Приоритетные направления работы психолога ДОУ с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Балабанова Елена Викторовна

Работа психолога с умственно отсталыми детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приоритетные направления работы психолога ДОУ с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

В основу современного дошкольного образования положена концепция психологического возраста как этапа детского развития, характеризующегося своей структурой и динамикой. Каждый психологический возраст имеет свою социальную ситуацию развития.

  Современные изменения в системе дошкольного образования отразились и в содержании коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это проявляется в стремлении специалистов и исследователей к поискам вариативных программ, в использовании новых методов обучения и воспитания.

  Ключевой позицией обновления дошкольного специального образования является создание условий для системного развития возможностей проблемного ребёнка в целях обогащения его социального опыта.

 В системном подходе реализуется отношение к ребёнку как системно развивающемуся индивиду.

 Продуктивное взаимодействие ребёнка и взрослого является динамическим мотивообразующим процессом для обоих участников общения и является стержнем коррекционно – развивающего обучения и воспитания.

Общение, игровая, предметная, изобразительная, конструктивная, трудовая деятельности лежат в основе возникновения всех психологических новообразований и становления личности ребёнка в целом.

 У детей умственно отсталых, в раннем и дошкольном возрасте, деятельность формируются с опозданием и с отклонением на всех этапах развития. Ни один из видов детской деятельности не возникает своевременно, чтобы стать опорой для всего психического развития в определённом возрастном периоде (Н.Г.Морозова, 1976; А.А.Катаева, 1978, и др.).Поэтому, такая деятельность не может служить средством коррекционного воздействия на развитие умственно отсталого ребёнка. Сначала на специальных занятиях в ДОУ формируются все виды детской деятельности, а затем переносятся в свободную деятельность детей. В.И.Лубовский, Е.И.Стребелева и другие исследователи доказали, что только в ходе целенаправленного обучения у детей с нарушением интеллекта развиваются все виды детской деятельности.

 Появление определенных потребностей, мотивов, интересов у ребёнка является предпосылкой развития всех видов деятельности. Например, для возникновения действия с предметами, у ребёнка должна возникнуть потребность в их употреблении, в овладении способами действий с ними.

Но, одной потребности не достаточно для возникновения деятельности, ребёнок должен научиться понимать цель деятельности в доступной ему форме, в доступных пределах, уметь анализировать условия её осуществления. На этом этапе ребёнок должен уже иметь достаточный уровень развития восприятия, наглядно – образного мышления, общей и точной ручной моторики.

  Умственно отсталые дети раннего и дошкольного возраста характеризуются низким уровнем развития восприятия, поэтому дети не способны самостоятельно ориентироваться в условиях задачи, нуждаются в детальном её разъяснении, чем нормально развивающиеся дошкольники.

 Восприятие не имеет решающего воздействия на определение задачи и побудительных причин действия. Но, там, где основополагающие условия – мотив, цель, задача – уже существуют, развитие деятельности существенно зависит от возможностей восприятия, от уровня сенсорного развития. Одна из основных причин замедленного и несвоевременного перехода от одного вида деятельности к другому – это слабое развитие восприятия, что в свою очередь сказывается на формировании высших психических функций (памяти, мышления, воображения, речи) и личности в целом.

 Исходя из этого, на начальном этапе обучения с умственно отсталыми детьми весь процесс обучения организует взрослый (ставит цель, анализирует условия, средства достижения цели, организует сами действия, осуществляет контроль и оценку их выполнения). Ребёнок является активным участником обучающего процесса.

Он должен научиться принимать поставленную взрослым цель, после анализа взрослым, ориентироваться в условиях задачи, хотеть и уметь овладеть способами действий, а также целенаправленно действовать до получения результата, ориентироваться на оценку не только самого результата, но и способа действий. Очень важно сформировать у ребёнка элементы самооценки, умение контролировать себя в процессе выполнения игровой и практической задачи.

 Наличие этих элементов обучающего процесса является залогом успеха коррекционной работы по развитию каждого вида детской деятельности у дошкольников с нарушением интеллекта.

 Таким образом, элементы учебной деятельности формируются у умственно отсталых детей раньше, чем виды детской деятельности. На основе развития элементов деятельности организуется работа по становлению ведущей (игровой) деятельности и типичных видов детской деятельности (изобразительной, конструктивной, трудовой).

Исходя из этого положения, главными приоритетами в работе психолога ДОУ с умственно отсталыми дошкольниками является:

  • Формирование способов усвоения общественного опыта, в том числе и учебных навыков.
  • Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.
  • Учёт сензитивных периодов ребёнка на каждом возрастном этапе.
  • Деятельностный подход в организации целостной системы коррекционно-педагогического воздействия.
  • Единство диагностики и коррекции отклонений в развитии.
  • Анализ социальной ситуации развития ребёнка в семье.
  • Развивающий характер обучения с учётом зоны ближайшего развития.
  • Совместная работа родителей или лиц их заменяющих в коррекционно-педагогическом процессе.
  • Формирование и коррекция высших психических функций, в процессе специальных занятий с детьми.
  • Развитие эмпатии ребёнка (умения сопереживать другому), основываясь на эмпатии воспитывать адекватное поведение.
  • Определять базовые достижения ребёнка на каждом возрастном этапе, с целью коррекции и развития ребёнка, раскрытия его потенциальных возможностей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы работы по взаимодействию родителей с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

В данной методической разработке рассказано о семейном воспитании детей с нарушением интеллекта, о взаимодействии родителей и детей на занятиях и дома....

Основные направления работы по формированию конструктивной деятельности детей среднего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

В дошкольной педагогике детское конструирование считается одним из важных видов психической деятельности в развитии ребенка, в ходе которого  формируются как познавательные, так и практические де...

Квалификационная работа "Коррекционная работа по развитию мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта"

Квалификационная работа учителя-дефектолога на тему "Коррекционная работа по развитию мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта"...

Представлена разработка учебно-методического материала экологической направленности "Волшебница вода". Материал адресован педагогам дошкольных учреждений и используется для работы с детьми дошкольного возраста (с нарушениями зрения) вне занятий.

ПОНЕДЕЛЬНИКОсновные задачи: познавательные мотивы, интересы об окружающей среде, о значении воды в нашей жизни; самостоятельность мышления, умение делать выводы.УТРО Цель: поднять ...

Кружковая работа «Маленький оркестр» с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения.

Актуальность проблемы включения детей с особыми возможностями здоровья с нарушением зрения в программу кружковой работы «Маленький оркестр» обусловлена тем, что среда может ...

Картотека сюжетно - ролевых игр в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Данная картотека, поможет педагогам работающим с детьми дошкольного возраста с нарушением  интеллекта, правильно выстроить обучение игре....