Педагогический проект "Скоро в школу"
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Шек Елена Викторовна

Долгосрочный педагогический проект «Скоро в школу» реализован с воспитанниками  с нарушением интеллекта подготовительной к школе группы. Цель проекта: формирование у старших дошкольников с ОВЗ представлений о школе, повышение интереса и мотивации к предстоящему обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Скоро в школу»

Автор проекта: Шек Е.В.,

учитель-дефектолог МБДОУ № 9, г. Канск

Паспорт проекта

Актуальность проекта

Специальные исследования и практика показывают, что умственно отсталые дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста при поступлении в школу затрудняются управлять своим поведением, выполнять действия по указанию учителя, участвовать в деятельности, лежащей вне пределов их интересов. У них не воспитаны те социальные мотивы, которые побуждают ребенка к учению и являются предпосылками успешного овладения знаниями. В дошкольном возрасте это, прежде всего, отношение к предстоящему учению как к важному и ответственному делу.

В условиях специального ДОУ подготовка умственно отсталых детей к обучению в школе осуществляется в течение всех лет их воспитания и обучения, но особенно значение ей придается в предшкольный период. Наряду с воспитанием положительного отношения к учению в процессе игровой и практической деятельности решаются задачи общего и речевого развития, умственного, нравственного, эстетического воспитания.

Большую роль в подготовке детей к школе играют родители, но не все из них знают, как правильно готовить ребенка к будущей школьной жизни. Основная причина  недостаточный уровень педагогической компетентности родителей. Так, анализ анкет свидетельствует, что, по мнению родителей на готовность ребенка к школьному обучению указывают многие показатели. При этом, организуя занятия с детьми дома, ограничиваются заданиями на счет, изучением букв, работой в печатных прописях.

Реализация долгосрочного проекта «Скоро в школу» посредством использования разнообразных форм и методов работы, эффективно способствует воспитанию у детей положительного отношения к школе, повышению их социальной и познавательной активности, формированию у них качеств, необходимых для успешного включения в школьную жизнь. А также позволяет оказывать разностороннюю помощь и поддержку родителям в осуществлении мероприятий при переходе детей из детского сада в школу.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2019 г. – март 2020 г.

Участники проекта:

учитель-дефектолог, дети подготовительной к школе группы, родители.

Тип проекта:

По содержанию: познавательный.

По числу участников проекта: групповой.

По времени проведения: долгосрочный.

По характеру контактов: педагог и дети, ребенок и семья, педагог и родители.

По профилю знаний: многопредметный.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. 

Цель проекта:

Формирование представлений о школе, повышение интереса и воспитание положительного отношения к предстоящему обучению у старших дошкольников. 

Задачи проекта:

- формировать представления детей о школе как социально значимом учреждении и деятельности детей в ней;

- формировать мотивационную готовность к школе и интерес к процессу обучения;

- развивать речевые умения и коммуникативные навыки, воспитывать культуру общения со сверстниками и взрослыми;

- развивать познавательный интерес и школьнозначимые интеллектуальные качества с учетом потребностей и возможностей детей;

- воспитывать культуру поведения в общественных местах и содействовать пониманию необходимости соблюдать правила школьной жизни;

- повышать компетентность родителей по вопросам подготовки детей к обучению в школе;

- обогатить образовательную среду дидактическими, методическими и консультативными материалами по теме проекта.

 

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

Выявление проблемы и определение темы проекта.

Формулирование цели и задач проекта.

Определение плана основного этапа проекта.

Подготовка необходимого методического и дидактического материала для организации познавательной, игровой и продуктивной деятельности детей и консультативных материалов для родителей.

Основной этап:

Организация работы по реализации проекта в различных формах, методах и приемах:

- совместной взросло-детской деятельности с учетом интеграции образовательных областей и потребностей детей;

- взаимодействия с родителями воспитанников по трансляции им психолого-педагогических знаний.

Заключительный этап:

Подведение итогов реализации и составление презентации проекта.

План реализации проекта

Образовательная область

Виды детской деятельности

Социально-коммуникативное развитие

Беседы: «День Знаний», «Мы будущие школьники», «Правила поведения в школе», «Правила общения со сверстниками», «Что возьмем с собой в школу?», «Режим дня школьника» и т.д.

Беседы на тему безопасного поведения: «Телефоны помощи», «По дороге в школу», «Один дома», «Волшебные слова» и т.д.  

Обсуждение проблемных ситуаций: «Что делать, если ты порвал книгу?» «Что делать, если ты забыл дома пенал с ручками?» и т.п.   

Экскурсии:  

Экскурсия к зданию школы для знакомства с внешним видом школы, школьным двором

Знакомство со школой (виртуальная экскурсия по школе)

Магазин: отдел канцелярских товаров

Экскурсии к перекрестку и автобусной остановке (изучение ПДД)

Развлечение «Встреча с первоклассником»

Сюжетно-ролевые игры:

«Книжный магазин»

«В магазин за школьными принадлежностями»

«Школа»

Фотовыставка «Школьные годы чудесные» (фотоматериалы из семейных архивов)

Познавательное развитие

НОД: «Школа», «Школьные принадлежности», «Профессия –учитель»

Рассматривание предметных и сюжетных картин, отражающих школьную жизнь и беседы по их содержанию

Дидактические игры школьной тематики: «Для чего нужен предмет», «Найди отличия», «Что лишнее?», «Собери портфель», «Что нужно для работы?»

Лото «Школьные принадлежности»

Создание коллекций: «Ручки», «Ластики»

Отгадывание загадок о школе и школьных принадлежностях

Ознакомление с пословицами и поговорками русского народа об учении, знаниях и книгах (работа над пониманием смысла)

Речевое развитие

Чтение произведений художественной литературы о школьной жизни и учебе в школе (папка с подборкой произведений: Л.Толстой «Филипок», В. Осеева «Волшебное слово», Л. Воронкова «Подружки идут в школу», А. Алексин «Первый день», В. Голявкин «Путешественник», Е. Шварц «Первоклассница» и др.)

Рассказы педагога с показом иллюстраций о школе, учителях и школьных правилах

Составление описательных рассказов, рассказов по картине и серии сюжетных картин («Описание предмета», «В школу», «На уроке», др.)

Ситуативные беседы: «Почему нужно учиться?», «Вспомним, что мы видели на школьном дворе» и т.п.

Словесные игр: «Можно-нельзя», «Хорошо-плохо», «Продолжи…», «Бывает-не бывает» и др.

Художественно-эстетическое развитие

Изготовление «книжки-малышки» по теме «Школьные принадлежности»

Раскрашивание и штриховка предметных и сюжетных изображений школьной тематики

Физическое развитие

Гимнастика для глаз (профилактика утомления органов зрения)

Пальчиковая гимнастика для укрепления и расслабления мышц руки

Упражнения на развитие ручной и мелкой моторики («Завязывание узелков», «Нанизывание бус»,  «Игрушки-застегушки», «Шнуровки» и др.)

Работа с родителями

Анкетирование родителей «На пороге школы»

Групповое родительское собрание «Задачи обучения и воспитания детей на 2019-2020 учебный год»

Родительское собрание – круглый стол «Готовность ребенка к школе» (с участием учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя)

Практические занятия для обучения родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком в домашних условиях

Индивидуальные беседы с родителями по результатам коррекционно-педагогической работы с детьми

Индивидуальные консультации рекомендательного характера: ориентация родителей на соответствующий уровню развития ребенка вид дальнейшего обучения, информирование о вариативных формах обучения

Тематические консультации:

«Роль семьи в расширении представлений детей об окружающем»

«Формирование количественных представлений у дошкольников»

«Развитие навыков пространственной ориентировки»

«Подготовка руки к письму»

«Обучение детей составлению рассказов»

 «Мотивационная готовность к школе» и т.д.

Выставка познавательно-развивающей литературы для занятий с детьми

Электронная копилка заданий и упражнений для подготовки руки к письму

Наглядно-информационные материалы для родителей по подготовке ребенка к школе (консультации, рекомендации, советы):

 «Советы родителям будущих первоклассников»

 «Психологическая готовность детей к обучению в школе»

 «Какие игры использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»

«Собираем портфель первоклассника»

 «Рекомендации по сохранению здоровья младших школьников»

 «Советы родителям по выбору школы для ребенка» и др.

Памятки для родителей:

 «Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу»

«Тест для родителей на определение готовности ребенка к школе»

«Вопросы для беседы родителей с детьми «Что ребенок знает о себе и своей семье. Элементы самозащиты»

 «Учим ребенка рассказывать о себе и своей семье»

«Тест для дошкольников «Что я знаю о школе»»

Результаты реализации проекта:

Расширились представления о школе и деятельности детей в ней, о профессии учителя. 

Повысились интерес к процессу обучения и осознание детьми важности поступления в школу (в своих высказываниях и действиях демонстрируют желание учиться и стремление стать школьниками).

Дети закрепили правила поведения в общественных местах, правила общения и познакомились с основными правилами школьной жизни, демонстрируют понимание необходимости их соблюдения.

Обогатился и расширился словарь в рамках данной темы, улучшились коммуникативные навыки и навыки связной речи.

Отмечается индивидуальная положительная динамика в познавательном развитии, в формировании школьнозначимых функций, в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности у каждого воспитанника.

Возросла компетентность и активная позиция большинства родителей в отношении воспитания и предшкольной подготовки собственного ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование психолого-педагогической готовности к школе у детей подготовительной группы

Данная разработка применяется с целью подготовки детей к поступлению и успешному обучению в школе и оказания помощи родителям в вопросах формирования готовности детей к школьному обучению, может ...

Педагогическая мастерская "В школу с улыбкой"

Представленный материал позволит успешно сформировать у дошкольников подготовительных групп позитивную мотивацию и психологическую готовность к обучению в школе...

Педагогический проект "В школу с радостью"

Педагогический проект, направленный на расширение знаний детей и родителей об обучении в школе, развитие волевых качеств личности будущих школьников, что поможет детям понять и принять условные п...

Педагогические идеи научной школы Тамары Семёновны Комаровой

Цель исследования:изучить педагогические идеи научной школы Т.С.Комаровой и определить её местов теории и практике современного дошкольного образованияОбъект исследования: педагогические...

Родительское собрание на тему :"Психолого -Педагогическая готовность к школе. Кризис 7 лет."

Цель: формирование у родителей знаний о психолого-педагогическихособенностях детей семилетнего возраста.Задачи:- ознакомить родителей с возрастными особенностями детей 7-ми летнеговозраста в кризисный...

Педагогический проект "Театральная школа пешеходных наук"

Работа над проектом проводилась в рамках работы над темой самообразования....

Сценарий психолого - педагогической гостиной "В школу - вместе!"

Сценарий психолого-педагогической гостиной для родителей и детей подготовительной к школе группы предлагается вниманию педагогов - психологов  ДОУ...