Проекты
проект по коррекционной педагогике

Семенова Светлана Мухарамовна

В данном разделе представлены разработанные и реализованние мною проекты.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Краткосрочный проект «Овощи и фрукты – полезные продукты » Выполнила: учитель-дефектолог Семенова С. М. МАДОУ №1«Сказка»

Слайд 2

Тип проекта: познавательный, игровой. Участники проекта: дети 5-7 лет, воспитатели, родители. Проблема, значимая для детей, на решения которой направлен проект : дети старшего дошкольного возраста продолжают знакомиться с овощами, местом их произрастания. В то же время дети должны понять, что овощи очень полезны для здоровья, так как в них очень много витаминов, которые позволяют им лучше расти и развиваться. Работа над проектом направлена на систематизирование и расширение знаний детей об овощах; ознакомление детей с витаминами, раскрытие их значение для здоровья человека; на закрепление знаний о гигиене питания и бережном отношении к своему здоровью. Проект объединит воспитателей родителей и детей в общей творческой работе. Продолжительность: краткосрочный 1 неделя

Слайд 3

Цель проекта: знакомство, дополнение и закрепление знаний детей об овощах , о витаминах, их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах. Задачи проекта: 1.Учить детей различать, называть и классифицировать овощи, используя для распознавания различные анализаторы. 2. Способствовать поиску новой информации об овощах , их пользе для здоровья. 3. Учить описывать внешний вид овощей и фруктов, делать простые выводы о произрастании овощей и фруктов. 4. Формировать интерес к произведениям русского фольклора (загадки, пословицы, поговорки). Обогащать и развивать активный словарь детей. 5. Повышать заинтересованность родителей к продуктивной досуговой деятельности с детьми.

Слайд 4

Ожидаемые результаты расширение знаний детей по теме; осознание детьми важности правильного питания для сохранения здоровья; использование полученных знаний в образовательной и игровой деятельности; пополнение словарного запаса, связанные и логически оформленные рассказы детей по теме проекта; повышение образовательного уровня родителей по теме и их заинтересованности в продуктивной деятельности с детьми.

Слайд 5

Содержание работы с воспитанниками Чтение художественной литературы: Н. Носов «Огурцы», «Про репку», « Огородники», Б. Житков «Баштан», «Сад», русская народная сказка «Репка »; Беседа «Что такое здоровье ?» « Витамины и здоровый организм», « Зачем заготавливают овощи и фрукты на зиму», «Вредная и полезная пища для человека»; Отгадывание загадок о фруктах и овощах; Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» (с элементами драматизации); Игры «Чудесный мешочек», «Определи на вкус», «Овощной магазин», «Лото », « Назови сок», «Назови ласково», «Из чего какой?», «Узнай по описанию», «Чего не стало?», «Четвертый лишний»; П/и «Соковыжималка», «Вершки-корешки», «Кто быстрее соберет овощи в корзинку»; Аппликация «Полезная корзинка»; Рисование «Натюрморт из овощей»; Составление описательных рассказов с использованием схемы описания; Разучивание с детьми стихов для сценки «Урожай» Сюжетно-ролевая игра «Магазин» Просмотр м/ф: «Мешок яблок», « Чиполлино », «Вершки и корешки».

Слайд 6

Содержание работы с педагогами и родителями Привлечение родителей к изготовлению масок к сценке «Урожай»; Оформление папки-передвижки для родителей из серии «Играем дома» по теме «Овощи и фрукты»; Совместная детско-родительская организованная образовательная деятельность с показом детьми сценки «Богатый урожай»;

Слайд 7

Презентация результатов проекта Выставка поделок с использованием овощей и фруктов «Осенняя фантазия »; Сюжетно-ролевая игра «Магазин »; Аппликация «Полезная корзинка »; Совместная детско-родительская организованная образовательная деятельность с показом детьми сценки «Богатый урожай »; Папка-передвижка для родителей из серии «Играем дома» по теме «Овощи и фрукты».

Слайд 8

Выставка поделок с использованием овощей и фруктов «Осенняя фантазия »

Слайд 9

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Слайд 10

Аппликация «Полезная корзинка»

Слайд 11

Совместная детско-родительская организованная образовательная деятельность с показом детьми сценки «Богатый урожай »

Слайд 12

Папка-передвижка для родителей из серии «Играем дома» по теме «Овощи и фрукты »

Слайд 13

Выводы: Таким образом, в результате проведенной работы по теме «Овощи, фрукты - полезные продукты», которая дает возможность ребенку экспериментировать, систематизировать полученные знания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки, у детей повысился уровень познавательного развития по данной теме, у них улучшился аппетит, они охотнее стали кушать супы, овощи и фрукты. Большинство детей освоили правила приема пищи, у них сформированы основы культуры поведения за столом. Дети поняли, что овощи и фрукты –важные продукты на нашем столе. Ребята научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи по результатам своих экспериментов. Совместная деятельность воспитателя, родителей и детей более сплотила наш детско-взрослый коллектив. Большинство родителей пришли к выводу, что работа над проектом «Овощи и фрукты полезные продукты» помогла им решить многие проблемы с организацией здорового питания.

Слайд 14

Список использованной литературы:  «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой. Детские произведения: В. Сутеева «Яблоко», Ю.Тувима «Овощи», сказки разных народов. С.Н. Николаева «Юный эколог». Л.С. Журавлева «Солнечная тропинка» М.М. Безруких «Разговор о здоровье и правильном питании» Вахрушева А.А., Кочемасова Е.Е. «Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Краткосрочный проект «Моя семья» Подготовила: Семенова С. М.

Слайд 2

Цель проекта: сформировать представление детей о семье, ее членах, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; гармонизация детско-родительских отношений.

Слайд 3

Задачи проекта Коррекционно-образовательные : обучать детей понимать содержание картины; формировать умение связно, последовательно описывать изображенное. Коррекционно-развивающие: обобщать и закреплять представления детей о себе, о семье, о семейных традициях; закреплять знания о родственных связях; ознакомление детей с понятием «генеалогическое древо семьи »; развитие умения составлять рассказ коллективно; развитие умения придумывать события, предшествующие изображенным; закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; закреплять умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы педагога полным предложением. Коррекционно-воспитательные: прививать любовь, уважение и заботливое отношение к членам своей семьи, к людям старшего поколения.

Слайд 4

Ожидаемые результаты имеет представление о семье, родственных отношениях, семейных традициях; может составить небольшой рассказ о своей семье; активно и доброжелательно взаимодействует с взрослыми и сверстниками во время проведения совместных мероприятий с милосердием и душевной чуткостью относится к старшему поколению

Слайд 5

Содержание работы с воспитанниками Чтение художественных произведений В. Осеева «Просто старушка», «Волшебное слово», «Хорошее», «Сыновья», «Отомстила», П. Воронько «Мальчик помогай», В. Катаев «Цветик- семицветик », татарская народная сказка «Три дочери», русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»; Беседа по теме: «Для чего человеку нужна семья ?»; Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье; Составление рассказа по сюжетной картине «Семья» с элементами творчества; Рисование «Я и моя семья»; Игры : «Назови ласково », «Какой? Какая?», « Кем приходится?», «Чей? Чья? Чьё? Чьи?», «Сравни кто старше, а кто младше», «Подбери признак », « Скажи наоборот»; Просмотр м/ф «Маша больше не лентяйка », « Встречайте бабушку »; Конструирование «Дом для моей семьи»; Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки - матери», «Маленькие помощники».

Слайд 7

Содержание работы с педагогами и родителями Оформление папки-передвижки для родителей из серии «Играем дома» по теме «Семья »; Оформление папки-передвижки «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка», «Вечерняя жизнь»; Оформление памятки для родителей «О бабушках и дедушках»; Привлечение родителей к совместному с детьми изготовлению генеалогического древа своей семьи; Оформление презентации слайдов с фотографиями семей воспитанников «Моя семья – моя крепость»; Оформление альбома ««Я и моя семья» с фотографиями из семейного архива воспитанников; Проведение совместного детско- родительского занятия с презентацией фотографий семей воспитанников «Моя семья – моя крепость» и рассказов детей « Моё генеалогическое древо»; Оформление альманаха по теме «Когда семья вместе, так и душа на месте ».

Слайд 8

Презентация результата проекта Альманах по теме «Когда семья вместе, так и душа на месте»; Папка-передвижка «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка », « Вечерняя жизнь»; Памятка «О бабушках и дедушках»; Фотоальбом «Я и моя семья» с фотографиями из семейного архива воспитанников; Папка-передвижка для родителей из серии «Играем дома» по теме «Семья »; Выставка рисунков детского творчества «Портрет моей мамы »; Совместная детско-родительская ООД с презентацией фотографий семей воспитанников «Моя семья – моя крепость» и рассказов детей « Моё генеалогическое древо »; Выставка семейных творческих работ « Моё генеалогическое древо ».

Слайд 9

Папка-передвижка для родителей из серии «Играем дома» по теме «Семья»

Слайд 10

Выставка рисунков детского творчества «Портрет моей мамы»

Слайд 11

Совместная детско-родительская ООД с презентацией фотографий семей воспитанников «Моя семья – моя крепость» и рассказов детей « Моё генеалогическое древо »

Слайд 12

Выставка семейных творческих работ « Моё генеалогическое древо»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «одежда» Учитель-дефектолог: Семенова С. М.

Слайд 2

Тип проекта: практико-ориентированный, краткосрочный Сроки проекта: одна неделя Целевая аудитория: воспитанники группы компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет Участники проекта: дети ; учитель-дефектолог; воспитатели ; родители .

Слайд 3

Цель: систематизировать знания детей по теме «Одежда» Задачи: ф ормировать представления детей об одежде, её видах, частях одежды. ф ормировать представления детей об истории происхождения одежды и профессиях, связанных с её производством. р асширять словарный запас детей, развивать грамматический строй речи, навыки словообразования и словоизменения, связную речь. у чить детей составлять описательные рассказы с опорой на схему. в оспитывать бережное отношение к одежде и умение за ней ухаживать.

Слайд 4

Образовательные области: Коммуникация Познание Социализация Художественное творчество Чтение художественной литературы Безопасность

Слайд 5

Этапы работы над проектом: 1 этап (подготовительный) Определение цели и задач. Планирование этапов работы. Подбор и изготовление наглядных пособий, книг, демонстрационного материала.

Слайд 6

2 этап (основной) Рассматривание иллюстраций, журналов, альбомов мод. Экскурсия детей с родителями в магазин одежды. Чтение художественной литературы по теме. Посещение кабинета швеи-кастелянши. Проведение дидактических игр по теме «Одежда». Проведение сюжетно-ролевой игры «Магазин одежды», «Ателье». Проведение непосредственно образовательной деятельности «Как одежда пришла к людям», «Одежда. Приключение Большой шляпы», «Праздничные наряды для Тани и Вани».

Слайд 7

3 ЭТАП (ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ) Составление описательных рассказов и изготовление буклетов «Мой любимый наряд».

Слайд 8

Прогнозируемый результат: Пополнение и обогащение словарного запаса по теме «Одежда». Развитие коммуникативных навыков. Систематизация знаний детей о истории происхождения одежды и основных профессиях, связанных с её производством. Формирование умения составлять описательные рассказы по схеме. Привитие навыков бережного отношения детей к одежде и правильного ухода за ней. Изготовление буклетов: «Мой любимый наряд ».

Слайд 9

Реализация программы Чтение художественной литературы: Н. Носов «Заплатка » В. Лившиц «Валины перчатки » Е. Благинина «Научу одеваться и братца » К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла » З. Александрова «Сарафанчик » В. Орлов «Портниха »

Слайд 10

Дидактические игры: « Кто что делает ?» Цель: учить детей подбирать слова-глаголы, обозначающие действия той или иной профессии. « Подбери заплатку ». Цель : учить соотносить цветовой рисунок и форму «заплатки» и «ткани ». « Узнай по описанию» Цель : учить детей отгадывать предмет одежды по названию его частей . « Кому что нужно ?» Цель: учить детей узнавать на картинке и называть предметы , которые необходимы в швейной промышленности. « Мой, моя, моё, мои» Цель : учить детей правильно согласовывать существительные и местоимения . « Узнай на ощупь » Цель: учить детей определять на ощупь и называть некоторые виды тканей. « Из чего какое?» Цель: учить детей образовывать относительные прилагательные.

Слайд 11

НОД по развитию речи «Как одежда пришла к людям»

Слайд 12

Посещение кабинета швеи-кастелянши

Слайд 13

Сюжетно-ролевая игра «Магазин одежды»

Слайд 14

НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Одежда. Приключение большой шляпы»

Слайд 15

Сюжетно-ролевая игра «Ателье»

Слайд 16

Совместная работа детей и родителей Изготовление буклетов и составление описательного рассказа «Мой любимый наряд»

Слайд 17

Выводы: Пополнился и обогатился словарь детей по лексической теме: «Одежда». Дети получили элементарное представление об истории возникновения одежды и ее производстве. Дети научились составлять описательные рассказы по схеме. Осуществлялась взаимосвязь между родителями, детьми и педагогами.



Предварительный просмотр:

«Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №1 «Сказка»

Информационно – творческий проект

«ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ПРОФЕССИЙ»

Авторы – составители:

Учитель – дефектолог:

Семенова С.М.

г. Мегион

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Учреждение

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №1 «Сказка»

Проект

«Путешествие в мир профессий»

Автор - составитель

Учитель – дефектолог:

Семенова Светлана Мухарамовна

Цель проекта:

Задачи проекта:

Развитие представлений детей о разнообразии профессий, через профессии их родителей.

  • Вызвать у детей интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.
  • Расширить и обобщить представления детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях.
  • Помочь понять детям, о важности, необходимости каждой профессии. Привлечь внимание детей к проблеме будущего выбора профессии.
  • Развивать социально-коммуникативные навыки, связную речь, образные представления, воображение, память, мышление.
  • Способствовать обогащению детско-родительских отношений опытом совместной творческой деятельности; вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Тип  проекта

Краткосрочный

Вид проекта

Информационно - творческий

Участники проекта

Дети старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)

Педагоги группы

Учитель – дефектолог

Родители воспитанников

Пояснительная записка

Актуальность.  

 В        жизни        каждого        человека        профессиональная деятельность занимает важное место. Приобщение дошкольников к миру взрослых людей и их трудовой деятельности имеет особое значение для полноценного развития детской личности и социальной адаптации ребенка. Поэтому, очень важно знакомить детей с профессиями, трудовыми действиями и орудиями труда различных специальностей.

Углубленное        изучение        детьми        профессий        через        профессии        своих родителей   способствует развитию представлений о значимости, ценности каждого труда, развитию речи и познавательных интересов, обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобретение детьми опыта общения с людьми. Этот проект поможет на примере ближайшего социального окружения познакомить дошкольников с миром профессий.

Проблема. Недостаточная информированность детей о разнообразии профессий, а так же профессиях своих родителей.

Практическая значимость проекта заключается в возможности использования педагогами ДОУ разработанного нами комплекса методических материалов по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых на основе интегративных технологий и  форм, предполагающих  интеграцию деятельности всех участников воспитательно - образовательного процесса.

Новизна проекта. Использование интегративного подхода в отборе содержания, комплекса форм работы с детьми. Интеграция создает возможность формирования у детей ценностного отношения к труду взрослых на основе освоения межпредметных понятий, связей и закономерностей, а также посредством сочетания разных видов деятельности (игровой, трудовой, познавательной, речевой).

Включение в предметно-пространственную среду группы и ДОУ таких компонентов как организация совместной деятельности в «Уголке «Все работы хороши» внутри ДОУ. Деятельность внутри ДОУ проводится воспитателями в форме экскурсий в соответствии с планом. Уголок обеспечивается необходимым наглядно-дидактическим оборудованием.

 Цель проекта: Развитие представлений детей о разнообразии профессий, через профессии их родителей.

Задачи проекта:

  • Вызвать у детей интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.
  • Расширить и обобщить представления детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях.
  • Помочь понять детям, о важности, необходимости каждой профессии. Привлечь внимание детей к проблеме будущего выбора профессии.
  • Развивать социально-коммуникативные навыки, связную речь, образные представления, воображение, память, мышление.
  • Способствовать обогащению детско-родительских отношений опытом совместной творческой деятельности; вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Для педагогов ДОУ:

1. Создание  информационно – методической базы по расширению представлений о профессиях у детей дошкольного возраста;

3. Способствовать зарождению профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием родственников, воспитателей, сюжетно-ролевых игр и учебных предметов.

Для родителей воспитанников:

1. Содействовать зарождению у детей профессионально ориентированных интересов и склонностей под влиянием личного примера взрослого (родителя).

2. Дать знания по формированию у подрастающего ребенка готовности самостоятельно и осознанно делать профессиональные и нравственные выборы.

Ожидаемый результат:

-расширение у детей знания и представления о профессиях, в том числе и профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей) ;

-укрепление детско – родительских отношений;

- развитая потребность у детей выполнять посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение;

- расширение умения самостоятельно организовывать сюжетно – ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях, обогащать сюжет игры.

Методы и приемы:

  • Экскурсии;
  • игровая деятельность (настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, театрализованные игры);
  • ООД;

Продуктивные виды деятельности:

  • рисование, аппликация, лепка, ручной труд;
  • наблюдения;
  • работа с научно-познавательной литературой (словарями, детскими энциклопедиями);
  • эвристические познавательные беседы;
  • экскурсии к рабочим местам сотрудников ДОУ;
  • встречи с родителями воспитанников - представителями разных профессий;
  • просмотр иллюстраций, видеороликов, мультимедийных презентаций, мультипликационных фильмов;
  • чтение  художественной литературы.

Диагностический инструментарий

Диагностическая методика Е.И. Медвецкой «Что такое профессия»

Цель: выявить у детей представления о том, какие профессии он знает, выявить умение рассказывать какими орудиями труда пользуется человек, и объяснить процесс работы названной профессии. Условия проведения исследования: были составлены вопросы для беседы.

С детьми проводились индивидуальные беседы на тему: «Какие ты знаешь профессии?»

По каждой названной профессии ребенку было предложено рассказать, какими орудиями труда пользуется человек названной профессии.

Далее было предложено объяснить процесс работы данной профессии. Ответы детей занесены в таблицу 2

Высокий (2.6 - 3 баллов) – ребенок устанавливает связи между мотивом, целью, результатом труда и физическими усилиями человека, может объяснить, чем заняты родители с помощью приобретенных ранее представлений.

Средний (1.6- 2.5 баллов) – ребенок с помощью педагога устанавливает связи между мотивом, целью, результатом труда и физическими усилиями человека; может объяснить, чем заняты родители с помощью приобретенных раннее представлений, но с помощью педагога.

Низкий (1- 1.5 баллов) – ребенок знает названия профессий, но затрудняется в обосновании значимости разных видов труда, установлении связи между ними; не может объяснить, чем заняты родители с помощью приобретенных ранее представлений, даже с помощью педагога

Шкала

баллов

Характеристика оценки ответов детей

3

Ребенок имеет четкие представления о разнообразии профессий; может рассказать какими орудиями труда пользуется человек названной профессии; может объяснить  процесс данной профессии.

2.

Ребенок имеет не достаточно представлений о разнообразии профессий; не может без помощи взрослых рассказать об орудии труда, которыми пользуется человек данной профессии; не может объяснить процесс данной профессии без наводящих вопросов воспитателя.

1

Ребенок не может назвать профессии в соответствии с программой; не может назвать, какими орудиями труда пользуется человек названной профессии; не может объяснить, что такое профессия.

В работе с дошкольниками над проектом используются методы педагогической поддержки, которые доставляют ребёнку радость, гармонично его развивают: наглядный метод – использование карточек с методами исследования, дидактических игр; словесный метод – активизация слухового восприятия, внимания; игровой метод – исследовательское поведение реализуется через игру; методы исследования – путь через собственный творческий, исследовательский поиск: «подумать самостоятельно»; «провести эксперимент», «понаблюдать».

Технология презентации проекта:

-в детско-родительском клубе: презентация проекта, демонстрация проекта и продуктов проекта;

-выступление на педсовете ДОУ,  ГМО: представление презентации проекта;

-опубликование на порталах интернет сообщества;

-участие в конкурсах проектов.

Ресурсное обеспечение проекта

Информационные ресурсы: сказки, презентации, иллюстрации, дидактические игры, художественная литература, музыкальные сборники, мультипликационные фильмы, фотоальбомы.

Учебно-методические ресурсы: фонд методического кабинета - библиотека, игротека, фонотека.

Материально-технические ресурсы: ИКТ,  карандаши, бумага, мелки, цветные карандаши, краски.

Риски и пути преодоления рисков

Риск - не способность и не желание родителей воспитанников менять свою точку зрения во взглядах на принципы толерантности; неспособность детей к позитивной коммуникации.

Преодоление риска – искать наиболее интересные, актуальные формы работы с детьми и родителями воспитанников; заменить мероприятия теоретической направленности на мероприятия с практической и продуктивной деятельностью.

Этапы работы над проектом

I этап ( подготовительный)

Мероприятия

Сроки

  • Изучение педагогической литературы.
  • Составление плана работы по проекту по теме «Путешествие в мир профессий».
  • Диагностические исследования.
  • Подбор иллюстраций, сюжетных картин, загадок, настольных и сюжетно – ролевых игр  в соответствии с тематикой, раскрасок.
  • Подбор стихов, песен, пословиц  о профессиях для разучивания с детьми.
  • Создание картотеки загадок о профессиях.
  • Подбор книг для книжной выставки «Такие разные профессии».
  • Подбор  настольных и дидактических игр «Какая это профессия?», «Четвёртый лишний», «Кому что нужно для работы?», «Ассоциации – профессии», лото «Профессии».
  • Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм – «Супермаркет», «Почта», «Больница», «Фитнес – клуб».
  • Подбор мультимедийных фильмом, видеороликов, мультипликационных фильмов.

В течение недели

II этап (основной)

День

Профессия

Мероприятия

1

Тренер

(спортсмен)

  • Беседа с детьми «Если хочешь быть здоров»
  • Виртуальная экскурсия в спортивный зал.
  • Загадывание загадок о зимних и летних видах спорта. Встреча с родителем воспитанника (профессия «тренер»). Спортивная тренировка с детьми под руководством профессионального спортсмена.
  • Рисование «Я– спортсмен».
  • Сюжетно – ролевая игра «Спортзал»
  • Размещение информации на стенде для родителей воспитанников «Мы за здоровый образ жизни!»

2

Стюардесса

  • Беседа «Если в отпуск захочу, я на самолете полечу».
  • Рассматривание иллюстраций воздушного транспорта.
  • Просмотр мультимедийной презентации «Работники воздушного судна».
  • Аппликация «Мой папа – пилот».
  • Знакомство с профессией «Стюардесса». Игровая  ситуация «Полет». Оригами «Пилотка» 

  • Чтение М. Познанская «Пойдем на работу»
  • Сюжетно – ролевая игра «Аэропорт»
  • Рекомендации  для родителей «Учим водный и воздушный транспорт»

3

Нефтяник

  • Беседа «Нефть – черное золото»
  • Просмотр презентации «Мегион – город нефтяников», подготовленной родителем воспитанника группы.
  • Сюжетно – ролевая игра «Я – нефтяник»
  • Чтение Д. Родари «Чем пахнут ремесла»
  •  Консультация для родителей: «Трудовое воспитание в семье»

4

Врач

  • Виртуальная экскурсия в поликлинику (медицинские работники: педиатр, окулист, лор, стоматолог, регистратор, медсестра, фармацевт, продавец оптики)
  • Просмотр мультимедийной презентации «Врач»
  • Просмотр мультфильма «Я вакцины не боюсь»
  • Чтение А. Кардашова «Наш доктор», Чуковский «Айболит» 
  • Знакомство с профессией «врач» - родители воспитанников. Сюжетно – ролевая игра «Аптека», «Больница»
  • Создание макета игрового пространства «Поликлиника» Подготовка консультации для родителей воспитанников «Здоровое питание – здоровый ребенок».

5

Почтальон

  • Беседа «Путешествие открытки» (работники почты).
  • Экскурсия на почту. Знакомство с профессией «почтальон» - родители воспитанников. Чтение  С. Маршак «Почта»
  • Сюжетно – ролевая игра «Почта»
  • Оригами «Конверт»
  • Создание коллекции открыток (при участии педагогов и родителей воспитанников)

6

Продавец

  • Беседа «Какие бывают магазины» (продавец, торговый представитель)
  • Экскурсия в магазин совместно с родителями воспитанников. Знакомство с профессиями «продавец», «кассир». Изготовление макета игрового пространства «Супермаркет». Лепка овощей и фруктов
  • Размещение памяток для родителей воспитанников по финансовой грамотности.

7

Учитель

  • Беседа «Кто нас учит»
  • Рисование представителей профессий: «Наши воспитатели»
  • Сюжетно – ролевая игра «Школа»
  • Д/и «Путешествие в страну «Геометрия»

8

Повар

  • Беседа «Кто готовит нам обед».
  • Экскурсия на пищеблок в детском саду.
  • Аппликация «Повар готовит пиццу» Сюжетно – ролевая игра «Кафе»
  • Изготовление макета игрового пространства «Кафе»
  • Маяковский «Кем быть?»

9

Дворник

  • Наблюдение за работой дворника в детском саду в зимний период.
  • Беседа «Чистый город – долгая жизнь»
  • Презентация для детей: «Все работы хороши — выбирай на вкус»
  • Чтение «Кем быть?» И. Карпова (серия книг о профессиях)
  • Театрализованная деятельность.  Миниатюры  «Мы в профессии играем»
  • Аппликация «Лопата и грабли для дворника»
  • Безопасность «Осторожно, гололед!»
  • Чтение художественной литературы: С.Севрикова «Про дворника», Лика Разумова «Дворник», пословицы и поговорки о труде.

10

Полицейский

  • Беседа «Службы «01», «02», «03» всегда на страже» (пожарный, полицейский, мед. работники)
  • Встреча с сотрудником ГИБДД. Изготовление макета игрового пространства «Главная дорога». Сюжетно – ролевая игра «Регулировщик»
  • Чтение С. Михалков «Дядя Степа»
  • Размещение Памятки для родителей воспитанников.

III этап ( заключительный)

  • Игра – викторина «Что мы знаем о профессиях»
  • Выставка рисунков «Все работы хороши, выбирай на вкус»

Продукт проекта:

  • Фотосалон «Скоро я стану…..»
  • Изготовление макетов игровых пространств. 

Выводы. Результаты реализации проекта «Путешествие в мир профессий» свидетельствуют о позитивных изменениях в представлениях детей о труде взрослых (знание направленности и структуры конкретных трудовых процессов, понимание ценности труда людей разных профессий, умение переносить знания о содержании и структуре труда взрослых на собственную трудовую деятельность, понимание значимости своего труда) .

В ходе реализации проекта ярко проявилась такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей, детей и родителей. Родители получили немаловажный опыт, который позволяет гармонизировать детско – родительские отношения в процессе ознакомления детей с окружающей действительностью.

Список литературы

  1. Антонова, Т. В., Иванова, Р.А. Формирование детского игрового общества [Текст]/Под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 2001. – 205с.
  2. Алиева, Т. Книга и творчество ребенка [Текст] / Т.  Алиева // Дошкольное воспитание, 2000, №10, с.24.
  3. Андреева, Н.Ф. Влияние воспитателя на содержание игр детей [Текст] / Н.Ф. Андреева // Дошкольное воспитание, 2003, № 2, с.36.
  4. Артемова, Л.В. Организация взаимовлияния детей в игре [Текст] / Л.В. Артемова // Дошкольное воспитание, 1972, № 6, с.5.
  5. Бересневич, Е.В. Развитие игры ребёнка под влиянием воспитания [Текст]: Творческие игры в детском саду / Е.В. Бересневич. - М.: 1951. – 300с.
  6. Бабаева, Т.И., Гогоберидзе, А.Г., Михайлова, З.А. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие [Текст]/ Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова. – СПб.: «Издательство  «Детство-пресс», 2010. – 592с.
  7. Бабаева, Т.И., Гогоберидзе, А.Г., Михайлова, З.А. Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст]/ Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – СПб.: ООО «Издательство  «Детство-пресс», 2011. – 528с.
  8. Венгер, Л.Л. Сюжетно - ролевая игра и психическое развитие ребенка [Текст]: Игра и ей роль в развитии ребёнка дошкольного возраста / Л.Л. Венгер. - М.: 1978. – 321с.
  9. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. -1966, № 6,  с. 62.
  10. Выготский, Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте [Текст] / Л.Н.Выготский. – СПб.: Союз, 1997.- 302с.
  11. Жуковская, Р.И. Руководство творческими играми дошкольников [Текст] / Р.И.  Жуковская. - М.:  1953. – 258с.
  12. Кравцова, Е.Е.Понимание игры в психологии Л.С.Выготского [Текст] / Е.Е.Кравцова //Современное дошкольное образование, 2011, №3, с.23.
  13. Михайленко, Н. Я., Короткова Н. А. Взаимодействие взрослых с детьми в игре [Текст] /  Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова // Дошкольное воспитание,  2003, №4,  с.18.
  14. Прохорова, Л. Развиваем творческую активность дошкольников [Текст] /  Л.Прохорова // Дошкольное воспитание,  1996, №5, с.21.



Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

№1 «Сказка»

Проект

«Развитие пространственных представлений у детей с ЗПР»

Выполнила:

учитель-дефектолог

Семенова С.М.

Мегион, 2022 год

Тема проекта: «Развитие пространственных представлений у детей с ЗПР»

Вид проекта: практико-ориентированный.

Тип проекта: долгосрочный (на год).

Участники проекта: дети старшей группы компенсирующей направленности, учитель-дефектолог, воспитатели, родители.

Интеграция образовательных областей: в данном проекте реализуются образовательные области: социально - коммуникативная, познавательная, речевая, физическая.

Проблема исследования: каковы педагогические условия развития пространственного гнозиса у старших дошкольников средствами дидактических игр. Решение данной проблемы и составляет цель исследования.

В качестве объекта исследования выступает процесс развития пространственного гнозиса у старших дошкольников. В качестве предмета исследования - педагогические условия развития пространственного гнозиса у старших дошкольников средствами дидактических игр.

Гипотеза исследования: процесс развития пространственного гнозиса у старших дошкольников средствами дидактических игр будет эффективным, если будет обеспечен: - учет уровня развития пространственного гнозиса у дошкольников;

-включение в коррекционный процесс дидактических игр для развития зрительно-пространственной ориентировки;

-освоение специальных слов и грамматических форм, означающих пространственные признаки (пространственной лексики).

Цель: формирование зрительно - пространственных представлений и практических ориентировок у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Задачи:

1. изучить проблему формирования понятия о пространственной ориентации детей дошкольного возраста;

2. выделить дидактические особенности формирования пространственной ориентации старших дошкольников;

3. провести исследование развития пространственных представлений дошкольников;

4. разработать систему заданий, направленных на развитие ориентации в пространстве;

5. совершенствовать умения ориентироваться в окружающем пространстве;

6. понимать смысл пространственных отношений (вверху - внизу, впереди (спереди) - сзади (за), слева - справа, между, рядом с, около);

7. совершенствовать умения двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу,                   а также в соответствии со знаками – указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т.п.);

8. определять свое местоположение среди окружающих людей и предметов;

9. учиться ориентироваться на листе бумаги (справа - слева; вверху - внизу; в середине,                 в углу).

Принципы реализации проекта:

- доступности;

- системности и последовательности;

-индивидуального подхода;

-развивающего развития;

-проблемности.

Методы и приемы:

- беседы

- наблюдения

- рассматривание

- игры-занятия в игровой форме

- дидактические игры

- подвижные игры

- чтение художественной литературы

- рассказывание по картине, по мнемотаблице.

- пальчиковая гимнастика и др.

Ожидаемый результат:

- воспитанники умеют ориентироваться в окружающем пространстве,

- приобретены навыки движения в заданном направлении с помощью знаков - указателей.

- умеют включать в разговорную речь предлоги обозначающие положение предметов                      в окружающем мире и картинах.

- проявляют навыки ориентировка на листе бумаги.

- проявляют способности к  пространственно-временной обработке информации,                      что позволяет составлять рассказ по картине или серии картин, овладеть письмом, чтением, математическими операциями, пониманием условий задач и т.д.

Актуальность:

Формирование пространственных представлений является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе. Недостаточно сформированные у ребенка пространственные представления и ориентировки напрямую влияют на уровень его общего и  интеллектуального развития. Их несформированность                   к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения                 при овладении детьми школьными навыками. Подобные недостатки в развитии проявляются в нарушениях графической деятельности, при освоении чтения, письма,                   в овладении математическими операциями.

Значение пространственной ориентации в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования  деятельности органов чувств, их оптимального взаимодействия, накопления представлений об окружающем мире. Неслучайно проблеме формирования пространственных представлений у детей уделяли серьезное внимание в своих исследованиях известные представители как зарубежной, так и отечественной педагогики и психологии (Ж. Пиаже, Б.Г. Ананьев, А.А. Люблинская, Л.А. Венгер, Т.А. Мусейибова.      
            Дети дошкольного возраста должны уметь ориентироваться на себе, в окружающей действительности, в двух- и трехмерном пространстве, уметь ориентироваться                           на плоскости листа бумаги.

Этапы проектной деятельности:

  1. Подготовительный этап
  2. Исследовательский этап
  3. Основной этап
  4. Заключительный этап

Этап

Задачи этапа

Сроки реализации

Ответственный

1 этап - подготовительный

-Изучение проблемы формирования понятия о пространственной ориентации у детей.

-Отбор диагностических методик.

-педагогическое наблюдение детей группы.

август - сентябрь

Учитель-дефектолог

Воспитатель

2 этап - исследовательский

-Разработка планирования различных видов детской деятельности для формирования            и закрепления пространственных представлений.

-Пополнение и приобретение пособий                     для реализации данного проекта.

-Изготовление и приобретение дидактических пособий, игр.

октябрь-ноябрь

Учитель- дефектолог

Воспитатели

3 этап - основной

-Реализация перспективного планирования по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.

-Апробирование новых форм работы с детьми.

-Консультация для педагогов с целью повышения профессиональной компетенции в вопросах формирования пространственных представлений у старших дошкольников.

-Консультация для родителей с целью повышения психолого-педагогической компетенции в вопросах формирования пространственных представлений детей.

-Осуществление контроля реализации проекта.

ноябрь - апрель

Учитель-дефектолог

Воспитатели

4 этап - заключительный

-Проведение итоговой диагностики.

-Презентация проекта для педагогов дошкольного учреждения. .

-Оформление выставки дидактических пособий и методических материалов. 

май

Учитель- дефектолог

Воспитатели

Перспективный план реализации проекта

Месяц

Недели

Лексическая тема

Направление работы

Обучение в ориентировке в схеме собственного тела

Обучение восприятию местоположения и удаленности предмета в пространстве (вверх-вниз, назад-вперед, дальше-ближе)

Обучение восприятию пространственных отношений между предметами

Обучение ориентировке на плоскости

Ноябрь

1

«Игрушки»

Показать где правая рука, а где левая.

Игра «Нос-пол-потолок»

Педагог  неправильно показывает направление, ребята должны исправить               и показать правильно.

Игра «Паровозик»

Дети выстраиваются друг за другом, ведущий спрашивает «Кто стоит в начале, кто                  в конце?», после команды «Меняемся» ребенок из начала паровозика переходит в конец. Ведущий снова уточняет «Кто в начале, кто в конце» и т.д.

Найди и обведи две клетки.

2

«Посуда»

Покажи правой рукой левое ухо, левой рукой правое колено и т.д.

«Кто (что) где?»

Задание: рассмотреть рисунки и рассказать, как расположены предметы относительного заданного, пользуясь полными предложениями,                                   с использованием слов выше - ниже, ближе - дальше, справа - слева.

Повторение игры «Паровозик»

«Найди и назови все предметы»

Разложите перед ребенком несколько карточек, предложите запомнить. Затем пусть малыш назовет и расскажет какие карточки были на столе                и что изменилось (необходимо поменять или убрать несколько карточек). Спросить ребенка что изменилось, чего не стало.

3

«Мебель»

«Делай, как я»

Перед зеркалом ребёнок                  и взрослый, при необходимости                                   с проговариванием, выполняют одни и те же действия: «над головой», «под носом», «за ухом», «перед глазами», «на груди», «за спиной» и т.д.

«Близко-далеко» 

Ребенок встаёт на ковер                  и определяет, что из мебели расположено близко к нему,              а что далеко.

«Кто правильно назовет»

В игре ребенок показывает правую руку и называет, что находится справа, а затем ему предлагают закрыть глаза, повернуться на одном месте несколько раз. Затем открыть глаза, опять показать правую руку и назвать то,

что находится справа от него. Таким образом, проводится работа и с левой рукой.        

«Автогонка»

Передвигать машинку                по команде педагога                по специальному панно, разделенному на клетки. Например, поставь машинку в правый верхний угол и т.д.

4

 «Комнатные растения»

 «Кольцо»

Растопырить пальца левой руки, большой                                   и указательный палец правой руки соединить                  в кольцо. Надеваем кольцо начиная с большого.

«Впереди-позади»

Дети выстраиваются в ряд                  в соответствии с

инструкцией логопеда, затем называют всех, кто

оказался впереди и позади. Инструкции: 1) «Ваня», встань позади «Светы»;

2) «Расскажи, кто впереди (позади) тебя»;

3) «Расскажи, кто впереди (позади) «Светы».

Рассмотреть картинку                         и ответить где стоит цветок?

Пример, на столе, под столом, на окне, под стулом и т.д.

«Заштрихуй»

Заштрихуй цветочек слева направо

5

«Пресноводные и аквариумные рыбы»

 «Стол»

Правая рука сжата                        в кулачок, левую руку кладем сверху, по команде педагога меняем положение рук.

«Сделай как я скажу» педагог называет птицу или рыбу, в зависимости от этого, дети должны или подпрыгнуть или присесть.

Игра «Назови соседей» 

Педагог просит найти изображение какого-то предмета и определить: - что изображено справа от него, - что нарисовано под ним, - что находится вверху справа                   от заданного предмета, и т.п. Вариант 2: педагог просит назвать или показать предмет(ы), который(е) находятся: - в правом верхнем углу, - вдоль нижней стороны листа, - в центре листа, и т.п.

"Путешествие"

Ребенку предоставляется игровое поле, состоящее из клеток разных цветов. На первую клетку ставится игрушка, которая сейчас отправится              в путешествие. Педагог задает направление перемещения игрушки командами: 1 клетка вверх, две вправо, стоп!  Где оказался твой герой?

Декабрь

1

«Зима»

Игра с резинками

Дети надевают на левый палец руки резинку, затем повторяют за педагогом «Это ручка ле, это ручка пра, эти ручки обе, затем и с ногами». Показывают руками части тела.

«Кто из детей стоит близко, а кто далеко?»

Дети выстраиваются на ковре на разном расстоянии                        от ведущего. Ведущий определяет кто из детей стоит ближе к нему, кто дальше.

«Что перепутано?» 

Дед в печи, дрова на печи. На столе сапожки, под столом лепешки.

Овечки в речке, караси                      у речки. Под столом портрет, над столом табурет.

«Схемы предлогов (на, под, за, между) Познакомить детей                     с графической схемой предлогов.

2

«Зимующие птицы»

Игра с резинками

Дети надевают на левый палец руки резинку, затем повторяют за педагогом «Это ручка ле, это ручка пра, эти ручки обе, затем                  и с ногами». Показывают руками части тела.

На картинке определить где сидит птица высоко или низко.

Выполнить задания:

- найди птиц, у которых бантик слева, предмет                       в правой лапе, солнышко слева, едут направо.

«Кто где спрятался?»

С помощью схем предлогов рассказать куда спряталась птица. Например, ворона                     на ветке и т.д.

3

«Дикие животные зимой» 

Игра «Где мяч?»

Дети выполняют задание с мячом: «Поднимите мяч над головой, положите мяч у правой ноги, положите мяч на ковер перед собой» и т. п. Вариант 2. Дети отвечают на вопрос: «Где лежит мяч?» (на столе, на полу, в углу, около стола, под столом...).

Выполняй задания педагога: сделай 2 шага вперед, один шаг назад, 1 вперед и 4 назад.

«Кто скажет правильно»

Разделившись на 3 группы (одна группа - лисички, вторая - Зайки, третья - Белочки), играющие садятся на стульчики. В кругу стульчиков - ребенок, изображающий Мишку. Ведущий, создав эмоциональную обстановку игры, говорит:

- Однажды Мишка позвал                  к себе в гости зверят. Вот пришли к Мишке Лисички (идут), а вот и Зайки и Белочки прибежали к нему                  в гости. (Дети встают                со стульчиков и бегут                        к Мишке). А Мишка как зарычит: «Что за беспорядок?» Испугались зверята                          и побежали обратно, а Мишка говорит: «Зайки, становитесь от меня с правой стороны, Лисички с левой, а Белочки - впереди». Когда все встанут, каждая группа громко повторяет, где она стоит                    по отношению к Мишке. Затем дети меняются местами и громко повторяют, где они стоят.

 «Лесная школа» (Л.С. Горбачева)

Оборудование: у каждого ребенка лист бумаги                    и домик, вырезанный                    из картона.

«Ребята, этот домик                    не простой, он сказочный. В нем будут учиться лесные зверюшки.                     У каждого из вас есть такой же домик.                          Я расскажу вам сказку. Слушайте внимательно                  и ставьте домик в то место, о котором говорится в сказке.                     В густом лесу живут звери. У них есть свои детишки. И решили звери построить для них лесную школу. Собрались они на опушке леса и стали думать, в каком месте ее поставить. Лев предложил построить в левом нижнем углу. Волк хотел, чтобы школа была в правом верхнем углу. Лиса настаивала на том, чтобы построили школу                         в верхнем левом углу, рядом со своей норой.               В разговор вмешалась белочка. Она сказала: «Школу нужно построить на поляне». Прислушались звери                    к совету белочки                         и решили строить школу на лесной поляне посередине леса».

4

 Новый год

Коснитесь правой рукой самой верхней части своего туловища, коснитесь левой рукой самой нижней части своего туловища.

«Медвежонок наряжает елочку»

 Звезду повесил высоко. Шар -пониже. Бусы будут

висеть совсем низко». Вопросы логопеда: «Что висит высоко?»; «Что висит

низко?»; «Что висит выше бус?»; «Где висит звезда?»;

«Где висит шар?»; «Где висят бусы?».

Педагог просит назвать или показать предмет(ы), который(е) находятся: -                       в правом верхнем углу, - вдоль нижней стороны листа, -                    в центре листа, и т.п.

Положите шарики справа от себя, а звездочки слева от себя.

2

«Домашние животные зимой» 

«Движения в одном направлении»

Предложите ребенку: вытянуть руку вправо, отставить ногу вправо, повернуть голову вправо, наклонить голову                       к правому плечу, сделать три наклона вправо, присесть на правое колено и т.д. Так же отрабатываются другие направления - слева, сверху, снизу, спереди                  и сзади.

Посмотрите наверх, что вы там видите, а внизу?

"Капризный фотограф

Взрослый - фотограф хочет сфотографировать животных. Ребёнок - помощник рассаживает игрушки                      по инструкции "фотографа" (посади мишку справа                    от зайца, лису - слева                      от черепахи и т.д.).

«Птичка и кошка»

Оборудование: у каждого ребенка лист бумаги, дерево, птичка, кошка.

«Во дворе росло дерево. Около дерева сидела птичка. Потом птичка полетела и села на дерево, наверху. Пришла кошка. Кошка хотела поймать птичку и залезла                    на дерево. Птичка улетела вниз и села под деревом. Кошка осталась                         на дереве».

3

«Транспорт»  

Разминка «Самолёт»

Пролетает самолет, раскинуть руки в стороны, взгляд вниз

С ним собрался я в полет! кружиться на месте

Правое крыло отвел - потянуться вправо всем телом

Левое крыло отвел - потянуться влево всем телом

Я мотор завожу рука описывает большой круг

И внимательно гляжу! описать круг в другую сторону

Поднимаюсь и лечу, выпрыгивание из приседа

Возвращаться не хочу! кружиться на месте.

«Высоко-низко» 

Педагог называет предметы, а дети определяют положение, например, самолет-высоко, машина-низко и т.д.

«Куда пойдешь, что найдешь»

«Вперед пойдешь - машину найдешь,

Вправо пойдешь - мишку найдешь,

Влево пойдешь - матрешку найдешь,

Назад пойдешь - паровоз найдешь.

Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти? »

«Выбирай правильно»

Ребенку нужно найти  машинки                                      по направлениям.

4

«Профессии на транспорте»

 «Покажи правильно» 

Покажите, какой рукой вы рисуете, пишете, едите.                    В какой руке вы держите ручку, карандаш, ложку? Покажите. Как называется эта рука? (следует показ). Наденьте на правую (левую) руку браслет. Заложите за голову сначала правую руку, а затем левую. Подбросьте мяч правой рукой. Переложите кубик левой рукой. И т.д.

«Высоко-низко» 

Педагог называет предметы,                а дети определяют положение, например, самолет-высоко, машина-низко и т.д.

"Контролер"

Ребенок (контролер) располагается перед другими участниками игры - пассажирами, у которых есть билеты красного и зеленого цвета. Сзади "контролера"                    с правой и левой стороны кладутся обручи, обозначающие автобусы. "Пассажиры" с красными билетами направляются "контролером" в левый автобус, а с зелеными  -                      в правый.

«Найди и обведи»

Обведите красным карандашом машинки, которые едут направо,                 а зеленым, которые едут налево.

Февраль

1

«Детский сад. Профессии»

Выполнение нескольких (двух, трех, четырех и т.д.) поочередных прикосновений

большого пальца                            к указательному, среднему, безымянному, мизинцу                   в умеренном, медленном, быстром темпе. Выполняется правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно.

«Добавь слово»

Я буду называть разные предметы нашей комнаты,                  а вы будете отвечать такими словами: «справа», «слева», «позади», «впереди».

Педагог говорит:

- Стол стоит… (называет имя ребенка).

- Позади.

- Полочка с цветами висит…

- Справа.

- Дверь от нас…

- Слева.

Игра «Вправо, влево прокати, только мяч не упусти» 

Дети садятся вокруг стола. Мяч прокатывается от одного ребенка к другому                           по инструкции логопеда: «Саша, кати мяч влево                     (к Диме). Кати мяч вправо                (к Оле). Куда надо катить мяч, чтобы он попал к Лене?» Важно удержать мяч на столе.

«Игрушки для детишек»

У каждого ребенка - лист бумаги с

изображением ребенка              и цветные карандаши. Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие

действия. Инструкции: 1) «Нарисуйте маленький красный мячик

(шарик, бублик) позади ребенка. Нарисуйте большой

синий мяч впереди ребенка. Назовите все по порядку. Давайте придумаем историю»;

2

«Профессии. Швея» 

Выполнение единичного поочередного

прикосновения пальцев правой руки к

одноименным пальцам левой руки в умеренном, медленном, быстром темпе.

Найди на своей одежде воротник, он высоко или низко?

Носки, они высоко или низко?

«Зашифрованное послание» Ребенок должен прочитать послание, содержание которого ясно из рисунка (см. Приложение 1.).

«Помоги лягушонку»

Соединить перчатки                       с соответствующей лапкой лягушонка.

3

 «Профессии на стройке»

Выполнение прикосновений пальцев правой

руки к пальцам левой руки с чередованием

количества похлопываний (по два, по одному и т.д.)

в умеренном, медленном, быстром темпе.

Назовите дом высокий или низкий, он находится далеко или близко.

Педагог предлагает детям положить перед собой чистый лист бумаги и приготовиться                к игре. Круг  надо положить                в середину. Слева от круга - треугольник, справа - квадрат, вверху - круг, внизу - прямоугольник.

«Заштрихуй»

Заштрихуй домик справа налево.

4

«Наша армия»

Выполнение поочередного сгибания в кулак

и поочередного разгибания пальцев. Выполняется правой рукой, левой рукой, двумя

руками одновременно                    (в разном темпе).

«Робот»
Ребёнок изображает робота, который точно выполняет команды человека. "Один шаг вперёд, два шага назад, три шага направо, прыжок вверх, вниз (присесть)" и т.д.

«Марш»

Встать  друг за другом                        и определить, кто в начале, кто в конце.

«Заштрихуй»

Заштрихуй звезду сверху вниз.

Март

1

«Весна. Мамин праздник»

Игра «Помошники» Показать действия,                      о которых говорится                   в стихотворении.

Буду маме помогать,

Буду всюду убирать:

И под шкафом,

и за шкафом,

и в шкафу,

и на шкафу.

Не люблю я пыли! Фу!

«Солнышко»

На фланелеграфе - изображение домика                       и солнышка. Логопед меняет, расположение предметов                    в соответствии с текстом. Примерный текст: «Утром солнышко низко. Днем поднимается высоко. Вечером опускается низко, ложится спать». Вопросы логопеда: «Где солнышко находится утром?»; «А вечером?»; «Где солнышко находится днем?» Примечание. Далее может следовать имитация действий детьми с последующим оречевлением (присели - солнышко низко,- встали - солнышко высоко; присели - солнышко низко).

Встать в круги сказать                     кто слева от тебя, кто справа, кто напротив тебя.

«Солнышко»

Ребятам предлагается схематическое изображение лица человека с ориентиром (нос). Предлагается выложить на нем части лица (глаза, брови, губы). Затем ребенок закрывает глаза и выполняет это задание снова, проговаривая где                         по отношению друг                     к другу располагаются все части лица.

2

«Наш город»

Упражнение «Телесная география»

•        Протяни левую руку вправо вверх.

•        Возьми себя правой рукой за мочку левого уха.

•        Хлопни правой рукой по левой коленке.

•        Коснись правой рукой левой ступни.

•        Поставь левую ногу вперед и вправо.

•        Правой рукой дотронься до левого плеча

•        Коснись левой рукой самой верхней части туловища.

•        Сделайте 2 шага назад,  3 шага вправо                     и хлопните в ладоши.

Игра «Найди домик»

Один ребенок прячет                          в комнате игрушку, а другой должен ее найти, пользуясь примерно такими инструкциями: «Повернись спиной к двери, пройди 4 шага вперед, потом 2 шага вправо…», «обойди стул слева, а табурет справа», «достань игрушку над, под, на, за столом…»

Упражнение «План местности»

Дети разбиваются на команды и выбирают любую карточку             с планом и располагают игрушки в соответствии                   с этим планом.

Графический диктант «Дом»

Домик по клеточкам для детей

3

«Перелетные птицы»

«Аист»

Дети хором обращаются                 к ведущему – «аисту»:

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Ведущий – «аист» отвечает и показывает движения,                  а все остальные дети                    их повторяют:

Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Снова - правою ногой,

Снова – левою ногой.

После – правою ногой,

После – левою ногой,

Вот тогда придёшь домой.

«Что справа?»

 На столе лежат картинки самолетиков, птичек, стрекоз, лягушек, рыбок, зверюшек             и т. д.

Ребенок выходит к столу                 и вытягивает картинку. Называет взятый предмет                и прикрепляет его на декоративную таблицу так, чтобы было отражено реальное положение его                  в пространстве. Например, если ребенок взял самолет, то он прикрепляет его вверху,                  а если он взял рыбку, то внизу. При этом он говорит: «Самолет летает вверху. Рыба плавает внизу».

Предложить ребенку запомнить картинку. Затем убрать ее и задать вопросы по картинке: что было справа?              В какую сторону летела птица?

«Направо – налево»

Предложить детям выполнить разные задания:

-нарисуй птицам воздушные шары в левое крыло;

- нарисуй зверятам бантик справа.

4

«Домашние птицы»

Отработка предлогов «над», «под», «между»

Ребенок и педагог встают рядом лицом к зеркалу                  и с проговариванием выполняют одни и те же действия: «над головой», «под носом», «за ухом», «перед глазами», «на груди», «под подбородком», «между ногами» и т.д.

«Птичий двор»

Какая птица находится ближе к тебе? Дальше от тебя?

Какая птица после курицы?

«Теремок»

Стоит в поле теремок в четыре этажа: гусь живет над индюком, курица - под индюком. Ребенок расселяет жильцов, потом сам дает задание другим детям                и контролирует правильность выполнения.

-нарисуй птицам воздушные шары в левое крыло;

- нарисуй зверятам бантик справа.

5

«Весенние сельскохозяйственные работы»

Ребенок смотрит в зеркало на свое отражение, либо              на рисунок, показывает часть тела и отвечает: что находится над (выше) глаз?.. Что находится под (ниже)?.. Что находится между?..

Разминка «Ослик в огороде»

Во саду ли, в огороде разводить руками в стороны

У Ивана ослик бродит. маршировать на месте

Выбирает, выбирает, Что сначала съесть – не знает. наклоны к левой и правой ноге

Наверху созрела слива, потянуться вверх

А внизу растет крапива. наклониться вниз

Впереди крыжовник зреет, сделать три шага вперед                 и развести руки

Позади малина спеет. вернуться в исходное положение

Слева - свекла, справа - брюква, повороты корпуса влево - вправо

Слева - тыква, справа - клюква.

Снизу - свежая трава, Сверху - сочная ботва потянуться вверх

Закружилась голова, наклониться вниз

Кружится в глазах листва. кружиться на месте

Ослик глубоко вздохнул…           И без сил на землю лег. Сесть на свое место.

«Расположение предметов» Предложите ребенку определить и назвать расположение предметов. Задавайте вопросы:«Линейка под ластиком или ластик под линейкой?», «Что между вазой и часами?», «Жук справа или слева от ножа?», «Кто выше (ниже)?» и т.п. Предложите ему подобрать пропущенные-., наречия и предлоги:справа                  от и слева от, сзади от и т.п. Например:«Стол... от топора и... от замка; лампа... столом              и ...от окна; бутылка ...от свечи и ...от зонтика».

«Динамическая картинка»

Дети располагают свои картинки по моему заданию.

- Берёзка справа от ёлки.                                  

- Ворона над ёлкой.

- Заяц слева от ёлки.        

- Лиса идёт к ёлке.

- Куст под ёлкой.        

- Ёжик идёт от ёлки.

- Грибок под ёлкой.        

- Домик за ёлкой.

- Белка на ёлке.

Апрель

1

«Хлеб»

Игра «Мое тело»

Участники не имеют перед глазами картинки                           с нарисованным лицом                и не видят лиц участников. Ведущий задает вопросы: что находится над носом?.. что находится под?.. что находится между?.. что находится выше...,               но ниже..?, а участники показывают на себе, причем отрабатывается понимание пространственно расположенных частей тела как по горизонтальной, так и по вертикальной оси.

«Пекарня» 

Даем ребенку инструкцию: положи булочку на верхнюю полку, хлеб на нижнюю полку, батон на верхнюю полку справа от булочки, печенье положи между хлебом                       и батоном и так далее.

«Каравай» (в кругу)

Как на «имя» именины,

Испекли мы каравай.

Вот такой высоты,

Вот такой нижины,

Вот такой ширины,

Вот такой ужины.

Каравай, каравай

Кого хочешь выбирай.

«Накроем на стол» Раскрашивание                            по инструкции. Например: Найди пирожок в левой части листа, раскрась его оранжевым  цветом; найди каравай в правой части листа, раскрась его коричневым цветом, и т.д.

2

«Космос»

Игра «Кто быстрее»

Наличие «браслета-метки» обязательно.

Левой рукой дотронься              до левого уха; правой рукой дотронься до правого глаза, и т.д.); 2 уровень предполагает перекрестные одноручные действия (например, левой рукой -   до правой брови); 3 уровень - перекрестные двуручные действия (например, правой рукой до левой щеки,                  а левой рукой до правого уха).

«Полет»

Дети приседают или встают                 в зависимости от того,                 что скажет педагог: комета, трава, Плутон и т.д.

«Найди ракету»

Найти ракету по команде педагога и раскрасить в соответствующий цвет.

«Космическая ракета»

Построй ракету                         по образцу.

3

«Почта»

«Путаница»

Взрослый намеренно показывает не те движения или места на теле, которые называет. Ребёнок должен исправить и показать правильные части тела или движения.

«Наоборот»

Воспитатель произносит слово и бросает кому – либо из детей мяч; ребёнок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч воспитателю. (Вперёд - назад, направо - налево, вверх - вниз, далеко - близко, высоко - низко, над - под, внутри - снаружи, дальше - ближе, далёкий - близкий, верхний - нижний, правый - левый и др.)

Положите письмо на правый верхний угол, теперь в левый нижний и т.д.

Выполнить различные действия по инструкции. Ответить на вопросы.

Положите карандаш                    на книгу. Где лежит карандаш?

Возьмите карандаш. Откуда вы взяли карандаш?

Положите карандаш              в книгу. Где он сейчас?

Возьмите его. Откуда взяли карандаш?

Спрячьте карандаш под книгу. Где он?

Выньте карандаш. Откуда его вынули?

4

«Насекомые и пауки»

«Копирование движений рук и ног»

 Логопед поворачивается спиной к детям и

выполняет движения: обе руки на пояс, нога назад; одна

рука опущена вниз, другая - на поясе, нога вперед; одна

рука на поясе, другая -               на плече, нога назад; одна рука на

поясе, другая - в сторону, нога согнута в колене.

«Солнечный зайчик»

Игра проводится в солнечный день. Логопед с помощью зеркала перемещает

солнечный зайчик по комнате. Дети комментируют: «Зайчик высоко, зайчик

низко. Зайчик далеко, зайчик близко».

«Наоборот»

(назвать противоположный предлог).

Учитель - логопед говорит:

- Над окном.

Ребенок:

- Под окном.

К двери - … В ящик - … Перед школой - … До города - … Перед

машиной - …

«Бабочка»

Ребенку предлагается поле с буквами. В центре поля бабочка. Ребенку говорится: Бабочка очень любит кушать сладкий нектар, перелетая                    с цветочка на цветочек. Сегодня бабочка пригласила тебя поиграть. На ее любимой полянке растут не обычные цветы. На каждом из них буква. Если ты будешь следить за ее полетом и вместе                   с ней собирать с цветов буквы, то узнаешь, какой слог она загадала.

Методика диагностирования

Комплекс диагностических методик для исследования пространственных представлений  у старших дошкольников

1.Методика «Анализ расположения частей лица ребенка» 

Ребенку предлагается оценить, что находится у него на лице и каково взаиморасположение отдельных его частей (сначала по вертикальной оси, а затем                       в горизонтальной плоскости).

Инструкция. Закрой глаза и скажи, что у тебя находится над глазами, под/над носом, надо лбом, под зубами и т.п. А что у тебя находится сбоку от носа, сбоку от уха и т.п.

Если ребенок не справляется с подобным заданием, ему предлагается помощь. Виды помощи.

1. Ребенок выполняет задание с закрытыми глазами, но с помощью прощупывания указываемых частей пальцем (сначала пальцем педагога, а затем, если это не помогло, собственным).

2. Выполняет задание с открытыми глазами, с ориентацией на лицо педагога                        или вертикально расположенное изображение лица.

3. Выполняет задание, глядя в зеркало.

4. Выполняет задание, глядя в зеркало и ощупывая свое лицо.

Критерии оценивания:

Высокий: справился со всеми заданиями, потребовалась незначительная помощь педагога.

Средний: допускает 2-3 ошибки, требуется помощь педагога.

Низкий: допускает множество ошибок, не справился с заданием.

2.Методика «Анализ расположения частей собственного тела» 

Анализ проводится только по вертикальной оси. Ребенку предлагают показать, что у него находится над плечами, под/над шеей, под/над коленями. (Не анализируются части тела, находящиеся между животом (пупком) и бедрами).

3.Методика «Анализ положения рук относительно собственного тела и частей рук относительно друг друга».

Детям предлагают показать, что выше: плечо или локоть, плечо или кисть, локоть                   или ладонь, запястье или кисть. Показать правую/левую руку.

Оценка производится при различном положении каждой руки: опущенная, вытянутая вперед, поднятая вверх. (Подобная оценка в отношении ног не производится).

4.Методика «Где находится карандаш». 

Ребенку показывают коробку с лежащим на ней карандашом и спрашивают,                      как называются эти предметы. Затем задают вопросы: - Видишь, карандаш находится                 НА коробке. А как сказать, если мы расположим эти предметы вот так (карандаш помещается НАД коробкой)? - А как сказать, если мы расположим эти предметы вот так (карандаш помещается ПОД коробкой)? - А как сказать, если мы расположим                          эти предметы вот так (карандаш помещается ЗА коробку (по отношению к ребенку)?                      - А как сказать, если мы расположим эти предметы вот так (карандаш помещается между ребенком и коробкой)? «Между мной и коробкой, спереди от коробки» - А как сказать, если мы расположим эти предметы вот так (карандаш помещали справа от коробки)?

5.Методика «Что вокруг тебя» 

Ребенку задают вопросы: - Что находится впереди/сзади тебя, справа/слева от тебя, вверху/внизу? Где находится окно/стена по отношению к тебе? При этом ребенок находится в разных пространственных положениях (лицом/боком/спиной к окну и т.п.).

6.Методика «Где находится». 

Ребенку предлагается сказать, где находится палочка.

Методика «Пространственные картинки» 

  1. Исследуется понимание предлогов по вертикальной и горизонтальной осях: выше,

ниже, на, над, под, снизу, сверху (вверху), между, справа, слева, правее, левее. Детям задают вопросы: Что нарисовано над/под медведем? Какие игрушки нарисованы                         на верхней полке, какие - на нижней полке? Какие предметы изображены выше/ниже медведя? Что находится на полке слева от ракеты? Что находится на полке справа                     от самолета? Какая фигура находится слева от ромба? Какая фигура расположена справа от круга? Какие фигуры правее, чем крест? Какие фигуры находится левее, чем многоугольник, и правее, чем крест? Какая фигура находится между крестом                    и ромбом? Где находится машина по отношению к медведю? Где находится елка                      по отношению к медведю? Где находится самолет? Где находится крест по отношению к кругу? Где находится ромб по отношению к треугольнику?

  1. Изучение умения ориентироваться в горизонтальной плоскости, используя понятия

ближе, дальше, перед, за, впереди (спереди), сзади.

Детям задают вопросы: Какая фигура находится ближе/дальше? Какая фигура находится перед/за квадратом? Какая фигура находится перед/за кругом? Какая фигура находится впереди ромба? Какая фигура находится сзади круга? Где находится крест по отношению к кругу? Где находится квадрат по отношению к кругу? Где находится ромб по отношению к квадрату? Усложнение задания. Закончи предложение «Квадрат находится…». Варианты: 1) квадрат находится… перед ромбом; 2) квадрат находится… впереди (спереди) ромба; 3) квадрат находится… сзади (позади) круга; 4) квадрат находится… за кругом.

3. Изучение понятий, характеризующих взаиморасположение объектов при заданном направлении: первый, последний, ближе всего к, дальше всего от, предпоследний, следующий за и т.п. Кто из зверей ближе всего к/дальше от школы? Кто из зверей следующий за слоном? Кто первый/последний/предпоследний придет в школу? Кто                 за кем из зверей идет в школу?

Выводы. Результаты реализации проекта «Развитие пространственных представлений» свидетельствуют о позитивных изменениях в развитие пространственных представлений у детей. Приобретены навыки движения в заданном направлении с помощью знаков – указателей, научились включать в разговорную речь предлоги обозначающие положение предметов  в окружающем мире и картинах и проявляют навыки ориентировка на листе бумаги.В ходе реализации проекта ярко проявилась такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей, детей и родителей.

Список литературы:

  1. Ахутина Т.В. Пылаева Н.М. Диагностика зрительно – вербальных функций у детей 5 -7 лет.// Школьный психолог, 2001,№15
  2. Вархотов Е.К. Дятко Н.В., Сазонов Е.В. Экспресс – диагностики готовности к школе.// Генезис,1998
  3. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии.//М.: Просвещеие,1987
  4. Запорожец А.В. Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.//М.: Просвещение, 1990
  5. Киселева В.А. Двигаемся, играем, рисуем.//Конфетка, М.: Сфера,2008
  6. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!// СПб.: Литера,2013
  7. Леонова О.А. Коррекция речевых нарушений у дошкольников в играх с мячом.//СПб.: «Детство – Пресс»,2012
  8. Моргачева И. Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с ОНР к обучению письму посредством развития пространственных представлений. Издательство: Детство-Пресс; 2009 г.
  9. Пичугина Г.А. Харебашвили Ю.А. Развитие зрительно – пространственного восприятия у дошкольников с ОНР.//Логопед,2003 №3
  10. Семаго Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста. М. «Айрис ПРЕСС» 2007 г
  11. Семаго Н. Я. Формирование пространственных представлений у детей. До-школьный и младший школьный возраст: Методическое пособие и комплект демонстрационных материалов. – М. : Айрис-пресс, 2005. (Библиотека психолога образования)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...