Матрёшка - путешественница
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Дидактическое пособие (игра) предназначена для решения проблемы формирования пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matryoshka_puteshestvennitsa.docx707.65 КБ

Предварительный просмотр:

            ФОРМИРОВАНИЕ  ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ  КАК

СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА

   

   Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики.                                                                                                                                             В    многочисленных философских, психолого-педагогических исследованиях раскрывается исключительная роль освоения предметного и социального пространства в построении ребенком целостной картины мира, осознании своего места в нем.                                                                                              Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания, личности. Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве.                                                Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики.                                                                                                                     Развитие пространственных представлений ребенка начинается с первых месяцев жизни и является важнейшим показателем  умственного и сенсомотор- ного  развития.

    Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей.                                                                       Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.                                                                                                                Изучавшие пространственные представления и ориентировку пространстве исследователи установили, что их несформированность к концу дошкольного возраста  является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.                                                                                       Задача развития  у дошкольников адекватных способов восприятия простран- ства и полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе.

   От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом.  Проблемы  нарушения  устной и письменной речи – одни из самых актуальных для школьного обучения. Письмо и чтение важнейшее средство обучения и получения знаний. В связи с этим раннее выявление, предупреждение и коррекция специфичес- кого нарушения письма является важной задачей работы логопеда детского сада. Эта работа должна проводиться с детьми с разной речевой патологией: с ОНР, с ФФН и др. Полезна будет такая работа и детям групп общеразвивающей направленности.

   Познание ребенком пространства и ориентировка в нем - процесс сложный и длительный. Развитие у детей пространственных представлений требует специального обучения.                                                                                                          

  Универсальным средством обучения ребёнка дошкольного возраста может служить игра.

   Игра - это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.                   Дидактические игры позволяют формировать, развивать и расширять знания детей о пространстве.

        

   

Предлагаю вниманию дидактическую игру «Матрешка-путешественница».

Цель:  Предупреждение дисграфии и дислексии у старших дошкольников.

Задачи:

 -развитие и совершенствование зрительно-пространственного восприятия ориентировки;

 -закрепление понятий «вправо», «влево», «вверх», «вниз», «между»;

 -активизация слухового внимания;

 -закрепление лексических тем;

 -стимулирование цветовосприятия;

 -развитие фантазии.

Материал: карта-панно, разделённая на квадраты разного цвета;

фигурка матрёшки, мелкие игрушки (картинки).

C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\DSCN0134.jpg

http://astrologo.ru/imason/Matreshka.jpgC:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\DSCN0129.jpgC:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\DSCN0133.jpgХод игры: Карта-панно располагается на столе, в центре (на чёрном квадрате) – матрёшка.

C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\DSCN0117.jpg

Ведущий: Жила матрёшка в своём домике. Скучно ей стало, решила она отправиться путешествовать.

C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\DSCN0124.jpgДалее ведущий дает словесную инструкцию о направлении движения матрешки: в какую сторону и на сколько клеток матрёшка передвинулась. Играющий ребёнок выполняет инструкцию. Походу продвижения ведущий спрашивает о том, на какой клетке, какого цвета или между какими клетками остановилась матрёшка.

C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\DSCN0125.jpg

C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\DSCN0126.jpg

В игре пассивными участниками могут быть дети, отслеживающие,движение матрёшки глазами.

Останавливаясь на клетке определённого цвета ребёнок (дети) может фантазировать: зелёная клетка – трава, лес; голубая – озеро, река, море; белая – облако; жёлтая – солнце и т. п.

Вариантами игры могут быть путешествия по магазинам (покупка одежды, продуктов), в лес (встреча с животными), на цветочную поляну (собираем цветы). Ребёнок (дети) называет объекты передвижения.

C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\DSCN0119.jpg

C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\DSCN0122.jpg

C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\DSCN0127.jpg

 

     Данная занимательная игра, создавая положительный эмоциональный настрой,   способствует также снятию психологического напряжения  свойственного ребёнку с речевыми нарушениями.

      С приобретением опыта пространственной ориентации у детей происходит интеллектуализация внешне выраженных двигательных реакций. Процесс постепенного  свертывания  двигательных  реакций  и переход их в план умственных  действий есть проявление общей тенденции развития умственного действия из материализованного, практического.

Литература: Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ. Воронеж. 2009;

                    Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция

                    нарушений чтения и письма.СПб.: Союз.2001

                   «Логопедия» под ред. Профессора Л.С.Волковой. Москва

                   «Просвещение» 1989;

                    Нагаева Т.И. Развитие пространственной ориентровки.

                    Ростов-на-Дону. Феликс. 2010;

                    Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика,

                    коррекция. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2006.

Список использованной литературы:

1.Борякина Н.Ю. «Педагогические системы обучения и воспитания детей с  отклонениями в развитии». ООО «Издательство Астрель» Москва, 2008.

2.Каменская В.Г., Зверева С.В. «К щкольной жизни готов!». Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению. Санкт-Петербург. Издательство «Детство-Пресс», 2009.

3.Климентьева О.Л. «Подготовка детей к обучению грамоте и профилактика нарушения письма». Санкт-Петербург. Издательство «Детство-Пресс», 2007.

4.Парамонова Л.Г. «Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция». Санкт-Петербург. Издательство «Детство-Пресс», 2010.

5.Парамонова Л.Г. «Развитие словарного запаса у детей». Санкт-Петербург.

Издательство «Детство-Пресс», 2007.

Автор: Брыкова Ольга Ивановна – учитель-логопед

МАДОУ д/с № 52 города Калининграда

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРОДНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ. «Подбери сарафан матрёшке» «Укрась матрёшке сарафан»

Городское бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 85комбинированного вида Красногвардейского районаУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРОДНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВ...

Открытое интегрированное занятие по ФЭМП во второй младшей группе на тему: «Матрёшки - путешественницы».

Упражняться в счете в пределах  трех и в   сравнении количества предметов          Закреплять умение  соотносить цифры 1-3 с количество...

ООД. ИГРА С МАТРЁШКАМИ. МАТРЁШКИ ТАНЦУЮТ

вызвать интерес к новой игрушке; учить сравнивать составляющие матрешки и правильно ее складывать; закрепить название основных цветов: желтый, красный; развивать внимание....

ООД. ИГРА С МАТРЁШКАМИ. МАТРЁШКИ ТАНЦУЮТ

вызвать интерес к новой игрушке; учить сравнивать составляющие матрешки и правильно ее складывать; закрепить название основных цветов: желтый, красный; развивать внимание....

СТРОИМ ДОМИК ДЛЯ МАТРЁШКИ. СКЛАДЫВАНИЕ МАТРЁШКИ ИЗ ТРЁХ ЭЛЕМЕНТОВ

учить внимательно слушать и наблюдать, формировать способность детей к диалогической речи; учить отвечать на вопросы словом и предложениями, состоящими из 3–4 слов; обогащать и активизировать словарь ...

Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста на тему «Раз матрёшка, два матрёшка»

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»Интеграция образовательных областей в соответствии с требованиями ФГОС: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное ра...