры.

         Предварительная работа: Экскурсии с родителями в различные  магазины. Этическая

 беседа о поведении в общественных местах. Рассматривание картины «Продавец» из

 серии «Кем быть?»,  набора последовательных картинок по ознакомлению с трудом

продавца. Дидактические игры на классификацию, выделение лишнего и т.п. (овощи,

фрукты, продукты питания, игрушки и др.), чтение художественной литературы: В.

Степанов «Продавец», Тувим Ю.«Овощи», А.Кардашова «Наш дворец для всех

        открыт!», М.Машковская «Веселый магазин», Ш. Галиев «Три копейки за

        покупку», Н.      Нищева «Надо хлеба нам купить».

       Роли: продавец, покупатели, шофер.

      Предметно-игровая среда: прилавок с разными товарами, весы, касса, деньги (кружки),

      чеки, кошельки, сумки, ценники, грузовая машина.

      Орг. момент. Педагог предлагает детям поиграть в магазин

Надо хлеба нам купить иль подарок подарить –

Сумку мы с собой берем и на улицу идем.

Мы проходим вдоль витрин и заходим в магазин.

      Основная часть.

  1. Обсуждение последовательности действий.
  2. Распределение ролей.
  3. Непосредственно игра.
  1. Шофер привозит товар на машине и разгружает его. Педагог – продавец раскладывает товар на столе и полках, подкладывает ценники. Магазин открывается, заходят покупатели, здороваются, выбирают покупку, советуются с продавцом, оплачивают, кладут в сумку, благодарят и уходят домой. Педагог  в процессе игры помогает детям при каких – либо затруднениях,  дает образцы диалога.
  2. Ребенок – продавец.

       Итог. Дети рассказывают: в какую игру играли, кто кем был и что делал.

      Педагог спрашивает, что  понравилось в игре и хвалит всех  детей, выделяя тех, кто лучше всех      справился с ролью.   

 

«Парикмахерская»

Задачи: 

  1. Учить детей в игре отражать события реальной жизни.
  2. Формировать у детей стремление брать на себя роль, выполнять несколько взаимосвязанных действий и доводить роль до конца.
  3. Учить находить среди окружающих предметов подходящие атрибуты (предметы – заменители) и пользоваться ими в игре.
  4. Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в  совместной игре.
  5. Формировать у детей умение развертывать сюжет игры и учить диалогу.

Предварительная работа:

Предложить родителям сходить с ребенком в парикмахерскую, понаблюдать за работой парикмахера.

Рассматривание картины «Парикмахер»,  фотографий  «Прически мальчиков и девочек».

Рассказ воспитателя «Как я ходила к парикмахеру».

Чтение художественной литературы: потешка «Расти коса до пояса», К.Чуковского «Мойдодыр».  Д/игры «Кому что нужно?», «Что лишнее?», «Причешем кукол».

Роли: парикмахер, клиент.

Предметно-игровая среда: 

Зеркало, стулья, тумбочка/полочка для хранения атрибутов игры, фартук, пелеринка, полотенце, флаконы от шампуней, мыльница, фен, бигуди/предметы заместители, пластмассовые ножницы, заколки, резинки, бантики,  ленты, разные виды расчесок, фотографии  с образцами причесок, набор салфеток.

 Орг. момент. Рассматриваем прически детей – девочек и мальчиков и кукол. Педагог предлагает поиграть в парикмахерскую.

        Короткая стрижка….

       Длинная стрижка….

       Но кто здесь

       Девчонка?

       И кто здесь

       Мальчишка?

Основная часть.

  1. Обсуждение последовательности действий.
  2. Подбор атрибутов, их название и назначение. Распределение ролей, используя считалку.
  3. Непосредственно игра.
  1. Парикмахер – педагог. Дети с дочками и сыночками (куклами ) приходят в парикмахерскую, объясняют причину посещения (нужно подстричься или покрасить волосы, сделать прическу). Парикмахер надевает на себя фартук, на клиента пелеринку, красит волосы,  моет голову мылом (шампунем), вытирает полотенцем, сушит феном, стрижет, расчесывает, накручивает волосы на бигуди, плетет косички, завязывает хвостики, закалывает заколки. Особое внимание уделяется игровому диалогу парикмахера и клиента.

            Клиент: выбирает прическу, смотрится в зеркало, благодарит за работу.

  1. Парикмахер – один из детей. Выполняет все действия, обговаривая их с помощью педагога или самостоятельно.

Итог. Педагог обращает внимание детей на то, какими красивыми стали их дочки и        сыночки и они сами с аккуратно расчесанными и подстриженными волосами. Дети любуются прическами, говорят друг другу комплименты. Педагог хвалит детей за исполнение ролей. Задает вопросы:

- Что делали?

- Кто кем был в игре?

- Что понравилось?

«Почта»

Задачи:

  1. Закреплять у детей знания о профессиях.
  2. Учить отражать в игре события реальной жизни.
  3.  Учить детей роли почтальона.
  4.  Побуждать к формированию диалога в процессе игры.
  5.  Воспитывать навыки коллективной игры и формировать правила поведения в общественных местах (на почте).

Предварительная работа:  Экскурсия в ближайшее почтовое отделение. Беседа педагога с детьми с использованием картин и предметных картинок по теме «Почта» (помещение и оборудование почты, работники почты и их трудовые действия). Чтение художественной литературы: С. Маршак «Почта», В. Степанов «Кто приносит нам газеты…»

Дидактические игры: «Кому что нужно?», «Лото» (по профессиям), «Найди лишнюю картинку», «Бывает - не бывает?». Просмотр мультфильма «Снеговик-почтовик».

 

Роли: почтальон, работник почты - оператор, посетители.

Предметно-игровая среда: форма почтальона, сумка, посылка, листы бумаги, фломастеры, касса, кошельки, монеты, конверты, почтовый ящик.

Орг. момент.

По квартирам и домам,

Много писем, телеграмм,

Он приносит адресатам.

Как зовут его, ребята?

                 (Почтальон)

Раздается стук в дверь. Входит почтальон, здоровается, достает из сумки письмо и посылку и отдает педагогу.

Основная часть.

 Педагог открывает письмо, читает детям, а потом вскрывает посылку. Достает  подарок: дидактическую игру и проводит игру с детьми. Предлагает детям сделать поздравительные открытки и отправить по почте. Дети с помощью педагога делают поздравительные открытки, идут на почту. На почте дети покупают конверты, вкладывают открытки и опускают в почтовый ящик и возвращаются в детский сад.

Итог. Педагог спрашивает детей. Кто сегодня приходил? (Почтальон). Что он принес? (Письмо). Чем занимались?  Куда унесли поздравительные открытки? (На почту).

«Семья»

Задачи:

  1. Учить детей в игре отражать события реальной жизни и находить среди окружающих предметов подходящие атрибуты для осуществления своего замысла.
  2. Формировать у детей стремление брать на себя роль, выполнять несколько взаимосвязанных действий в логической последовательности и доводить роль до конца.
  3. Учить играть вместе, согласовывая действия между собой, подчиняясь требованиям игры.
  4. Способствовать  усвоению детьми  норм поведения в семье,  воспитывать любовь и                уважение к членам семьи и их труду.
  5.  Формировать у детей умение развертывать сюжет игры и учить диалогу.

Предварительная работа:

 Рассматривание иллюстраций. Чтение С. Капутикян «Маша обедает», Е.Благинина «Посидим в тишине», А. Барто «Машенька», «Что я вижу дома», «Вот какая мама», А.Кардашова «Уборка», П. Воронько «Спать пора», Д.Габе «Мама». Пальчиковая игра «Моя семья».  Рассматривание семейных фотографий, картинок с изображением семьи.  Совместно с детьми организовать фотовитрину из семейных фотографий.  

Роли: мама, папа, дочка, сын, бабушка, дедушка.

Предметно- игровая среда: игровой уголок с кухней, куклы, игрушечная посуда, мебель, кроватка и постель для кукол, игрушечные инструменты для мальчиков (молоток, отвёртка и пр.), муляжи продуктов.

Орг. момент. Педагог предлагает детям поиграть в семью.

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» -

И получится …(семья).

Основная часть.

  1. Распределение ролей: мама, папа, дочка, сын, бабушка, дедушка и обсуждение последовательности действий, подбор атрибутов.
  2. Непосредственно игра.

      Педагог - мама. Она заботится о семье: идет в магазин, покупает продукты, готовит и кормит всю семью, стирает и гладит белье, укладывает детей спать. Папа помогает маме по дому: пылесосит, выносит мусор, ремонтирует кран,  стиральную машину,  он ходит на работу. Бабушка и дедушка живут вместе с семьей, помогают во всем: отводят и забирают внуков из детского сада, гуляют, играют с ними.

    Дети сильной подгруппы  выполняют игровые действия самостоятельно или с небольшой помощью педагога, дети слабой подгруппы – совместно с педагогом и по подражанию.

    Дать детям насладиться игрой.

 

Итог. Дети рассказывают,  кем они были в игре и что делали с опорой на сюжетные картинки. Педагог говорит о том, какая дружная у них была семья, как они помогали друг другу.

«Театр»

Задачи: 

  1. Учить детей в игре отражать события реальной жизни.
  2. Помогать детям действовать в соответствии с принятой на себя ролью.
  3. Учить находить среди окружающих предметов подходящие атрибуты (маски, костюмы и др.)  и создавать для задуманного игровую обстановку.
  4. Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в  совместной игре.
  5. Воспитывать у детей интерес к играм – драматизациям.

Предварительная работа: Посещение театральных представлений в детском саду. Рассматривание иллюстраций о театре. Беседы о мире театра. Чтение произведений

А. Барто «Театр»,  прослушивание сказок,  загадок, стихов, песен. Совместное изготовление атрибутов для игры (маски, афиши, билеты и т.п.)

Роли:  актеры, кассир, гример, зрители.

Предметно - игровая среда: ширма; различные виды театров (настольный, кукольный, пальчиковый и т.д.);  афиши; билеты; маски, элементы костюмов.

Орг. момент.

Педагог приносит афишу и   предлагает детям организовать театральное представление.

У нас сегодня, дети,  

Культурная программа.

Идем мы с вами в театр

На сказку... («Колобок», «Теремок»…)

Сказка добрая придет,

Сердце доброе найдет.

Основная часть.

  1. Выбор театра, расстановка декораций  и распределение ролей.
  2. Подготовка актеров к спектаклю, подбор масок и костюмов или фигурок настольного театра. Работа гримера (педагога или ребенка под руководством взрослого) по изменению внешности в соответствии с ролью. Обсуждение последовательности действий. Отработка умения передавать характер и голос персонажа и словесное оформление каждой роли. Приобретение билетов в кассе и приглашение зрителей в зал на спектакль.
  3. Непосредственно драматизация с использованием выбранного театра под руководством  рассказчика – педагога.

Итог. Дети рассказывают: в какую игру играли, кто кем был и что делал. Педагог спрашивает, что понравилось в игре,  хвалит всех участников и  детей - артистов за старания, выделяет то, что лучше всего получилось в изображении героев.

«Школа»

Задачи:

  1. Расширять представления детей о школе, школьном оборудовании, учебных принадлежностях
  2.  Познакомить детей с содержанием ролей  учителя и ученика.
  3. Учить детей   принимать на себя роль ученика и действовать соответственно роли.
  4.  Формировать у детей мотивацию к обучению в школе.
  5.  Познакомить с правилами поведения в школе; воспитывать усидчивость, умение выслушивать  учителя,  не перебивая.

Предварительная работа: Беседа педагога с детьми о школе (рассматривание картин, иллюстраций, фотографий). Знакомство со школьными принадлежностями. Проведение дидактических игр: «Кому что нужно?», «Собери портфель», «Найди лишнюю картинку», «Бывает - не бывает?». Чтение художественной литературы о школе:

Чтение стихов С. Маршака, С Михалкова о школе. Мультфильм «Маша и медведь», серия «Первый раз в первый класс». Слушание и разучивание песни «Учат в школе, учат в школе….».

 Изготовление атрибутов к игре (классный журнал, тетради, таблички с названиями уроков).

Экскурсия в школу (знакомство со школьным зданием, с оборудованием классов, с прилегающей территорией; беседа с учителем).

Роли: учитель, ученик.

Предметно-игровая среда: школьная доска,  мелки, журнал,  указка, портфели, тетради, альбомы, пеналы, линейки, карандаши, дидактические игры, столы и стулья.

Орг. момент: Педагог вносит портфель, загадывает загадку, дети отгадывают. Педагог предлагает поиграть в школу.

Основная часть.

Он берет на себя роль учителя, дети становятся учениками. Педагог помогает детям определить игровое пространство, подобрать необходимое оборудование к  урокам.  Учитель дает звонки на урок,  сообщает название уроков и тему урока, предлагает детям задания с учетом их индивидуальных особенностей. Объясняет детям, как надо правильно выполнять задания, помогает детям при необходимости. Ученики, отвечают на вопросы, выполняют задания.

Итог.  Учитель организует игру на переменах. После окончания каждого урока дает оценку деятельности детей. Благодарит за работу на уроках. Дети прощаются с учителем и друг с другом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы работы по взаимодействию родителей с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

В данной методической разработке рассказано о семейном воспитании детей с нарушением интеллекта, о взаимодействии родителей и детей на занятиях и дома....

КАРТОТЕКА СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Картотека сюжетно-ролевых игр для работы с детьми дошкольного возрвста в совместной деятельности...

«Использование сюжетно-ролевой гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста»

Особенности проведения образовательной деятельности с использованием музыкально-ритмических игр-сказок....